Места для творческого, исследовательского коллекционирования оставалось все меньше. И тут на Западе договорили о перфинах —марках с непонятной перфорацией «на лице», которые и раньше попадались многим собирателям.
Не так давно филателисты убедились: на Большом почтовом материке практически не осталось белых пятен, сулящих открытия и понятную радость собирателю. К середине прошлого века окончательно сложились большие коллекции «классики», «колоний», «земства». Места для творческого, исследовательского коллекционирования оставалось все меньше. Вот тут на Западе заговорили о перфинах — марках с непонятной перфорацией «на лице», которые и раньше попадались многим собирателям.
... Самые большие объемы почтовых отправлений в середине XIX века наблюдались в крупных торговых и судоходных компаниях, в банковских домах. Почта была одним из столпов экономики, особенно в империях, где многие компании и банки метрополии располагали разветвленной сетью филиалов в колониях. В одном Гонконге, например, держали свои представительства сотни фирм Великобритании, Франции, Германии. Интенсивно развивались торговые и промышленные связи со всем миром молодых Соединенных Штатов Америки.
Введение марок в качестве средства почтовых сборов, с одной стороны, облегчило связь компаний и банков с корреспондентами, с другой стороны, породило совершенно новые сложности. Марки, как средство предоплаты почтовых сборов, компании закупали с тем расчетом, чтобы их хватило на 3-4 месяца. Но марки довольно скоро стали эквивалентом мелких денег — их принимали в оплату бакалейщики и владельцы пивных. Потом марки можно было обменять на почте на полновесные фунты и доллары. Естественно, клерки, занимавшиеся почтовой рассылкой в банках и компаниях, дрогнули. Началось банальное воровство знаков почтовой оплаты. Тянули понемногу, но в бюджетах многих компаний образовались внушительные прорехи. Хрестоматийным случаем стал арест полицией Джона Хоуарта, одного из манчестерских служащих, который в бакалейной лавке расплачивался марками за хлеб и сыр. При нем обнаружили знаков почтовой оплаты более чем на 35 фунтов стерлингов, что составляло по тем временам годовое жалование предприимчивого клерка.
В общем, едва человечество начало использовать почтовые марки, оно тут же принялось искать средства защиты от их воровства. И первым таким средством стала намеренная «порча» марок автографами. Банки и компании подавали в почтовые ведомства заявки, в которых указывали, каким способом они метят свои марки. Теперь знаки почтовой оплаты с метками банков и фирм не принимались в качестве средств платежа отдельно от почтового отправления. Первой маркой с инициалами фирмы поперек фронтального изображения и стал «черный пенни» выпуска 1840-1841 годов. Однако, чтобы переметить свои марки, компаниям нужно было содержать специальных людей. Следующим шагом в этом направлении должна была стать механизация процесса.
Таким шагом было изобретение металлического штампа, который выдавливал на марках рельефные инициалы фирмы в виде определенного логотипа. На британских почтовых марках такие признаки рельефного давления прослеживаются в выпусках 1847-1875 годов. Но и штамп, работавший по принципу обычной вафельницы, не спасал положения из-за все увеличивавшегося объема почтовых пересылок.
1 сентября 1858 года Джозеф Слопер из Мидлсекса подал заявку на патент к своему перфорационному аппарату. Он был хорош уже тем, что позволял с помощью набора игл составлять любые инициалы и несложные конфигурации и прокатывать их по листам марок с большой скоростью. Аппарат Слопера вскоре стал широко применяться, хотя после истечения срока патента его модифицировали другие умельцы.
Так в обращении появились перфины (PERForated INitials), что окончательно отбило у бедных клерков охоту поправлять за счет фирмы свое материальное положение. Они широко применялись в Британском Содружестве, Соединенных Штатах, Германии, Швейцарии, Бельгии, Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны. Здесь ходили марки с перфорированными инициалами не только частных банков и компаний, но и государственных, коронных, учреждений. Известно множество перфинов Британского Содружества с буквами OHMS — On her (his) majestry service. В России, a позднее в СССР, перфорированные марки широко не использовались. Известны, в основном, круглые «телеграфные» гашения на марках большого номинала «романовской» серии и перфины почтамтов крупных городов (в Москве — более 25 видов перфинов почтамта).
Достаточно большие выпуски перфинов производились в Германии вплоть до 1945 года. Первый перфин Швейцарии появился в 1874 году, а последний — в 1967. Дольше всех использовали перфины в британских владениях. В Австралии их выпускают до сих пор — как дань традициям. I Терфорация на них нередко сложная, она выполняет те же функции, что и штемпель спецгашения первого дня. Не так давно ходили перфины в Канаде.
Практическая сторона перфорирования, кроме предупреждения кражи марок, однажды проявилась довольно неожиданным образом. 30 ноября 1929 года под канадским городом Ванкувером разбился почтовый самолет компании воздушных сообщений Уорни, который зацепился в тумане за высокую надстройку моста. Пожарные почти сразу же прибыли к месту аварии, спасли пилота Прайса и погасили пожар. Огонь и вода основательно подпортили почтовые отправления, уничтожив надписи почти на всех конвертах. Однако ванкуверские почтовики, определив по перфинам отправителей, вернули им письма с объяснениями, отпечатанными на мимеографе. Так перфорация на марках помогла быстро восстановить многие документы и банковские чеки, которые в другом случае были бы безвозвратно утрачены.
...Как новое направление в филателии, коллекционирование перфинов обозначилось в начале 50-х годов XX века. Кто-то из собирателей обнаружил, что на марках «с дырочками» существует не просто перфорация, а хорошо читаемые инициалы и вензеля. Что они значили? Первые же ответы на этот вопрос перевернули представления коллекционеров. Интерес к перфинам обозначился настолько широко, что во второй половине XX века сотни собирателей стали объединяться в национальные клубы и общества любителей перфинов. Самыми первыми в этом стали коллекционеры США. Еще в 1943 году они образовали Перфин-клуб, объединивший собирателей перфинов и «предгашений», а в апреле 1945 года выпустили первый номер «Perfins Buletin» были знаками почтовой оплаты. Десятый армейский корпус германских вооруженных сил, квартировавший в городке Гаммельне после революции в Германии, испытывал нехватку средств для выплаты жалования солдатам. Командование корпуса решило выпустить «чрезвычайные» деньги. Блоками по 100 штук марки прокатали через почтовый перфорационный аппарат, пробив инициалы корпуса и новые номиналы. Этими «деньгами» солдаты расплачивались в пивных и бакалейных лавках Гаммельна в декабре 1919 года.
По перфинам Гонконга можно проследить всю историю развития этого, в еще недавнем прошлом, британского владения, его связи с миром. Вот, например, на марке с изображением китайской лодки, джонки, видны инициалы «В.1.». Оказывается, в 1875 году по решению правительства Франции в ее южных колониях был создан «Индокитайский Банк» — «Banque de сейчас национальные объединения любителей перфинов работают, кроме США, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, Венгрии, Чехии, Дании, Нидерландах, Австралии и Новой Зеландии. Общества изучения перфинов выпускают бюллетени, обмениваются информацией.
В нашей стране перфинами занимался Павел Федорович Мазур, более четверти века возглавлявший Московское общество филателистов. К сожалению, большую работу по перфинам П.Ф.Мазур так и не успел закончить.
В истории перфинов еще столько неизученного, что открытия здесь поджидают любого собирателя. Недавно, например, в старых коллекциях германских марок периода Первой мировой войны обнаружили перфины, на которых были пробиты не только инициалы, но и номиналы. После изучения оказалось, что эти марки на I’lndo-Chine». В 1896 году банк открыл свое представительство в Гонконге. О значительном участии банка в экономической жизни Гонконга и всего Индокитая говорит тот факт, что в самом начале XX века отделения и агентства «В.1.» работали в Сайгоне, Ханое, Хайфоне, Пномпене, Шанхае, Бангкоке, Пекине, Сингапуре и многих других крупных центрах региона. О проникновении тайваньского капитала на рынки Дальнего Востока и Индокитая рассказывают скромные инициалы «ВТО», пробитые на «джонках» в Гонконге. Банк Тайваня открыл здесь представительство в 1903 году.
Любители перфинов в наши дни уже определились по тематической направленности коллекций — как и любой филателист. Единственное отличие: перфинистов не интересует изображение на марке, главная ценность заключается для них в самих инициалах. Выделяются следующие направления. Географический принцип формирования коллекций: перфины Великобритании и стран Содружества, например, перфины Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии. Принцип принадлежности к определенной области деятельности: перфины железнодорожных или судоходных компаний, благотворительных организаций или банков, перфины на марках авиапочты и т.д. Наконец, генеральный принцип сбора: неважно, инициалы какой компании или государственного учреждения, лишь бы это были перфины.
Конечно, коллекционировать марки «с дырочками» намного сложнее, чем привычные знаки почтовой оплаты. Главная трудность — нет полных каталогов перфинов и, возможно, не будет никогда. В отличие от государственных почтовых эмиссий — со своими проектами и планами, перфорированные инициалы ставили на марках тысячи и тысячи частных отправителей на протяжение целого века истории знаков почтовой оплаты. Расшифровать все инициалы невозможно без глубокого погружения в историю тех стран и регионов, где ходили перфины. Надо очень хорошо представлять, какие компании и банки работали в определенное время в определенной географической точке, чтобы хоть приблизительно атрибутировать каждый перфин. И все же энтузиасты сумели составить достаточно подробные каталоги перфинов Гонконга, Канады, Чехословакии, некоторых других стран. И эти каталоги постоянно пополняются новыми открытиями.
Зато собирательство перфинов само но себе увлекательнейший вид коллекционирования — именно благодаря своей сложности и необходимости глубокого изучения истории. Чувство первого открытия, которое дает коллекционеру каждый расшифрованный инициал, с лихвой возмещает все трудности собирательства перфинов. Постоянно растущий интерес к ним свидетельствует, что гадкий утенок, каким была марка «с дырочками» еще несколько десятилетий назад, вполне способен превратиться, если не в благородного лебедя, то наверняка — в экзотическую птицу филателии.
Владимир СУВОРОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.140