В антикварных салонах Санкт-Петербурга можно увидеть изделия русских мастеров, но вот что удивляет — «имен» очень много, а ассортимент не очень большой: в основном — это мелкие столовые предметы.
Чаще всего встречаются солонки московских мастеров (серебро 88 пробы, скань, перегородчатая или выемчатая эмаль, с золочением и без, или с полихромной росписью, филигранью):
фабрики П.Овчинникова (1887 г., 1891 г.),
мастерской Н.Алексеева (1896 г., мастер — Л.Ф.Олекс),
мастерской С.Казакова (начало XX века, «русский» стиль, работа «на фирму Немирова-Колодкина»),
20-й серебряной артели (1908 —1917 гг.),
фабрики О.Курдюкова (1884—1899 гг.),
мастерской Балакирева (1908 —1917 гг.),
мастерской Иванова,
фабрики А. Фролова,
фабрики Е.Черятова (1899 —1907 гг.).
Из других предметов можно назвать интересные щипчики (видимо, для сахара) работы мастерской М.Семеновой (Москва, 1899— 1908 гг., скань, перегородчатая эмаль), полный набор столовых ложек в «родном» футляре (12 штук; серебро 84 пробы; чернение, золочение. Москва, 1835 г., клеймо пробирного мастера Н.Дубровина); большое овальное блюдо, не очень характерное для русской посуды, из серебра 84 пробы и хрусталя, изготовленное в Москве 5-й художественной артелью в начале XX века; очень милая одинокая стопка (серебро 84 пробы; скань, перегородчатая эмаль, золочение, гравировка. Москва, мастерская Малахова, 1899 —1908 гг.); коньячный набор (мастерская Афанасьева, конец XIX века); конфетница (Москва, мастер Ф.Пичугин, 1858 г.); подстаканник (серебро 84 пробы; Москва, мастер Ф.Г.Горбунов, 1899 —1908 гг.); шесть чайных ложек серебра 84 пробы, с «эмалированными» ручками (6-я Московская артель, 1908 —1917 гг.). Очень красивы парные фужеры с гравировкой «Родителям» (Москва, фабрика В.Балабанова).
Петербург представлен беднее: безымянная серебряная конфетница с гравировкой начала XX века; трогательный крошечный подносик для венчальных колец (серебро 88 пробы; фирма К.Фаберже, мастер А.Вякет, 1908 —1917 гг.); хрустальная фляга с серебряной пробкой (мастерская Владимирова, 1899—1908 гг.); серебряный стакан «Медный всадник» (мастерская А.Квасникова); сухарница с фигурной ручкой (серебро 84 пробы; золочение; 1899 — 1908 гг. Самостоятельный серебряных дел мастер Мартьянов, открывший в 1861 году собственное торгово-промышленное заведение).
В нескольких салонах были выставлены работы фирмы «Братья Грачевы» (Михаил и Семен — сыновья Гавриила Грачева, основавшего в 1866 году мастерскую, руководили ею в 1873 —1917 гг., в 1896 году фирма получила звание «придворного поставщика» ): серебряный стакан (1908 —1917 гг.), подстаканник (1899 —1908 гг.). В одном из магазинов нашлось изделие и отцовской фирмы — очень красивая чайница (серебро; золочение, гравировка, стекло; середина XIX века) в очень хорошем состоянии, похоже, ею не пользовались — пробка чистая, светлая, хоть сейчас храни в ней чай.
Довольно часто встречаются предметы с клеймом фабрики Морозова конца XIX века, например, конфетница (серебро 84 пробы; позолота с вензелем), внушительный серебряный чернильный прибор с гравировкой «Н.Н.Дмитриеву от кают-компании крейсера Адмирал Макаровъ», чайница (серебро; гравировка, золочение. 1908 —1917 гг.), складень.
Есть интересные предметы в стиле модерн. В одном из салонов на Невском проспекте выставлена ваза синего стекла, с оправой из серебра 84 пробы, изготовленная в Петербурге в начале XX века, в мастерской Розена. В другом — подстаканник из серебра 84 пробы (Москва, В.Андреев, 1908 г.), в третьем — маленькая, безымянная, но очень оригинальная и «стильная» серебряная чашечка с блюдцем.
В подсобке магазина на улице Пестеля мы обнаружили молочник с узорной ручкой и позолотой, с клеймом «ВИП». Как известно, это клеймо В.И.Пуляткина — русского мастера, владельца собственной мастерской в 1883 —1917 годах. Некоторые его изделия хранятся в Государственном Историческом музее.
Самый старый и самый очаровательный предмет из тех, что удалось увидеть в антикварных салонах и магазинах, — круглый чайничек с деревянной («родной») ручкой, без клейма, серебряный, резной, изготовленный в Москве и датированный второй половиной XVIII века. А самый непонятный — крошечный серебряный свисток, богато украшенный сканью и перегородчатой эмалью. Кто и зачем в него свистел, господа?
Итак, если суммировать впечатления, то, за редким исключением, в антикварных салонах и магазинах продаются мелкие столовые, как правило, разрозненные предметы — солонки, вазочки, конфетницы, стопки, ложки, выполненные в одной и той же технике. Время создания — середина XIX — начало XX века, цены — от $350 до 5000. Несмотря на то, что «имен» действительно много, эти предметы вряд ли могут дать представление об особенностях работы различных фабрик и мастерских. Зато число серебряных дел мастеров в России представить себе, пожалуй, можно.
Светлана ЖЕЛЕЗНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.102