Своеобразие художественного дарования, специфика творчества Константина Горбатова обеспечили популярность его произведениям еще при его жизни. Имя яркого, самобытного художника начала XX Века известно многим музеям России. Его работы, ставшие неизменными участниками любого Салона, прочно обосновавшиеся на антикварном рынке, вызывают неподдельный интерес в среде коллекционеров.
Несмотря на явный ажиотаж вокруг его произведений, нельзя сказать, что наследие художника уже изучено должным образом, потому что в творческой биографии Горбатова еще остается много белых пятен. Константин Иванович родился 5 мая 1876 года в небольшом городке Ставрополе Самарской губернии, в семье провизора. До 1894 года он обучался в Самарском реальном училище, занимался в художественной школе Ф.Е.Бурова. По окончании училища Горбатов стал работать на железной дороге в Сибири. В 1895 году будущий художник переехал в Петербург и начал заниматься живописью и графикой в училище барона Штиглица. С 1896 года Горбатов жил в Риге, где учился в политехникуме, одновременно брал уроки живописи у Джона Кларка. От того периода его жизни сохранились в основном лишь письменные свидетельства, не подкрепленные художественным материалом. В 1903 году, вновь обосновавшись в Петербурге, Горбатов поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Увлечение архитектурой для него, несомненно, было связано с его пристальным вниманием к древнерусским церковным постройкам, с детства окружавшим его. Изучение пространственно-пластических закономерностей во взаимоотношении частей и целого в архитектуре стало для Горбатова шагом на пути к постижению законов и внутренней логики развития жизненных процессов. И все же, несмотря на свое пристрастие к живописи, способной наиболее полно выразить его творческие поиски, в 1904 году он ушел с архитектурного отделения и в течение следующих восьми лет продолжал обучение на живописном.
Надо заметить, что практически сразу он нашел наиболее соответствующий его эмоциональному и духовному строю жанр — пейзаж, которому оставался верен до конца жизни. К сожалению, большая часть его работ того периода утрачена для исследователей, однако разрозненный материал, нашедший свое место в музейных собраниях, и репродукции работ художника, периодически публиковавшиеся в разных журналах в 1909 —1913 годы, позволяют в какой-то степени охарактеризовать ранний этап его творческой биографии.
Основной массив творческого наследия художника периода обучения — графические произведения. Горбатов часто экспериментировал с различными техниками — акварелью, гуашью, темперой, углем. Один из характерных приемов художника — исполнение пейзажей темперой с акварелью. С 1905 года он участвовал в выставках Общества акварелистов, а также в выставках рисунков и эстампов Академии художеств. Для большинства его работ того периода характерно использование темной колористической гаммы, построенной на сближенных тонах. Изучая особенности национального колорита, тихую жизнь русской природы, художник черпал вдохновение в творчестве передвижников, познавая действительность в рамках их эстетических представлений. Поэтизация скромных природных мотивов, лирическое видение простой, обыденной картины окружающего мира стали главными чертами его живописных и графических произведений. Горбатова привлекали переходные состояния природы: сумерки, весенняя оттепель с тяжелым грязноватым снегом и темной талой водой. Низкое серое небо, нависающее над землей, стало едва ли не лейтмотивом его работ. Природа для Горбатова всегда связана с бытованием человека в ней, поэтому он редко писал «чистые» пейзажи. Его интересовала диалектика отношений людей и окружающего мира в их конкретных проявлениях. Для своих работ он выбирал будничные скупые мотивы, нарочито сужая и замыкая пространство, резко вычленяя основной мотив. На переднем плане он часто изображал разбитую дорогу, лужи, комья размокшей земли, демонстрируя жизненную конкретность изображаемого мотива, отсутствие намека на украшательство или вымысел. К самостоятельным живописным опытам художник приступил сравнительно поздно, видимо, не чувствуя особой уверенности в масляной технике. Одно из его ранних живописных произведений, находящихся в музейных собраниях, — небольшой этюд «Серый день» (1907 г.).
Оригинальный пластический язык его произведений, равно как и основные сюжеты, нашедшие дальнейшее развитие в его творчестве, начали формироваться в 1910—1911 годах. Новое понимание природы Горбатов нашел в произведениях А.И.Куинджи, преподававшего в то время в Академии художеств. Романтический взгляд на окружающий мир, связанный с глубоким осмыслением художником законов, лежащих в основе всех жизненных процессов, раздвинул те узкие рамки, в границах которых Горбатов искал для себя художественный образ. Кипение жизни, радость бытия стали неотъемлемой частью нового преображенного мира. Главным элементом художественной выразительности его произведений становится цветовое пятно, хотя палитра художника все еще не свободна от темных тонов, активно заявляющих о себе в картине. Основной композиционный прием организации пространства — разграничение планов за счет распределения освещенности. Первый план погружен в тень, полоса света резко акцентирует все элементы пейзажа, расположенные в глубине картины. Членение планами, горизонтальный формат картины призваны демонстрировать широту охвата, панорамность изображения. Излюбленными темами художника становятся речные просторы, рыбацкие лодки, пристани древнерусских городов. В 1910 году на Весенней выставке АХ Горбатов получил вторую премию за работу «Рыбный базар на Пскове-реке». В том же году он стал членом Общества имени А.И.Куинджи. За выпускную картину «Приплыли» он получил золотую медаль, звание художника и возможность пенсионерской поездки в Италию. В 1911 году и эта его работа была удостоена золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.
Пенсионерская поездка в Италию в 1912 — 1913 годах во многом стала определяющей для формирования художественного языка его работ последующих периодов. Первые месяцы пребывания за границей Горбатов работал в Риме, затем, по рекомендации И.И.Бродского, познакомился с А.М.Горьким, снимавшим виллу на Капри, и некоторое время провел на острове, где делал зарисовки, писал этюды. В Италии он познакомился с местной пейзажной традицией, в основе которой было течение маккьяйоли, возникшее в 1850-х годах. Теория «пятна», которую провозгласили Дж.Фаттори, С.Лега, Т.Синьорини, хронологически предшествует теории импрессионизма, во многом предвосхищая ее. Приверженцы маккьяйоли отстаивали изображение реальности, воспринимаемой при непосредственном с ней столкновении. Новый формальный художественный язык был основан на восприятии объектов глазом с помощью набора цветовых пятен. Яркость колористических решений, дробность мазка, излишняя декоративность были неотъемлемыми составными произведений итальянских художников, работавших на рубеже XIX— XX веков, пытавшихся выработать новый пластический язык, основываясь на художественном опыте прошлых десятилетий. Несомненно, Константин Горбатов внимательно изучал как живопись маккьяйоли, так и произведения современных ему последователей этого течения, что позволило ему обогатить арсенал живописных средств и пересмотреть сам метод изучения натуры. Ряд работ, созданных им в Италии, как во время пенсионерской поездки, так и позже, в 1920-х годах, имеет ощутимое сходство с живописью итальянских пейзажистов начала XX века. Основной объем произведений Горбатова 1912—1913 годов — это графические работы, выполненные в технике акварели и гуаши, а также многочисленные карандашные зарисовки. Из живописных произведений, относящихся к «первому итальянскому периоду», следует отметить картину «Кьоджа», ставшую воплощением новых художественных принципов: палитра художника освобождается от темных тонов; яркие цветовые пятна, положенные рядом, не смешиваясь, усиливают друг друга, приобретая большую звучность и декоративность.
Вернувшись из Италии, Горбатов активно участвует в различных выставках, в том числе и Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он стал в 1917 году.
Интересно отметить и то, что Горбатов не вошел в состав «Союза русских художников» и не был экспонентом ни одной из их выставок. В своих записках он подчеркнуто называет себя передвижником, не ассоциируясь с течением «русского импрессионизма». Ежегодно К.И.Горбатов ездил по старинным городам. Он неоднократно обращался к излюбленным мотивам, изображая панорамные виды древних русских городов, открывавшиеся с речного простора. Второй обширной темой в его творчестве стали деревенские пейзажи, а лейтмотивом — старинные церкви. В отличие от панорамных видов, главную роль в которых играет водное пространство, решенное крупными, пластически выразительными пятнами, в этих произведениях преобладают валерные соотношения, тонкое и деликатное письмо, любовно обозначающее каждую деталь, каждый элемент пейзажа. Горбатова привлекал старый Петербург, воплотивший в своем облике мощь русского флота, безраздельно властвующего над водными пространствами. Он создал серию этюдов, посвященных памятнику, олицетворяющему для художника славу морской столицы, — ростральным колоннам у здания Биржи. Отдельная тема, которую Горбатов разрабатывал в живописных этюдах, — виды Волги с крупными массивами барж, являющимися единственными предметными элементами пейзажа. Водная и воздушная стихии сливаются в едином живописном решении, их граница почти смыта. Образы приобретают стихийный характер в мощной пластике мазков, создающих живописный, осязаемый рельеф. Ко второй половине 1910-х годов относятся самые ранние из известных горбатовских натюрмортов и изображений интерьеров. В обоих жанрах художник стремился придать полотну максимальную декоративную насыщенность, но если натюрморты написаны смелыми цветовыми мазками- пятнами, что сближает их с произведениями художников «русского импрессионизма», то в интерьерных видах господствует более деликатный, сплавленный мазок. Натюрморт в произведениях Горбатова всегда тесно связан с пейзажем; он не стремится к разделению жанров, что отражается и в его немногочисленных портретных работах, которые представлены лишь в частных собраниях.
В 1922 году Горбатов навсегда покинул Россию. Он переехал в Италию, где большую часть времени проводил на Капри, делая множество этюдов и зарисовок. Изобразительная форма у него строится с использованием уже найденных приемов, но они претерпевают некоторые изменения, отражая новые творческие задачи. Живописный мазок раскрепощается, становится более пластичным, несущим эмоциональную нагрузку. Значительная часть пейзажных работ, выполненных на Капри, — это панорамные виды острова, в которых художник постарался запечатлеть наиболее характерные черты местности, неповторимый горный ландшафт. Нередко, найдя природный мотив, отвечавший его замыслу, художник обращался к нему еще не раз, обнаруживая в знакомых предметах новые качества и характеристики. Один из таких мотивов — приморские дома, несущие в своем
облике черты национального колорита. Но еще больше, нежели выявление типических особенностей, художника интересовали богатство и разнообразие игры солнечного света, его декоративные эффекты, создающие причудливое сплетение теней, бликов, рефлексов, усиливающих или, напротив, разлагающих цвет каждой формы.
Покинув Италию в 1926 году, Константин Горбатов направился в Германию, где прожил до конца своих дней. Выбор нового места был отнюдь не случайным — в 1920-х годах в Берлин перебрались некоторые русские художники, с которыми Горбатов поддерживал дружеские отношения еще со времен учебы в императорской Академии художеств и пенсионерской поездки. Здесь жили Л.О.Пастернак, В.Д.Фалилеев с женой Е.Н.Кочура-Фалилеевой, И.Г.Мясоедов, С.В.Колесников. Супруги Фалилеевы проводили в своей берлинской квартире русские «понедельники», которые неизменно посещал Горбатов. Общество изучения Восточной Европы устраивало выставки художников- эмигрантов, издавало журналы, отражавшие культурные события в Советском Союзе и за рубежом, где после революции оказались многие русские деятели искусства. Творчество Горбатова было высоко оценено немецкой публикой и критиками. Его персональные выставки проходили в ряде художественных галерей Германии, произведения охотно приобретали коллекционеры. В Мюнхене, где его работы нашли особый отклик, выпускали открытки, воспроизводившие картины. Однако, по всей вероятности, сама Германия в художественном отношении Горбатова не привлекала, по крайней мере в его творческом наследии, изученном на данный момент, нет произведений, посвященных этой стране.
Одно из основных направлений его творчества того периода — российские пейзажи, темы которых он черпал из собственного художественного материала — законченных произведений, живописных и графических эскизов, вывезенных из России. Существенным подспорьем в написании «русских» пейзажей служили ему фотографии древнерусских церквей, опубликованные в книге по истории архитектуры И.Э.Грабаря. Список картин для выставки в Кёльне 1929 года, приведенный в письме Горбатова Грабарю, красноречиво демонстрирует тот набор сюжетов, с которыми художник обращался к немецкой публике и благодаря которым снискал себе популярность за рубежом: «Волжский город Углич», «В марте», «Зима», «Новгород Великий», «На Волге».
Художник постоянно путешествовал, восполняя недостаток натурных, жизненных образов, неизменно привозя из поездок множество картин и зарисовок. В 1928 году он посетил И.Е.Репина в Пенатах, о чем впоследствии писал в своих мемуарах. Почти ежегодно он снова и снова возвращался в Италию, воплощавшую для него эстетический идеал. Излюбленным его местом стала Венеция, виды которой он запечатлевал в каждой своей поездке. Панорамные венецианские пейзажи композиционным строем зачастую напоминают произведения итальянских ведутистов XVIII века, которые Горбатов, несомненно, внимательно изучал. Тема Венеции не раз находила воплощение в его творчестве.
После начала Второй мировой войны художник лишился возможности выезжать за границу, однако и в этих условиях воспоминания о прекрасном городе давали повод для все новых и новых обращений к этой теме. Часто он перерабатывал старые произведения, создавал авторские копии. Так, работа «Венеция» 1942 года, хранящаяся в музее «Новый Иерусалим», повторяет раннее произведение «Кьоджа» из Русского музея, выполненное еще в годы пенсионерской поездки. Пейзажи, запечатлевшие облик Венеции, представлены в музейных собраниях фрагментарно, наиболее раннее из произведений, выполненных в период эмиграции, датируется 1930-м годом.
Важной вехой в творческой биографии Горбатова стала поездка в Палестину, во время которой он посетил Иерусалим, Вифлеем, Яффу, Назарет, отмечая свои впечатления как в дневниковых записях, так и во множестве этюдных работ, часть из которых сохранилась для исследований. Весомым аргументом в атрибуции появляющихся на антикварном рынке произведений могут послужить личные альбомы художника, хранящиеся в архиве музея «Новый Иерусалим», в которых Горбатов размещал фотографии своих палестинских работ, впоследствии проданных, с указанием их техники и размера. С художественной точки зрения, интересным опытом стало его путешествие в Англию по приглашению профессора А.Владимирова и Э.Прена. Из этой поездки он привез множество карандашных набросков с видами Лондона и его предместьев, позволяющих оценить Горбатова как талантливого графика.
На протяжении всего берлинского периода художник обращался к натюрмортам, выполненным в том же ключе, что и его ранние работы, но по сравнению с ними претерпевшим значительные изменения. Теперь он не стремился переусложнять композицию, вводя разнообразные планы, сочетая изображение интерьера с натюрмортом, включая многочисленные элементы. Главный мотив его картин — небольшие цветочные букеты, чаще — на нейтральном фоне. Яркие, выполненные крупными красочными мазками, они отличаются большей декоративностью, колористической звучностью. В 1940-х годах отношение художника к цвету становилось все более деликатным, в тональных сопоставлениях все большую роль приобретали гармонизация оттенков при сохранении живописной лепки, пастозного нанесения красочного слоя.
Жизненный путь художник окончил в Берлине 24 мая 1945 года, свои произведения он завещал Академии художеств. В силу разных обстоятельств в 1964 году коллекция была размещена в музее «Новый Иерусалим». Это собрание последовательно, хотя и не достаточно полно, иллюстрирует основные периоды творчества художника. Несмотря на то, что большинство материалов из собрания «Нового Иерусалима» опубликовано, проблема «опознания» «истинного лица» автора остается. Основной причиной этого является фрагментарность художественного материала, представленного главным образом этюдами. Небольшие работы, выполненные маслом a la prima, вряд ли могут охарактеризовать законченные произведения в силу существенной разницы в подходе к изображению и техники живописи. Более конкретному представлению творчества Горбатова может способствовать изучение разрозненных, но обширных материалов, которые представлены в различных музейных собраниях России.
Предварить обзор музейных экспонатов следует обозначением проблемы подлинности как первостепенной не только для частных коллекционеров, но и для изучения собственно творчества художника. Многие работы, авторство которых приписывают Горбатову, пополнили музейные собрания уже в то время, когда имя художника стало хорошо известным на антикварном рынке, и, как следствие, начали множиться вещи, подлинность которых явно вызывает сомнение. Таким образом, рассматривать в первую очередь следует произведения, провенанс которых сомнения не вызывает. Помимо вещей, переданных непосредственно из берлинской квартиры художника в «Новый Иерусалим», можно выделить те картины Горбатова, которые попали в музеи еще при жизни автора.
Как известно, лучшие работы художников, обучавшихся в императорской Академии художеств, часто приобретал музей Академии. В 1910—1911 годах им были отобраны «Рыбный базар на Пскове-реке», акварели «На реке Великой», «На реке Мете», а также конкурсная работа «Приплыли». На этапе национализации и перераспределения художественного наследия живописные работы оказались утраченными для исследований. Весьма вероятно, что сегодня они находятся в частных собраниях. Акварели на правах собственности Академии тогда же передали в Екатеринославский (Краснодарский) («На реке Мете») и Харьковский («На реке Великой» ) музеи, где они находятся и по сей день. В период пребывания на Капри во время пенсионерской поездки Горбатов подарил одну из своих акварелей — «Улица на Капри» — А.М.Горькому, сейчас она находится в экспозиции Музея А.М. Горького в Москве. Следует заметить, что это — единственное произведение из музейных собраний Москвы, доступное широкому кругу зрителей. В 1910—’1940-х годах в музеи попали следующие работы: живописные — «Ночь на реке Свири», 1911 года (Пермь), «Гостиная», 1917 года (ГРМ), «Кьоджа», 1912—1913 годов (ГРМ), «Оттепель», 1918 года (Севастополь), «Пристань в Пскове», 1919 года (Свердловск), «На балконе», 1910-е годы (ГРМ), «Весенний пейзаж», 1910-е годы (Рига); графические — «Пейзаж», 1908 года (ГРМ), «Зимний вечер», 1910 года (Серпухов), «Город в Италии», 1912 года (ГРМ), «Городской пейзаж. Набросок», 1912 года (ГРМ), «Псков», 1912 года (Ульяновск), «Пейзаж с церковью», 1919 года (Рига), «Вид Пскова», 1920 года (Свердловск), «Вид Новгорода», 1921 года (ГРМ), «Декоративный мотив», 1921 года (Ульяновск), «Новгород», 1925 года (Рига), «Осенний пейзаж», 1925 года (Рига). Эти работы могут служить точкой отсчета, тем ядром, которое должно быть положено в основу изучения творчества Горбатова.
В 1960-х годах Русский музей пополнил свое собрание графическими произведениями художника. В 1980-х годах в Архангельском музее обрели свое место три живописные работы Горбатова — «Северная река», 1911 года, «Гурзуф», 1912 года, «Ранняя весна», 1921 года. После московского салона-выставки № 1 1986 года, где были представлены произведения К.Горбатова, интерес к художнику значительно возрос. Три выставленные живописные работы приобрел Владимиро-Суздальский музей в постоянную экспозицию — «Набережная старого города», 1915 года, «Новгород. Пристань», 1919 года, «Улица провинциального города», 1920 года. Это время отмечено особой активностью в приобретении работ художника. Живописные его произведения попали в собрания Ярославского («Вечерний пейзаж. (Псков)», 1911 года) и Русского музеев («Старый город», 1911 года; «Пейзаж», 1921 года; «Пейзаж с домом. Осень», 1922 года).
Значительно расширили собрание Горбатова в Русском музее в 1998—2000 годы живописные и графические произведения из коллекции Ржевских. Особое значение в контексте рассмотрения творчества Константина Горбатова эти работы имеют и потому, что в настоящий момент находятся в постоянной экспозиции Мраморного дворца в Петербурге и доступны широкому кругу зрителей.
Надо отметить, что сегодня некоторые антиквары и арт-дилеры сознательно искажают творчество художника. Наряду с подлинными произведениями, подобранными в определенном ключе, в оборот вводят подделки, формируя тем самым определенный образ художника в глазах широкой публики и искусствоведов. Работы Горбатова сомнительного качества и происхождения, имеющие хождение на российском антикварном рынке, по большей части «посвящены» российскому же периоду его творчества. Обильно тиражируются многочисленные лодки, набережные, церкви, то есть произведения именно той тематики, которую Горбатов трактовал особенно эффектно, причем эталонной была принята определенная живописная манера художника, которая вовсе не являлась единственной в арсенале его технических приемов. Проблема подлинности наиболее актуальна применительно именно к означенному кругу произведений.
В первую очередь, неоднозначен вопрос об атрибуции ранних работ Горбатова, представленных на антикварном рынке, то есть речь идет о живописных полотнах преимущественно большого формата, выполненных до 1910 года. В этой проблеме можно обозначить несколько моментов. С одной стороны, подобные произведения при проведении экспертизы просто не с чем сравнить. Более того, существующие сведения о художнике позволяют сделать вывод о его графических пристрастиях в означенное время. Каталоги выставок того периода фиксируют увлеченность Горбатова техниками акварели, гуаши, темперы. Живописные произведения, упоминающиеся в документах, носят, по преимуществу, этюдный характер. С другой стороны, отсутствие материала, конечно, не является поводом для категорического отклонения тех или иных работ данного периода, появляющихся в секторе торговли произведениями искусства.
«Большей степенью защиты» обладает комплекс произведений К. Горбатова, созданных в 1913 —1922 годы. Частично эти работы были воспроизведены в журналах, некоторые — в цветных открытках того времени, что, конечно, расширяет представление о различных сюжетах и методах работы, к которым обращался художник. Это частично восполняет нехватку информации, то есть самих картин художника, представленных в музеях. Архивные данные позволяют выявить некоторых современных художнику ценителей его творчества, которые покупали его произведения на выставках. Известно, что ряд работ, проданных на выставках ТПХВ, был приобретен в 1910-х годах в коллекции Б.В.Махлина, С.Я. и Е.Я.Аваш, Н.А.Белоусова, Н.Д.Ершова, В.Г.Струве, И.М.Эньякова, В.М.Рафалови- ча, Г.С.Арнсона и др. Некоторые работы купило Общество имени А.И.Куинджи. В данном случае провенанс картины может иметь решающее значение при атрибуции того или иного произведения.
Сложнее ситуация на мировом антикварном рынке. Произведения Горбатова начали систематически появляться на аукционах Sotheby’s в начале 1990-х годов. В то время на торги выставлялись картины художника, представлявшие вящий интерес для исследователей. Так, в 1992 году на аукционе появилась работа «Вид на здание Биржи и ростральные колонны», этюды к которой представлены в музее «Новый Иерусалим», причем к тому времени собрание этого музея не было опубликовано. На торгах 1999 года за рекордную для работ Горбатова на тот период цену ( £111 500) была куплена и ввезена в Россию картина «Отдых на веранде. Портрет жены художника» 1917 года. Появление подобного полотна позволяет судить о К.Горбатове как о портретисте, тем более что свидетельства о том, что художник занимался этим, есть, но подобные работы в музейных собраниях не представлены. Разброс материала по времени — на аукционах были представлены работы как российского, так и итальянского и немецкого периодов — еще не доказательство о поддельности ранних и подлинности поздних работ. Появление живописных и графических произведений, датируемых до 1922 года, можно связать как с вывозом этих работ за рубеж самим Горбатовым, так и с перемещениями частных коллекций вслед за их обладателями. Для лотов, выставленных на мировых аукционах в 1990-х годах, характерно разнообразие представленных тем и жанров, что в корне отличается от той ситуации, которая сложилась сегодня. Торги 2004 года продемонстрировали резкий крен в сторону итальянских сюжетов — видов Венеции и Капри, причем продажи этих работ превышают эстимейты в два раза, что говорит об устойчивом спросе на художника. Обилие подобных произведений может вызывать определенные сомнения. Константин Горбатов был известен за границей как «лучший певец Пскова и прочих древних городов» (из письма И.Богданова-Бельского К.Горбатову от 10.09.1933). Да и Грабарь характеризовал Горбатова в эмиграции следующим образом: «работающий «русские пейзажи» — исключительно с церквями, пропасть церквей — прямо пачками зараз» (из письма И.Э.Грабаря В.М.Грабарь от 17.05.1929). Остается удивляться, куда делись все эти «пачки», которые на аукционах заменили «итальянские» работы. Возможно, обладатели картин Горбатова в Германии упорно не желают расставаться с полотнами, доставшимися им по наследству. Выехав из России, художник, как и раньше, активно выставлялся, постоянно сотрудничал с немецкими галереями, в том числе и с дрезденской галереей Abels. Несомненно, при желании можно восстановить происхождение тех или иных работ, относящихся к периоду его эмиграции.
Обилие произведений, приписываемых руке Горбатова и не являющихся таковыми, проблемы экспертизы его работ спровоцировали недоверчивое отношение со стороны ценителей искусства к творчеству этого художника в целом. Все большее число коллекционеров с опаской относятся к «новым поступлениям», поскольку критерии оценки и определения подлинности слишком уж размыты и неточны. Большинство экспертов не берутся судить об авторстве подобных произведений. Если эта тенденция возобладает, в недалеком будущем имя художника будет ассоциироваться прежде всего с подделками, вопрос лишь в том, когда «лимит доверия» будет, наконец, исчерпан. В корне изменить ситуацию поможет подробная систематизация имеющегося материала и каталогизация всех произведений, отвечающих основным требованиям — безупречный провенанс и подтверждение подлинности искусствоведческой и технико-технологической экспертизой. Залогом успешности такого проекта может стать тесное сотрудничество частных коллекционеров и музейных работников, общность конечной цели которых очевидна.
Татьяна МАЛОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.24