Иногда необычные формы или книги или переплета были вызваны желанием достичь максимального удобства. Так, в средние века, еще до начала книгопечатания, появились манускрипты, переплет которых представлял собой кожаный мешок. Их было удобно носить, привязав к поясу, — особенность, важная для странствующих монахов и проповедников. Любопытно, что издания с подобными переплетами появляются и в наши дни — для библиофилов. Например, в 1975 году в Лейпциге в издательстве «Полиграф» вышла такая книга — «Старое вино в новых мехах».
В XV веке в Европе появились рукописные книги в форме сердца — своим необычным видом они должны были напоминать «sacre соеит» — «сердце Иисусово».
В таких «сердечных» формах иногда делали рукописные Часовники — молитвенники для мирян. В сложенном виде они представляли собой сердце, а разложенном, для чтения, превращались в два сердца. Впрочем, в XV веке в форме сердца делали книги не только религиозного содержания. В Парижской национальной библиотеке хранится рукописный «Chansonnier» — «Сборник песен», изготовленный в период около 1460—1470 годов на пергамене и иллюминованный по моде того времени — темперными бордюрами с акантом и цветами и большими инициалами. Он содержал ноты и тексты светских лирических песен, написанных Жаном де Монтеню. В данном случае форма книги в виде сердца символизировала рыцарскую куртуазную любовь к Прекрасной даме. Это один из первых образцов «Песенников» — распространенного позже вида книг с нотами. Кроме формы сердца Часовникам иногда придавали форму лилии — цветка, служившего символом чистоты Девы Марии. Именно в форме лилии обрезан и переплетен печатный Часовник французского короля Генриха II (1519 —1559), хранящийся в Амьене.
С возникновением книгопечатания издания необычных форм стали встречаться чаще, что объясняется большей тиражностью печатной книги. Как и многое другое, форма была воспринята от рукописных книг. Интересны поиски в этом направлении у переплетного мастера XVI века, придворного Саксонского курфюрста Августа I — Каспара Мойзера (? —1593), ученика прославленного Якоба Краузе (1531 —1585), который был первым переплетчиком и прославился именно созданием неповторимого стиля в искусстве оформления книги. Оба эти мастера работали в Дрездене, при дворе Саксонского курфюрста. Известны книги, обрезанные и переплетенные Каспаром Мой- зером в форме сердца или круга. Но он по-своему решил оформление в форме сердца: две книги, обрезанные в форме половинок сердца, соединенные корешками, вместе образуют целое сердце. По тому же принципу соединения двух книг Мойзер делал и круглые книги — соединением двух книжных полукругов.
Еще одна форма книги появилась в XVI веке — с переплетом в виде конверта. Делали переплеты-конверты обычно из одного пергамена, без наполнения крышек макулатурой или картоном. На нижней крышке был клапан, как у конверта, который заворачивался на верхнюю крышку и закрывался с помощью медной или бронзовой застежки. О том, насколько популярны были такие переплеты в XVI веке, можно судить по тому, что в собрании пергаменных переплетов Августа I работы Якоба Краузе преобладают как раз конверты. Справедливости ради стоит заметить, что эта форма возникла под влиянием восточных коран-переплетов, появившихся в Персии в XIII веке и сделанных по тому же принципу.
К еще одной группе необычных книг относятся те, которые имеют всевозможные вложения и дополнения. Первым в XV веке помещать в книги дополнительные предметы начал известный своими новациями и экспериментами немец Эрхард Ратдольт, работавший в Аугсбурге и в Венеции. Именно в его типографии в 1475 году появилась первая книга с титульным листом, которого не было в рукописных книгах, — «Астрономический календарь» знаменитого немецкого математика Иоганна Мюллера — Региомонтана. Кроме того, Ратдольт на листах с текстом поместил всевозможный геодезический и астрономический инструментарий, сделанный из бумаги, с напечатанным текстом и схемами, который был снабжен стрелочками и указателями из тонкой листовой меди. Необычной по конструкции книгой Э.Ратдольта стал учебник по астрономии «Sphaera mundi» — «Сфера мира» английского ученого Иоганна де Сакро Боско (Джона Голивуда), изданный в 1482 году. В этой книге Ратдольт первым использовал такой прием: внутрь книги вложил подвижные вращающиеся диаграммы, которые можно было использовать при работе. Они были сделаны из бумаги с применением ксилографии, отдельные их части он снабдил указателями из тонкой меди.
Эти нововведения не остались незамеченными и были продолжены немецким механиком и математиком, географом и картографом, профессором Ингольштадтского университета Петером Апианом (1495—1552). Подлинным шедевром типографского искусства стал написанный им труд, изданный им же в виде книги необычной конструкции — «Королевская астрономия» — в Ингольштадте в 1540 году. В ней множество — 60 листов с иллюстрациями и схемами — астрономических инструментов с подвижными деталями, сделанными из бумаги с применением ксилографии и ручной раскраской акварелью. Свою книгу Петер Апиан посвятил императору Священной Римской империи Карлу V и его брату — королю Фердинанду. Отсюда и название — «Королевская астрономия». Апиан напечатал книгу в собственной типографии, основанной им в 1526 году для того, чтобы не отдавать в чужие руки печатание собственных сочинений, поскольку он старался точно воспроизводить сложные, применявшиеся читателем в работе астрономические таблицы и инструментарий, а также географические карты, которыми он щедро снабжал свои издания. Добавление подвижных частей в книгу придавало ей еще одно, кроме чтения, утилитарное назначение — быть рабочим инструментом астронома. Таким образом, в «Королевской астрономии» удачно сочетались точность и наглядность научного аппарата с превосходным художественным оформлением книги — кроме ксилографий и раскраски ее украшали сюжетные ксилографические инициалы, в которые были помещены изображения астрономических приборов и геометрических фигур. На некоторых страницах главным элементом украшения стал сложный фигурный набор, колофон, заключительные же слова напечатаны шрифтом, отлитым в зеркальном начертании.
Необычные конструкции применяли не только в изданиях научного содержания. Так, первая печатная книга Франкфурта-на-Майне — «Умение играть и выигрывать», изданная в 1511 году и посвященная играм в карты, трик-трак, рулетке и другим, тоже содержала забавные дополнения. Издал эту книгу первопечатник этого города Беатус Мюрнер, само сочинение принадлежит перу его брата, известного немецкого писателя-сатирика XVI века Томаса Мюрнера. В ней говорится о том, как играть и выигрывать в разные игры. Книга имела такой успех, что на следующий год Б.Мюрнер ее переиздал. Не в последнюю очередь на успех повлияло и то, что книга была необычно оформлена — на титульном листе была гравюра на дереве с изображением автора, державшего книгу, к которой были подклеены листы — ее можно было приоткрыть и полистать. Кроме того, в тексте изображения в гравюрах, которые приписываются самому издателю, тоже содержали дополнения, вносящие элемент игры в эту книгу, — так, на гравюре раскрывалась доска для игры в трик-трак, а изображенную рулетку можно было вращать и т.д.
Именно с этого издания началась традиция, проявившаяся уже спустя столетия, в XIX—XX веках, при печатании детских книжек-игрушек, — с того времени книги необычной формы стали часто издавать именно для детей. Но нас интересуют старопечатные книги 1 неординарных форм. Одной из этих форм являлись конструкции, состоящие из двух, трех, четырех и даже шести книжных блоков. Они были объединены одной общей переплетной крышкой и раскрывались в разные стороны, а в случае, если книг было шесть, то часть из них открывалась под прямым углом друг к другу. В такие прихотливые переплеты обычно заключали книги, близкие по содержанию, — молитвенники, сборники Псалмов, выдержки из Евангелий, церковные песнопения. Они были в моде в XVI—XVII веках и кроме эстетических преследовали еще и практические цели. В одном переплете можно было держать несколько необходимых для богослужения книг, собрать же их в один обычный переплет было невозможно, если они были разных форматов. Двублочные переплеты часто переплетали в форме «vis-a-vis» — обе книги имели одну общую нижнюю крышку, но открывались в разные стороны сверху и снизу. Встречались и более сложные конструкции — трехблочные или даже из шести книг, открывавшихся в разные стороны, когда две книги формата 8° (140x90 мм) переплетали в форме «vis-a-vis», а сверху на каждую из них помещали по две книги очень малого формата (90x70мм), которые сплетали капталами друг к другу. Все шесть книг были в одном общем переплете без корешков, крышки удерживались на форзацных листах. Такие шестиблочные издания появились в XVI веке в Германии. Их производили типографы Андреа Эйгорн во Франкфурте-на-Одере, Криспин Шарфенберг в Бреслау. Переплеты подобной сложной конструкции можно смело назвать памятниками переплетного искусства.
Еще одна неординарная форма книги — «accordion book» — книга-гармоника, называемая также «лепорелло» — по имени одного из героев оперы Моцарта «Дон Жуан». Фальцовку в ней делают гармоникой — с параллельными сгибами. Эта форма, пришедшая к нам с Востока, возникла в Китае. Ее появление было вызвано тем, что рисовая бумага, на которой писали манускрипты, — очень тонкая и писать на ней можно было только с одной стороны. Такую форму иногда используют и сейчас для стилизации книг, посвященных творчеству китайских или японских художников, а также, как уже упоминалось, в изданиях для детей. Вообще детские книги-игрушки, тоже, кстати сказать, изобретение немцев, появились в XVIII веке в Германии. Формы и конструкции их очень разнообразны, эта традиция жива и поныне. Но не будем забывать, что новации в этой области появились в книгах, для детей не предназначенных, эти особые формы способствовали повышению действенности и эстетической выразительности рукописей и печатных изданий.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.44