В данной статье речь пойдет о выдающемся русском и американском живописце, графике, скульпторе, резчике по дереву, фотографе, представителе импрессионизма и модерна Николае Ивановиче Фешине. Он окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился в мастерской И.Е. Репина. Репин и Фешин не слишком хорошо ладили между собой, однако это обстоятельство не помешало Илье Ефимовичу называть тогда совсем еще юного художника одним из лучших своих учеников.
По окончании Академии художеств Фешин вернулся в свою родную Казань и преподавал в Казанской художественной школе, ныне носящей его имя. В 1916 году он был избран академиком Императорской Академии художеств, а в 1923-м эмигрировал с семьей в США, где прожил до самой смерти в 1955 году.
Николай Иванович Фешин был достаточно известен как в России и СССР, так и в США. Более того, в Штатах его считают национальным американским живописцем. Он создал около 2000 произведений, которые находятся в коллекциях более 30 музеев в США, не считая частных собраний. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана.
Годы жизни Фешина в России до отъезда в Америку были весьма плодотворными. Талант художника заметили и оценили довольно рано. Его имя часто встречалось в периодических изданиях — например, в «Волжском вестнике» за 1900 год. Считается, что именно здесь о художнике написали в первый раз. Это был отзыв на выставку учеников Казанской художественной школы. «Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина “Христос” и два пейзажа. Смелость таланта сквозит в каждом мазке смелых и богатых, еще не высохших красок»1.
Имя Фешина встречалось и в статьях журналов «Золотое руно», «Весы», «Аполлон». Одни рецензенты находили его работы «великолепными, выделяющимися из всего», другие считали, что его произведения отличаются «пустопорожней виртуозностью», но в конечном итоге все сходились на том, что у Фешина большое дарование, говорили о безупречности его техники. Близкий друг художника скульптор С.Т. Коненков написал в своей статье «Соколиный глаз живописца», посвященной Фешину: «В то время, как Малевич и Кандинский “завоевали” Запад абстрактными новациями, “настоящий мужик в искусстве” Николай Фешин показал образцы живописного стиля, которые с.тояли. в одном ряду с искусством Ренуара и Моне» 2. Сергей Тимофеевич отмечал, что «Фешинрисовал всем нутром.. Рисовал свободно, широко, смело»3.
С 1920-х имя Фешина в периодических советских изданиях встречается все реже, а после отъезда в США упоминания о нем практически сходят на нет. В 1958 году в СССР Николай Фешин был открыт заново. В его честь была устроена выставка в Государственном музее Татарской АССР.
Дочь Фешина Ия внесла большую лепту в популяризацию его искусства в Америке, написала ряд воспоминаний, комментариев о нем, не отказывалась давать интервью. Именно благодаря ей в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан сейчас хранится наиболее полное собрание работ мастера.
«Фешин — художник русской школы. Незыблемость фундаментальных принципов академического образования с его ориентацией на глубокое постижение природных форм и явлений, опорой на точный рисунок, логичные, почти универсальные, законы композиции, опорой на высшие достижения европейского искусства обеспечивает сильной творческой индивидуальности высочайшую степень профессиональной свободы.. Академическая система позволила Фешину стать одним из самых виртуозных мастеров натурного рисунка первой половины XX века» 4.
* * *
Николай Иванович Фешин — художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, разделенную на две половины — русскую и американскую. Его работы и первого, и второго периодов уникальны и неповторимы.
В чем же уникальность Фешина и его таланта? Каких высот он добился, как живописец, рисовальщик? В чем заключаются особенности его портретов? Какие творческие принципы он перевез из России в Америку? Как повлияла Россия на творческий гений художника? В какой степени изменился его стиль в связи с переездом? Был ли Фешин вовлечен в художественную жизнь Америки, и как это отразилось в его творчестве? Повлияла ли Америка на творческий метод художника? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Исследователь творчества Николая Фешина Г.П. Тулузакова в своей книге о нем написала так: «Фешин — художник во многом парадоксальный. Он соединял век девятнадцатый с двадцатым, для академистов был слишком модернист, для модернистов слишком академичен»5. Как было сказано выше, Николай Иванович являлся учеником Репина (с 1902 г.). Репин предопределил общее направление творчества Фешина: интерес к бытовой картине и психологическому портрету, пастозный мазок, первое знакомство с импрессионизмом и пр. Именно благодаря Репину Фешин отражал в своем искусстве сочувствие к простому человеку. На творческий метод Николая Ивановича повлияли и атмосфера Петербурга, и эстетизм мирискусников, и русский импрессионизм поздних передвижников и мастеров «Союза русских художников», и экспрессивный декоративизм Малявина, и русский авангард. Далее Г.П. Тулузакова делает заключение: после того, как Репин в 1907 году покинул ИАХ, «Фешин стал писать как Фешин».
Что же изменилось в его стиле? Сложное взаимодействие объема и силуэта, благородная сдержанность колорита, виртуозное владение линией, точные композиционные решения (например, в работах «Портрет неизвестной (Дама в лиловом)», «Черемисская свадьба»), смешение академической основы, реалистических тенденций передвижников, импрессионистических и экспрессионистических элементов — все это объединилось воедино. Пожалуй, это характеризовало Фешина как подлинного представителя стиля модерн. Живописец Н.М. Никонов писал о Фешине: «Он преодолел академическую школу и создал в искусстве свой., присущий ему стиль»6.
Художественное наследие Николая Фешина включает в себя портреты, пейзажи, натюрморты. Для пейзажей художник выбирал простые мотивы, ведь, по его мнению, прекрасное заключалось в простом. Он любил подчеркивать неповторимость частного, не сосредоточиваясь на выявлении многообразия качеств общего. Но главная тема Фешина — человек. Безусловно, Николай Иванович был выдающимся портретистом. Человек был интересен ему во всех его проявлениях. В живописи художник часто соединял тщательно проработанное лицо со свободно написанным фоном, выполненным пастозным, фактурным, рельефным мазком. Важная особенность его портретов заключается в том, что эмоциональность и страстность сочетаются со сдержанностью и глубиной.
Огромное внимание Фешин уделял анатомии человека. Своего ученика Александра Андреевича Любимова он учил так: «Вы стараетесь нарисовать и написать портрет похожим, а у вас еще нет черепа в портрете. Рисуйте как можно больше и графически, серьезнее изучайте череп. Не стремитесь сделать портрет похожим — это вопрос будущего. Вы сделайте портрет непохожим, но чтобы все было построено в пропорциях, слезники были на месте, в черепе это главное»»7.
Что касается графических работ художника, выполненных в России, то, несомненно, портреты обнаженных натурщиц занимают одно из важнейших ступеней его творчества. Любой академический рисунок стремился облагородить натуру, однако Фешин подчеркивал характерные черты натурщиц. Поэтому можно говорить о смешении приемов академизма (изображение модели, изолированной от окружения, использование светотеневой моделировки) с подчеркнуто неакадемическими тенденциями (натура выбиралась заведомо далекой от академических канонов: грузные женщины с пышными формами). Художник часто работал на оберточной бумаге, обыгрывая ее шероховатость.
* * *
В 1923 году семья Фешиных переехала в Нью-Йорк. Почему Фешин оказался в Америке? Советские художники часто покидали Советский Союз от невостребованности, но ведь Фешин был популярен в России. Сам Николай Иванович писал в своих дневниках, что искусство в те годы использовалось только в целях пропаганды. Работа в подобных условиях теряла для него смысл, и он решил, что в Америке сможет в полной мере воплощать свои творческие идеи.
Переехав в США, Фешин оказался между двух лагерей — консерваторов и модернистов. Он балансировал на тонкой грани и того, и другого. Изображая формы человека в классической манере, он создавал абстрактный фон, граничащий с беспредметностью.
Хотелось бы заострить внимание читателя на живописном портрете Бурлюка, полотне уже американского периода. И.Э. Грабарь в своей книге «Моя жизнь» вспоминает об этом портрете: «Был в то время в Нью-Йорке еще один русский художник, окончательно перекочевавший в Америку, казанец Николай Иванович Фешин., отличный портретист, стяжавший заслуженное имя <..>. Одним из лучших на выставке, был его портрет Давида Бурлюка. Не знаю, снял ли сейчас Бурлюк свой знаменитый жилет из золотой парчи, вывезенный еще из Москвы сперва в Японию, а оттуда в Америку, но тогда он красовался в нем на всех выставках. Фешин написал его в этом историческом жилете»» 8. Из этих слов становится ясным, что Николай Фешин был далек от любого рода идеализации, стремился смотреть «вглубь» портретируемого. В своей характеристике Бурлюка он ничего не приукрашивает, лишь с явной иронией рассказывает зрителям о самоуверенности Бурлюка и его позерстве.
В Нью-Йорке, как в Казани и в Петербурге, портрет занимал особое место в творчестве живописца. Круг моделей был достаточно широк: художник писал жену, дочь, ему также позировали творческие люди — русские художники и артисты, эмигрировавшие в США, например, театральный режиссер Евреинов, певица Хатаева, балерины Микешина и Фокина. Американцев Фешин тоже писал, в основном это были люди, связанные с искусством (в этот период им были созданы портреты художника Горсона, писательницы Кэйсер, киноактрисы Гиш).
О графических нью-йоркских работах художника известно мало. Судя по коллекции дочери художника Ии Николаевны Фешиной-Брэнэм, моделями для рисунков были русские эмигранты («Портрет Тиширковой», 1923— 1926, ГТГ) или представители творческой интеллигенции Нью-Йорка («Портрет Лилиан Гиш», 1925, ГТГ). В этих работах все-таки присутствует элемент идеализации. Однако в это время создаются портреты и с более острыми характеристиками («Портрет пожилой женщины», 1926), а также недатированный, но, вероятнее всего, относящийся к тому же времени «Портрет профессора В. Мельникова», подаренный Фешиной-Брэнэм в ГМИИ РТ. В портрете Мельникова отчетливо видно, что художник прежде всего очень хорошо представлял себе конструкцию черепа, мысленно «одевал» его мышцами и кожей, но на поверхности оставлял лишь тончайшие линии.
Из-за нарастающей болезни Николай Фешин вынужден был переехать из шумного Нью-Йорка в место с более благоприятным климатом. И он выбрал Таос (штат Нью-Мексике). Таосский период (с 1927 г.) — самый плодотворный в его творчестве. Художник был в восторге от местных аборигенов, ценил их чувство собственного достоинства. Работы этого периода отличаются техничностью, отсутствием внешней красивости. Он изображает их горделивые, тяжелые головы. Почти не заботится о светотени, а тонировка и тушевка заменяются штрихами и линиями, абсолютно разными. В этих рисунках создается ощущение трепета жизни благодаря штрихам. Язычество индейцев Таоса напоминало ему о народных обычаях черемисских и русских деревень. Индейцы подолгу позировали, но говорили, что им гораздо легче было бы рыть каналы.
Колорит художника всегда был разнообразным, но именно на Таосе он становится предельно насыщенным — видимо, яркие краски новой природы повлияли на живопись мастера.
Особое место в художественном наследии Николая Фешина отведено портретам дочери Ии, преисполненным отцовской гордости и любви. В живописных портретах он либо изображает ее, подделывая свой стиль под манеру мастеров эпохи Возрождения (особенно Гольбейна), либо, наоборот, отказываясь от всяческой стилизации (характерный пример — портрет «Ия в крестьянской рубахе»). Однако в какой-то момент он перестал писать дочь, а на ее вопрос почему, отвечал, что девушка перестала быть хорошенькой, что в ней уже пропала детскость, но еще не сформировалась личность, что в ее внешности еще не проявился характер. Это еще раз говорит о том, что Фешина очень интересовали люди с выявленным стержнем, с четкой жизненной позицией.
В 1934 году художник с дочерью переехал в Калифорнию: галерист Эрл Стендаль предложил мастеру преподавать в художественных классах в Лос-Анджелесе. К тому моменту он расстался со своей женой, что не могло не отразиться на его работе. В Калифорнии Фешин создал множество портретов лощеных бизнесменов и дам. Нередко пользовался таосскими мотивами. Эти работы отличались сухостью, «красивостью» и однотипностью. Ностальгируя по России, художник продолжал развивать технические приемы русского периода. Размеры листов, их формат, строго продуманная композиция, незаполненная плоскость листа — все несло эстетический смысл.
На определенном этапе Фешина перестала удовлетворять характерная ему сложность техники рисунка. Он купил альбом рисунков Гольбейна, развесил их в мастерской и стал искать точности через упрощение. Изучение Гольбейна и китайского искусства отразилось на произведениях художника. Его стиль приобрел законченность, стало невозможно выделить из многообразия рисунков наброски или законченные листы.
В противоположность русскому периоду, в американский период Николай Фешин особо много работает над самостоятельными, не связанными с живописью, станковыми рисунками. Жанры остаются прежними: портреты и штудии с обнаженных натур. Однако портретные темы становятся необычайно разнообразными: художнику позируют аборигены и туземцы Нью-Мехико, жители Японии, Явы, Бали, коммерсанты, поэты, актрисы, драматурги, психологи, политики. Художника интересует все: и экзотика этнических типов, и лощеная светскость модели, и возрастные особенности. Недаром он выбирает крупный план, изображает лица практически во весь лист. Он замечает и ловит и ускользающий взгляд, и дрогнувшие в улыбке губы, и слегка приподнятую бровь. Подчеркивает и сформировавшуюся личность портретируемого, и переменчивость его характера.
Создавая графические портреты и наброски, Фешин преимущественно выбирал уголь, самый благородный для рисунка материал. Уголь помогал создавать четкие толстые линии силуэта в сочетании с тончайшей паутиной штрихов. Бумагу он заказывал из Китая. Используя подобную бумагу, сделанную вручную и отличавшуюся своими непрочными свойствами, художник точно планировал каждый штрих рисунка — китайская бумага помарок не терпела. Однако эта бумага обладала рядом преимуществ: ее шероховато-бугристая поверхность бежевых, серых и даже темно-коричневых оттенков грамотно обыгрывалась художником и давала ощущение атмосферы.
* * *
Техника Фешина поражает легкостью штриха. Создается впечатление, будто ему все очень легко дается, будто он умеет смотреть «внутрь» человека и видит его душу сразу же, подобно хорошему психологу. И в то же время Фешин, питая большой интерес к науке, в особенности анатомии, был точен в воспроизведении не только внутреннего содержания человека, но и его внешнего вида.
Далеко не всегда художнику удавалась углубленная психологическая характеристика, и он компенсировал это виртуозной техникой. Часто в изображении лиц можно найти явную отработанность приемов. Салонность, особенно заметная в женских и детских портретах, хоть и фрагментарно, присутствовала уже и в ранних, и в зрелых работах художника. В Калифорнии салонность проявилась с наибольшей силой. Возможно, художник тосковал по родине и пытался наделить персонажей особенностями и глубиной русской души. Однако американских бизнесменов, к которым он не питал должного интереса, изображал отчуждено.
Почему ранний период творчества (во время учебы в академии), а также период жизни на Таосе отмечены многими искусствоведами как самые плодотворные и лучшие годы художника? Вполне возможно, это обусловлено тем, что именно в эти годы он смог быть до конца искренним, изображать то, что ему было наиболее интересно. Именно во время обучения в Петербурге, а затем на Таосе он был наиболее свободен и раскован, работал только с желаемыми персонажами и сюжетами. В Калифорнии же, наоборот, Фешин зависел от своих заказчиков, как правило, высокопоставленных чиновников из Америки, изображать которых у мастера не было особого желания.
Николай Фешин долгие годы жил в США, но американская традиция мало повлияла на него, он не стал частью ее художественной жизни, он существовал сам по себе, обособленно. Проживая в Америке, он мысленно будто оставался в России и настолько был оторван от американской реальности, что долгое время никак не стремился овладеть английским языком, а круг его общения состоял лишь из русских эмигрантов и тех людей, которые были связаны с Россией. Несмотря на то, что Фешин жил в двадцатом веке, он будто задержался в предшествующем столетии. Он оказался крайней точкой развития всей реалистической линии русского искусства именно девятнадцатого века.
За годы своей творческой деятельности Николай Фешин создал ряд автопортретов. Он подробно изучал свой внешний облик, человеческие характеристики. На одном из автопортретов, выполненном в технике рисунка, Николай Иванович изображает себя в качестве художника. Берет не случаен, он вызывает ассоциации с портретами Рембрандта. Художник отдает себя познанию законов жизни, места человека в ней. «Спокойное достоинство человека, умудренного опытом, впитывающего в себя все виденное и одновременно творящего свой мир, человека, открывающего новые пространства, но и подчеркивающего свою причастность великой традиции, в диалоге, с которой утверждаются новые ценности, — таков для Фешина образ художника, т.аки.м, он видел себя, таким и вошел в историю искусства»9.
Евгения САВИНКИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 123 (январь-февраль 2015), стр.34