В связи с подготовкой нового издания книги-каталога о страховых досках удалось выявить новые сведения об изготовителях этих металлических предметов. Среди фирм, названия которых можно прочитать на знаках страховой защиты, оказались многие производители российской жестяной упаковки, плакатов, жетонов, икон и других коллекционных предметов, выполненных способом хромолитографии по жести.
Страховые доски представляют собой окрашенные в несколько цветов металлические таблички с названиями страховых учреждений. Акционерные страховые компании часто размещали на досках свои фирменные знаки (торговые марки), а губернские земства и городские общества взаимного от огня страхования — гербы губерний и городов, на территории которых они работали1. Для уточнения датировки старинных знаков страховой защиты большое значение имеет история предприятий, занимавшихся их изготовлением.
На более чем девяти десятках типов страховых досок, представленных в будущей книге-каталоге этих предметов, можно прочитать названия 18-ти производств, где они были изготовлены. Это фирмы В.Ф. Андерсена, Л. Баха, М. Кока и М. Бирмана, С.А. Трайнина, Г.А. Хаймовича, Фрица Шульце-младшего (все в Санкт-Петербурге), А.Ф. Азибера, В.В. Бонакера (в Москве), Д. Вальтуха (в Одессе), Э.К. Интце (в Риге), В. Ключицкого и М. Сосна (в Варшаве), М. Шимкевича (в Минске), С. Элиана (в Ревеле), Гофмана (в Новгороде), а также «Генеральное общество французской ваксы» (бывшие фабрики «А. Жако и К°» в Москве и Одессе), «Варшавская фабрика жести и жестяных изделий», Товарищество «Жесть» в Ревеле и Каслинский чугунолитейный завод.
Первые надписи о фирмах-изготовителях появляются в 1860-е годы на страховых табличках из латуни. Они выдавлены рельефом или контррельефом с помощью штампов. В конце 80—90-х годов XIX века страховые учреждения перешли на доски из жести, изготовленные способом хромолитографии. При этой технологии надписи о производителях рельефа не имеют и просто выделены контрастной с фоном краской.
На трех типах латунных досок внизу выбито штампом: «СПБУРГЪ Л. БАХЪ», «Л. БАХЪ СПБ» и «Л. БАХЪ С.П.Б.». В указателе российских предприятий на 1887 год отмечено, что Людвигу Баху принадлежало штамповочное заведение, «вновь устраиваемое» в Санкт-Петербурге по Кронверкскому проспекту, 55. Материал досок (латунь) и знание даты создания производства позволяют нам отнести таблички со штампом «Л. БАХЪ» к концу XIX века, но не ранее 1887 года. Фирма, скорее всего, работала недолго, так как жестяные доски и вообще какие-либо изделия с этой фамилией неизвестны, и в более поздних справочниках российских предприятий Л. Бах не упоминается.
В коллекциях собирателей досок находится 22 типа табличек, изготовленных петербургской фабрикой В.Ф. Андерсена. На ранних страховых досках фирмы, изготовленных из латуни для ряда акционерных обществ, читаются сделанные штампом надписи: «В А» или «В А СПБ» («Российское страховое от огня», «В А» («Москва»), «В. АНДЕРСЕНЪ С ПЕТЕРБУРГЕ» («Балтийское», «Россия», «Саламандра», Московское, «С. ПЕТЕРБУРГЕ. В. АНДЕРСЕНЪ» («Якорь»).
На поздних досках из жести производство Андерсена чаще называется хромолитографией по жести («ХРОМОЛИТ. по ЖЕСТИ»), а в шести случаях — фабрикой металлических изделий («ФАБР. МЕТАА. ИЗДЕЛIЙ»). На двух типах досок к словам «ХРОМО-ЛИТ. по ЖЕСТИ В. АНДЕРСЕНЪ» добавлено «НАСЛЕДНИКЕ О. МЮЛЛЕРЪ».
В книге «Весь Петербург на 1899 год» в алфавитном указателе жителей указан «Андерсен Василий Федорович, купец, Фонтанка 52-54. Фабрика металлических изделий и хромолитография по жести». Кроме того, упоминается фабрика металлических изделий «Андерсон, Фридрих», также располагавшаяся на Фонтанке, 54. Несмотря на разницу (на одну букву) в фамилиях владельцев, речь, видимо, шла об одном производстве.
Адрес Фонтанка, 54, тесно связан с событиями в русской культуре и истории. На этом месте сейчас стоит так называемый «Толстовский дом» с датой «1910» на одном из фасадов — сооружение мастера северного модерна архитектора Федора Аидваля, законченное им в 1912 году. Получился шикарный доходный дом с именитыми жильцами, одному из которых (князю М.М. Андроникову, по кличке Побирушка) в 1916 году было публично, через суд отказано в квартире из-за шумных визитов старца Григория Распутина.
Трудно представить, чтобы Андерсен продолжал изготавливать металлические изделия в здании, построенном Лидвалем. И действительно, в справочнике «Весь Петербург на 1914 год» владелицей дома 54 (и примыкающего № 52) указана графиня О.А. Толстая, а В.Ф. Андерсен не только среди предпринимателей, но и вообще среди жителей города не упоминается. Этот факт, а также то обстоятельство, что на всех жестяных табличках Андерсена указан петербургский адрес: Фонтанка, 54, дают основание сделать вывод о прекращении существования фирмы Андерсена после начала строительства дома на набережной в 1910 году.
На семи представленных в каталоге типах досок встречается фамилия одного из самых крупных и известных российских производителей жестяной упаковки — «Хаймовичъ».
Петербургский купец Григорий Абрамович Хаймович владел фабрикой жестяных и медных изделий, заводом белой жести и хромолитографией по жести. Размещалось все производство в собственном доме Хаймовича в Санкт-Петербурге: 5-я линия Васильевского острова, 66.
Фирма была основана в 1858 году. По описанию, размещенному в «Указателе по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде», на фабрике Хаймовича действовали паровая машина и газовый мотор; были заняты 250 мужчин и 50 женщин, работавших по 11,5 часов при средней заработной плате 1 рубль 25 копеек в день. Ежегодно ими производилось около миллиона разного рода жестяных коробок для кондитерских, парфюмерных, табачных, чайных товаров и консервов. Все сырье привозилось из Англии. Фабрика участвовала в выставках 1882 года в Москве, 1883 года в Риге, 1892 года в Париже и 1893 года в Брюсселе, где получала серебряные медали и дипломы.
На выставке 1896 года фирме Г.А. Хаимовича была присуждена серебряная медаль, а сам он попал в список «выдающихся участников». Авторы описания изделий Хаимовича подчеркивали, что его «плакаты рекламы, печатанные на жести, иногда изображающие целые картины, считаются наиболее выдающимися экспонатами». Речь шла о популярных в конце XIX — начале XX века красочных рекламных плакатах, изготовленных способом хромолитографии по жести. Разновидностью этих плакатов были жестяные страховые доски.
Год начала хромолитографического производства на фирме Хаимовича неизвестен. Найдены только сведения, что в 1887 году в Санкт-Петербурге «в Литейной части, 2 участка по Лиговке № 35» работало заведение купца Абрама Хаймовича, выделывающее «жестяные коробки для конфект, икры и оловянную бумагу для обертки чая», с газовым мотором в 8 лошадиных сил и 28 рабочими. Никаких других петербургских Хаймовичей, связанных в те годы с жестью, в адресных книгах Петербурга выявить не удалось, и не исключено, что Григорий Абрамович был сыном Абрама Хаймовича.
В 1907 году фирма Хаймовича превратилась в акционерное общество с основным капиталом в 1 миллион рублей, а ее бывший владелец стал членом правления компании. Число рабочих на фабрике выросло до 1000 человек, а ее годовой оборот превысил 1,8 миллиона рублей. На фабрике производились жестяные изделия: простые и печатные коробки, посуда, плакаты, футляры, фольга, капсюли и железная мебель. В советское время (1928 г.) по адресу, принадлежавшему ранее фабрике Г.А. Хаймовича, работал металлический завод «Штампожесть».
В числе выдающихся (по терминологии устроителей Всероссийской выставки 1896 г.) участников оказался и Самуил Аронович Трайнин, владелец петербургских заводов оцинкованного железа и белой луженой жести. Его продукция, представленная на выставке отдельной экспозицией, получила бронзовую медаль.
Фирма Трайнина появилась в 1889 году. В материалах выставки адресом ее конторы указан «С.-Петербург, Измайловский пр., 11 рота, № 11». По рекламным объявлениям 1904 года заводы Трайнина располагались в собственном доме на Рижском проспекте, 48. Этот адрес указан на табличках «Российского транспортного и страхового общества», приступившего к страхованию от огня в 1904 году, и Первого Российского общества. А на знаке учрежденного в 1911 году Общества взаимного от огня страхования в городе Орлове Вятской губернии стоит другой адрес: «МЕТАЛ. ИЗДЕЛIЙ С.А. ТРАЙНИНА. С. ПЕТЕРБУРГЬ, БОРОДИНЪ ПЕРЕУЛОКЪ 4/6 СОБСТ. ДОМЪ.». В адресной книге Санкт-Петербурга на 1915 год местом расположения заводов Трайнина указан «Петроград, за Нарвской заставой, Некрасовская ул. 4 и 6, соб. дом». Эти отрывочные адресные сведения, возможно, пригодятся в будущем для уточнения датировки изделий с надписью фирмы Трайнина. На сегодняшний день уверенно можно говорить только о том, что все 17 вошедших в каталог типов досок с фамилией Трайнин изготовлены не ранее 1889 года.
Две квартирные таблички акционерных обществ изготовлены фирмой «Кока М. и Бирман М.», созданной в 1870 году в Санкт-Петербурге Моисеем Кока и Меером Бирманом. К 1909 году фабрика «Кока М. и Бирман М.», находившаяся (вместе с хромолитографией по жести) на Обводном канале, 130, производила жестяной упаковки, штампованных металлических изделий и луженой железной посуды более чем на полмиллиона рублей ежегодно. В 1890-х годах компаньоны открыли вторую фабрику жестяных изделий в Харькове (в 1907 г. находилась на Харьковской набережной в собственном доме, 25 работах). В 1911 году М. Кока преобразовал дело в торговый дом с капиталом в 30 тысяч рублей. С 1913 года фирму возглавляли наследники — Абрам Моисеевич Кока и Самуил Меерович Бирман, но название фирмы осталось прежним.
Заканчивая обзор столичных фабрик, занимавшихся производством страховых досок, следует отметить важное обстоятельство: если на изделии есть слово «С.-Петербург», то это означает, что табличка была выпущена до 1915 года, поскольку в самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, город был переименован в Петроград, и слово «С.-Петербург» практически сразу исчезло из всех названий, включая адреса в надписях об изготовителях.
В начале XX века всероссийскую известность получила фамилия Жако, стоявшая на жестяных коробках для разного рода кремов, мазей, ваксы... и на выпускавшихся в огромном количестве многокрасочных иконах из жести, выполненных в технике хромолитографии.
История появления француза А. Жако в России началась двумя десятилетиями ранее. В июне 1881 года фабрикант ваксы Август-Фелиций Жако, единственный владелец торгового дома «А. Жако и К0», и торговый дом «Берту и К°» стали соучредителями созданного в Париже акционерного общества под названием «Генеральное общество французской ваксы». Уставный капитал компании составил 8 миллионов франков и был разделен на 16 тысяч акций, причем оба учредителя оставили за собой контроль над новой фирмой, получив по 7 тысяч акций. Взнос Жако в акционерное общество состоял из трех заводов, размещавшихся в Испании, Франции, Германии и... завода «в Одессе (Россия) на Молдаванке, со всеми зданиями и службами».
По уставу, целью нового общества являлась «эксплуатация торговых марок» учредителей, и в 1882-м купец А. Жако открыл под своей фамилией производство по изготовлению ваксы, чернил и мазей в Одессе. В 1887 году на его фабрике (Головковская улица, 57) работала паровая машина в 25 л. с. и было занято 54 рабочих. В 1910 году на фабрике трудились 400 рабочих, которые, среди прочего, изготавливали жестяные коробки для чая, консервов, табака, меда, кондитерских и галантерейных изделий и плакаты на жести.
Около 1884 года А. Жако основал производство ваксы, мазей и жестяных коробок в Москве. К 1887 году официальным владельцем московского заведения (Домниковская улица, 36; паровая машина в 20 л. с., 70 рабочих, годовой оборот — 120 тысяч рублей) являлось Генеральное общество французской ваксы. Не позднее 1896 года адресом фабрики становится Дербеновская (ныне Дербеневская) набережная, 36, в Кожевниках. В 1901 году московская контора Генерального общества располагалась в «Средних торговых рядах на Красной площади № 16», в 1908—1913 годах — там же, но под номерами 17—18.
В конце XIX века созданные Жако производства в Одессе и Москве носят одинаковое название: «Фабрика жестяных изделий, ваксы и печатня по металлу» и имеют одного владельца — Генеральное общество французской ваксы. В 1896 году годовой оборот московской фабрики составлял 1,2 миллиона рублей, а производила она «изделия из печатной и белой жести: чайницы, коробки для кондитерских, парфюмерных, аптекарских и других товаров, плакаты и пр.», за образцы которых получила золотую медаль на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1904 году на московской фабрике было занято более 800 рабочих.
Являясь собственником бывших фабрик Жако, Генеральное общество французской ваксы активно использовало его фамилию. Надписи «А. Жако и К0» и «А. Жако. Москва» встречаются на иконах и других предметах в технике хромолитографии по жести, датируемых 1899-м и более поздними годами. На обложке «Каталога на жестяные изделия с художественно исполненными рисунками», изданного Генеральным обществом французской ваксы в 1908 году, рядом со скромно набранным названием самого общества и ниже едва заметного слова «бывшее» крупными золотыми буквами выделено «А. ЖАКО и К°». В 1903 году телеграфный адрес Генерального общества обозначался как «Москва. Кожевники. Жако», а в 1917 году — «А. Жако. Москва». Страховые доски не были исключением — на восьми представленных в каталоге типах табличек написана фамилия Жако и только на двух — «ПЕЧАТНЯ ПО МЕТАЛЛУ ГЕНЕР. ОБЩ. ФРАНЦУЗСКОЙ ВАКСЫ».
В начале XX века периодически поднимался вопрос о необходимости борьбы с получившими широчайшее распространение иконами на жести, и в ходе обсуждений рядом с фамилией Жако постоянно звучала фамилия Бонакер. Их нередко считали владельцами одного производства2, а иногда называли немцами. На самом деле Жако и Бонакер были организаторами самостоятельных крупных
фабрик жестяной упаковки со схожим ассортиментом, а немцем был только один из них.
Прусский подданный Вилибальд Вильгельмович Бонакер основал свою фабрику изделий из печатной жести, сапожной ваксы и мази для чистки металлов в 1890 году. Располагалась она в Московском уезде, за Семеновской заставой в местности Благуша, в собственном доме на Николаевской улице.
Из описания производства Бонакера — также участника Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде: «При печатании по металлу применяется фототипия и трехкрасочная система. Экспонент указывает, что трехкрасочная система нигде
не существует, кроме его фабрики: печатаются только три краски, голубая, красная и желтая; выходят из этого сразу все возможные краски и оттенки, что составляет большую выгоду, так как по обыкновенному литографскому способу приходится печатать от 8 до 30 красок, чтобы достигнуть того же результата. При этой же системе не требуется дорогостоящей гравировки на камнях, которая заменена фотографией. Рабочих: 350 человек мужчин и 150 женщин; работают 11 часов; плата рабочим от 15 до 50 руб., мастерам до 200 руб. в месяц. При фабрике лечебница, с постоянными кроватями, под руководством доктора, и постоянный фельдшер. Производство около 15 миллионов жестяных коробок и изделий и 25 600 пудов ваксы, на сумму до 315 000 руб. В 1890 г. производство составляло только 71 000 руб., в 1893 — на 287 000 руб. Жженая кость, патока, купоросное масло и соляная кислота получаются в России. Жесть и олово, на 150 000 руб., из Англии, краски, на 3000 руб., из Германии. Сбыт в России, Германии, Австрии, Турции, Китае и Персии. На выставке печатного дела в 1895 г. в С.-Петербурге и с рыболовной 1895 г. в Москве, получены бронзовые медали. Изделия из печатной жести: коробки, плакаты, папиросницы, пепельницы, спичечницы, тарелки, циферблаты и проч. Вакса, сапожная мазь, металлическая мазь для чистки металлов».
Пока найдены четыре типа досок фабрики Бонакера. В 1901 — 1913 годах московское представительство фирмы располагалось в «Средних торговых рядах № 22», и этот адрес помог установить принадлежность к Бонакеру страховой доски Владимирского городского общества, на которой сохранились слова:
«...КОНТОРА ... СРЕДН1Е ТОРГОВЫЕ РЯДЫ № 22...» В мае 1911 года фирма Бонакера стала акционерным обществом, и естественно отнести типы табличек Уфимского городского общества и общества «Якорь» с надписью «АКЦ. О-ВО В. БОНАКЕРЪ» к последующему периоду.
В годы Первой мировой войны в фабричных цехах Бонакера проходила сборка французских авиадвигателей, а в советское время на месте фабрики выросло крупное производство авиадвигателей (ныне «НПЦ. газотурбостроения
«Салют», расположенный недалеко от павильона станции метро «Семеновская»).
С 1891 года в Москве работала фабрика жестяных изделий французского гражданина Армана Францевича Азибера3, в состав которой входила хромолитография по жести. Располагалась фабрика в районе Лефортово на Нижне-Хапиловской улице, 50 (в доме Свешниковой). В начале XX века на ней изготавливались жестяные литографированные коробки «для кондитерского, рыбного и красочного товара», бидоны для красок, масла и лаков. В 1912 году на ней было занято 160 рабочих, а годовое производство составляло 210 тысяч рублей.
В настоящее время выявлены пять типов страховых досок фабрики А.Ф. Азибера, три из них были изготовлены по заказу учрежденного в 1911 году Взаимного страхового общества «Русь».
Крупным отечественным изготовителем жестяной
упаковки и страховых досок была фабрика металлических изделий «Жесть» в городе Ревеле (современный Таллин). На 17-ти типах жестяных страховых досок сохранилась надпись «Т-во ЖЕСТЬ РЕВЕЛЬ» (с заключением слова «ЖЕСТЬ» в кавычки или без оного), а на табличке Бессарабского земства — «ФАБР. МЕТАЛ. ИЗДҌЛ. ХРОМОЛИТ. по ЖЕСТИ Т-во «ЖЕСТЬ» РЕВЕЛЬ». Данные об этом производстве удалось найти в адресной книге города Ревеля на 1915 год: «Ревельская фабрика жестяных изделий «Жесть». Кирпичная улица 9. Товарищество на вере. Заведующий инженер Блумберг». Всероссийскому масштабу деятельности фирмы способствовало то, что ее главная контора находилась в Санкт-Петербурге (Загородный пр., 45).
В том же Ревеле на Земляной улице с 1868 года работала небольшая фабрика металлических изделий С.Ю. Элиана, на которой были изготовлены четыре типа представленных в каталоге табличек. В 1909 году на ней было занято 30 рабочих, а годовое производство превысило 41 300 рублей.
В мае 1914 года «Одесские новости» написали, что в городе произошел «большой пожар на жестяном заводе Вальтуха, уничтоживший почти весь завод». По сведениям газеты, убыток от пожара исчислялся в 700 тысяч рублей и был значительно выше суммы, в которую застрахован завод». В газетном сообщении
речь идет о заводе, обозначенном на страховых досках двух типов как «ФАБРИКА МЕТАЛЛ. ИЗД. Д. ВАЛЬТУХЪ ОДЕССА». Восстановление производства (если оно произошло) требовало немалого времени, и в связи с начавшейся вскоре мировой войной датировать последние доски Вальтуха, возможно, будет правильнее 1914 годом.
Из справочника 1910 года: «Вальтухъ Д., торговый дом, фабрика металлических изделий и печатня по жести, осн. 1889 г. Местонахождение: г. Одесса. Главные изделия: изделия из жести и железа, коробки разные, плакаты, посуда, ведра, лоханки, чашки весовые и пр. Годовое производство: 400 тысяч рублей, рабочих 200».
На фасадных и квартирных досках Северного страхового общества встречается надпись «ХРОМО-ЛИТ. Э.К. ИНТЦЕ. РИГА». В 1909 году небольшая фабрика жестяных коробок и банок Э.К. Интце (40 рабочих) располагалась в Риге на Шлокской улице, 37.
У двух типов досок название фирмы-изготовителя отлито вместе с табличкой. На цинковом знаке Минского общества взаимного от огня страхования — «М. Шимкевич», а на чугунном фасадном знаке Северного страхового общества — клеймо «Касла», знак знаменитого художественным чугунным литьем Каслинского завода на Урале.
Сведения о представленных в каталоге одним типом доски фирмах В. Ключицкого и М. Сосна в Варшаве, М. Шимкевича в Минске, Фрица Шульце-младшего в Санкт-Петербурге, Гофмана в Новгороде и обозначенной на табличке как «Литография Варшавской фабрики жести и жестяных изделий в Варшаве Промысловая 17» пока не выявлены.
Приведенные в статье данные о фирмах-изготовителях во многом отрывочны, но собранные воедино они дают материал для более углубленных исследований. Перспективным направлением поисков являются прейскуранты и каталоги производителей жестяной упаковки, где могут оказаться изображения неизвестных коллекционерам типов табличек.
Владимир БОРЗЫХ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр.74