На карте мира давно исчезла страна под названием Персия. Но стоит сегодня произнести это слово, как в памяти возникают образы длиннобородых царей и чернобровых красавиц с миндалевидными глазами... — словом, все, что можно охарактеризовать одной фразой: «Пленительный аромат Востока».
Краткий очерк истории Ирана
Теперь Персию называют Ираном. На севере он граничит с Азербайджаном и Туркменистаном, на западе — с Ираком и Турцией, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. Здесь более пяти тысячелетий назад зародилась одна из старейших мировых цивилизаций — иранская. Эпоху бронзового века и ранних династий шумерских и вавилонских царей сменил «железный век» Ахеменидов (558—330 гг. до н. э.). Первый царь династии Ахеменидов Кир Великий объединил разрозненные ираноарийские племена в могучую державу с единой государственной религией — зороастризмом. Армии Кира завоевали весь Ближний Восток, отодвинув восточную границу государства к Инду, а при Дарии I (522—486 гг. до н. э.) Персидская империя простиралась от Греции и Аивии до реки Инд. В 330 году до н. э. государство Ахеменидов пало под ударами фаланг Александра Македонского. После его смерти Иран на некоторое время стал одной из восточных сатрапий государства Селевкидов, а затем был включен в состав Парфянского царства.
В 224 году н. э. Ардашир Папакан стал первым шахиншахом (перс. — царь царей) династии Сасанидов (224— 651 гг. н. э.). Правление Сасанидов было временем наивысшего расцвета домусульманского Ирана. Сасанидский Иран выступил преемником древних традиций и могущества персов эпохи Ахеменидов.
В первой половине VII века начинаются арабские набеги на Иран, и он был включен в состав халифата Омейядов. Главным итогом арабского завоевания считается распространение ислама, который стал одним из главнейших факторов в дальнейшем развитии иранской культуры.
По мере расширения Арабского халифата контроль центра над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий, и к первой четверти IX века Иран был уже фактически независим от арабов. Во второй половине XI века Персия подверглась нашествию тюрков-сельджуков, которые создали на ее территории государство Сельджукидов, вскоре распавшееся на несколько враждующих султанатов. В конце XII века иранские султанаты были захвачены хорезмшахом Текешем, а в 1220 году Началось вторжение армий Чингисхана. В 1380 году не успевшая еще прийти в себя страна была разгромлена войсками Тимура (1336—1405), основавшего династию Тимуридов, которые правили Персией почти 100 лет.
В конце XV века, после распада державы Тимуридов на историческую арену выходит новая сила. Шейх Сефи эд-Дин установил в Иране новую династию Сефевидов. Двес|ти лет правления этой династии считаются золотым веком в истории искусства Ирана — эпохой возрождения старых традиций сасанидского искусства, национального самосознания и государственности.
Многочисленные завоеватели так и не смогли уничтожить иранский этнос и его древнюю культуру — наоборот, пораженные ее глубиной, они стремились перенять ее лучшие черты и традиции. Сильнейшее влияние иранская культура оказала на искусство Индии эпохи Великих Моголов. Утонченное иранское искусство было не чуждо исконным врагам Ирана — туркам-османам. Султан Селим вел переписку с шахом Исмаилом I на персидском языке, сравнивая себя с Рустамом, а своего оппонента — с Афрасиабом, героями поэмы Фирдоуси «Шахнамэ». Одним из самых видных представителей династии Сефевидов был шах Аббас, вступивший на престол в 1587 году. Мудрый политик и талантливый полководец, он стремился превратить Иран в единое сильное государство. Это стало возможным благодаря усмирению внутренней оппозиции со стороны сепаратистски настроенной племенной знати, пресечению постоянных набегов воинственных узбеков, изгнанию португальцев из зоны Персидского залива, что, в свою очередь, укрепило торговлю. В 1603 году шах Аббас начал военные действия против Османской империи. Иранцы захватили Тебриз, Ауристан, часть Курдистана, Азербайджан, восточные провинции Армении и Грузии. Войны с Турцией 1616 и 1623—1624 годов завершились захватом Багдада и всего арабского Ирака со священными шиитскими городами Неджефом и Кербелой. Покровительствуя изящной словесности, искусству и ремеслу, шах Аббас собрал у себя лучших поэтов, художников, архитекторов и умельцев со всей страны. Производство драгоценных тканей, ковров, керамики и оружия вновь переживало расцвет. Сефевидское государство при шахе Аббасе достигло вершины своего могущества. Повелитель Ирана не раз обменивался посольствами с Московией (при царях Иване IV, Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове), Голландией, Францией, Испанией и Англией. Со смертью этого великого правителя в 1629 году процветающая Персия начинает клониться к упадку. В 1714 году под ударами афганцев пала династия Сефевидов и к власти пришёл будущий покоритель Индии Надир-шах Афшар, основавший династию Афшаридов.
С 1794 по 1925 год Ираном правила династия Каджаров. Правители этой последней в истории шахского Ирана династии стремились возродить былое величие своей страны. Особенно на этом поприще преуспел Фатх Али-шах Каджар (1797—1834). Основные усилия этого выдающегося правителя были направлены на возвеличивание шахской власти. Он даже присвоил себе древний титул «царь царей» и во всем пытался подражать легендарным правителям Ирана, воспетым в эпосе «Шахнаме». В период правления Фатх Али-шаха Каджара были созданы замечательные произведения масляной живописи и миниатюры. В области металлообработки иранские мастера создавали оружие и бытовые предметы, украшенные тонкой резьбой, золотой насечкой и расписной многоцветной эмалью.
Оружейное искусство Ирана
В Иране издревле существовало высокоразвитое оружейное производство. Иранские мастера оказали большое влияние на развитие многих видов оружия, бытовавшего в сопредельных странах, и, в свою очередь, использовали элементы украшения и технологию производства оружия стран-соседей.
В северо-западном регионе Ирана, граничившим с Кавказом, происходило смешение персидского стиля с кавказской манерой украшения оружия. Среднеазиатский оружейный стиль также довольно близок к иранскому в том, что касается типов и форм оружия. Схожесть в стиле и мотивах украшений затрудняет подчас возможность отнести тот или иной образец к искусству конкретной страны. Это сходство оправдывает появление объединяющих терминов «индо-персидский» и «турко-персидский» в восточном оружиеведении.
Наивысшего расцвета оружейное производство достигает в правление династии Сефевидов. Возрождаются оружейные центры, разгромленные Тимуром, главные из которых — города Исфахан, Тебриз, Керман и Хоросан. Оружие становится произведением искусства, объектом восхищения и коллекционирования. Иранское оружие украшено общим для всего исламского мира орнаментом — арабеской (ислями), представляющим собой причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, построенное на бесконечном повторении одного или нескольких фрагментов узора. Надписи на клинках, щитах и шлемах, выполненные одним из канонических почерков, например, куфи, содержали цитаты из орана или хадисов (жизнеописания пророка Мухаммеда, его деяния и высказывания) и воззвания к Аллаху. Орнаментика и надписи традиционно располагались в нижней части клинка (пяте) у самой рукояти. Короткие надписи размещались поперек клинка, а длинные шли вдоль обуха. Надписи на персидских клинках иногда содержат имя мастера, что, однако, далеко не всегда может помочь при атрибуции клинка: надпись либо выполнена по форме «работал такой-то», либо содержит заведомо ложную информацию. Примером этого может служить часто встречающееся имя Асадаллаха Исфахани (что означает «из города Исфахана»), ведущего оружейника шаха Аббаса (вторая половина XVI в.), на клинках более позднего времени, то есть имеет место использование известного имени для придания дополнительной ценности клинку. При этом далеко не всегда мастером осуществлялась попытка фальсификации подписи — наоборот, зачастую картуш с именем Асадаллаха выполнялся нарочито небрежно, как бы выполняя функцию «торговой марки».
Помимо растительного орнамента, на персидском оружии часто встречаются изображения животных и людей, что не являлось характерным для остального мусульманского мира. Одним из объяснений этого может служить тот факт, что иранцы принадлежали к шиитскому направлению ислама, которое, в отличие от более строгого суннитского, дозволяло изображения «идолов».
С XVII века рукояти и ножны стали украшать миниатюрной живописью. Наиболее часто встречаются изображения райского сада, юношей, девушек и охотничьих сюжетов. В каджарский период получает распространение украшение предметов вооружения драгоценными и полудрагоценными камнями. Помимо декоративных функций, каждый камень нес дополнительную смысловую нагрузку: нефрит — камень победы, жемчуг — символ чистоты, рубин — уста красавицы и так далее.
Иранские сабли и кинжалы отличались совершенством форм и великолепными боевыми качествами булатной стали. В ней сочетались красота, твердость, гибкость и возможность затачивать лезвие до поразительной остроты. Атрибуция иранского оружия весьма непростая задача. Сложность ее заключается в малом количестве сохранившихся ранних образцов холодного оружия. В Персию в большом количестве поступали индийские клинки, которые декорировались местными мастерами. В свою очередь, персидское оружие экспортировалось в Индию, Турцию и другие восточные страны. В государственных музейных собраниях и частных коллекциях сохранилось не так много образцов иранского оружия, изготовленного до XVI века. Лучшие сабли и кинжалы, выкованные из превосходного булата, относятся к эпохе Сефевидов. Они отличались изящной простотой и были украшены одним или двумя картушами с золотой насечкой. В эпоху Каджаров стиль украшения изменился. На поверхности клинков появляются обширные зоны, покрытые резьбой и насеченным золотом орнаментом, а также изображения растений, животных и людей. Плотная орнаментальная насыщенность в украшении клинков позволяет отнести их к более поздней эпохе. Именно в этом заключается различие между ранними сефевидскими клинками XVI—XVII веков и каджарскими клинками XIX века.
Иранское оружие
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных: Из Корана стих священный Писан золотом на них.
М.Ю. Лермонтов
Иранский оборонительный доспех во все времена считался одним из лучших и был повсеместно распространен в Аравии, Индии, Турции, Средней Азии, на Кавказе и даже в России. Основным его элементом в раннем средневековье был либо чешуйчатый доспех, либо кольчуга (зерех). На смену чешуйчатому доспеху пришел пластинчатый, кольчуга же продолжала использоваться вплоть до конца XIX века. Она не стесняла движений и предохраняла от скользящих ударов холодного оружия. У хороших кольчуг наиболее толстые и прочно склепанные кольца находились на груди, воротнике и плечах, то есть в наиболее уязвимых местах. Под кольчугу для смягчения ударов надевалась одежда из кожи или простеганной ткани. Кавказские, турецкие и русские кольчуги представляли собой сплошную рубаху, надеваемую через голову, с разрезом внизу для удобства всадника. Воротник у турецкой кольчуги был стоячим, так как в его кольца продевались кожаные ремни. Персидские и индийские кольчуги часто делались с разрезом от горла до низа и застегивались стальными крючками или ремешками с пряжками. Поверх кольчуги надевалось подобие очень широкого пояса из скрепленных между собой металлических пластин, ставших характерной для всего индо-персидского вооружения частью доспеха, — чар-айна, или чехар-а инэ («четыре зеркала»). Чар-айна состояла из четырех прямоугольных стальных пластин: две защищали грудь и спину, две другие — бока. Для обеспечения свободы движений рук боковые пластины делались короче. В единое целое пластины соединялись специальными петлями с проходящим сквозь них стержнем или ремнями с застежками. Пластины украшались золотой насечкой, резьбой или чеканкой. Этот тип доспеха был хорошо известен на Руси, где получил соответствующее название — зерцало.
Защита предплечий осуществлялась с помощью наручей — базубанд, или дастана. Это была изогнутая пластина, прикрывавшая внешнюю часть руки от запястья до локтя. Аевый наруч мог отсутствовать (если речь шла о пешем воине, вооруженном мечом и щитом) или носился всадником на руке, удерживавшей поводья. По своей конструкции наручи были двух типов. Первый состоял из двух соединенных петлями пластин, по своей форме повторявших предплечье. Внешняя пластина была длиннее внутренней. У второго типа наруча защита предплечья с внутренней стороны обеспечивалась двумя узкими продолговатыми пластинками, соединенными кольчужным полотном. Наручи снабжались кольчужными рукавицами. Персидский наруч отличался от индийского большей закругленностью локтевого края.
Защита головы обеспечивалась полусферическим шлемом — худ. Он был снабжен подвижной носовой стрелкой, двумя приклепанными к нему трубочками для перьев и пикой на макушке шлема. По его краю были пробиты
отверстия, к которым крепилась кольчужная бармица. По бокам она имела вырезы, а спереди и сзади свисала узкими треугольниками на грудь и спину. Бармицы поздних парадных шлемов состояли из не склепанных стальных и латунных колечек. Латунные колечки придавали шлему определенную декоративность.
Помимо классического полусферического шлема с пикой, встречались шлемы с навершием, выкованным в виде птичьей головы. Лобная часть шлема нередко украшалась выпуклым чеканным изображением солнечного диска антропоморфного типа или маской демона с рогами.
Персидский стальной щит — сипар — круглой формы, по краю имеет латунную оковку. На его лицевой выпуклой поверхности — четыре или более умбонов, снабженных рым-болтами и кольцами, к которым с внутренней стороны щита крепятся ременные петли. Внутренняя поверхность щита выложена многослойной простеганной тканью для смягчения ударов. Шлем, щит и наруч, как единый комплект, украшались сложным резным орнаментом с золотой насечкой.
Персидское происхождение имеет еще один вид оборонительного доспеха — юшман («джевшан») и бахтерец («бехтер»). Переиначенные на русский манер персидские названия говорят о хождении этого вида доспеха на Руси. Бахтерец и юшман состояли из горизонтальных пластин, находящих друг на друга и соединенных несколькими рядами кольчужных колец. Горизонтальные пластины и кольца, в свою очередь, собирали в вертикальные ряды. Подобный черепицеобразный стальной доспех был надежней для защиты, чем простой кольчужный. Бахтерец отличался от юшмана меньшей величиной пластин.
Сабля была известна в Иране уже в IX веке н. э., о чем свидетельствуют стенные росписи этого времени. Основной тип персидской сабли — шемшир — имел узкий, линзовидный в сечении клинок с плавным изгибом во второй трети. Характерными особенностями шемшира являются односторонняя заточка клинка, отсутствие елмани и долов, а также прямой обух. Ширина клинка у пяты составляла 2,5—3,5 см, а длина — в среднем до 80 см. Сильная кривизна клинка затрудняет возможность нанесения шемширом колющего удара, но она идеальна для рубки с оттяжкой. Материалом для иранских шемширов служила, главным образом, булатная сталь. По сравнению с турецкими саблями шемширы не столь богато украшены надписями. Зачастую они добавлялись турецкими мастерами и носили подчеркнуто персидский характер. Персидское происхождение клинка высоко ценилось владельцем.
Классический шемшир имеет присущую только ему оригинальную рукоять пистолетного типа с отогнутой на 90 градусов головкой. Рукоять слегка сужается к головке, покрытой металлическим колпачком с четырьмя язычками. Щечки рукояти обычно сделаны из кости или рога и крепятся к хвостовику клинка заклепками.
Более длинная головка, изогнутая по отношению к рукояти под острым углом, характерна для сирийских образцов, а рукоять с массивным бульбообразным навершием — для турецких. Различия формы концов крестовины позволяют отнести тот или иной шемшир к конкретной эпохе. Длинные, лопатообразно расширенные концы с отверстиями более характерны для эпохи Сефевидов XVI—XVII веков и Афшаридов начала XVIII века. Иногда встречаются крестовины с загнутыми в сторону клинка отростками в виде стилизованных голов дракона. Как правило, клинки с такими крестовинами имели меньший изгиб, чем классический шемшир, были широкими и массивными с расширением клинка к острию. На них присутствовали долы и глубоко гравированные надписи коранического содержания, а также клеймо с иранским львом.
Плавный изгиб клинка позволяет свободно помещать его в ножны, которые были всегда глухими в отличие от некоторых турецких ножен, у которых в верхней части со стороны обуха имелась длинная открытая щель, иногда прикрытая металлической накладкой на пружине. Монтировка ножен шемшира всегда стальная, а дерево, из которого они сделаны, обтянуто кожей.
Одним из видов иранских сабель является карабела. Она отличается от шемшира более широким клинком с долами, двусторонней заточкой у острия и елманью. Широкая и плоская рукоять украшена бороздками или валиками, идущими под углом друг к другу. Горизонтальные отростки крестовины отогнуты в сторону клинка. Навершие напоминает стилизованную птичью головку. Рукояти карабел делались из черного рога, слоновой кости и дерева, отложенного серебром. Металлические рукояти украшались в технике чеканки, чернения, гравировки и золочения. Встречаются рукояти из полудрагоценных камней — агата, оникса или нефрита с инкрустацией золотой проволокой. Широкое бытование карабелы получили в XVI— XVIII веках в Польше, Венгрии и странах-сателлитах Османской империи.
К основным видам персидских кинжалов и ножей относятся ханджар, кама, кваддара, пешкабз, кард и каруд.
Ханджар — арабское слово, означающее «кинжал». Кривой клинок ханджара имеет срединное ребро жесткости или долы. Острие ханджара может иметь усиление для пробивания кольчуги. Встречаются ханджары с клинком, расщепленным вблизи острия на три лезвия и более. Массивные рукояти делались из моржовой кости и украшались резными фигурами сасанидских царей в окружении придворных, семейными сценами с детьми и прислугой, а иногда эротическими сюжетами. Широко применялась для украшения рукояти и ножен ханджара многоцветная расписная эмаль.
В конце XVIII и на всем протяжении XIX века в Иране были широко распространены ханджары, рукоять и ножны которых сделаны из стали и украшены резными орнаментами, каллиграфическими надписями и охотничьими сюжетами.
Кард — это короткий, прямой нож с широким обухом и односторонней заточкой. Кард не затыкался за пояс, а привязывался к нему тонким шнуром. Встречаются карды с полым клинком и рукоятью, в которые вставлялся кард меньшего размера. Карды с мощным булатным клинком, имеющим усиление у острия (перс. «ноке махрути»), служили для пробивания доспехов. Наряду с такими, явно боевыми, ножами есть изящные карды небольшого размера с тонким клинком и рукоятью, украшенной многоцветной эмалью. Эти ножи предназначались для повседневной жизни. Тем более что по восточной традиции ножи к столу не подавались.
Круглая в сечении, рукоять карда сужалась к основанию клинка. Изготавливались рукояти из моржовой кости, рога или металла. Характерным украшением карда являлась гравировка или насечка золотом орнамента на пяте клинка и на шейке вблизи рукояти.
Распространенным видом коротко-клинкового оружия является пешкабз. Пешкабз — грозное оружие, созданное специально для пробивания кольчужного доспеха. Клинок пешкабза мог быть как прямым, так и слегка изогнутым с двойным изгибом и Т-образным обухом; рукоять плоская, состоящая из двух пластин из рога или кости. Средняя длина пешкабза — 25—30 см. На территории Средней Азии, Ирана и Северной Индии встречается оригинальный вид ножа — каруд, имеющий общие черты карда и пешкабза. С пешкабзом его роднит форма массивной рукояти, разложистый обух и широкая пята клинка с резким переходом к шиловидному острию. Отличием его от пешкабза является прямая форма клинка, имеющего слабый изгиб вблизи острия.
В арсенале иранского холодного оружия есть узнаваемый из-за своего большого размера кинжал — кваддара, который напоминает по форме кинжал бебут, увеличенный по сравнению со своим прототипом в два-три раза. Кваддары были распространенным оружием в конце эпохи Каджаров.
Материалом для их изготовления служила сталь и реже булат. Клинок декорировался персидскими надписями, выполненными золотой насечкой и выбитыми клеймами в виде стилизованной вазы, звездчатого диска или полумесяца.
В комплект вооружения персидского всадника входил топорик (табарзин). Боевые топорики были широко распространены не только в Иране, но и в Средней Азии и Индии после ее завоевания Надиршахом. В Османской империи такие топорики назывались балта. Они отличались от табарзина несколько иной формой, а именно — закруглением верхней части лезвия топора и глубоким вырезом в нижней части. Лезвие балты опущено к древку. Иранский топорик — табарзин — имеет более симметричную форму. Лезвие в форме клина и обух в виде наковальни, выступающий за древко и отделенный от лезвия глубокими бороздками. Общая длина табарзина колебалась от 45 до 65 см, длина лезвия составляла 7—12 см. Изготавливались седельные топорики из простой или булатной стали. Табарзины украшались глубокой резьбой и золотой насечкой.
В XIX веке получил распространение тип топора — секира — с одним или двумя полулунными лезвиями и обухом в виде стилизованной пасти лракона или наковальни. Ряд авторов относит эти легкие секиры к оружию дервишей. Орден странствующих дервишей (каландаров) был основан в середине XVI века шейхом Сефи эд-Дином и играл важную роль в духовной и военной жизни средневековой Персии. Одетые в лохмотья или звериные шкуры, обросшие волосами и с длинной бородой, дервиши странствовали по всему мусульманскому Востоку. Они просили подаяние, положив секиру на плечо. Их можно было встретить на городских площадях и в караван-сараях, где они предавались размышлениям или в экстазе кружились в странных плясках.
Древковое оружие представлено копьями и различного вида боевыми вилами — двузубцами и трезубцами — мезрак.
Огнестрельное оружие появилось в Иране довольно поздно, в конце XV века, и использовалось весьма незначительно. Ружья и пистолеты с ударно-кремневым замком, произведенные в Иране в XVII—XIX веках, основывались на турецких образцах. Высоко ценились ружейные стволы, произведенные в Иране. Они изготавливались из дамасской стали и украшались золотой насечкой или глубокой гравировкой.
Заканчивая обзор иранского оружия, следует сказать несколько слов и об оружии, создававшемся и использовавшемся в среднеазиатском регионе. Как уже отмечалось выше, во время захвата Ирана Тимуром, в Среднюю Азию были вывезены мастера основных оружейных центров — Хорасана, Исфахана, Тебриза. Таким образом иранская оружейная культура попала в среднеазиатский регион.
В среднеазиатском регионе использовался иранский тип сабли — шемшир. Для местных сабель характерно более пышное по сравнению с иранскими образцами убранство. Наиболее характерным украшением среднеазиатского оружия, особенно ножен, являются бирюза, многоцветная эмаль и золоченое серебро. На Востоке бирюза считалась камнем, способствующим успеху воина, а также предотвращающим падение с лошади. В переводе с персидского слово «бирюза» означает «победа».
В Средней Азии большой популярностью пользовался кард. От иранского прототипа его отличают серебряное навершие на конце рукояти, а также использование бирюзы в отделке. Кард погружался в ножны по самую рукоять, а навершие служило как бы крышкой. Серебряные ножны украшались резьбой и чернением в кавказской манере. Подобную работу выполняли мастера-отходники с Кавказа.
Евгений СКРАЛИВЕЦКИЙ
Выражаю благодарность энтузиасту и специалисту в изучении, коллекционировании и реставрации старинного оружия Сергею Кузнецову, любезно предоставившему предметы из своего собрания.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр.96