Недалеко от Киева, где вице-губернатором был князь Хованский, вверх по Днепру, в конце 18 века возникла фабрика фаянсовых изделий. Вот как об этом пишет в своём сочинении Н. Закревский «Описание Киева»: «На земле, принадлежащей городу, между пластами гор, близ Межигорья, в 1796 году замечена была фарфоровая и фаянсовая глина, из которой немец Краних сделал для образца несколько чашек и чайников…». В дальнейшем Киево - Межигорская фаянсовая фабрика. Образцовые изделия были представлены императрице Екатерине II и она изъявила сво1ё согласие на обустройство в Киеве фаянсовой фабрики. Но Указ об учреждении « близ Киева фабрики фаянсовых изделий, предоставляя для помещения оной остатки сгоревшего Межигорского монастыря ( в 1787г.)» подписывал в 1798г. уже её сын, Павел I.
Территория бывшего Межигорского монастыря.
В 1798 году Киевский магистрат приступил к устройству фабрики и приобретению машин. К этой фабрике было приписано 228 жителей казённого села Новые Петровцы, затем ещё 148 душ из деревни Валки. Плата им была положена тридцать шесть рублей в год. Но только в 1801 году началась выделка посуды. В 1803 году фабрика по решению Министерства внутренних дел была передана в распоряжение киевского губернатора Петра Панкратьева. Несмотря на заказы, предприятие было убыточным. Так, в 1805 году доход составлял 8.240 рублей, а убыток – 4.001 руб., почти половина.
А тут ещё случился пожар в 1810 году и все деревянные постройки и машины сгорели. И всё пришлось начинать заново. Благодаря неустанным заботам Киевского военного губернатора Милорадовича, выхлопотавшего из казны 200 тысяч рублей, фабрика уже в начале 1813 года смогла возобновить свою деятельность.
В 1813-1814гг. на фабрике значилось четыре стана при 283 рабочих . Выделывалось разной фаянсовой посуды на 101374 руб. В 1814 г. в Санкт-Петербург была доставлена большая партия фаянсовой посуды для продажи в открывшемся магазине и которая была высоко оценена покупателями.
Изделия Межигорской фабрики экспонировались на Петербургской выставке мануфактурных изделий в 1833г и на Московской – в 1835.
На Петербургской выставке были представлены: вазы белые, чаша суповая с крышкой, соусник, тарелки с голубой каймой и листьями, корзины белые и зелёные, лотки, молочники, прибор для паштетов и чайный, кофейник, сахарница, чашки чайные и чашка полоскательная.
По некоторым сведениям, на фабрике выпускались и фарфоровые изделия из местного каолина, но они встречаются крайне редко.
В 1822 году городской магистрат, разочаровавшись в своих надеждах получать большую прибыль с фабрики, передаёт её со всеми строениями угодьями, лесами и крестьянами в ведение Кабинета Его Величества, за что получает компенсацию в 90 тысяч рублей ассигнациями.
А ещё позже Указом от 25 августа 1848 года директору Стеклянного завода П.А. Языкову «повелено быть Управляющим Императорскими фарфоровыми, стеклянными заводами и Киево -Межигорской фаянсовой фабрикой».
Портрет Языкова. Управляющего Киево — Межигорской фабрикой
И до 1858 года она была в казённом заведении.
Устройство паровых машин в 1857 году не вносит особого улучшения в дела фабрики и в 1858 году «по причине скудости доходов» она сдаётся в аренду за 6 тыс. серебром киевским купцам Барским на 30 лет. В 1863 году аренда была прекращена. Фабрика неоднократно перепродавалась на торгах, а в 1875 была передана Киевской удельной конторе. Но работа на ней была прекращена еще в 1874 году. В этом же году она закрылась окончательно. Печи были потушены, остатки непокрытой глазурью посуды были сложены в кладовой и использовались для подарков именитым посетителям Межигорской обители, которая была восстановлена в 1884 году. Судя по чертежам, зарисовкам, планам, сделанным губернским архитектором Иваном Кедриным по перестройке фаянсовой фабрики в 1817 году, все было задумано и осуществлено с удобством для работы и процветания.
Фасад главного монастырского корпуса переделанного архитектором И. Кедриным.
И , казалось бы, что для этого нет препятствий ни для роста, ни для развития. Тем более, что изделия фабрики были хорошего качества, завоевали известность и пользовались спросом в самых различных кругах общества. Но халатное ведение дела, интриги, неусыпная опека со всех сторон, подрыв личной инициативы сгубило все дело. К началу 20 века от фабрики не осталось никаких следов. От интенсивного, некогда, производства фаянса осталось лишь огромное количество необожженой посуды, да надгробные плиты на старом монастырском кладбище с сохранившимися именами директоров фабрики 40-х годов: надворного советника и кавалера, имевшего знак отличия беспорочной службы 35 лет и бронзовую медаль за 1812 год О.М. Антонова, скончавшегося в 1841 г.; статского советника и кавалера, имевшего знак отличия беспорочной службы за 35 лет и бронзовую медаль за 1812 год С. Т .Крамалея, скончавшегося в 1846 г.; Иоанна Рейнгольд - Говениуса, скончавшегося в 1849 году, на 41 году от рождения.
Изделия фабрики.
Изделий Межигорской фабрики, несмотря на почти семидесятипятилетнее существование, сохранилось немного и все они не старше 30-50х годов 19 века. Самая богатая коллекция на начало 20 века принадлежала собирателю О. Г. Гансену. Все изделия по своему составу делятся на два типа. Часть их выдержана в стиле европейского искусства той эпохи, подражательная, а другая – в местном стиле, имеющем своеобразные особенности, придающие ей особое очарование.
Коллекция О.Г. Гансена.
Например, ваза в стиле ампир с крылатой женской и двумя египетскими головками вместо ушек, или молочник с вакхической сценкой, словно скопированной с барельефа. А вот – на вазе- выступает из белой глазури тонкий абрис танцовщицы, полный грации и красоты. Этот сюжет часто повторяется, но уже в другом цвете.
Ваза в стиле ампир.
Фабрика выпускала целый ряд сервизов и тарелок, являющихся образцами перехода к производству изделий самобытного местного характера.
Эти вещи делались по специальному заказу, на них часто встречаются гербы и монограммы заказчиков. Выпускались тарелки с изображением военных в мундирах эпохи 40-х годов, а также тарелки с изображением села Грузино, вотчины А. А. Аракчеева, государственного деятеля времён Александра I.Тарелки окаймлены жёлтым ободком с гравированным орнаментом из листьев и надписью на одной из них «Часть сада в Грузине и развалины строений князя Меньшикова», на другой – изображение дома и стихи. Подпись художника на французском языке – D. Stepanoff ( Д. Степанов).
Тарелки с изображением села Грузино, имения Аракчеева.
Характерный местный колорит носят тарелки с портретами писателей (Т. Шевченко, Кулиш), историка Н. Костомарова и других не менее известных деятелей. Портреты воспроизведены барельефом и покрыты однотонным фоном, реже - другим , например, темно-синим.
Тарелка с изображением Т. Шевченко.
По краям тарелок часто встречается орнамент, который можно назвать «межигорским» — вьющаяся трава повилика, растущая на полях Украины. Растительный, особенно лиственный – излюбленный узор Межигорья. Кувшины, увитые виноградной лозой, изображенной настолько искусно, что она кажется живой; а обвитые повиликой и дубовыми листьями, где ветка служит ручкой, поражают своей искусностью.
Кувшин и тазик для умывания.
Иногда на тарелках появляется другой рисунок- геометрический, из народного украинского орнамента. Так и кажется, что узор перешёл с вышитого рукава крестьянской женщины. Чаще всего эти тарелки были однотонными, без раскраски.
Тарелки геометрический рисунок
Межигорский фаянс.
Выпускались изделия церковного культа (кресты с изображением Христа, образы с картинами на евангельские сюжеты), но они считались не самыми лучшими по качеству изделиями фабрики.
Керамические лампады.
Ещё один вид изделий – статуэтки из бисквита.
Статуэтки из бисквита.
Межигорским изделиям характерен зелёный тон с бледно-голубыми бликами на выступах, переходящий почти в чёрный в углублениях; голубовато-сиреневый и белый. Полихромные вазы, тарелки с ярким набором белых, жёлтых и голубых тонов, сумеречной гаммой голубовато -синих узоров на сером фоне, с радостной ноткой зелёной узорчатой каймы; применялось и золочение. Реже встречаются изделия, окрашенные в серо-кофейные и жёлтые цвета.
Тарелка зеленого (муравленного) цвета с растительным рельефом.
Мастера и художники.
Говоря о красоте созданного на Межигорской фаянсовой фабрике, нельзя не упомянуть тех мастеров и художников, работавших на ней. Первым мастером был немец Краних, изготовивший первые изделия. Из этого можно сделать вывод о том, что первые мастера выписывались из Германии. Жалование директора было — 4тыс. рублей в год.
На формирование стиля изделий оказали мастера Христиан и Карл Вимеры, П. П. Беденко и И. И. Ермоленко, работающие на фабрике с 1815 года. Они занимались улучшением фаянсовой массы. Она имела белый, мраморный и кремовый оттенок. Гравёрами на фабрике были: Д.И. Степанов (D.Stepanoff), И.А. Иванов (I.Ivanoff) (1780-1842), Schwarz (1853г.). Д. И. Степанов трудился на фабрике с 1826 года и занимался преподаванием гравировки. Выпускалось около 120 видов фаянсовой продукции, которая пользовалась спросом не только в России, но и во Франции. Мастера фабрики сумели создать оригинальные модели посуды, ваз, скульптуры и оставили заметный след в развитии декоративно-прикладного искусства.
Изделия Межигорской фабрики
Клейма.
В приведённой ниже таблице даны все известные клейма Межигорской фабрики. Большинство изделий были снабжены вдавленной в тесто надписи «Киев» или «Межигорье» с указанием года и месяца выделки.
На некоторых ставился печатный голубого цвета государственный герб (в подражание английским) или одна корона.
Марки на фаянсе Киево — Межигорская фабрика
Клейма Киево - Межигорской фаянсовой фабрики.
Хотите продать предмет с клеймом «Киево-Межигорский фаянсовый завод» ?
Выкупим Ваши произведения искусства.
Оценка проводится бесплатно. Для предварительной оценки отправьте фото.
Вы получите деньги наличными или на карту сразу в момент сделки.
Мы готовы выкупить изделие в нашем салоне г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 37 стр. 1
Вы можете отправить заявку и фотографии для оценки на номер: