Изяслав Ярославич родился в 1024 году и был старшим из переживших отца сыновей Ярослава Мудрого. В крещении — Дмитрий. При жизни Ярослава, Изяслав княжил в Турове (1042—1052) и Новгороде (1052—1054), а по отцовскому завещанию он получил киевский стол (1054 г.) и некоторое верховенство над братьями.
Поначалу, однако, Изяслав правил совместно со Святославом и Всеволодом. Братья сообща учинили пересмотр «Русской правды» Ярослава Мудрого, вместе принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, вместе воевали против торков и впервые объявившихся у русских границ половцев. В 1067 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич разграбил Новгород. Братья вместе пошли на него войной, взяли в плен и заточили в Киеве в «поруб» (темницу). Киевляне, похоже, не очень любили своего князя, а Изяслав взаимно не доверял им. Когда в 1068 году к Киеву в очередной раз подошли половцы, горожане потребовали от Изяслава выдать им оружие для обороны, но князь отказался сделать это. Тогда киевляне взбунтовались, выпустили из темницы Всеслава Полоцкого и вынудили Изяслава бежать в Польшу. Всеслав занял киевский стол. Через семь месяцев Изяслав вернулся с польским войском. Вышедший ему навстречу Всеслав бросил свою дружину и тайно бежал в Полоцк. Святослав и Всеволод примирили брата с горожанами, но тот все равно расправился с зачинщиками бунта.
К 1073 году «триумвират» Ярославичей распался. Изяслав поссорился с братьями, и те пошли на него войной. Киевляне не оказали никакой поддержки нелюбимому князю. В 1073 году Святослав Черниговский захватил Киев. Изяслав вновь бежал в Польшу, но был выдворен оттуда, поскольку поляки уже заключили союз со Святославом. Изяслав пытался найти поддержку у императора Генриха IV и даже у папы Григория VII, но безуспешно. Лишь в 1076 году, когда умер Святослав и его место занял Всеволод, Изяслав с польскими войсками двинулся на Киев. Всеволод предпочел примириться с братом и удалиться в Чернигов. Вскоре против Изяслава и Всеволода восстали князья-изгои Олег Святославич и Борис Вячеславич. 3 октября 1078 года у Нежатиной Нивы состоялась битва между ними и Ярославичами. Изгои были побеждены, однако ближе к концу сражения неприятельский всадник ударом копья в плечо убил Изяслава.
От многолетней деятельности князя Изяслава Ярославича остались замечательные сфрагистические памятники. В настоящей статье рассмотрим все известные на сегодняшний день типы вислых печатей князя Изяслава Ярославича.
Тип 1
Лицевая сторона. Княжеский знак, вокруг греческая благопожелательная надпись: «+КЕЯОТ'ЭДСЭДДУА- ДНМГТРГ'ЭД’» (Господи, помози рабу своему Дмитрию). Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона. Изображение св. Дмитрия Солунского в полный рост с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая надпись: «О-Д-Н», справа: «М-Н-Т-Р». Вокруг линейный ободок.
Диаметр — 26 мм. Место находки: Черниговская область, 2010 год. Хранится в частной коллекции (Севастополь) ([1], с. 11, рис. 4).
Зарегистрировано 2 экземпляра печатей данного типа, от 2-х пар матриц. Первая булла была найдена в 1962 году — в Новгороде ([4], с. 166, № 3). В первом томе свода древнерусских печатей академик В.А. Янин датировал ее периодом новгородского княжения Изяслава Ярославича (1052-1054).
Тип 2
Лицевая сторона. Греческая благопожелательная надпись в четыре строки: «+КЕRО-TWCWД-ДНМГТРГ-W», что является сокращением от «Господи, помози рабу твоему Дмитрию».
Оборотная сторона. Погрудное изображение св. Дмитрия Солунского с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая надпись: «О-Д-Н», справа: «М-Г- ТРГ». Вокруг точечный ободок.
Диаметр — 26 мм. Место находки: Черниговская область, Нежинский район, 2013 год. Хранится в частной коллекции (Севастополь) ([2], с. 23—25, рис. 1—2).
Зарегистрировано 4 экземпляра печатей данного типа от 2-х пар матриц. Топография находок: Киевская область — 2 экз, Черниговская область — 2 экз.
Этот тип печати имеет много общего с поздней печатью князя Ярослава Мудрого ([3], с. 140, тип 3в) не только по сокращениям в написании благопожелательной надписи на лицевой стороне, но и по стилистике изображения святых, а также в написании имен и знака АГИОС в виде «О». Из чего можно сделать вывод, что эти буллы были вырезаны одним резчиком и, вероятно, в течение небольшого промежутка времени. Можно предположить, что рассматриваемый тип печати Изяслава Ярославича бытовал либо в последние годы жизни Ярослава Мудрого, либо сразу после его смерти, то есть в первые годы правления Изяслава на киевском столе. Последнее более вероятно, так как известны вислые печати его старшего сына — новгородского князя Мстислава (Федора) Изяславича (1054— 1067) — аналогичного типа ([2], с. 24, рис. 4). Также известны аналогичные ранние печати черниговского князя Святослава (Николая) Ярославича 1054—1073 годов ([2], с. 24, рис. 5) и переяславского князя Всеволода (Андрея) Ярославича 1054—1073 годов ([2], с. 24, рис. 6).
Представляется очевидным, что одинаковый тип печатей у трех сыновей и наследников Ярослава Мудрого мог появиться в период «триумвирата». Впоследствии такого однообразия типов их печатей мы не наблюдаем.
Тип 3
Лицевая сторона. Восьмилепестковый цветок лотоса (лилии). Вокруг ободок сложной формы.
Оборотная сторона. Поясное изображение св. Дмитрия Солунского с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая надпись: «О-А-ГГ-О-С», справа: «Д-ГМН-ТРГ». Вокруг точечный ободок.
Диаметр — 35 мм. Место находки: Киевская область, 2011 год. Хранится в частной коллекции (Украина). Публикуется впервые.
Зарегистрировано 32 экземпляра печатей данного типа от 7-ми пар матриц. Топография находок: Киевская область — 10 экз, Черниговская область — 3 экз, г. Туров — 1 экз, г. Новгород — 1 экз, Новгородская область — 1 экз, Украина — 16 экз. Изображение лотоса на лицевой стороне печати имеет три разновидности — в зависимости от количества лепестков цветка: семь, восемь и девять ([4], с. 167, № 6—9). Цветок лотоса — это один из древнейших символов на нашей планете. Этот символ имеет солярный и лунарный аспекты. В христианстве цветок лотоса заменила белая лилия, которая связана с Марией как Царицей Небесной и символизирует плодородие и чистоту. В христианской традиции архангел Гавриил приносит Деве Марии лилию Благовещения.
Третий тип вислых печатей отнесен академиком В.Л. Яниным к киевскому периоду княжения Изяслава Ярославича ([4], с. 35).
Тип 4а
Лицевая сторона. Поясное изображение св. Дмитрия Солунского с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая надпись: «А-Г1-О-С», справа: «Д-1-МН- ТР1». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона. Поясное изображение Богоматери Оранты. По сторонам: «МР — OV». Вокруг точечный ободок.
Диаметр — 31 мм. Место находки: Украина, 2013 год. Хранится в частной коллекции (Украина). Публикуется впервые.
Зарегистрировано 12 экземпляров печатей данного типа от 4-х пар матриц. Топография находок. г. Киев — 1 экз., Киевская область — 2 экз, Черниговская область — 2 экз, г. Пинск, Брестская область — 1 экз, г. Новгород — 2 экз, Украина — 4 экз.
Тип 4б
Лицевая сторона. Поясное изображение св. Дмитрия Солунского с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая надпись: «О-Д-Н», справа: «М-НТ-Р1». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона. Поясное изображение Богоматери «Знамение» (с Иисусом на груди). По сторонам: «МР — OV». Вокруг точечный ободок.
Диаметр — 33 мм. Место находки: Киевская область, 2015 год. Хранится в частной коллекции (Украина) ([2], с. 24, рис. 10). Публикуется впервые.
Зарегистрировано 5 экземпляров печатей данного типа от одной пары матриц. Топография находок: Киевская область — 4 экз., Хмельницкая область — 1 экз.
Четвертый тип вислых печатей отнесен В.Л. Яниным и П.Г. Гайдуковым к позднему княжению Изяслава на киевском столе или к периоду его зарубежных скитаний ([5], с. 59, № 315). Самым поздним здесь, несомненно, является тип 4б (с изображением Богоматери «Знамение»).
В первом томе свода древнерусских печатей (1970) академик В.Л. Янин также отнес к периоду княжения Изяслава Ярославича вислые печати № 4 и № 5 (по своду).
Лицевая сторона. Солярный знак в виде четырехконечного креста. Вокруг тройной ободок — ряд крупных точек между двумя рядами мелких.
Оборотная сторона. Ростовое изображение князя в шапке с подвесками, спускающимися по сторонам лица, в одеянии, усыпанном бусинами (кольчугой?), на плечах князя плащ, застегнутый на левом плече крупной круглой фибулой или фолларой, в правой руке князя копье. Круговая надпись слева направо: «БОРН С — Т I OI О О». Вокруг точечный ободок.
Диаметр — 28 мм. Место нахождения: Черниговская область, Сосненский район, 2008 год. Хранится в частной коллекции (Севастополь) ([1], с. 10, рис. 1).
Атрибуция данной буллы князю Изяславу Ярославичу представляется достаточно спорной, так же как и прочтение В.Л. Яниным на одной из них имени Дмитрия. По своему графическому стилю исполнения (как на сребрениках Владимира второго типа) и отсутствию христианских символов она тяготеет, скорее всего, к началу XI века. Кроме того, на представленной булле хорошо читается имя «БОРНС». По мнению автора, данную буллу можно предположительно отнести князю Борису Владимировичу 1010-1015 годов ([1], с. 10-11).
Таким образом, на сегодняшний день зарегистрировано 54 экземпляра вислых печатей князя Изяслава Ярославича от 16-ти пар матриц, которые подразделяются на четыре типа и один подтип. Все они являются уникальными памятниками древнерусской сфрагистики и имеют большую научно-историческую ценность.
Игорь ЖУКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 125 (апрель 2015), стр.120