В нынешнее российское лихолетье, когда жизнь без царя в голове стала почти нормой, заметно вырос интерес к иконе Божией Матери с несколько необычный названием — «Прибавление ума». Если в начале 1990-х годов эта икона очень редко встречалась в храмах то уже в конце второго тысячелетия стали появляться новонаписанные храмовые образы. Небольшую иконку «Прибавление ума» сейчас лишено купить едва ли не в каждой церковной лавке.
В прежние времена, в царской России, родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении школьных наук, обращались к Богородице о прибавлении ума своим чадам. Икона «Прибавление ума» выразила веру православных русских людей в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Сыном Своим и Богом о даровании всякому человеку духовных и земных благ, среди которых главное — озарение ума и сердца Божественной Премудростью, Божественной Истиной. Эту мысль в полноте раскрывает образ святой Софии Премудрости Божией, так что икону «Прибавление ума» можно отнести к софийным иконам. Поэтому с конца XIX века празднование ей совершается 15(28) августа, на Успение Пресвятой Богородицы, вместе с празднованием иконе Святой Софии стало быть, перед Первым сентября, объявленным у нас Днем знаний. Да и первая брошюра об этой иконе отдельный оттиск статьи Андрея Титова «Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» (1909) — была издана в Типографии Императорского Московского Университета. Как и образы Святой Софии, икона «Прибавление ума» есть выражение силы и действия 11ремудрости Божией, домом Которой стала Богоматерь. Характерная особенность иконы — своеобразное одеяние: Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный без разреза спереди колоколообразный плащ, похожий на сплошную греческую фелонь.
«Прибавление ума» — простонародное, но очень меткое выражение идеи о даровании Господом и Богородицей премудрости и разума, нисходящих свыше. Сохранилось сказание, объясняющее происхождение наименования иконы, которое в начале XX века «дословно и точно» записал настоятель Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерей Владимир Мирославский: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума Пресвятой Богородицы». Таково старинное сказание о находящейся в Романовской Покровской церкви чудотворной иконе XVII века «Прибавление ума» (илл. 1), к которой с древности стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали исцеление. Эта икона, по-видимому, прежде была хоругвью: она написана на холсте, с тыльной стороны полотна изображен Господь Вседержитель.
В конце XIX — начале XX века благодаря исследованиям академика Н.П.Кондакова (1844—1925), члена-корреспондента Академии наук А.И.Кирпичникова (1845—1903) и А.А.Титова (1844—1911) было установлено, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из Святого Дома в небольшом итальянском городе Лорето. А.А.Титов писал, что изображение Лоретской Богоматери (илл. 2) в общем сходно с нашей иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер». В конце XX столетия выводы наших соотечественников получили новые подтверждения трудами итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», точно такую же, какая продается в московских православных церковных лавках и помещена на обложке первой монографии об этой иконе (Е.А.Лукьянов, А.А.Трофимов. Икона Божией Матери «Прибавление ума». М., «Паломникъ», 2001). Только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Аоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, 11речистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости» (илл. 3).
Земной дом Богородицы в Назарете, где она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство, состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдолбленный в скале, — ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к пещере. За время крестовых походов среди христиан распространилась идея о переносе православных святынь Востока на Запад ради спасения их от поругания или даже уничтожения мусульманами, во много раз превосходившими по численности отряды рыцарей. В Бари были перенесены мощи святителя Николая, Мир Аикийских Чудотворца, в Венецию — мощи апостола Марка. В мае 1291 года, после падения Триполи и Птоломеиды, крестоносцам пришлось оставить Акру, которая почти сто лет была столицей их государства, и вскоре все города, селения и святыни на Святой Земле перешли во владение мусульман. По западной легенде, именно в том трагическом для христианской истории Святой Земли 1291 году ангелы по воздуху перенесли в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома, которая через три года чудесным образом очутилась в Лорето.
В настоящее время установлено, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, затем в итальянский город-порт Анкону, а оттуда — в Лорето (илл. 4) семьей Ангелов, деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. В 1985 году в архивах Ватикана был обнаружен документ, датированный сентябрем 1294 года, где перечисляются свадебные подарки деспота Эпира Никифора Ангела своей дочери Тамаре по случаю бракосочетания ее с Филиппом II Анжуйским, сыном короля Неаполя Карла II Анжуйского — самого щедрого благотворителя Барийской базилики святителя Николая. Среди подарков названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в ангелов небесных. Первое предположение об этом высказал один из самых ярких представителей русского ученого монашества преосвященный Порфирий (Успенский), епископ Чигиринский (1804—1885), посетивший Лоретскую церковь и Святой Дом в 1854 году. Он даже указал, задолго до обнаружения документа о свадебных подарках деспота Эпира Никифора Ангела, что «византийские цари из фамилии Комнинов прозывались Ангелами».
На миниатюре начала XV века (около 1425—1440), хранящейся в Парижском национальном музее Клюни, святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, а ангел Божий в небесах сопровождает и с высоты охраняет его (илл. 5). Эта миниатюра помогает объяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покротельстве ангелов. А первой аллюзией перенесения Святого Дома ангелами по воздуху можно считать изобраение Благовещения на миниатюре 1325 года (илл. 6). русских иконах «Прибавление ума» на вмешательство Небесных Сил в чудесный полет Святого Дома указывает изображение серафима или херувима, поддерживающего парящую в воздухе Богоматерь, трех херувимов над Не головой и ангелов по сторонам. Как справедливо отвечает С.Н.Гукова, разнообразие в изображениях архитектурных конструкций в нижней части икон, иллюстрирующих, порой с большой точностью, историю чудесного перенесения Святого Дома, является свидетельстзом того, что русские иконописцы располагали разными литографиями Лоретской Богоматери.
Три стены Святого Дома высотой около трех метров были поставлены прямо на древнюю дорогу. Их нижние части возведены из камней, вывезенных из Назарета, — они заметно отличаются от верхних, сложенных из кирпичей местного производства и украшенных фресками: в XV—XVI веках Святой Дом окружила специально построенная базилика. Восточная сторона Святого Дома, в которой находится алтарь храма, в Назарете была открыта в сторону грота. В алтаре, за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем на левой руке (илл. 7). В левой руке у Богомладенца держава, правой он благословляет. Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Это — пришедшая из Далмации в конце II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее превратилась в праздничное одеяние, а затем — в священное облачение. Предание приписывало авторство Лоретской статуи апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII—XIV веках. Эту старинную статую уничтожил пожар, вспыхнувший в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра из садов Ватикана Леопольдо Челани. Далматик на Лоретской статуе имеет сзади разрез, не видимый на фронтальных изображениях.
Современные итальянские исследователи полагают, что первым изображением Богородицы в Святом Доме была не статуя, а икона. Это подтверждает часто встречающаяся в рукописных сборниках XVII века русская «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны», где определенно говорится об иконе Богородицы, написанной апостолом и евангелистом Лукой, а статуя как таковая даже не упоминается. А.А.Титов в своей работе приводит текст самого исправного, согласно исследованию А.И.Кирпичникова, списка этой повести. Список оказался современным самому сказанию: об этом свидетельствует приписка в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша». А.И.Кирпичников, впервые целиком издавший «Повесть о храме Святыя Богородицы», в своем исследовании отмечает: «Посольство Еремея Трусова с товарищи к папе Клименту (только не четвертому, а седьмому, занимавшему престол в 1523—1534 годах) не есть вымысел книжника, а несомненный исторический факт». В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» (Паоло Чентурионе) вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Католики полагали, что почитание общехристианских святынь может духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, где они прожили три недели. Со слов служителей храма послы записали чудесную историю о Святом Доме, которая распространилась на Руси в многочисленных списках. По мнению А.А.Титова, икона «Прибавление ума» была написана на «московский манер» с изображения Лоретской Божией Матери после большого Московского пожара 1547 года псковскими и новгородскими иконописцами, вызванными в Москву по приказу царя Ивана Грозного, сына Василия III. По всей видимости, в таком образе и явилась Богородица повредившемуся умом московскому иконописцу.
Необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе получает простое объяснение — это далматик Лоретской статуи, ставший древней фелонью: до середины XVII века в качестве архиерейского и священнического облачения на Руси употреблялась греческая фелонь, которая не имела выреза спереди и покрывала все тело от плеч до ног. Причем красный цвет фелони на русских иконах соответствует красному цвету шерстяной одежды, которой по западной легенде было покрыто изваяние Божией Матери в момент Ее прибытия на побережье Адриатики. 11о этой же легенде деревянный потолок Святого Дома был раскрашен голубой краской с разбросанными золотыми звездами. Объясняются и такие детали иконы, как арка, горящие светильники и ангелы со свечами, — это изображение ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Ранние иконы «Прибавление ума» во многом отражают первообраз — достаточно сравнить их с описанием алтаря Святого Дома, сделанным епископом Порфирием (Успенским) более чем за столетие до пожара 1921 года: «Под самым куполом поставлен Назаретский домик, в котором жила Пресвятая Дева Мария... Войдя туда, видишь пред собою святой престол у деревянной, сквозной, продольной, позолоченной решетки, и за нею углубление, так называемое Санто Камино, по-нашему священный киот (точнее, священный очаг. — Е.Л.), немалой длины и ширины, в котором стоит статуя, представляющая Богоматерь с Младенцем на левой руке Ее. На Ней и на Нем драгоценные короны; кроме сего, Она одета в длинное платье особого покроя, постепенно расширяющееся книзу; одета так, что не видать рук Ее, как будто кто спеленал Ее. Это платье унизано жемчугами, драгоценными камнями, бриллиантовыми ожерельями и дорогими привесками... Санто Камино, само в себе темное, освящено множеством огней, горящих в золотых лампадках. Над этим священным местом виден Дух Святый в виде голубя с распростертыми крыльями, а над сим голубем читается латинская надпись: «BENEIDICTA ТП» «БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ»; под стопами Богоматери, закрытыми платьем: «VIRGO LAURETANA» — «ДЕВА ЛАУРЕТСКАЛ»; на двух боках камина помещены два крылатых ангела, держащих подсвечники с высокими свечами, а ниже них две вазы с цветами».
«Исследователи древнерусского искусства находят, — отмечал А.А.Титов, — что не одна, а многие из икон и изображений, писанных в XVI веке по заказу Сильвестра псковскими иконниками, представляли собою не что иное, как копии с итальянских и немецких картин». Такое заимствование сюжета имело место и в дальнейшем, и именно это позволяет понять, почему более поздние иконы могут оказаться в некоторых деталях ближе к лоретскому первообразу. В Италии, в частной коллекции А. Гаравалья, хранится купленная им в конце 1980-х годов в антикварной лавке в Праге вывезенная из России икона «Прибавление ума» начала XVIII века в окладе, образцом для которой послужила предназначавшаяся для паломников литография конца XVII — начала XVIII века с изображением Лоретской Богоматери (илл. 8). На этой иконе, впервые опубликованной С.Н.Гуковой, художник с большой точностью воспроизводит не только общую иконографическую схему, но и детали (илл. 9). В нижнем картуше воспроизведен вид Лорето: внутри городской стены предстают круглые башни и бастионы, рядом с башней можно узнать дворец архиепископа и фонтан на центральной площади. Вдоль арки ниши идет надпись, воспроизведенная иконописцем на латинском языке: «S. MARIA LAURETANA ORA PRO NOBIS» — «СВ. МАРИЯ ЛОРЕТСКАЯ МОЛИСЬ ЗА НАС». На серебряном, золоченом окладе (илл. 10) — печать московской мастерской 1744 года и текст (на иконе во время реставрации он был полностью переписан с большим количеством ошибок), начинающийся словами: «Образ Пресвятыя Богородицы Марии звание чудес Ея сей чесны образ Прибавление ума...» и не имеющий никакого отношения к подписи под литографией, обрывающейся на словах, объясняющих сюжет правого нижнего медальона: «Перенос Дома с холма «Двух братьев» на общественную дорогу, где он стоит без фундамента вот уже более четырехсот лет». Благочестие не позволило иконописцу изобразить полуобнаженных путти со светильниками — он одевает их, как и ангелов с канделябрами. Они превращаются в четырех ангелов разных размеров, обычных для иконографии Божией Матери «Прибавление ума». Богородица изображена без пьедестала, словно парящей в воздухе и излучающей вокруг Себя свет. Таким образом, как и на других русских образах «Прибавление ума», литография превращается в икону, живопись которой имеет символику цвета: Богоматерь с Младенцем предстают на фоне ниши красного цвета, являясь как бы источником Божественной энергии; золото далматика, корон и нимбов, как и серебро крыльев ангелов, подчеркивают излучение Божественного света, изливающегося в мир. Богоматерь не обращена вправо, как на первых русских иконах и списках с них, но изображена фронтально. Облачение Богородицы на иконе, как и на окладе, по форме почти не отличается от далматика на литографии-прототипе — со второй половины XVII века сплошная греческая фелонь стала уже редкостью.
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском (илл. 11), построенной в 1676—1682 годах при царе Алексее Михайловиче. Образ «Прибавление ума» был подарен храму в XVIII веке одним архимандритом. Фелонь на этой иконе стала похожа на башню. Л.И.Лифшиц недавно предположил, что Аоретская статуя Богоматери восходит к древнему образу, представлявшему Ее в виде «дщери Сионовой» — хранительницы святого града: подобное изображение Богоматери с Христом в башне града можно видеть на миниатюре из византийской Хлудовской Псалтири IX века в Историческом музее в Москве (иллюстрирует текст псалма 77, стихи 68 — 69). В музее имени Андрея Рублева хранится икона XIX века «Прибавление ума — Ключ разума» со святыми на полях, представляющая собой несколько упрощенный и измененный тип «Прибавления ума»: отсутствует изображение трех херувимов над головой Богоматери, горящих светильников и арки; ангелы держат орудия страстей Господних, а Богомладенец — Евангелие. При этом Богородица с Младенцем изображены как бы в башне, а не в далматике или фелони.
Икона XVIII века из Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (илл. 12) была опубликована в альбоме «Великие чудотворные» (Нижний Новгород, 1994). Сопроводительная статья В.Е.Суздалева дает наглядный пример осмысления сюжета в духе византийской и древнерусской иконописной традиции, даже при незнании первообраза: «Образ чрезвычайно редкой иконографии. Происхождение названия, чудесные исцеления, совершенные им, неизвестны. Богоматерь с Предвечным Младенцем в окружении Небесных Сил изображена на фоне портала райского входа, у подножия которого можно видеть Горний Иерусалим в виде миниатюрных домиков. Фигуры Девы Марии и Иисуса Христа по плечи покрыты орнаментированным крестами колоколоподобным одеянием — символом скорби и прославления. На верхних выступах портала горящие светильники; в руках 2 - слов, восседающих на облачках, — зажженные свесимволизирующие свет Истины. Символика иконы отражает основную идею христианства — идею искупительной жертвы Иисуса Христа, открывшей людям дорогу в небесный Иерусалим».
В Русском музее хранится икона «Прибавление умa» начала XIX века (илл. 13). Богоматерь с Младенцем Христом изображена на ней, словно бы явленная небесах в лучах Божественного света (подобные лучи видны и на иконе XVII века из Романовской Покровской церкви), как о том сказано в тексте упоминавшейся русской Повести: «И людие того града узреша крест тоя церкве велию ясность, паче луч солнечных, зело удивишася». Под ногами Богоматери— городкие крепостные стены вокруг Лорето (слева на иконе) сама Лоретская базилика (илл. 14). В левом картуше. 5ображены преподобная Евдокия и благоверный князь Георгий Владимирский, в правом — Георгий Победоносец и Иоанн Воин. Возможно, икона была обетная и церкви, из которой она происходит, были престолы святых. Тем более что работа над иконой была закончена за неделю до дня памяти мученика Иоанна Воина (30 июля по старому стилю) — на обороте имеется надпись чернилами: «Образ написан 1833 года, июля 22 дня».
А.А.Титов исследовал и другой тип обетной иконы «Прибавление ума» — с преподобным Моисеем Муриным и мучеником Вонифатием на полях: «Моисею Мурину народ молится «от блуда», Вонифатию — «от пьянства». Очевидно, эта икона заказана женою или матерью человека, подверженного этим порокам». Богоматерь на этой иконе держит Младенца не на левой, а на правой руке: согласно Н.Л.Кропивницкой, в XVIII веке иконы «Прибавление ума» получили распространение как в прямом, так и в обратном переводе, что подтверждается старыми иконописными прорисями, причем большинство икон этого сюжета относится к XIX веку и имеет приписных святых на полях. В музее имени Андрея Рублева хранится икона «Прибавление ума» XIX века в обратном переводе с преподобным Акакием и пророком Наумом на полях (илл. 15). Как и на предыдущей иконе, описанной и опубликованной А.А.Титовым, Богоматерь обращена вправо, Младенец правой рукой благословляет, но державы в левой руке у Него уже нет.
Автор выражает благодарность профессору Московского государственного университета и Университета Камерино (Италия) Сергею Михайловичу Чудинову за неоценимую помощь в работе, Издательскому Совету Московской Патриархии — за предоставление негатива иконы из ЦАКа МДА и Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту за предоставление фотографий иконы с окладом из частного собрания в Италии.
Евгений ЛУКЬЯНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 10 (9) сентябрь 2003 стр.56