Собрание Государственного исторического музея формировалось во многом благодаря дарственной передаче частных коллекций и отдельных памятников национальной истории, культуры и искусства. Обширен список дарителей бесценных реликвий, Среди них — имя мецената А.А.Катуар де Бионкура. В 1909 году он передал в дар музею свою коллекцию, которая насчитывала свыше 600 произведений оружейного искусства известных и забытых мастеров Западной Европы и Востока.
Александр Андреевич Катуар де Бионкур родился 25 апреля 1863 года в Москве в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии, хорошо известного в московских торгово-промышленных кругах, Андрея Ивановича Катуара и его жены Марии-Софии. Первенца крестили в католической церкви св. Людовика на Малой Лубянке.
В 1887 году А.И.Катуар скончался, и Александр, который только что окончил историко-филологический факультет Московского университета, унаследовал состояние в размере более миллиона рублей. Он пытался заняться предпринимательством. Однако оно его мало занимало, и вскоре молодой человек отошел от дел.
Переломным моментом в жизни Александра Катуара стала его встреча с Жилонной-Генриэттой д’Аркур, представительницей французского аристократического рода. Намереваясь вступить с ней в брак, Александр в 1891 году добился возведения в российское потомственное дворянство с правом носить фамилию Катуар де Бионкур. Эта старинная дворянская фамилия принадлежала его деду — Жану-Батисту-Мари-Августу, выходцу из Франции, который после Великой Французской революции эмигрировал в Россию. В 1821 году он принял российское подданство, стал Иваном Катуаром и открыл собственное дело, которое продолжили его многочисленные потомки.
А.А.Катуар де Бионкур после женитьбы занялся исполнеиием сословных дворянских обязанностей, благотворительной и общественной деятельностью. Он был почетным мировым судьей Бронницкого и Звенигородского уездов, Нижегородским уездным предводителем дворянства, входил в состав Совета Ели заветинского благотворительного общества, был попечителем Елизаветинского приюта и Нижегородского дворянского института, являлся действительным членом Московского художественного общества и Московского общества охоты имени императора Александра II.
Отцовское наследство в немалой степени стимулировало интерес А.А.Катуар де Бионкура к коллекционированию. Но идея систематического создания коллекции созрела не сразу. Первоначально он увлекся собиранием гравюр и редких книг. Возможно, что именно это увлечение побудило его к изданию в 1901 году первого в России факсимильного воспроизведения двух рукописей А.С. Пушкина — «Русалки» и «Скупого рыцаря». В полную меру талант коллекционера проявился у Бион- кура в собирании памятников оружейного искусства. В течение двадцати пяти лет он собрал одну из крупнейших частных оружейных коллекций в России.
Особую ценность в этом собрании представляли хотничьи ружья и целевые пистолеты. А.А.Катуар де ионкур был страстным охотником, увлекался спортивной стрельбой, участвовал во многих состязаниях, был одним из учредителей Всероссийской стрелковой - дружины, автором книги «История пулевой стрельбы в Западной Европе, Америке и России», h Любимым местом охоты Бионкура в России был Алтай, а за границей он часто охотился в при- ейнских провинциях Германии, а также во французских и Швейцарских Альпах. «Мной ндованы три «охоты»,— пишет Катуар де Бионкур своему другу в 1912 году, — 1500 дес. между Франкфуртом и Майнцем, 2500 дес. между Аармштадтом и Мюнхеном, 4500 дес. между Дармштадтом и Франкфуртом... всюду я буду охотиться загоном, что бывает лишь каждые 5 лет... будут охоты штрейфом», в линию, без собак; охоты с собакой, охоты в поле и обыкновенные облавы в лесу...»
10 первых коллекционных приобретениях Катуар де бионкура у нас нет документальных свидетельств. Сохранившаяся переписка позволяет определить круг совленников, с которым Катуар де Бионкура связывали дружеские и деловые контакты, выяснить источники приобретения экспонатов. Катуар де Бионкур имел добрые отношения со многими коллекционерами, но особенно с Петром Ивановичем Щукиным, дорожил его дружбой, знаниями, радовался его успехам.
Он также поддерживал тесные связи с владельцами оружейных магазинов И.И.Шенбрунером, Э.О.Бернгардтом, Н.П.Силиным, Р.Р.Роггеном и др. Оружейные магазины и фирмы были не единственным источником пополнения коллекции Катуар де Бионкура. Свои услуги предлагали коллекционеру и торговцы антиквариатом.
С конца XIX века Катуар де Бионкур много времени стал проводить в Европе. Это дало ему возможность близко познакомиться с антикварным оружейным рынком и установить полезные контакты со многими известными оружейными фирмами, такими как «Анри Форе-Лепаж», «Гастинн-Ренетт» и «Вердье» в Париже, «Лейе и Гринер» в Берлине и Дармштадте, «Джеймс Перде» в Лондоне и др. В одном из писем Катуар де Бионкур писал: «Мои последние жатвы были очень удачны, ... коллекция ежегодно увеличивается в ценности и интересе».
В начале XX века антикварные рынки Парижа и Амстердама были самыми активными и насыщенными с точки зрения спроса и предложения на памятники оружейного искусства. Здесь были сосредоточены наиболее серьезные антикварные магазины и оружейные фирмы,
«Я ничего хорошего за доступные цены больше не нахожу. Америка нас преодолевает в искусстве, закупая все: для них цена не есть препятствие и если надо, они выкидывают сотни тысяч, лишь бы иметь желаемое...».
Именно здесь имели хождение наиболее ценные произведения старых мастеров и известных оружейных центров. Конкуренция на антикварном оружейном рынке была достаточно высокой. Европейских коллекционеров стали теснить состоятельные американцы. «51 ничего хорошего за доступные цены больше не нахожу, — с сожалением констатировал Катуар де Бионкур. — Америка нас преодолевает в искусстве, закупая все: для них цена не есть препятствие и если надо, они выкидывают сотни тысяч, лишь бы иметь желаемое...».
Между тем, знание конъюнктуры, личные связи с антикварами помогали приобретать уникальные образцы оружия. В декабре 1903 года в Париже в отеле «Друо» проЕпел аукцион, на котором было выставлено оружие из частной коллекции М.Олсуфьева. Здесь Катуар де Бионкур приобрел 14 первоклассных охотничьих ружей и три пистолета работы испанских, французских и итальянских мастеров на общую сумму 4355 франков. Среди этих вещей были такие раритеты, как кремневое ружье, изготовленное в Мадриде в 1731 году, ружья парижских мастеров XVIII века Жана-Баттиста, Клода Аллевена, Николя-Жозефа Дельпира, Жана Лепажа, итальянский пистолет с колесным замком середины XVII века. За этот пистолет Катуар заплатил 540 франков. Высокая по тем временам цена — ведь пистолет был изготовлен известным мастером Лазарино Коминаццо.
В Париже Катуар де Бионкур был постоянным клиентом многих оружейных магазинов и прежде всего Анри Форе-Лепажа. Дружеские и деловые контакты с антикваром позволяли коллекционеру приобретать ценные образцы оружия. В мае 1912 года Бионкур сообщал своему другу, сотруднику Исторического музея Е.Ф.Коршу о результатах аукционных распродаж коллекции Балашова: «Ваше письмо, касающееся продажи коллекции Балашова, получил во вторник утром, как раз в первый день аукциона. Но в этот день я выезжал в деревню, и потому участвовать на продаже не мог и поручил это Форе-Лепажу... Форе купил лишь три штуки, из тех на которые Вы указали: жалею, что не сумел лучше исполнить Вашего желания... Я Вам высылаю, кроме этих трех ружей (неважных) еще одно очень забавное, с автоматической подачей пистонов. Я его нашел у Форе- Лепажа, который его купил для меня за 200 франков».
О всех своих приобретениях за границей Бионкур подробно информировал сотрудников музея. В апреле 1913 года он сообщал о покупке для музея кремневого двуствольного ружья: «Мне кажется, это будет нашим лучшим экземпляром по качеству и сохранности. Это ружье очевидно никогда в употреблении не было — оно в ящике и при нем сумка из зеленой шагрени с серебр. пряжкой». Речь идет о двуствольном охотничьем ружье с кремневым замком, изготовленном парижским оружейником Фату.
В мае 1913 года Форе-Лепаж начал распродажу своей коллекции. Катуар де Бионкуру удалось купить у него несколько великолепных изделий на сумму 3000 франков. Среди них — охотничье двуствольное ружье с I капсюльными замками Лепажа, двуствольное казнозарядное ружье системы Потте, принадлежавшее герцогу Орлеанскому, и дуэльный гарнитур Анри Форе-Лепажа.
Крупным центром антикварного оружия наряду с Парижем являлся Амстердам. Здесь регулярно проводились аукционы произведений оружейного искусства. На амстердамском аукционе Казуар де Бионкур приобрел ценные образцы фитильного и колесного оружия. «Сегодня честь имею уведомить Вас, — сообщал он князю Н.С.Щербатову,— что купленные в Амстердаме для музея вещи мною были осмотрены и распоряжение о высылке для музея сделаны». Среди купленного при распродаже — фитильный мушкет, охотничьи аркебузы и карабины с колесными замками работы немецких и австрийских оружейников в XVII веке.
Хорошие контакты были у Катуар де Бионкура с оружейными фирмами «Лейе и Гриффин» в Берлине и Дармштадте и «Д.Перде» в Англии. У оружейника Лейе он приобрел магазинную охотничью винтовку системы Винчестер с глушителем, о чем он информировал князя Н.С.Щербатова: «Честь имею уведомить, что по моему распоряжению ружейником Лейе из Берлина отправлено третьего дня на имя Вашего музея американский штуцер Винчестер с новым изобретением Хирама Максима, которое, насколько я знаю, еще неизвестно в России. Для охоты этот аппарат непригоден, но должен играть важную роль во время военных действий».
Несколько прекрасных экземпляров оружия Катуар де Бионкур приобрел в оружейной фирме «Д.Перде», широко известной в Англии и за ее пределами. Отдельные образцы оружия фирма изготавливала из лучших материалов и в небольшом количестве, поэтому они высоко ценились не только как высококлассное, но и как редкое коллекционное оружие.
Внезапная кончина Катуар де Бионкура 17 сентября 1913 года в Париже оборвала его плодотворную связь с музеем. В некрологе, написанном его другом, Е.Ф.Коршем, говорилось: «Богатое собрание, отданное им для общественного и научного пользования, обеспечивает за ним навсегда благодарную память».
Ирина ПАЛТУСОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.46