Мир, шагнувший в третье тысячелетие, изменился невообразимо, но потребность использовать при чтении книжную закладку остается неизменной. Ее отсутствие привычно восполняется первым, что попадается под руку: карандашом, линейкой, обрывком газетной страницы, фантиком, сорванным цветком. В этомотношении мы можем считать себя единомышленниками Стивена Спилберга, обронившего как-то: «Зачем тратить доллар на закладку?! Ведь доллар можно использовать вместо закладки!»
Однако закладка как один из элементов книги, да и просто как отдельная вещь, кстати сказать, по- рой весьма дорогостоящая, требует к себе более почтительного отношения, особенно если учесть, что для кого-то это еще и предмет коллекционирования.
С изобретением в XV веке книгопечатания отношение к книге постепенно менялось. С одной стороны, она — уже не единичный, а тиражный продукт (а значит, более доступный), с другой — создается по-прежнему вручную: бумага, набор, нередко инициалы, орнамент и иллюстрации, переплетные работы требуют больших затрат. Книга стоила дорого, делалась на века, а это предполагало, что ее нужно бережно хранить. Закладка в ней была еще случайным элементом, хотя все чаще, наряду с утилитарной, она выполняла и эстетическую функцию. Поскольку она неизбежно соприкасалась со страницами книг (повредить которые было бы верхом расточительства), самым подходящим для нее материалом стала ткань. Именно поэтому так широко были распространены узкие и широкие шелковые ленты, полоски плотных гладких или узорчатых тканей, плетеные шнуры. Удивительно, но хранители редких фондов крупных библиотек до сих пор находят такие закладки в изданиях XV—XVII веков.
В то же время создавался принципиально новый вид закладок — своеобразные закладки-регистры, при помощи которых можно без труда многократно открывать книгу в нужном месте. Технология их изготовления секрета не составляла. К боковому краю выбранных листов крепились небольшие прямоугольные кусочки пергамена, кожи или плотной ткани, своей конфигурацией иногда напоминавшие петли. Они выступали за края обреза и как бы делили книжный блок на части, значительно облегчая поиск необходимой страницы, тем более что средневековая книга, как правило, была весьма массивной. Нередко такие закладки применяли, в частности, в изданиях Библии. Подобные работы выполняли мастера-переплетчики, главной задачей которых оставалось изготовление добротного и, по возможности, красивого переплета для книги, ведь она не просто живет в пространстве, но и формирует его, а значит, все в ней до мельчайших деталей должно было быть гармонично.
К XVI веку переплетное дело в странах Западной Европы превратилось в самостоятельное ремесло. Закладки-ленты к переплетам по-прежнему не крепили; их рассматривали лишь в качестве аксессуаров для книги. Роскошные издания в переплетах из кожи и ткани, украшенные блинтовым и золотым тиснением, вышивкой, раскраской, вставками и накладными элементами из золота и серебра, кости, драгоценных камней, любили преподносить в подарок королям, князьям, аристократической знати. Постепенно и закладка приобрела статус предмета, который можно было дарить по самому разному поводу, подарка, достойного не только простолюдина, но и особы «голубых кровей». В истории навсегда останется изящная серебряная закладка, которую преподнес в 1584 году Кристофер Баркер, печатник королевского двора (и по совместительству торговец тканями), английской королеве Елизавете I. Кстати сказать, прекрасный шелк, который продавал Баркер, часто использовали для изготовления закладок.
В XVII веке как на Западе, так и в России получил распространение тип закладок, представлявший собой конструкцию из нескольких лент, прикрепленных к какому-либо предмету. Это могла быть пуговица, обшитая тканью, деревянная катушка, крестообразно обтянутая шнуром, или затейливая миниатюрная шляпка с драгоценными камнями на полях. Фантазией умельцев концы лент украшались бахромой из канители, шариками из ткани, деревянными и металлическими фигурками. Такой закладкой можно было закладывать несколько страниц сразу. Украшенное же основание, выходившее за пределы книги, не только фиксировало ее на верхнем обрезе, но и декорировало его. Для коллекционеров такие закладки представляют большую ценность, тем более что значительная их часть, к сожалению, утрачена. Вопрос о времени их появления, несомненно, требует дополнительных исследований, поскольку изображения, напоминающие описанную конструкцию, встречаются и в книжных миниатюрах, и в живописных работах, датируемых еще XV веком. Именно детали таких произведений, порой скрупулезно выписанные старыми мастерами, зачастую дают исследователям новые, интересные представления о предметах.
Следует отметить, что книга долгое время оставалась важнейшим атрибутом религиозного и светского западноевропейского изобразительного искусства. Так, в центральной части знаменитого алтаря, расписанного в первой половине XV века братьями Хебертом и Яном ван Эйк для церкви Св. Бавона в Генте, находится неизменно вызывающее восторг изображение Девы Марии, держащей раскрытую книгу. Художник — а большинство специалистов считают, что это творение старшего брата, Хеберта, — не забыл «поместить» в книгу закладку с круглым, украшенным жемчугом основанием, от которого тянутся тонкие золотые ленты, заложенные между страниц.
Переплетное дело в XVIII веке по-прежнему оставалось ручной работой. Издателям и книготорговцам выгоднее было продать книгу в простой обложке или незамысловатом переплете, чтобы сам владелец заказал для купленного им издания индивидуальный переплет. В то время переплетчики начали конструктивно включать закладку в книгу, прикрепляя один конец узкой ленты к еще не обтянутому кожей или тканью корешку.
Позже такие закладки будут называть «ляссе» (от немецкого «Lesezeichen» — «закладка»). Конечно, если издание готовилось как подарочное и для него заказывался особый переплет, то фактура, цвет, размер и способ крепления закладки продумывались заранее, и тогда она становилась полноправным элементом книги.
Это относится также к библиофильским изданиям, которые выпускали ограниченным тиражом для настоящих любителей и ценителей книги. Так, для всех 600 экземпляров роскошного библиофильского издания книги известного ученого Н.П.Кондакова «История и памятники Византийской эмали» (СПб., 1892) были вытканы красивые широкие закладки, которые крепились к книге тонкими золотыми шнурочками. Заказ был размещен на фабрике А. Г. и В.Г.Сапожниковых в Москве, знаменитой не только тем, что она часто получала заказы от придворного ведомства на парчовые и шелковые ткани, но и тем, что была единственной в Европе, выполнявшей труднейшие ткацкие работы в византийском стиле. Книга Кондакова в продажу не поступала, ее преподносили в дар монархам, государственным деятелям, известным библиофилам, крупным библиотекам и музеям.
К середине XIX века переплетнонезависимые закладки стали предметом собирательства. Как правило, коллекционеров в первую очередь привлекали закладки домашнего изготовления — ленты и канва, украшенные ручной вышивкой или акварелью с прошивкой. После 1860 года началось массовое производство закладок. Рынок заполнился шелковыми закладками машинного производства, которые выпускали различные фирмы. Самой заметной фигурой на рынке новой продукции стал Томас Стивенс (Thomas Stevens), английский предприниматель из Ковентри, закладки которого оказались необычайно востребованными и считались весьма желанным подарком. Будучи хорошим бизнесменом, Стивенс понял, что для получения максимальной прибыли продукт должен стать массовым. А чтобы его покупали все и как можно чаще, надо предлагать закладки на все случаи жизни, сделав их тематическими — с поздравлениями ко дню рождения, на Рождество, Новый год, с пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочувствия, текстами молитв и т.д. Его коммерческому успеху способствовала и явная творческая плодовитость: начав в 1862 году с производства закладок 76 наименований, к 1876 году он поставлял на рынок уже порядка 900—1000 изделий различного дизайна. К 1880 году производство шелковых закладок стало падать. Их стали делать из картона или плотной бумаги, как правило, с рекламой отдельных товаров или целого их ассортимента. Естественно, это была тиражная продукция, не очень дорогая и вполне доступная.
На рубеже XIX—XX веков (период модерна) возникла мода на металлические закладки различной конфигурации, которые по своему устройству чем-то напоминали скрепки. Зачастую они были выполнены в виде ножей для разрезания бумаги. В области рукоятки делали выемку или накладную деталь, при помощи которой зажималась страница книги. Разумеется, нож можно было использовать и по прямому назначению. Закладки из металла (часто из серебра) украшали гравировкой или литьем; порой металл шел в комбинации с такими дорогими экзотическими материалами, как слоновая кость, перламутр, эбеновое дерево. Встречались также закладки-скрепки с забавными краткими надписями типа: «Вот твоя страничка» или «Я тут заснул». По-прежнему широко использовали картон, рисунки и текст на котором выполняли в технике литографии.
Закладка, конечно, всегда шла в ногу со временем. В 20—30-е годы XX века в европейских странах и США дизайн закладок был связан с использованием элементов стиля ар деко. С одной стороны, в оформлении по-прежнему присутствовали излюбленные мотивы модерна (флоральные стилизации, изображения женских голов, раковин, павлинов, фантастических существ), с другой — наметился переход к простым геометрическим формам. Наряду с экзотическими материалами все чаще стали применять сталь, кожу, разновидности пластмассы. В это время, например, получили распространение металлические закладки-уголки, которые крепили на верхний или нижний угол фиксируемой страницы.
Сегодня часть закладок делают из бумаги — превосходного материала для размещения любой рекламы. Рекламируется все — музеи, библиотеки, театры, различные общества, издательства, магазины, еда, игрушки, предметы роскоши и т.д. Кроме этого, выпускаются закладки поздравительные, просветительские, дидактические, закладки-игрушки, закладки-календари.
С конца 1980-х годов наблюдается новый всплеск интереса к закладке. Коллекционеры объединяются в союзы инациональные ассоциации. С 1991 года успешно действует международное «Общество коллекционеров книжных закладок» («The Bookmark Society»). Оно учреждено в Великобритании (Horwich, UK), однако его членами могут стать коллекционеры всех стран. Регулярно издается бюллетень и дважды в год проводятся прекрасно организованные встречи, облегчающие коллекционерам не только поиск старых, но и охоту за новыми, порой уникальными образцами. Существуют многочисленные клубы, есть коллекционеры, интересующиеся, например, только закладками из какого-то одного вида материала, как эксклюзивного, типа кукурузного листа, так и традиционного — кожи, металла или ткани. Активно используются возможности новых информационных технологий и Интернет.
По-прежнему в моде авторская закладка. Предпочтение отдается ручной работе. Материалы и техники — самые разнообразные: кожа с тиснением и инкрустацией; различные виды ткани, украшенные вышивкой и раскраской; кукурузные и пальмовые листья; дерево; береста; бумага с гравированными и акварельными рисунками. Появилось новое направление в создании и реализации закладок — профессиональные художники специально разрабатывают их для гостей, приглашенных на свадебные церемонии и юбилеи.
Лучшие образцы и коллекции закладок представлены в крупнейших библиотеках и музеях мира. Достаточно назвать Британскую библиотеку в Лондоне, Швейцарский музей бумаги, письма и печати в Базеле, Музей книги Королевской библиотеки Альберта в Брюсселе, Немецкий музей книги и письменности в Лейпциге, Музей книги в Москве и др. В 1991 году в немецком городе Дуйсбург открылся первый и, скорее всего, пока единственный в мире Музей книжных закладок (Lesezeichensamm lung der Stadt Duisburg). В его собрании свыше 10 000 единиц хранения из 50 стран мира, наглядно показывающих эволюцию книжных закладок с конца XIX века до нашего времени.
К сожалению, закладка, уже много веков сопровождающая книгу, никогда не была серьезным объектом для изучения специалистов. Но времена меняются, меняется и отношение к предмету, а значит, обязательно будут интересные открытия.
Нина ЧАЛЕНКО
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.52