Музейный редкий предмет! Старинная ваза с ручной росписью. ИФЗ. Императорская Россия. Датировка 1860-1870 г.
Размеры: высота 30,8 см.
Марки: зеленая «А-II под короной».
Антикварная ваза имеет вытянутую форму, с плавным расширением к верху и устойчивое основание. В декоре использована цировка по краю. Украшением тулова вазы служит ручная полихромная роспись в виде садовых цветов - незабудок, дополненных позолоченным узором и «жемчужником», обрамляющим горловину вазы. Крытье низа имитирует натуральный мрамор в винном оттенке.
Ваза с цветочным декором принадлежит к безусловным произведениям Императорского фарфорового завода. В ходе проведенного искусствоведческого анализа и при сравнении с другими контрольными образцами- вазами русского императорского фарфора 1860- 1870-х гг. из собрания Государственного Эрмитажа как то:
- художественно-стилистические особенности;
- колористическая гамма исторических красок, тона монохромного крытья;
- манера нанесения живописных мазков;
-композиционное построение живописного сюжета,
очевидно, что художественное оформление ваз было исполнено на фарфоровой мануфактуре в Санкт-Петербурге в 1860-1870-е гг. С большой долей вероятности можно предположить, что ваза с цветочным декором входила в список вещей «Высочайших подношений» Императорской семье к традиционным праздникам Рождества и Пасхи. В художественном оформлении ваз главенствующее значение отведено великолепно скомпонованному в «пространстве» единого произведения цветочному декору. При внимательном рассмотрении, на первый взгляд довольно скромные цветки по стилистике и виртуозности исполнения принадлежат руке одного из ведущих художников цветочно - орнаментной живописи Императорского фарфорового завода. У основания тулова они словно переплетены с золотым кольцевидным орнаментом, имитирующем изящную изгородь, за которой зритель видит поднимающиеся вверх лилово-синие цветки, восходящие к незабудкам. Сам по себе этот сперва незаметный кольцевидный орнамент золота, нанесен уже после полихромной росписи и обжига. Как известно, золото наносится на заключительной стадии и живописец должен был учитывать этот факт, оставляя миллиметры незакрашенной поверхности таким образом, чтобы затем позолотчик смог создать геометрически выверенный золотой кольцевой орнамент - подобная «ювелирная» работа являет собой верх мастерства и профессионализма ее исполнителей. Малейшие отступления и асимметрия в расположении этих геометрически выверенных круговых сегментов мгновенно бросались бы в глаза, нарушая общую гармонию и слаженность всех частей.
Не менее трудоемка и работа по нанесению еще одного едва заметного декора в виде трех точек, равномерно распределенных по тулову вазы. Исполненный на вазе узор можно смело измерять циркулем, и все его части будут до миллиметра соответствовать друг другу без малейших сдвигов и отступлений. Этот узор восходит к технике «транслюсид» (прорезной узор с глазурью) или «рисовое зерно» (от франц. «grail1-de-riz»). Этот вид украшения перенятый русскими керамистами во Франции, в Лиможе, имитировал традиционный китайский прием 18 в.
К несомненным достоинствам вазы можно отнести качество наложения монохромного крытья сложного бордового цвета и его оттенка, имитирующие основание вазы в виде поделочного камня. Линия на границе ножки и тулова предмета из лепного позолоченного жемчужника имитирует бронзовые накладки, столько популярные для поделочного камня (яшмы, нефрита). В царствование Александра II как для декорировки ваз, так и сервизных ансамблей использовалась надглазурная живопись - обманка в виде малахита, реже лазурита и проч. полудрагоценных камней, черепахового панциря и проч. Живописцы этого периода демонстрировали виртуозное мастерство имитации другого материала в фарфоре. Ваза с цветочным декором - блестящее тому подтверждение. Тон этого крытья великолепно корреспондирует с цветочным декором на тулове вазы. Ваза исполнена в царствование императора Александра II - времени, когда на Императорском фарфоровом заводе широко используются деликатные, пастельные цвета сложных оттенков.
В эпоху историзма формы предметов, как правило, заимствовались с произведений европейского фарфора и итальянской майолики, широко представленной в собрании Зимнего Дворца. Все эксперименты формотворчества в фарфоре отвечали художественным поискам разностильного историзма. Администрация Императорского фарфорового завода, стараясь соответствовать вкусам времени, выполняла все пожелания «августейших» заказчиков, расширяя ассортимент изделий. Обобщая уже достигнутое, фарфористы создавали стилистически узнаваемые. по своему декоративному решению произведения. В период правления Александра II на заводе продолжалась эра блестящих исполнителей любого монаршего заказа. Фарфористы могли безудержно смело использовать в качестве источников вдохновения памятники разных эпох и народов и комбинировать их со своим художественным видением, вазы парные с декором в стиле «неоренессанс» служат блестящим тому подтверждением.
Мастера Императорского фарфорового завода оказались чрезвычайно восприимчивыми к открытиям, настроениям, художественным тенденциям времени, и в конечном итоге, сумев «переплавить» разнородные влияния, выработали свой собственный индивидуальный метод. Далекие от бездумного подражательства или копирования известных памятников, художники создали запоминающиеся «стильные» произведения, обогащенные историческими реминисценциями, к числу которых относится и ваза с цветочным декором. Ваза с цветочным декором, созданная на Императорском фарфоровом заводе в 1860-1870-е гг, является эффектным образцом убранства парадных и камерных дворцовых интерьеров. Она представляет большую историческую и художественную ценность и, несомненно, имеет музейное значение.