С последней четверти XIX века по 1930-е годы стекольное производство во Франции переживает небывалый подъем. В течение 50 лет, полностью захватывая эпоху ар-нуво и затем ар-деко, Франция является законодателем моды на цветное и бесцветное стекло. Технические инновации, новые стилистические находки, использование самых разнообразных техник и, главное, целая плеяда гениальных и талантливых художников-мастеров стекольного дела от Эжена Руссо и Эмиля Халле до Рене Лалика, Шарля Шнайдера и Мориса Марино — все это выводит францию на новый, самый высокий уровень.
История стекольной мануфактуры «Шнайдер» тесно связана с судьбами двух братьев Шнайдеров — Шарля (1881 г. р.) и Эрнеста (1877 г. р.), а также их сестры Эрнестины (1875 г. р.). После поражения Франции в 1871 году в войне с Германией и отхода Германии Эльзаса и части Лотарингии, семья Шнайдер, как и большинство французских беженцев, нашла убежище в окрестностях города Нанси. Нанси в конце XIX века переживает значительный экономический подъем и становится одним из важнейших городов западной Франции. Это внезапное и интенсивное развитие дает толчок к появлению прослойки зажиточной буржуазии. Процветание Нанси способствует тому, что люди творческих профессий могут приложить свои таланты в сфере промышленности и торговли. Строятся великолепные здания и дома для буржуа с интерьерами в стиле ар-нуво. Нанси становится столицей этого нового стиля, яркими представителями которого являются основатели знаменитой Школы Нанси — Эмиль Галле, братья Дом, Луи Мажорель.
С 1902 года Эрнест Шнайдер работает коммерческим представителем на мануфактуре братьев Дом, которая после смерти Эмиля Галле в 1904 году становится самым крупным стекольным производством в стране. Шарль Шнайдер начинает свою профессиональную карьеру у братьев Дом еще раньше, в 1898 году. Он совмещает должность модельщика со статусом фрилансера, создавая модели ваз и следя за их изготовлением. У Дом Шарль обучается в ателье гравировки и декора, посещает курсы моделировки и рисунка Анри Берже. Одновременно и до 1904 года он учится в школе изящных искусств Нанси у Жюля Ларшера на курсе «рисунка, живописи и декоративной композиции». Для повышения квалификации в 1904 году Шарль записывается на курсы живописи и в ателье гравировки на медали парижской Национальной школы изящных искусств. В 1905 году при поддержке Антонена Дома Шарль добивается стипендии от города Нанси. С 1906 года он регулярно выставляет в Париже на салоне Общества французских художников, в разделе «гравировка», модели медалей, бронзовые плакетки и камеи из стекла. В Музее изящных искусств города Нанси хранится чаша из стеклянного теста, созданная Шарлем во время работы у братьев Дом. На ней изображена змея среди колючих веток и плодов ежевики. Это один из тех редких примеров, когда изделие мануфактуры несет на себе и подпись художника: чаша подписана «Schneider Nancy» и «Daum Nancy» (ил. 1).
В 1911 — 1912 годах братья Шнайдер уходят от братьев Дом: Эрнест — с должности коммерческого директора, Шарль — с позиции креативного директора. Опыт, полученный братьями, давал возможность открыть собственное дело. Имея за плечами солидное художественное образование и большой коммерческий опыт, братья задаются целью производить вещи в эстетике самых новейших художественных течений, отвечающие вкусам самой широкой клиентуры и при этом рентабельные с экономической точки зрения. Именно формы и цвета стиля ар-деко позволят полностью реализовать творческие задачи, которые братья поставили перед собой.
В марте 1913 года братья Шнайдер и их друг из Эльзаса, архитектор Генри Вольф, покупают маленькое стекольное предприятие в Эпине-сюр-Сене, на севере Парижа. Новое предприятие получило название Verrerie Schneider (мануфактура «Шнайдер»).. В производстве было задействовано около двух десятков рабочих, перешедших к Шнайдерам от братьев Мюллер и братьев Дом. В начале пути мануфактура производила стекло для фармацевтической и парфюмерной промышленности, а также фантазийное стекло с природными декорами в стиле ар-нуво (вазы с росписью эмалями). Начало Первой мировой войны временно положило конец активности фирмы, которая закрылась в 1914 году и возобновила свою деятельность только в 1917-м. В 1918 году наряду с утилитарным начинается выпуск художественного стекла. Большинство рабочих, включая несколько высококлассных специалистов мануфактуры братьев Дом, возвращаются на фабрику. Чтобы предприятие продолжало работать, братья Шнайдер были вынуждены прибегнуть к заемным средствам. Группа англо-канадских инвесторов полностью взяла управление предприятием на себя, хотя формально управляющим числился Эрнест Шнайдер. Интересы братьев, которые хотели реинвестировать в предприятие, шли вразрез с интересами инвесторов, которых интересовали только финансовые показатели. Только в 1922 году благодаря помощи друзей и родственников полное управление предприятием окончательно переходит к Шнайдерам.
Утилитарные изделия, такие как тарелки, стаканы, бокалы, поначалу занимали значительное место в продукции компании, что, конечно же, не удовлетворяло творческие амбиции Шарля Шнайдера. Он презрительно называл их «барахлом». Но именно доходы с их производства позволили фирме перейти на изготовление только художественного стекла.
Художественное стекло выпускалось под двумя разными марками: «Schneider» и «Бе Verre Fran^ais». Обычно коллекционеры отдают предпочтение либо одной, либо другой марке, хотя в настоящее время растет популярность с ее графическими и декоративными мотивами. Продукция, подписанная «Бе Verre FranQais», в основном шла на экспорт в Америку. Обобщенное название «Le Verre Franpais» ... (в переводе — «Французское стекло») плохо запоминалось американскими потребителями, и братья Шнайдер ввели в оборот третью марку — и «Charder» (сокращение от Charles Schneider). В 1929 году, из-за экономических соображений и, частично, чтобы удовлетворить спрос на прессованное стекло, фирма была вынуждена запустить линию прессованного стекла. Предметы данной линии были монохромные, окрашенные в массе, зачастую малоинтересные с художественной точки зрения из-за их максимального упрощения и отсутствия индивидуальности, за исключением нескольких моделей с декором в сложном рельефе. На изделиях этой линии стоит подпись «Verсais» (сокращение от «Le Verre Franсais»).
Мануфактура «Шнайдер» была чрезвычайно успешной с самого начала. Чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос, фирма расширялась, инвестировала в развитие, нанимала новый персонал. Хотя мануфактура и производила серийную продукцию, серии были достаточно небольшими, в отличие, например, от большинства серий Лалик. У Шнайдеров было собственное ателье по производству предметов из металла — осветительных приборов (люстр, ночников, настольных ламп), кованых ножек для ваз и чаш, а также металлических форм, в которые непосредственно выдувались вазы и чаши. Кроме того, предприятие поставляло плафоны для осветительных приборов для других производителей. В ателье стеклодувов около 20 человек работало над дорогими и сложными предметами из линии «Schneider». В ателье гравировки кислотой и колесом также работало около 20 специалистов. Существовало и ателье по производству витражей, которые делались на экспорт в США и Южную Америку. Очень важную роль в производстве играла собственная химическая лаборатория.
К 1925 году мануфактура стала крупнейшим стекольным предприятием во Франции, на котором работало около 500 человек. Большая часть производства фабрики была ориентирована на экспорт. Учитывая тот успех, который имела продукция мануфактуры в 20-х годах, необычным является тот факт, что фирма не использовала рекламу и методики продвижения товара. Мануфактура не присутствовала на Салонах, в журналах и газетах того времени практически отсутствует информация о продукции фирмы, в то время как другие стекольные производства широко рекламировали свою продукцию в средствах массовой информации. Видимо, каналов дистрибуции было достаточно для успешных продаж и высокого уровня узнаваемости. Фирма продавала продукцию через собственные магазины, через крупных ретейлеров, арт-галереи, ювелирные магазины, имела широкую сеть дистрибьюторов и штат торговых представителей. Ежегодно мануфактура выпускала каталоги продукции, отправляемые дистрибьюторам перед приездом коммерческих представителей. Торговые представители посещали клиентов, презентовали новые коллекции и принимали заказы. Как и у братьев Дом, продукцию перевозили в чемоданах по железной дороге. Из-за дефицита места образцы делались в виде чаш, которые вставлялись одна в другую. Клиентами и покупателями стекла «Шнайдер» были представители буржуазии и либералы с уровнем доходов выше среднего, которые могли позволить себе дорогие вещи. Основными промоутерами мануфактуры выступали художественные ателье парижских универмагов, «больших магазинов», таких как «Galerie Lafayette», «Samaritaine», «Printemps», «Bon Marche», для которых Шарль Шнайдер специально создавал модели. Некоторые вещи были специально выставлены в витринах для тестовой проверки вкусов аудитории и рынка перед началом выпуска полной коллекции. В США одним из крупнейших дистрибьюторов был магазин братьев Овингтон на 5-й авеню в Нью-Йорке: часто название магазина «Ovington» наносилось в пескоструйной технике на донышко изделий, реже — на ножку. То же практиковалось и для других фирменных магазинов: «Stewart» и «Altman» в Нью-Йорке, «De Backer-Van Camp» в Брюсселе, «Finnigan’s» в Лондоне. Чтобы привлечь новых клиентов, мануфактура участвовала в международных выставках.
Фирма инвестировала значительные суммы для участия в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Мануфактура была ответственной за освещение и витражи для трех из четырех «Башен вин Франции». Шарль Шнайдер был в составе жюри, а три сотрудника мануфактуры были отмечены призами. Выставка имела широкий резонанс и способствовала росту популярности этой линии за пределами Франции. По воспоминаниям современников, мануфактура «Шнайдер» представила серию ваз и чаш в технике межслойной декорации. Это были настоящие произведения искусства, по качеству сравнимые с лучшими предметами Эмиля Галле и братьев Дом. На стенде «Обучение» фирма демонстрировала различные процессы производства, работу гравера колесом, работу над витражами. Выставка 1925 года послужила новым трамплином для фирмы, которая в течение нескольких лет являлась самым большим стекольным производством во Франции.
Без сомнения, главным на мануфактуре был Шарль Шнайдер (ил. 2). Впервые в истории стекла автором всей линейки продукции столь крупного предприятия являлся всего лишь один человек. У семьи Шнайдер не было специального бюро, где работали скульпторы, модельщики и художники, мануфактура никогда не попадала в ситуацию, когда модель не могла быть воспроизведена в стекле по причине того, что художник, который ее создал, не понимал производственные процессы. В отличие от других предприятий того времени, которые использовали труд наемных творческих работников, Шарль Шнайдер единолично создавал все модели, которые производила его мануфактура. Известно более нескольких тысяч эскизов моделей, которые хранятся в семье Шнайдер. Для каждой модели Шарль выбирал форму, которая идеально сочеталась с декором и цветом, позже лично наблюдая за их реализацией стеклодувами и граверами. Необыкновенное многообразие форм и цветов в первую очередь выделяло фирму на фоне других предприятий того времени.
На становление Шарля Шнайдера как художника огромное влияние оказала артистическая и богемная атмосфера Парижа, где с 1899 года он жил и учился. Шнайдер посещал парижские Салоны, его увлекали новые художественные течения — кубизм, футуризм, орфизм, которые, используя традиционную перспективу, добавляли, кроме цвета, движение, динамику и свет. Безусловно, Шарль Шнайдер испытал сильное влияние фовистов — Дюфи, Дерэна, Матисса, Вламинка, для которых основным является цвет, чистый и ясный. Позже, с помощью опытных и талантливых химиков, Шнайдер придумывает самые разнообразные и необычные цвета. Оригинальность их исследований заключалась в том, что в лаборатории специально создавался такой спектр цветовых оттенков, искусственных и нарочито декоративных, который был далек от палитры натуральных цветов, созданных природой. Это было необычно и даже шокирующе для того времени, когда еще сильно было влияние стиля ар-нуво.
Сразу после основания мануфактуры Шарль Шнайдер, считавший своим духовным учителем Эмиля Галле и воспитанный на принципах Школы Нанси, еще продолжал использовать ее флоральные и натуралистические мотивы. Но очень быстро он находит свой путь. Применяя и перерабатывая техники и мотивы ар-нуво, мануфактура начинает выпуск оригинальных, в абсолютно новой эстетике, предметов, которые сразу отличают ее продукцию от продукции конкурентов (ил. 3). Шарль Шнайдер был своего рода революционером, первым разработав новую концепцию декора с его крайней стилизованностью и стремлением к ярким, экстравагантным оттенкам (ил. 4). Таким образом, используя смелые цвета, упрощенные декоры, порой доходящие до абстракции, разнообразие форм, делающих его изделия гармоничными и элегантными, Шарль Шнайдер очаровывает искушенную публику. Предметы его мануфактуры пользовались огромной популярностью как на родине, так и за рубежом, являясь одними из лучших в стекольном производстве эпохи ар-деко во Франции.
Интерьерные изделия братьев Шнайдер стали «хитом номер один» и в Америке. Большие и эффектные, вазы мануфактуры были центром притяжения в гостиных, обставленных мебелью в стиле ар-деко. На иллюстрациях гостиных из модных журналов тех лет среди ламп и статуэток можно увидеть лампы и вазы мануфактуры «Шнайдер», высокие, массивные, привлекающие внимание. В 1939 году американский дизайнер Дороти Дрэпер в своем руководстве «Декорировать — это весело!» писала, что гостиная является самым важным местом в доме, своего рода сценой. И совершенно необходимо подобрать правильные аксессуары для ее декорирования, чтобы достигнуть максимального визуального эффекта. Дороти так писала о вазах братьев Шнайдер: «Эти предметы и есть цвет вашей жизни. Они заслуживают своего места». Визитной карточкой мануфактуры c 1918 года стали чаши на ножке, которые часто использовали для оформления интерьеров в стилистике ар-деко, ставя их на буфеты, столы или этажерки.
Техники и приемы, использовавшиеся для производства художественного стекла на мануфактуре «Шнайдер»
Многочисленные изобретения XIX века, ускорение процессов индустриализации, развитие автоматизации — все это в совокупности оказывало большое влияние на процессы стекольного производства. Технические инновации упрощали различные этапы производства стекла, давая выигрыш во времени благодаря лучшей организации труда. Тем не менее в первую очередь именно основная творческая идея художника, а затем ловкость стеклодувов и граверов оставались основополагающими при изготовлении изделия. Предметы мануфактур, которые не могли похвастаться талантливыми креативными директорами, были малоинтересны с художественной точки зрения, продавались по доступным ценам и предназначались для массового потребителя. Все вышеизложенное в полной мере касалось и мануфактуры «Шнайдер». Поскольку все изделия мануфактуры, за редким исключением, выдувались свободно, а не в форму, очень многое зависело именно от мастерства стеклодувов. Конечно, они работали, опираясь на основные данные по размерам, форме, декору, цветам, но каждая вещь из серии несла на себе индивидуальный отпечаток мастера, который ее сделал. Две вазы одного размера будут отличаться по форме, объему, текстуре стекла, интенсивности и распределению стеклянной пудры, которая использовалась при их производстве. Каждое изделие мануфактуры «Шнайдер» уникально.
После 1918 года, когда доставка цветного сырья из Богемии стала практически невыполнимой задачей, Шарль Шнайдер первым среди конкурентов понял важность производства собственного цветного стекла. Мануфактура начала сама производить сырье — как базовое бесцветное стекло, так и цветное стекло, на которое делался основной акцент и палитра которого достигала более 20 цветов и оттенков. На мануфактуре существовала собственная химическая лаборатория во главе с талантливым химиком М. Бабилем, выпускником Севрской национальной школы керамики. Все цветное стекло, импортируемое из Богемии, тщательно анализировалось и воспроизводилось в стенах лаборатории. Все полученные цвета скрупулезно проверялись и каталогизировались. Также шла работа над созданием новых цветов и оттенков. Каждому процессу плавления присваивался свой номер и техническая спецификация. За десять лет, с 1918 по 1928 год, документально зафиксировано около 5500 плавлений. Рабочие тетради дают, например, информацию, какие цвета являлись доминирующими в производстве в тот или иной год (за основу брали количество килограмм стеклянной пудры определенного цвета, произведенной в этот год). Например, в 1926 году основными были «оранжевое танго», опаловый желтый, фиолетовый, красно-золотой и желтый «новый». Эта исследовательская и аналитическая работа была ежедневной для лаборатории вплоть до 1931 года, когда были остановлены печи. Наличие собственных стеклянных пудр позволяло мануфактуре не зависеть от поставщиков и являлось чрезвычайно выгодным с экономической точки зрения. В химической лаборатории были созданы цвета, которые стали фирменными цветами мануфактуры — так называемые желтый 1, желтый «новый» и «танго» (яркий красно-оранжево-розовый) (ил. 5).
Самой распространенной техникой, ставшей своеобразной визитной карточкой мануфактуры, была техника цветной стеклянной пудры, распределенной между двумя слоями бесцветного стекла. Подчеркивая прозрачность стекла и игру цветов, эта техника позволяла создавать бесчисленные вариации, имитируя нефрит, яшму, мрамор или панцирь черепахи. Братья Дом впервые использовали этот прием при подготовке к Международной выставке в Париже в 1900 году как ответ Эмилю Галле. Мануфактура хотела показать, как при небольшой стоимости можно получить различные декоративные эффекты. Безусловно, Галле знал о технологии стеклянной пудры, но она его абсолютно не интересовала, поскольку при создании своих произведений он применял куда более сложные и дорогостоящие техники. Мануфактура братьев Дом широко использовала стеклянные цветные пудры, создавая беспредметные декоры, не связанные ни с пейзажами, ни с флоральными или природными мотивами, ставя именно цвет во главу угла. В поисках названия для своих изделий с использованием цветных стеклянных пудр братья Дом обратились к миру минералов, а конкретно — к нефриту, следуя давней традиции его имитации, которая пришла из античного стекла и, позже, из китайского фарфора. Шарль Шнайдер позаимствовал у Дом термин «нефритовое стекло», который он использовал для большей части своей продукции, а также развил и усовершенствовал саму технику.
Цветная стеклянная пудра тщательно отмерялась, дозировалась и рассыпалась на гладком горячем чугунном столе, катальнике, на котором катали баночку — полый стеклянный шарик горячего стекла, используемый в качестве предварительной заготовки. После того как пудра
вплавлялась в стекло, заготовку снова разогревали в печи, покрывали ее новым слоем бесцветного стекла и снова катали на катальнике с цветной стеклянной пудрой. По другой технологии для окраски стекла использовалась баночка с маленькими отверстиями, в которой находилась стеклянная пудра. Точечно «припудривались» только определенные места на слое уже рассыпанной стеклянной пудры основного цвета, подчеркивая таким образом контуры, которые надо было выделить. Если на слой рассыпанной стеклянной пудры в разных местах клали мелкую стеклянную крошку, то получали эффект «пестрого» или «пятнистого» «пудрового стекла». В отдельных случаях цветными пудрами покрывался и последний слой стекла.
В таком случае, несмотря на последующий нагрев, поверхность оставалась более грубой, шершавой (техника витрификации). Техника цветных стеклянных пудр, в которой мануфактура «Шнайдер» не знала себе равных, позволяла добиться необычайного многообразия оттенков, глубина которых достигалась за счет наложения нескольких слоев бесцветного стекла. Братья Шнайдер часто использовали не только межслойные включения стеклянной пудры или крошки, но и кусочков стекла определенной формы (например, имитирующие цветы), а также технику маркетри.
Для обработки изделий на мануфактуре широко использовалась плавиковая кислота. От концентрации кислоты и длительности воздействия зависела глубина рисунка и получаемая текстура стеклянной поверхности. Кислота находилась в больших деревянных чанах, защищенных изнутри свинцовым покрытием. Работа была опасной как из-за агрессивного воздействия самой кислоты, так и из-за токсичных газов, которые она выделяла. Перед тем как опустить изделие в чан с плавиковой кислотой, гравер покрывал части, которые не должны были подвергнуться воздействию кислоты, специальным веществом, чаще всего битумным лаком. Таким образом, кислота разъедала только нужные части декора, создавая матовые поверхности. Защищенные же места оставались рельефными и блестящими. В зависимости от количества слоев, процесс мог повторяться несколько раз. Затем лак убирали и изделие промывалось в большом количестве воды. Для противопоставления различных поверхностей в линии «Schneider» — матовой и шероховатой, блестящей и «морозной», Шнайдер использовал кислотные пары или кислотные ванны. Мастер применял данный способ декорирования на прозрачных, окрашенных в массе или частично слабоокрашенных предметах в период между 1926 и 1933 годами (ил. 6).
Гравировальные инструменты, в частности, гравировальная игла, применялись для выделения деталей декора в линии «Le Verre Franсais» перед полировкой изделий. Гравировка колесом, напротив, зачастую использовалась для предметов из линии «Schneider» как для серийных, так и для единичных экземпляров. Стекло обрабатывалось медными колесами разных размеров в зависимости от задач, которых надо было достичь.
Линия «Schneider»
Предметы линии «Schneider» чрезвычайно разнообразны и включают в себя серии, реализованные в разных техниках. В отличие от линии «Le Verre Franсais», лучшие предметы которой датируются 1924—1929 годами, изделия линии «Schneider» исключительного артистического и технического исполнения были выполнены до 1925 года. Среди наиболее интересных серий можно отметить ранние вещи, родившиеся под влиянием Эмиля Галле и братьев Дом. Предметы этой серии выполнялись в технике межслойных включений с аппликациями. Для их создания использовались стеклодувные горелки, что требовало высочайшей степени мастерства от мастера-стеклодува (вазы из серий «Маки», «Красная смородина», «Ромашки», «Оливы») (ил. 7). Туда же можно отнести предметы с гравировкой колесом (медальоны на вазах «Маки», «Камелии» и «Гирлянды») (ил. 8). Разные техники использовались при производстве так называемых «Больших чаш» и «Чаш-бижу», смелых форм и цветов, которые стали визитной карточкой фирмы. Существует ошибочное мнение, что в них хранили женскую бижутерию, но именно они сами и являлись своего рода драгоценностями.
«Большие чаши» имели огромный успех сразу начиная с даты их производства в 1918 году. На мануфактуре работал стеклодув Камиль Энель, знаменитый своим огромным ростом, физической силой и ловкостью в стеклодувном деле. Он мог свободно выдувать предметы небывалого размера и веса, и именно он изготавливал знаменитые огромные чаши на черных ножках. Производство одной чаши было довольно трудоемким. При изготовлении верхней части чаши использовалась техника цветных стеклянных пудр. Ножку из бесцветного стекла катали на катальнике с рассыпанной на нем пудрой чаще всего фиолетового цвета, затем вытягивали до нужного размера и покрывали вторым слоем бесцветного стекла. Далее стекольщик соединял чашу, ножку и основание, обрезал и шлифовал края, придавая чаше ее окончательный вид. Существует огромное количество чаш, разных по форме, цвету и размеру. Есть модели, которые стоят на ножке из кованого метала, украшенного тремя стеклянными шариками, близкими по цвету верхней части чаши (ил. 9). У некоторых почти или совсем нет ножки. Самые редкие и желанные модели — это чаши, у которых все три части разных цветов (ил. 10). Чаши с черной ножкой, украшенной цветными полосами или несколькими стеклянными кольцами, были названы Шарлем Шнайдером «венецианскими чашами», в честь стекольных производств Венеции, шедевры которых его вдохновляли (ил. 11).
Производство «Чаш-бижу» началось в 1918 году, параллельно с выпуском «Больших чаш». Они сразу стали своеобразной эмблемой фирмы, и их производили до 1929 года включительно. Было создано множество форм, размеров и цветов «Чаш-бижу», зачастую они украшены кабошонами, ручками, полосами (ил. 12). Поверхность чаш, выпущенных в 1921—1922 годах, почти всегда матовая. После 1922 года поверхность становится блестящей, а после 1929 года начинается выпуск чаш из прозрачного стекла в чистой стилистике ар-деко с травлением кислотой и обработкой в пескоструйной технике согласно веяниям моды того времени.
Чрезвычайно успешной и недорогой в производстве была серия «Нефрит», которая получила свое название за особую декоративность. Она предлагала бесчисленное количество колористических эффектов и очень ценилась любителями стекла. Еще со времен античности сверкающие драгоценные камни очень ценились в качестве украшений. Из-за их редкости и дороговизны уже тогда начали выпускать их стеклянные имитации. В конце XIX века украшение изделий из стекла и керамики имитацией драгоценных камней снова вошло в моду. Чаще всего встречается имитация зеленого матового китайского нефрита, но иногда она бывает и других оттенков, даже с мраморными разводами. В процессе изготовления предметов серии «Нефрит» цветную стеклянную пудру специально распределяли между двумя слоями прозрачного стекла таким образом, чтобы она образовывала облака, хлопья, крапинки, спирали. Пятна разных цветов могли быть похожи на цветы или фрукты, но чаще всего декор был абстрактным (ил. 13). В этой серии с 1923 по 1928 год выпускалось по меньшей мере 340 различных форм, включая вазы, чаши, кувшины и флаконы для духов с пульверизаторами. Цветовые же эффекты были воистину бесконечны. Серия пользовалась огромным успехом в течение нескольких лет благодаря своей декоративности и составляла большую часть в продукции мануфактуры из-за ее относительной простоты в производстве (ил. 14).
Для раннего периода линии «Schneider» 1918—1923 годов характерны свои отличительные черты, позволяющие более точно датировать предметы. Прежде всего, изделия с матовой поверхностью выпускались именно в этот период вплоть до 1924 года. Подпись золотом, от которой зачастую сохраняются лишь следы, появляется на более поздних предметах в этом временном промежутке. Палитра цветов у более ранних предметов мягкая, пастельная. Яркие и насыщенные цвета, которыми так знаменита мануфактура, в основном появляются к 1925 году. Вазы этого периода более легкие и тонкостенные, украшены различными налепами по горячему: ободками, колечками, кабошонами. Но толщины стекла вполне достаточно для применения цветной стеклянной пудры, и ее хватает, чтобы выдержать ручки, наплывы в виде слез и другие украшения (ил. 15).
К середине 20-х годов в моду постепенно стало входить бесцветное, практически прозрачное стекло. Чтобы следовать модным тенденциям, уже в 1922—1924 годах Шарль Шнайдер начинает выпуск нескольких серий, в которых отсутствует как рельефный резной, так и цветной декор и которые были благосклонно приняты любителями стекла, предпочитающими форму цвету. Мастер ищет новые возможности в самой стеклянной массе, как, например, это делает Морис Марино (ил. 16). Так, серия «Кабошоны» была создана в 1928—1930 годах на пике интереса к прозрачному стеклу и необычным формам. Очень толстое, прозрачное стекло этой серии к основанию чуть окрашено в массе в розовый дымчатый цвет и украшено поясом из звезд и кабошонов. Восьмиконечные звезды, кончики которых вытянуты щипцами по-горячему, соединяются между собой, формируя идеально ровную ленту-ободок. В центре каждой звезды находится большой стеклянный кабошон, «посаженный» по-горячему. Звезды и кабошоны должны составлять идеально ровную горизонтальную линию. Это одна из самых сложных в исполнении серий, требующая от стеклодувов ловкости, внимания и высокой степени мастерства. Только две команды на мануфактуре могли исполнять подобные предметы (ил. 17). В 1924—1929 годах выпускаются серии массивных изделий, близких к скульптурным формам, которые станут модными только в 1930—1950-е годы, даже ближе к 1960-м.
Предметы, выпущенные после 1925 года, очень неравномерны в плане художественного исполнения. Экономический кризис 1929 года и сокращение производственных издержек также повлияли на качество продукции мануфактуры не в лучшую сторону, а изделия, созданные в период с 1931 по 1932 год, наименее интересны с художественной точки зрения.
Сегодня на рынке в основном представлены недорогие изделия простых форм серии «Нефрит». Предметы, выполненные в сложных техниках, практически не встречаются даже на крупных аукционах — они все находятся в музеях или в частных коллекциях. Если еще несколько лет назад было возможно найти неплохие предметы разных серий линии «Schneider» для пополнения коллекции, то на сегодняшний день это крайне затруднительно.
Линия «Le Verre Franqais»
Долгое время эта оригинальная и вполне актуальная для наших дней линия мануфактуры «Шнайдер» оставалась незамеченной. Ее стиль ошибочно причислялся к стилистике ар-нуво, в то время как изделия этой линии по своему декору, цвету, форме являлись яркими выразителями стиля ар-деко.
Самые первые изделия, выпускаемые под маркой «Le Verre Franсais», были недорогие предметы (флаконы, стандартные вазы и т. д.), выдутые в форму, из белого, однотонного или «пятнистого» стекла, которые продавались ремесленникам для последующего их декорирования и продажи под своей маркой или вообще без марки. Часть подобного рода изделий декорировалась на мануфактуре: расписывалась холодными или горячими эмалями. Кроме того, под маркой выпускались туалетные наборы из прессованного стекла, столовые сервизы и различные предметы для сервировки стола, плафоны и абажуры для осветительных приборов. Весь этот ассортимент, за редким исключением, не подписан. Очень скоро под маркой «Le Verre Fran^ais» стали выпускаться только дорогие изделия, выполненные в технике кислотного травления. Предметы этой линии создавались для поклонников ярких цветов, идущих в ногу с эпохой и не ценящих красоты бесцветного стекла.
Создание линии «Le Verre FranQais» было великолепным маркетинговым ходом того времени. Прежде всего, марка была создана для того, чтобы не конкурировать с основной линией мануфактуры, «Schneider», в которой выпускались небольшие серии или штучные изделия и использовались самые разные и сложные техники. Целевая аудитория новой марки в основном находилась в Северной и Южной Америке. До биржевого краха 1929 года Америка испытывала необычайную тягу ко всему новому, там было модным все, что представляло Старый Свет. Техника кислотного травления позволяла сделать выпуск продукции массовым и значительно расширить рынки сбыта.
Базовый слой изделий линии «Le Verre Franсais» состоял из одного-трех цветов, наложенных с различной интенсивностью, или из пятен, расположенных по всей поверхности вазы. То же можно было сказать и о внешнем, поверхностном слое, на который наносился декор: он состоял из противоположных или дополнительных цветов, которые шли от дна и горлышка изделия соответственно. Иногда использовались два цвета, перемешанные между собой до эффекта крапчатости, пестроты, которые равномерно покрывали всю поверхность вазы. Реже поверхность была монохромной. Качество вазы сильно зависело от распределения цветов и их плотности. После нанесения последнего слоя бесцветного стекла вазы этой серии выдувались для придания окончательной формы и затем помещались в печь для закалки. Далее изделие передавалось в гравировальное ателье для последующей кислотной гравировки. Прелесть предметов из этой линии в первую очередь заключается в контрасте фона и поверхностного декора. Базовый слой обычно светлее декора, в большинстве своем двухцветный и матовый, тогда как сам декор рельефный и блестящий. Этот контраст матовости и блеска придает изделиям «Le Verre Franсais» сияние и ощущение перспективы, что особо ценилось и ценится покупателями.
Шарль Шнайдер, как упоминалось выше, собственноручно придумывал и рисовал эскизы каждой вазы, детально описывая цветовую гамму и исполнение, но не все его проекты были реализованы. Прежде чем запускать изделие в массовое производство, на мануфактуре делался пробный выпуск, по результатам которого вносились правки в первоначальные эскизы или от декора отказывались. В некоторых случаях отдельные модели запускались в пробную продажу, перед тем как начать выпуск коллекции. Как только принималось решение о выпуске новой серии, Шарль Шнайдер адаптировал декор к форме каждой вазы. Существовали стандартные формы, для которых подходило большинство декоров, но Шнайдер любил создавать новые. Если декор пользовался успехом, то на следующий год уже специально под него создавалась целая серия новых форм: кувшины, чаши, конфетницы, жардиньерки, флаконы для духов с пульверизатором, лампы и, конечно, вазы самых разных форм и размеров. При выборе мотивов Шарль вдохновлялся миром природы, гармонично сочетая флоральные (цветы, листья, почки) и животные (бабочки, стрекозы, улитки, ящерицы, скарабеи) мотивы в декоре с формой самого изделия. (ил. 18—22). Предметы этой линии в первую очередь поражают своими цветовыми решениями. Химик М. Бабиль, создавая новые цвета, подбирал индивидуально для каждого декора свои оттенки, компоненты которых идеально сочетались друг с другом, не давая изделию дать трещину во время процесса остывания.
К сожалению, невозможно классифицировать по наименованиям все декоры «Le Verre Franсais», созданные мастером, хотя практически все они имеют персональное название. На сегодняшний день идентифицировано 230 декоров, не считая цветовых вариаций одного и того же мотива. Даже и по сей день на донышках ваз можно обнаружить этикетки дистрибьюторов с названием декора. Но поскольку этикетки дошли до нас лишь в малом количестве, а часть архивов была потеряна во время войны и не сохранилось ни одного торгового каталога, некоторые декоры остаются безымянными. Также отдельные декоры сегодня уже невозможно найти, поскольку они производились в ограниченном количестве во время экономического кризиса или шли на экспорт. Что касается форм, на сегодняшний день реже всего встречаются флаконы для духов с пульверизаторами, особенно большие модели, созданные эксклюзивно для парфюмерных магазинов. Бонбоньерки с крышками, которые выпускались в нескольких размерах и формах, также очень ценятся коллекционерами. Некоторые коллекционеры собирают только кувшины, которых было множество разных форм и размеров. Они были в большой моде в 20-е годы и производились в течение нескольких лет в разных декорах.
Ценность изделий «Le Verre Franсais» на сегодняшний день определяется в первую очередь эстетикой и редкостью декора, а также сложностью формы. Наиболее редкие и ценимые — «Лебеди», «Рыбы», «Кипарисы», «Кошки», «Пальмы», «Розы», «Гвоздики». Цена также зависит от размера, цветов и качества травления, поскольку технически изделия выполнены одинаково. Редкие и наиболее успешные декоры линии «Le Verre Franсais» сегодня сравнились по стоимости с наилучшими произведениями линии «Schneider». На антикварном рынке в основном постоянно встречаются около 10—20 декоров, представленных в различных формах. Найти остальные 210 декоров для коллекционера на сегодняшний момент является практически непосильной задачей — хорошие предметы на рынке если и появляются, то уходят быстро и дорого. Кроме того, мониторинг цен за последние 2—3 года выявляет стойкую тенденцию постоянного роста стоимости изделий мануфактуры «Шнайдер» в связи с уменьшением количества предметов и увеличением спроса на них у коллекционеров Европы, Америки и Японии.
Ателье художественных изделий из металла
Кованый металл занимал огромное место в украшении интерьеров того времени. Модные изделия, в которых сочетался металл и стекло, выпускались разными производителями: братьями Дом, братьями Мюллер, Андре Делаттом, Деге. В специальном ателье при мануфактуре, которое работало с 1918 по 1939 год, производилась арматура для осветительных приборов и изделия в монтировке (металлической кованой оплетке). Арматура мануфактуры маркировки не имела. Предприятие выпускало несколько видов осветительных приборов с тремя стандартными разновидностями арматуры для люстр. Кроме того, мануфактура выпускала осветительные приборы на заказ сложных форм с арматурой из бронзы. Сюда также надо добавить настольные лампы полностью из кованого железа с плафонами «Schneider» из серии «Нефрит» или с плафонами «Le Verre FranQais» разных декоров. В большинстве своем стекло (лампы, абажуры, плафоны) продавались другим производителям, специализирующимся на изделиях из металлов и которые изготавливали для них свою арматуру из бронзы, кованого металла, никеля и меди. Кроме мануфактуры «Шнайдер», они работали с другими стекольными производствами: братьями Мюллер, Деге. Надо отметить, что изделия «Шнайдер» были самыми дорогими на рынке (ил. 23—24). В ателье художественных изделий из железа также выпускали арматуру, в которую выдувалась стеклянная масса, по цветам близкая к нефритовой серии. Мануфактура «Шнайдер» предлагала рынку лишь несколько моделей разных размеров, тем не менее очень декоративных.
Датировка и периодизация
Для датировки изделий обеих линий кроме каталогов используются справочные иллюстрации, дающие информацию об ассортиментном ряде. Справочные иллюстрации — это рисунки тушью на бумаге, эскизы изделий мануфактуры «Шнайдер», сохранившиеся в архивах семьи Шнайдер или обнаруженные коллекционерами. Иллюстрации тщательно исследовались и классифицировались Центром стекла при Музее прикладного искусства в Париже, Эрнестом Шнайдером-младшим и доктором Хельмутом Рике из Дюссельдорфского музея, что позволило получить неполную картину о продукции мануфактуры. Неполную, поскольку, к сожалению, сохранилась только часть иллюстраций. На эскизах стоит название серии, в каждую из которых входило от двух до двадцати предметов. Изделия, за исключением потерянных эскизов, пронумерованы, датировка начинается 1918 годом и заканчивается 1933-м. Кроме того, существует множество предметов мануфактуры, которые не попадают под классификацию имеющихся справочных иллюстраций. В архивах семьи Шнайдер сохранились черновые наброски Шарля Шнайдера, которые позволяют атрибутировать и датировать предметы, отсутствующие в справочных иллюстрациях. Несмотря на лакуны в документации, все-таки все изделия можно датировать довольно четко. Кроме существующих набросков и иллюстраций из семейного архива, датировке помогают такие признаки, как текстура стекла, стиль декора, цвет и подпись.
Поддельные предметы
Вазы и лампы мануфактуры «Шнайдер» в настоящее время подделывают не меньше, чем изделия братьев Дом или мануфактуры Галле. Для имитации предметов линии «Schneider» на несложные по исполнению вазы или чаши без ножки неизвестных мануфактур тех лет, похожих по стилистике и использовавших технику стеклянной пудры, ставят подпись «Schneider». Но в основном страдает более коммерческая и декоративная линия «Le Verre Franсais» — большинство популярных декоров этой линии успешно подделывается. Кроме очевидно низкопробных предметов, на рынке присутствуют румынские подделки высокого качества, например, с подписью «Charder» камео на боковой поверхности изделий.
Существуют определенные признаки, по которым можно с большой долей вероятности идентифицировать поддельный предмет:
• Форма. Прежде всего поддельщиками копируется форма, но в поддельных предметах, как правило, отсутствует жизнь и душа художника, который их создал: исчезает гармония и идеальная сбалансированность всех элементов, придающих законченность изделию и делающих его художественно привлекательным. Форма не сочетается с цветами и декором, создавая определенный диссонанс, который порождает эстетическую неудовлетворенность и неосознанное недовольство предметом.
Формы у поддельных изделий зачастую толстостенные, как бы «оплывшие», «одутловатые». Бывает, что на рынке попадаются поддельные предметы, формы которых не были представлены в ассортименте мануфактуры «Шнайдер».
•Декор. Детали флоральных и животных мотивов часто недостоверны, пропорции искажены, а само изображение не несет художественной нагрузки. У подделок низкого уровня декор откровенно уродлив, а цвета неестественно яркие, вызывающие неприятие при разглядывании предмета.
• Гравировка и травление. Тонкие линии декора на поддельных изделиях протравлены кислотой, а не нанесены в технике гравировки колесом или гравировальной иглой. Само травление грубое: не проработаны детали, внешний слой стекла слишком толстый, контуры декора как бы расплываются или, напротив, неровные, резкие, «ломаные».
• Окраска стекла. В основном у подделок встречается неправильное распределение стеклянной пудры, рисунок крапчатый или спиральный. Изделие обязательно необходимо сравнивать с настоящим декором предметов, приведенных в каталогах и специализированной литературе.
•Дно. Обычно поддельные изделия выдуваются в форму, и след от понтии либо отсутствует, либо имитируется.
• Подпись. Поскольку предметы подписывались различными мастерами вручную, подписи, выполненные гравировальной иглой, могут разительно отличаться друг от друга. У поддельных изделий подписи, как правило, сделаны при помощи современного гравировального инструмента «Дремель» с более толстой и грубой линией. Также встречаются поддельные марки «Le Verre Fran^ais» и «Schneider», выполненные камео на боку или основании предмета. Для создания подобных марок используется техника травления, и верхний слой стекла вокруг подписи всегда снят. Подписи «Charder», выполненные травлением, подделать сложнее. Для проверки подлинности всегда можно обратиться к образцам подписей, использовавшихся на мануфактуре в различные периоды, которые приведены в любой специализированной литературе. Но прежде всего необходимо обращать внимание на сам предмет, на его исполнение и стилистику.
Судьба мануфактуры после 1929 года
Основной причиной, которая привела к закрытию мануфактуры, стал биржевой крах 1929 года в Нью-Йорке и последовавший за ним мировой экономический кризис. Он сопровождался банкротством фирм и банков, безработицей, резким снижением покупательной способности. Экспорт в страны Америки резко прекратился, клиенты отменяли заказы. По сравнению с другими стекольными производствами, мануфактура «Шнайдер», экспорт которой составлял 50% от оборота, особенно пострадала от кризиса. Новая экономическая ситуация заставила Шарля Шнайдера снижать цены. Производить цветное стекло было уже дорого, так как в годы депрессии выросли цены на природные минералы, особенно на уран, который использовался мануфактурой для получения глубоких красных цветов. Постепенно техника стеклянной пудры заменяется окрашиванием стекла в массе, начинается выпуск недорогой продукции из прессованного стекла под маркой «Ver^ais». Но эти меры не помогли фирме пережить кризис. В 1932 году были окончательно остановлены печи, заказы на художественное стекло выполнялись на другом заводе, а заказы на осветительные приборы и утилитарные предметы напрямую передавались другим предприятиям. Несмотря ни на что, мануфактура «Шнайдер» в 1935 году насчитывала 45 рабочих. Несколько раз Шнайдеры предпринимали попытки расширить производство. Но Эрнест Шнайдер, управляющий директор, уже с конца 20-х годов был серьезно болен и не мог участвовать в управлении предприятием. 11 июля 1938 года мануфактура была объявлена банкротом. В 1950-х годах сыновья Шарля Шнайдера, Шарль Шнайдер-младший и Роберт Шнайдер, попытались возродить семейное дело, основав новое предприятие «Стекольный завод Шнайдер» в Лорри дан лё Луарэ, который закрылся в 1981 году. Хотя до своей смерти в 1953 году Шарль Шнайдер и создал несколько моделей для новой фирмы, их нельзя рассматривать как продолжение творческой линии мануфактуры «Шнайдер». Следуя творческой моде 50-х, «Стекольный завод Шнайдер» создавал скульптуры из стекла, хрустальные вазы из пузырчатого и окрашенного стекла, а также пепельницы, подчасники, подсвечники и фруктовницы. Вся продукция подписывалась «Schneider France», и необходимо не путать ее с изделиями мануфактуры «Шнайдер».
Со временем о мануфактуре «Шнайдер» забыли. Даже внутри семьи не упоминали о былом триумфе: по воспоминаниям внуков, забытое дедушкино стекло хранилось на чердаке. Мануфактуру «Шнайдер» для коллекционеров вновь открыл молодой немецкий художник Барлаш Хойер в 1970-х годах. Однажды в Париже, на одном из блошиных рынков в Сант-Уане, Хойер обнаружил несколько пыльных ваз, которые его чрезвычайно заинтересовали.
Художник их купил, очистил от грязи и понял, что ничего подобного он до этого не встречал. Никто, даже продавец, не мог атрибутировать предметы. В Дюссельдорфе Хойер показал вазы своим друзьям-художникам, семейной паре по фамилии Кифф. Киффы приобрели вазы и в течение нескольких лет активно собирали предметы мануфактуры «Шнайдер». Впоследствии они продали большую часть своей коллекции в Музей искусств Дюссельдорфа, который на сегодняшний день владеет лучшей подборкой изделий мануфактуры «Шнайдер». В 1981 году в музее прошла первая большая выставка произведений мануфактуры, насчитывающая 206 предметов. Выставка вновь знакомила любителей стекла с творчеством одного из самых крупных стекольных производств эпохи ар-деко, стоящее рядом с такими признанными авторитетами, как Эмиль Галле, братья Дом и Рене Лалик.
Наталья ШИРОКОБРОД
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 124 (март 2015), стр.41