Монетовидные знаки в ареале Великой России. 1917-1991 годы
Транспортные жетоны до недавнего времени в нашей стране были явлением довольно редким, что, в общем-то, весьма просто объяснить. Стабильный, фиксированный курс национальной валюты не требовал замены обесценивающейся денежной массы (как не покажется парадоксальным!) всегда с устойчивым курсом суррогатами.
Активное наполнение темы транспортных жетонов практическим экзонумическим материалом началось в конце 1980-к, и в первую очередь, пожалуй, с возобновлением использования монетовидных предметов в турникетах метрополитенов. С тек пор, за неполные четыре десятка лет, коллекции собирателей данной тематики вобрали в себя сотни всевозможнык жетонов, так или иначе связанных с транспортом. Их функциональное назначение самое разнообразное. В том числе оплата:
- проезда в транспортном средстве;
- постановки транспортного средства на автостоянку (парковки);
- размещения грузов и личных вещей пассажиров в камерах хранения (в том числе самообслуживания);
- помывки, прочих видов обслуживания текники на СТО (в том числе самообслуживания);
- обеспечения автотракторной и иной текники горюче-смазочными материалами (ГСМ) и специальными смазочно-оклаждающими жидкостями (спецСОЖ)...
Одной из наиболее интересных, но слабо исследованных, пожалуй, является последняя позиция (тем более во временных рамках 1917—1991 гг.). Еще лет пять назад данную категорию жетонов представляли разрозненные экземпляры, не дающие какой-либо целостной картины использования жетонов для получения ГСМ и спецСОЖ. Их, что называется, можно было «сосчитать по пальцам». Однако последние находки и полученная за это время информация дают право говорить о том, что явление сие было не таким уж и редким.
Первыми в постимперский период истории страны, видимо, следует признать жетоны Всесоюзного нефтяного торгового синдиката СССР — Нефтесиндиката ВСНХ СССР (ил. 1—6, Киевская контора: размеры — 37—42 х 22—25 мм, при толщине от 1,5 мм и более).
Вкратце о самом синдикате. Это была внешнеторговая организация страны по Совету нефти и нефтепродуктов, организованная в 1922 году в свете претворения в жизнь принципов внешней торговли с целью максимально централизованного проведения операций, связанных с закупкой торгующими фирмами нефти и нефтепродуктов у советских нефтяных трестов с последующей их реализацией на внешних рынках сбыта. В то время она находилась в ведении Главного управления по топливу (ГУТ) ВСНХ СССР.
К 1929 году «Нефтесиндикат» объединял уже такие тресты, как «Азнефть», «Грознефть» и «Эмбанефть», которым на территории Советского государства принадлежало 833 нефтесклада. Первоначально объявленный бойкот Советам вскоре сменился попытками наладить взаимовыгодное сотрудничество. Начались переговоры с зарубежными покупателями, для чего «Нефтесиндикат» организовал довольно широкую сеть зарубежных подразделений по всему миру, включая Центральную и Западную Европу, Средний и Дальний Восток, Прибалтику... Отделения и агентства «Нефтесиндиката» были открыты в Милане, Праге, Константинополе (Стамбуле), Смирне, Риге, Ревеле, Гельсингфорсе (Хельсинки), Харбине и других крупных городах. Среди наиболее известных партнеров «Нефтесиндиката» были такие крупные компании, как «Роп» (Англия), «Петролеа» (Италия), «Натрюсс» (Франция), «Дерунафт» (совместное предприятие с Германией), ряд других.
К концу 1920-х годов аппарат «Нефтесиндиката» СССР уже включал в себя Центральное правление в Москве, а также два десятка районных управлений, располагавшихся как в самой столице, так и в Ленинграде, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Смоленске... В его ведении находилось около восьми с половиной сотен нефтескладов — потенциально будущих нефтебаз и складов ГСМ (базовые склады, снабжавшие другие районы страны, дислоцировались в Астрахани, Сталинграде, Камышине, Саратове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве, Ленинграде, Перми, Владивостоке и др.), которые находились почти в восьмистах пунктах. В годы нэпа при некоторых из них существовали нефтелавки синдиката, через которые реализовывались не только керосин, бензин, но и различные виды смазки, колесная мазь, черная смазка, различные масла, олифа, деготь и т. д., и т. п. Реализация осуществлялась госторговлей, кооперацией, частными торговцами как оптом, так и в розницу. То есть была налажена и внутренняя торговля нефтепродуктами.
На сегодняшний день известны пока только жетоны «Нефтесиндиката» СССР, выпущенные Киевской конторой. Хотя в печати упоминаются также Петроградская (Петронефтеторг), Сибирская и ряд других контор. Однако жетоны последних автору, к сожалению, не попадались. Поэтому можно вести речь об этой эмиссии пока только на примере киевских жетонов. Первый из них, с номиналом — «БЕНЗ. 1/2 ЛИТР.», попал в поле зрения еще в первой половине 1980-х в Московском обществе нумизматов. Позже (от украинских коллег, в частности от Д. Тилижинского) стало известно и о других номиналах: «КЕР. 1/2 ЛИТР.», «БЕНЗ. 2 ЛИТР.», «КЕР. 2 ЛИТР.», «СМАЗМАЗУТ 2 КИЛ.», «НЕФТЬ 10 КИЛ.», «СМАЗ.МАЗУТ 10 КИЛ.», «СМАЗ. МАЗУТ 20 КИЛ.», «КЕР. 20 КИЛ.», «ОЛ. 20 КИЛ.» («ОЛ.», надо полагать, — олифа), «КЕР. 200 КИЛ.». Все эти жетоны однотипны. По-над бортиком внешнего периметра надпись. вверху - «НЕФТЕСИНДИКАТ», внизу - «КИЕВСК. КОНТОРА», справа — «В.С.Н.Х.», слева — «С.С.С.Р.». В центральном прямоугольнике (слева - направо): сокращенное или полное название типа ГСМ или спецСОЖ — цифровой номинал — название единицы веса или объема. Оборотная сторона всех жетонов — без изображения.
Вышеперечисленные номиналы в первую очередь говорят о том, что предназначались они не для выдачи по ним полагающегося нефтетовара зарубежным фирмам и компаниям. Да и на внутреннем рынке при оптовой его реализации это были смехотворные количества. Следовательно, вероятнее всего, по таким жетонам выдавались вышеперечисленные виды нефтепродуктов посредством вышеупомянутых нефтелавок в розницу и мелким оптом.
Даже беглого взгляда на эти номиналы достаточно, чтобы сделать вывод о том, что «белых пятен» в этой эмиссии предостаточно: « 1/2 ЛИТР.»; «2 ЛИТР.»; «2 КИЛ.»; «10 КИЛ.»; «20 КИЛ.» и «200 КИЛ.». Разброс их настолько велик, что остается только гадать, почему среди них нет, допустим, таких номиналов, как «1 ЛИТР.», «1 КИЛ.», «5 ЛИТР.», «5 КИЛ.», «10 ЛИТР.», «20 ЛИТР.» (ведь это емкость всего одной автомобильной канистры), «50 ЛИТР.», «50 КИЛ.» и, наконец, «100 КИЛ.»? И это только логически выстроенный ряд возможных «нефтеноминалов». А возможно указание на жетонах и других объемов данного товара — по принципу «кому сколько надо». Товар-то сей по тем временам был не из дешевых, но широко востребованных.
Причем одинаковые «линейки» номиналов возможны по каждому наименованию ГСМ и спецСОЖ. Наличие же «белых пятен» в линейках киевских жетонов и полное отсутствие жетонов других контор «Нефтесиндиката», вероятно, результат последующей тотальной утилизации «вышедших из обращения» жетонов.
Судя по технологии изготовления данных жетонов, все они штамповались единым штампом, а затем, по необходимости, на них доштамповывались требуемые виды ГСМ, спецСОЖ и их количество. Обращает на себя внимание и небрежность, с которой подходили «эмитенты» к изготовлению своих экзонумических объектов (примером тому — «гуляющие» размеры и толщина заготовок).
Известен еще один жетон данной организации — «Нефтесиндикат СССР 4», который по своему оформлению несколько выбивается из вышеописанного ряда нефтесиндикатовских жетонов (ил. 7). Это — кружок из тонкой бронзовой жести диаметром 37,8 мм с запланированным вырубкой отверстием в верхней части жетона диаметром 4,2 мм, раздвигающим от повреждения аббревиатуру названия государства на две составляющие «СС-СР». Аббревиатура отделена от нижней части круговой надписи «Нефтесиндикат» двумя пятиконечными звездочками. По центру жетона — крупная (высота — 10 мм) цифра «4». На оборотной стороне — негатив изображения лицевой стороны. На первый взгляд жетон очень сильно напоминает прозаический гардеробный номерок или табельную рабочую марку. Однако тот факт, что все надписи и цифра «4» выполнены единым выпуклым штампом, свидетельствует о том, что таковых жетонов — с цифрой «4» — наштамповано не десять и даже не двадцать штук. Вопрос: с какой целью? Да и не могли для каждого гардеробного номерка (или табельной марки) вырезать «персональный» штамп — слишком дорогое удовольствие. Все это дает право предположить использование данных экзонумических предметов для получения (приобретения) какого-то количества и типа ГСМ-СОЖ. Возможно, даже и в самом центральном аппарате Нефтесиндиката, для его же штатной техники. В некотором роде подтверждением тому может служить и такой факт: край жетона с одной из его сторон обрезан, поскольку в те времена таким образом «гасили» жетоны после выполнения ими своей непосредственной функции.
К сожалению, нет ни аналогов, ни подобных жетонов с другой нумерацией, чтобы однозначно сделать вывод о назначении жетона.
В дальнейшем история применения жетонов ГСМ-СОЖ прослеживается на примере обеспечения нефтепродуктами техники свеклосовхозов (свеклосовхозтрестов). В частности, известны такие жетоны-чеки Харьковского свеклосовхозтреста. Это — квадратные (со срезанными углами), размером 41 х 41 мм, экзонумические предметы, несущие на себе максимум необходимой информации в ограниченном бортиком «монетном» поле. В верхней части жетона, в две строки: первая прямо — «ХАРЬКОВСК.», вторая дугообразно - «СВЕКЛОСОВХОЗТРЕСТ». Чуть ниже, в одну строку, — «ЧЕК № ...». На месте отточия проставлялся номер чека. В данном случае — это «№ 44».
Еще ниже — «НА ... КГ.». На месте отточия указывался цифровой номинал (автору известны два — «1» и «5») (ил. 8—9). В последней строке значился вид ГСМ. В данном случае — «КЕРОСИНА». По всей видимости, данный
номер был присвоен какому-то конкретному лицу или закрепленной за ним свеклоуборочной технике.
Ну, во-первых, опять-таки возникает вполне справедливый и закономерный вопрос: а ограничивалась ли данная эмиссия только двумя номиналами — «1 КГ.» и «5 КГ.»?
Вероятнее всего, нет. И только ли на керосин выдавались подобные чеки-жетоны? А может быть, существовали чеки и на другие нефтепродукты, так или иначе необходимые для безостановочного и безаварийного функционирования колхозной техники? И еще вопрос: только ли в Харьковском свеклосовхозтресте применялись подобные жетоны-чеки? Ведь таких организаций, где было систематическим использование ГСМ и спецСОЖ, по всей стране существовало огромное количество (и не только свеклосов-хозтрестов). Представим себе, каким богатством может обернуться дальнейшее исследование данной экзонумической темы!
Впрочем, далеко за примерами ходить не придется. Совсем недавно был обнаружен весьма любопытный жетон М.Т.С. ст. Вешенской (ил. 10), той, что сейчас в составе Ростовской области. Жестяной, изрядно корродированный кругляш диаметром 44 мм с отверстием в верхней части нес на себе довольно богатую информацию, полностью отштампованную выпуклым штампом. Вверху по дуге была обозначена надпись из сокращений и аббревиатур, которая довольно просто расшифровывалась: «АЗ.-ЧЕР. К.З.у.» — Азово-Черноморское краевое заготовительное управление. В качестве справки: Азово-Черноморский край, включавший в себя Адыгейскую АО, Северную область, Краснодарский край и Ростовскую область с административным центром в г. Ростове-на-Дону) просуществовал с 10 января 1934-го по 13 сентября 1937 года.
Чуть ниже на жетоне в две строки располагалась надпись, красноречиво свидетельствовавшая о его принадлежности: «М.Т.С.», «ВЕШЕНСКАЯ». А в самом низу, тоже по дуге, если так можно выразиться, номинальное обозначение — «КЕР. 30 КГ.». Жетон имеет буртик (кант) и негативное изображение на оборотной стороне.
Обнаружение данного жетона лишний раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что организаций, нуждавшихся в регулярном использовании ГСМ и спецСОЖ, в стране было очень много. И не исключено, что некоторые из них, с целью бесперебойного обеспечения своей техники горюче-смазочными материалами и специальными смазочно-охлаждающими жидкостями, могли пользоваться не только одноразовыми бумажными и картонными чеками-талонами, но и металлическими (а позже, не исключено, и пластиковыми) жетонами.
Естественно, и к вешенскому жетону, так же как и к харьковскому, возникают все те же вопросы, ответы на которые могли бы пролить свет на разнообразие типов, видов и разновидностей жетонов данного назначения...
Есть еще один жетон, который происходит из города Пензы от известного коллекционера Е.Г. Клякина (ил. 11). На жестяном кружке из светло-серого сплава (с отверстием в верхней части) надпись вверху по дуге «РАБОЧ. КООП.» в середине двумя кружочками отделяется от нижней части дугообразной надписи «ПРОЛЕТАРСК. Р-НА». В центре жетона, в две прямые строки: номинал «8 л.» (причем, цифра «8», в отличие от всех остальных выпуклых надписей на жетоне, надчеканена пуансонами позже, что явно свидетельствует о множественности номиналов в данной эмиссии) и наименование востребуемого нефтепродукта — «КЕРОСИН». На оборотной стороне — негативное изображение лицевой стороны. К сожалению, на жетоне нет географической привязки к конкретному населенному пункту, что фактически делает его полуанонимным. Но, с другой стороны, в очередной раз подтверждает, что организаций, использовавших такой способ получения ГСМ и спецСОЖ со складов и баз, в довоенном Союзе ССР было немало.
«Картину» предвоенного применения экзонумических предметов завершает любезно предоставленная автору главным редактором журнала «Петербургский коллекционер» О.А. Сыромятниковым вырезка из декабрьского номера журнала «Техника молодежи» за 1940 год, где на странице 28 помещена заметка под названием «Литромер» (ил. 12). А в заметке, собственно говоря, речь идет об аппарате, разработанном заводом Главпродмаша «Смычка» (ныне — Плавский машиностроительный завод ОАО «Плава»). Аппарат этот автоматически отпускал требуемое количество керосина. по жетонам, приобретенным в кассе (из расчета 1 жетон на 1 литр керосина). Покупатель, опустив жетон в прорезь жетоноприемника, должен был повернуть ручку литрометра вправо, пока не услышит звонок. Этот звонок свидетельствовал о том, что сработали все контрольные приспособления автомата и «автоматический продавец» начал отпуск нефтепродукта в соответствии с количеством опущенных в него жетонов. По завершении «операции», отпустив клиенту оплаченное количество литров, автомат сам прекращал подачу керосина. Но, увы, кроме этой краткой информации из журнала, никаких следов использования литромера и жетонов к нему не прослеживается.
Военный период истории нашей страны не нашел отражения среди найденных на сегодня экзонумических предметов данной тематики. Но есть весьма интересный послевоенный бронзовый жетон, приобретенный в 2013 году в одном из антикварных магазинов города Смоленска (ил. 13). Односторонний, прямоугольной формы (с закругленными углами), он нес на себе четырехстрочную вдавленную надпись: «СМОЛ. АРТЕЛЬ»-«КИРОСИН»-«20. ЛИТРОВ»-«14.02.49.» (надпись воспроизведена в соответствии с оригиналом). Жетон имеет справа и слева отверстия, в которые вставлены небольшие кольца, назначение которых трудно объяснить однозначно. Но факт остается фактом — использование таких жетонов пытались возродить и после Великой Отечественной войны. Однако дороговизна изготовления жетонов в то сложное время не позволяла сделать это явление массовым.
Затем на некоторое время в данной теме образуется своеобразный вакуум.
Очередной яркой эмиссией жетонов ГСМ и спецСОЖ можно назвать выпуск таковых Ростовским отдельным авиационным отрядом (РОАО), которая, по словам очевидца, ростовского-на-Дону коллекционера Ю.Н. Мешко, в одно время работавшего на данном предприятии, приходится на 1960—1970-е годы (в 1980-е гг. жетоны эти уже были отменены). Известны номиналы: «10 л БЕНЗИН», «15 л БЕНЗИН», «20 л БЕНЗИН» и «20 л ДИЗТОПЛИВО» (ил. 14—20). Жетоны все однотипны и представляют собой квадратные платы размером одной из сторон — 38,5—40,7 мм, при толщине 1,6—1,8 мм. Оформление их довольно просто: в окантовочной рамке, на 1—2 мм удаленной от края жетона, в верхней части — эмблема Аэрофлота СССР, ниже в три строки надписи: «РОАО» — номинал (то есть количество отпускающегося топлива) — вид топлива. Выполнены они весьма нестандартным образом — методом травления по металлу, близкому по цвету к цинку. Лицевая их сторона, как правило, имеет легкое покрытие красноватого цвета, а оборотная — горчичного цвета. Глядя на номиналы жетонов, можно высказать вполне обоснованное предположение об отсутствии в линейке «ДИЗТОПЛИВО» как минимум двух номиналов — «10 л» и «15 л». Но не исключено, что «линеечный» ряд в этой эмиссии был и гораздо длиннее.
По свидетельству Ю.Н. Мешко, применялись данные жетоны в аэропорту города Ростова-на-Дону, что расположен за северным жилым массивом донской столицы. Называл он их — жетоны-талоны. Судя по номиналам, применялись они для обеспечения топливом сугубо наземной аэродромной техники (воздушные лайнеры-то заправлялись, в основном, авиакеросином и гораздо меньше некоторыми марками авиабензина). Да и, к тому же, объемы топливных баков автомашин и летательных аппаратов далеко несоизмеримы (в свете объемов, представленных на жетонах).
На первый взгляд, как уже отмечалось выше, все эти экзонумические предметы однотипны. Однако при более детальном изучении нетрудно заметить, что это не так. И это вполне объяснимо. Поскольку каждый из номиналов травился своей индивидуальной формой, а посему и имел свои сугубо отличительные особенности. Например, изображение, нанесенное на жетон «ДИЗТОПЛИВО», имеет ряд принципиальных отличий от всех остальных: аббревиатура «РОАО» и буква «Л» номинала у него гораздо мельче, нежели у «бензиновых», а эмблема Аэрофлота СССР, наоборот, массивней. Да и у «бензиновых» различных номиналов наблюдаются вполне объяснимые различия: у 10-литровых правый край буквы «Л» в «10 Л» на одном уровне с правым краем буквы «Н», а у 15-литровых — на одном уровне с правым краем буквы «И» в слове «БЕНЗИН»; что же касается 20-литровых, то у них и вовсе буква «Л» выходит далеко (почти на целый знак) за пределы правого края слова «БЕНЗИН».
Но самое интересное — это оборотные стороны жетонов. Здесь — от полного отсутствия надчеканок до целых пяти на одном предмете. Причем зачастую они разнонаправлены, выполнены пуансонами разного кегля, что однозначно объяснить довольно трудно. Очевидцы говорят, что таким образом обозначалась принадлежность их к тем или иным цехам, служебным помещениям авиаотряда, коих там было предостаточно. Увы, скорее всего, уточнить это доподлинно сегодня уже вряд ли удастся. Завершение их применения совпало с началом перестройки в стране, где на смену альтруистическим школьно-пионерским металлоломовым кампаниям пришла набирающая обороты корыстная сдача в соответствующие пункты приема лома цветных металлов, под безжалостные «ножницы» которой попали и данные жетоны. Во всяком случае, очевидцы говорят — надежды на то, что сохранилась какая-то часть тиража этих экзотических топливных знаков, практически нет. После демонстрации в Ростовском-на-Дону клубе коллекционеров этих девяти предметов (включая парочку дублей) в марте 1998 года, вот уже на протяжении более чем семнадцати лет подобных жетонов не наблюдалось.
Следует, наверное, упомянуть и об алюминиевом прямоугольном льготном жетоне-талоне (размер — 90,9 х 62,8 мм; толщина — 0,5 мм) конца 1980-х — начала 1990-х годов (ил. 21), по которому регулярно заправлявшиеся на конкретной коммерческой автозаправочной станции получали право на дополнительное количество бесплатного топлива. Таковой был подарен автору этих строк водителем автомашины, подвозившим меня в Москве к вокзалу. Узнав о моем увлечении жетонами, он достал из «бардачка» металлический крашеный прямоугольничек и протянул его мне со словами: ««Хоть и не чеканенная вещь, а любопытная». Я был очень признателен этому человеку, благодаря которому, собственно говоря, и узнал о существовании данных льготных жетонов. На лицевой стороне в левом верхнем углу располагался черно-красный логотип (или торговая марка) организации, а по центру черной краской в четыре строки крупным шрифтом было написано:
«Частная фирма
“Илья Колеров и Ко”
Благодарит Вас
за покупку».
На оборотной стороне черной краской нанесено буквально следующее:
«Такой талон Вы получаете на наших бензоколонках, заправив не менее 20 л. бензина за один раз.
По предъявлению 5 талонов Вы получаете БЕСПЛАТНО на любой заправке фирмы “Илья Колеров и Ко” 3 литра бензина. Возможно оплата по безналичному расчету.
Адреса первых 4-х бензоколонок фирмы “Илья Колеров и Ко”
1. Красногорск, 28 км. Волоколамское шоссе.
2. Каширское шоссе, 4 км., Пост ГАИ, г. Видное.
3. Пересечение Севастопольского пр-кта и ул. Островитянова.
4. Пр-кт 60-летия Октября, 8.
Центральный офис:
Москва, Новоясеневский пр-кт, 13, корп. 2
Тел. (095) 425-90-39».
(Все надписи воспроизведены так, как они нанесены на жетоне-талоне, включая отклонения от норм русского языка.)
Из этого краткого очерка применения жетонов ГСМ и спецСОЖ в ареале Великой России за период 1917— 1991 годов можно сделать несколько выводов.
Первый. По способу применения их можно подразделить на две группы:
ручного применения (то есть «из рук в руки»);
для использования в автоматических устройствах.
Второй. Судя по всему, по своему назначению, в основном, это были жетоны служебного характера. Реже по ним приобретались ГСМ и спецСОЖ в платном режиме.
Третий. Помимо жетонов для прямого получения нефтепродуктов, имели место и льготные жетоны, дающие право в поощрительном варианте приобретать некоторое количество требуемых ГСМ и спецСОЖ на бесплатной основе.
Четвертый. Автор не исключает, что существует гораздо большее количество жетонов этой тематики, как полностью адресных, так и абсолютно анонимных, что может существенно дополнить настоящий раздел.
* * *
Автор ограничил тему исключительно отечественными жетонами и в рамках своей основной темы — «Монетовидные знаки в ареале Великой России. 1917—1991 годы».
Владимир НАЗАРОВ
Иллюстрации подготовлены В. Денисовым Автор благодарит за оказанную помощь в подготовке данного материала коллег - К. Костырина, Е. Клякина, Ю. Мешко, О. Сыромятникова, Д. Тилижинского и... анонимного водителя московского такси.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 126 (май 2015), стр.136