В последние годы внимание коллекционеров все больше привлекают награды времен Гражданской Войны.
После свержения Временного правительства войсковой атаман Донского казачьего войска генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин занял совершенно определенную позицию — не признавал новую власть и боролся с большевиками. Между тем ситуация на Дону, как и по всей стране, была сложной. Возвращавшиеся с фронта казачьи полки в значительной степени были распропагандированы и воевать не хотели. 2 (15 — по н.ст.) ноября 1917 года в Новочеркасск прибыл генерал А. В.Алексеев, который сразу же приступил к организации вооруженных сил для борьбы с большевиками. Организация, называвшаяся сперва «Алексеевской», впоследствии стала Добровольческой армией. Одновременно генерал Каледин, после долгих колебаний из-за нежелания рисковать молодыми жизнями, уступил настоятельным просьбам и разрешил для обороны Дона формировать партизанские отряды. Первые такие отряды сформировали есаулы В.М.Чернецов и Э.Ф.Семилетов, прапорщик Ф.Д. Назаров, сотник М.Т. Попов и другие. Это была единственная реальная сила, противостоявшая большевикам на Дону в тот период.
Одним из самых дерзких, знаменитых своими набегами на железнодорожные станции, где обыкновенно находились карательные отряды красных, был партизанский отряд есаула В.М.Чернецова, состоявший преимущественно из молодежи — кадетов, юнкеров, студентов и гимназистов. За успешные операции отряда Донской Круг произвел есаула Чернецова в полковники, а погиб он из-за предательства войскового старшины Голубова 21 января 1918 года. Остатки его отряда в составе Добровольческой армии выступили в 1-й Кубанский (Ледяной) поход.
8 февраля 1918 года армия под командованием генерала Л.Г.Корнилова собралась в станице Ольгинской для переформирования перед первым походом. 12 февраля туда же прибыл отряд под командованием походного Донского атамана генерала П.Х.Попова, вышедший из Новочеркасска. В то время отряд насчитывал около 2500 штыков и шашек при двух конных батареях.
На совместном совещании генералы А.В.Алексеев и А.Н.Деникин настаивали на том, что следует выдвигаться на Кубань, к Екатеринодару, где уже были добровольческие формирования и крепла надежда на то, что Кубанское казачье войско тоже поднимется на борьбу с большевиками. Генерал Попов заявил, что не может покинуть территорию Дона и предложил уйти в Сальские степи — подальше от железных дорог, по которым курсировали бронепоезда красных, чтобы, прикрывшись с севера Доном, переждать в районе зимовников (поселки и хутора, в которых зимуют табуны лошадей и скот), где много хлеба, фуража и повозок для обоза. Из этого района можно было потом действовать в любом направлении. Не придя к единому мнению, решили: Добровольческая армия идет на Екатеринодар, а Донской отряд — в Сальские степи.
Главной целью генерала Попова было сохранение надежного ядра для будущей армии, для будущей борьбы. В тяжелых условиях, почти одинаковых с условиями 1-го Кубанского похода, среди враждебно настроенного населения, ведя жестокие бои с наседавшими красными отрядами, партизаны пробились в юго-восточный край Донской области (Сальские степи), где блуждали, окруженные неприятелем.
И генерал Попов не ошибся — уже в конце марта одновременно в разных местах на Дону начались восстания отдельных станиц против большевиков. Началом их принято считать выступление станицы Суворовской 31 марта 1918 года, после того, как областной съезд Советов в Ростове 28 марта принял постановление «О национализации казачьих земель». Восставшие послали своих представителей к походному атаману генералу Попову с просьбой прийти к ним на помощь. Однако Попов, уже не веривший в возможность общего казачьего выступления против большевиков, не спешил. Только 14 апреля он со своим отрядом прибыл на помощь к восставшим 2-го Донского округа.
Наиболее активными были станицы Черкасская и Кривянская, которые 10 апреля частично разоружили, а частично перебили отряд матросов, вышедших из Новочеркасска, а 13 апреля под командой войскового старшины М.А.Фетисова повели наступление на город. Уже 14 апреля 1918 года Новочеркасск был взят, но через четыре дня казаков выбили из города прибывшие на бронепоездах крупные силы большевиков. Донцы отошли к станице Заплавской. Туда же стекались восставшие казаки, собралось около 6500 человек, ядром стали Новочеркасский пехотный полк, 7-й Донской конный и 6-й Донской пластунский батальоны. Было избрано Временное Донское правительство, а во главе Заплавских повстанцев встали полковник И.А.Поляков и начальник штаба полковником С.В.Денисов. 22 апреля повстанцы прислали к генералу Попову своих представителей, а 24-го передали ему всю полноту военной власти. Таким образом, стал создаваться единый антибольшевистский фронт, и надежды, высказанные генералом Поповым на совещании 12 февраля в станице Ольгинской, начали сбываться — Дон восстал против большевиков.
Уже 1 мая большие силы красных повели энергичное наступление на Заплавскую группу восставших. Донцы наголову разбили большевиков, захватив 8 орудий, около 5 тысяч снарядов и 200 тысяч патронов. Под влиянием первых успехов восставшие атаковали Новочеркасск и овладели им. 7 мая высланный из Новочеркасска конный разъезд войскового старшины Б.И.Туроверова вступил в Ростов, одновременно с ним, с запада, в город вошли немцы и выставили в сторону Новочеркасска сторожевое охранение. Но уже на следующий день с севера на Новочеркасск стали энергично наступать остатки красных армий, которых гнали немцы от станицы Миллерово. Положение создалось критическое. Донцы под натиском превосходящих сил противника стали отходить к северному предместью — Хутунгу. В это время к штабу генерала Денисова прибыл гонец, офицер отряда полковника М. Г. Дроздовского, посланный с донесением, в котором сообщалось: «...Я с отрядом подхожу к Каменному Броду. Отдаю себя и мой отряд в Ваше распоряжение и, если обстановка требует, могу выслать немедленно две горные батареи с конным прикрытием. Задачу для артиллерии и проводника высылайте. Полковник Дроздовский». Дело в том, что, узнав от разъезда о захвате большевиками Новочеркасска, полковник тотчас же двинулся в этом направлении. Его конно-горные батареи хотя и сдержали натиск красных, но окончательно отбить их не смогли, и тогда был послан броневик «Верный». Большевики дрогнули и побежали, преследуемые конницей подоспевшего Э.Ф.Семилетова.
9 мая 1918 года отряд полковника Дроздовского с триумфом вступил в Новочеркасск. К этому времени отряд генерала Попова практически превратился в народное ополчение. 11 мая 1918 года в Новочеркасске был созван общевойсковой круг, назвавший себя «Кругом Спасения Дона», который поручил походному атаману провести мобилизацию казаков шести возрастов (призыва 1912— 1918 годов), восстановить ношение погон, знаков различия, чинопроизводство и награждение прежними знаками отличия, мобилизовать всех железнодорожных служащих и восстановить власть окружных, станичных и хуторских атаманов. Таким образом, Круг сразу поставил вопрос о борьбе с большевиками и стал активно искать человека, которому он мог бы передать власть. На Круге выступил генерал П.Н.Краснов с программой дальнейшей борьбы и устройства Дона. При этом, желая обеспечить будущего атамана всей полнотой власти, генерал заявил, что согласится баллотироваться в Атаманы, если Круг примет его программу. 16 мая Круг вынес постановление, что на время прекращения работ Круга вся полнота власти по управлению областью и ведению борьбы с большевизмом принадлежит избранному Войсковому атаману. Вечером того же дня 107 голосами из 130 Донским Атаманом был избран генерал от кавалерии Петр Николаевич Краснов.
Так была открыта новая страница в истории Донского войска, полная мужества и самопожертвования и вместе с тем полная скорби и печали. Это история борьбы с большевиками за свою независимость, за вековые традиции казачества.
В период возрождения, а лучше сказать, создания «новой» армии Вольного Дона была создана и наградная система. Основой послужила наградная система Российской империи с наградами и чинопроизводством, которая просуществовала до эвакуации Русской армии из Крыма. (В Донских воинских формированиях наградная система Русской армии действовала даже после объединения с Вооруженными силами Юга России — ВСЮР, но с некоторыми дополнениями.) В период Гражданской войны на Дону был учрежден ряд особых знаков для награждения наиболее отличившихся в борьбе против большевиков. Это: 1) крест «Партизан-Чернецовцев»; 2) знак отличия «За Степной поход»; 3) знак отличия Военного ордена Святого Георгия (Георгиевский крест) и Георгиевская медаль «За храбрость»; 4) Георгиевский крест с изображением герба Всевеликого войска Донского (больше известен как крест «Защитнику вольного Дона»), особая медаль «За освобождение Дона».
Рассмотрим только один малоизученный аспект — награждение в Донской армии Георгиевскими крестами и Георгиевскими медалями.
28 апреля 1918 года общее собрание членов Временного Донского правительства, делегатов от станиц и войсковых частей постановило объявить настоящее собрание Кругом Спасения Дона.
1 мая 1918 года на заседании Круга Спасения Дона Временное Донское правительство постановило: «...Восстановить действия законов Российской империи на территории Всевеликого войска Донского» (в т.ч. и по наградам).
4 мая 1918 года Круг рассмотрел и принял основные законы Войска Донского, в VIII пункте постановления записано: «...Атаман производит военных за отличие в делах против неприятеля в чины, назначает им награды».
На первом этапе награждение было прерогативой атамана. Но с расширением военных действий и увеличением армии командиров полков, бригад, дивизий и т.д. тоже наделяли правом награждать своих подчиненных за мужество и храбрость на полях сражений. А Донское правительство ведало награждением чиновников и гражданских лиц.
Уже с конца мая 1918 года в газете «Донской край» стали публиковать приказы о награждении казаков знаками всех степеней.
На всех знаках Святой Георгий изображен как ездец в шапке с башлыком, ниспадающим к правому плечу, из-под шапки виден чуб, лицо обрамлено бородой. И одет Святой Георгий необычно: казачий мундир и сапоги.
Знаки изготовлялись в течение 1918—1919 годов
Войсковым интендантством в Новочеркасске, в военноремесленной школе.
Наибольшая нумерация крестов и медалей, выданных в Донской армии, такова:
Георгиевские кресты:
1- я степень — этими данными мы не располагаем,
2- я степень — № 470,
3- я степень — № 9080,
4- я степень — № 20158.
Медаль «За храбрость»:
3- я степень — № 803,
4- я степень — № 7043.
Кресты изготовляли в двух вариантах из светлой бронзы и красной меди с дальнейшим золочением или серебрением. 1-й вариант — размер знаков 36,5x36,5 мм; 2-й вариант — 36x36 мм; размер таблетки соответственно — 15 мм и 13,5 мм.
По нашим данным, награждение медалями «За храбрость» производилось 3-й и 4-й степенями. В коллекциях встречаются медали 3-й и 4-й степеней, различные по штампам. Размер медали — 30 мм, изготовлялась из меди и светлой бронзы с дальнейшим серебрением или золочением. Наиболее различное изображение заметно в положении острия копья по отношению змия и в изображении самого змия, а также углубленное или выпуклое изображение слова «СТЕП.». Более подробно смотрите в таблице.
Нумерация крестов и медалей была сквозной и не зависела от металла — меди или светлой бронзы. Встречаются как медные, так и светло-бронзовые медали и кресты с малыми и большими номерами. В среде коллекционеров такие кресты и медали называют «Красновскими крестами» и «Красновскими медалями».
Случаев награждения орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевским оружием в Донской армии авторам выявить не удалось.
Геннадий МАЗЯРКИН, Михаил СЕЛИВАНОВ
Иллюстрации из частных коллекций.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.126