Интерес к истории декоративно-прикладного искусства, и в частности, к бронзе, особенно русской художественной, существовал всегда. Но, к сожалению, те немногочисленные публикации, которые доступны широкому кругу читателей, не отражают в полном объеме пути ее развития, сложные вопросы атрибуции, установления не только места ее исполнения (Франция? Россия? Москва или Санкт-Петербург?), но и завода-производителя, не говоря уже о мастере.
В России расцвет искусства художественной бронзы, особенно в национальном стиле, приходится в основном на вторую половину XIX века. Мастерство русских бронзовщиков вызывало восхищение не только на родине, но и за границей, где, начиная с первой Всемирной выставки, были представлены их лучшие произведения. Специальные государственные комиссии отбирали самые достойные изделия. Многие российские скульпторы, хозяева бронзолитейных заведений были отмечены дипломами и медалями за высокий художественный уровень и мастерство художественного литья.
1851 год. Лондон
1 мая 1851 года в британской столице торжественно открылась первая Всемирная выставка. Под стеклянными сводами павильона, вошедшего в историю архитектуры под названием «Хрустальный дворец», были собраны предметы из 39 государств Европы, Азии, Африки и Америки — всего около 800 тысяч экспонатов. На церемонии открытия, которую возглавила королева Виктория, присутствовали 25 тысяч человек. Организаторами выставки были представители торгово-промышленных кругов Англии, которые и финансировали это мероприятие. Оформлением занималось Королевское общество искусства и торговли под председательством принца Альберта.
В 1850 году, после официального приглашения России участвовать в выставке, Николай I повелел создать комиссию для организации русского отдела. Экспонаты, прошедшие экспертизу петербургской комиссии, были отправлены в Лондон сразу же с открытием навигации.
Там их разместили на небольшой, по сравнению с другими отделами, площади (бельгийский отдел был в 2 раза больше, французский — в 6 раз). Однако даже это пространство не было полностью заполнено. Пассивность русских помещиков, купцов и промышленников объяснялась общим экономическим состоянием России, атмосферой времен крепостного права и, соответственно, отсталостью отечественной промышленности, неконкурентоспособностью ее товаров с европейскими.
Тем не менее на Лондонской выставке экспонировалось около 400 изделий из России. Все они, по принятой классификации, были разделены на 30 классов и 9 отделений. В IV отделении были представлены изваяния, модели и произведения пластического искусства. Здесь присутствовали и работы вице-президента Императорской Академии художеств (ИАХ) графа Федора Петровича Толстого (1783 —1873), медальера, скульптора, живописца, одного из наиболее ярких и интересных представителей петербургского художественного мира XIX века.
В 1809 году 25-летний Толстой за барельеф, изображавший «Триумфальный въезд Ромула в Рим», был избран почетным членом Академии художеств. Назначенный в 1810 году в Монетный департамент по медальерной части, он провел коренную реформу в медальерном деле. Наибольшую славу принесли Толстому эскизы медалей, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, в которых он отобразил все этапы: от народного ополчения 1812 года до взятия Парижа в 1814-м. Всего на эту тему было представлено 12 металлических форм. На выставке экспонировался также гальванопластический портрет Александра I, изображенного в древнем костюме, в виде славянского божества Родомысла. Появление этих медалей стало большим событием в художественном мире Европы. В 1816 году Толстой исполнил 4 барельефа из воска со сценами из «Одиссеи» Гомера (находятся в Государственной Третьяковской галерее). Медные формы для их отливки были сделаны в 1818 —1822 годах. Эти вещи тоже были в экспозиции выставки. Кроме того, граф Толстой представил гальванопластическую модель эскиза для входных дверей сооруженного в Москве храма Христа Спасителя и гальванопластический эскиз, изображавший Пресвятую Богородицу, — барельеф для верхней части одной из дверей в том же храме.
В III разделе — фабричные и мануфактурные изделия — был представлен образец гальванического золочения (первый опыт, выполненный в России в ноябре 1841 года под руководством академика Б.С.Якоби) — крылатая фигура 8 вершков. Выдающийся русский электротехник, профессор Б.С.Якоби в 1838 году сделал великое открытие в области гальванопластики и гальваностегии. Герцог Лейхтенбергский (муж старшей дочери Николая I, Марии Николаевны), президент Императорской Академии художеств использовал это открытие для широкого воспроизведения предметов искусства в художественной промышленности. Российское правительство приветствовало появление новой техники золочения. Сначала было организовано специальное гальванопластическое отделение при рисовальной школе для вольноприходских в Санкт-Петербурге, в 1844 году герцог Лейхтенбергский основал фабрику бронзовых, гальванопластических изделий, которая впоследствии выросла в большой завод. Его изделия получили название «лейхтенбергская бронза». О масштабах производства можно судить по тому, что в течение 9 лет (1844—1853) мастера отлили и позолотили все украшения для сводов Исаакиевского собора 56 фигур и 12 колоссальных кариатид. Большой объем работ позволял удешевлять и упрощать гальваническое золочение.
После смерти герцога, в 1853 году, заводом стал управлять генерал Фуллон, затем — скульптор Рашетт. Впоследствии завод перешел к главному обществу Российских железных дорог, которое распродало его отдельными цехами. Гальванопластический цех в 1857 году приобрели французские купцы Генке, Плеске и Моран. Новые хозяева, максимально механизировав производство, применяли все новейшие открытия: от гальванического золочения до отливки, которая освобождала от дополнительной чеканки предмета.
О бронзовом заведении Генке, Плеске и Морана писали: «Шопен, Генке, Плеске и Моран впервые внесли в свое производство совершенно новые оригинальные модели, исполненные русскими художниками»; «Самое и самое дорогое в изделиях — это самостоятельность и оригинальность произведений, все исполнено по моделям и рисункам, составленным в России и русскими художниками, что делает высокую честь заводчикам».
Впоследствии Моран отделился от своих компаньонов. Его фамилия встречается на целом ряде скульптурных произведений, в частности на бронзовых скульптурах Е.Лансере.
Фабрика В.А.Крумбюгеля (Москва) представила на выставке 2 канделябра больших размеров (литое бронзовое золочение, высота — 6 аршин, к ним — 40 стеклянных шаров и 40 ламповых стекол). Бронзовые канделябры «отличались оригинальностью стиля византийского, с которым в первый раз ознакомилась английская публика. Посетители отдавали им полную справедливость. Чистота рисунка, красота вкуса привлекали взоры их, утомленные рогульками французских бронз рококо...».
Фабрикант Н.Ф.Штанге тоже участвовал в выставке, представив бронзовый золоченый канделябр с 17 лучезарными лампами. Его украшали 4 русских витязя в кольчугах и шлемах. Этот сюжет заинтересовал публику, уставшую от рыцарей, пажей и тому подобных изображений западных бронзовщиков. Точных данных об авторе канделябра нет, но, как считает Н.Р.Левинсон, приемы композиции и характер орнаментации близки произведениям академика Ф.Г.Солнцева — признанного в то время знатока древнерусского искусства.
Н.Ф.Штанге был одним из известных столичных предпринимателей. Заведение, учрежденное в 1819 — 1820-х годах, перешло в его полную собственность в 1845 году, когда он купил его у своего учителя Шиллера. Благодаря таланту Штанге предприятие начало быстро развиваться. Кроме ламповых изделий оно производило и художественные. На Лондонской выставке 1851 года Штанге получил медаль второго достоинства за канделябр с витязями. Приноравливаясь к вкусам заказчиков, он одним из первых среди бронзовщиков стал выпускать лакинированную и оксидированную бронзу. Сочетание различных оттенков бронзы в одном изделии стало характерным его приемом. К слову, Штанге — в числе немногих русских бронзовщиков, клеймивших свою продукцию.
Ф.Шопен, крупнейший и известнейший фабрикант художественной бронзы в России, представил бронзовый канделябр с 81 свечой и 4 карселевыми лампами; бронзовые часы «в стиле времен Людовика XVI, состоящие из группы 33 фигур на бронзовой подставке, вышиною 2 аршина, а также бронзовую оправу для круглого стола и бронзовую оправу для фарфоровой корзины для цветов».
В бронзовых изделиях на сюжеты из русской истории часто использовали популярный образ Петра I. На выставке в Лондоне экспонировалась скульптура для часов, исполненная на петербургской фабрике Демидовых. Композиция представляла собой рыбацкое судно, терпящее бедствие: мачты переломлены, парус сбит, двое рыбаков борются со стихией. Петр I, стоящий у руля, руководит их действиями. Сюжет близок к композиции картины французского художника К.Штебена (1810) и распространенным литографиям А.Миньефе.
Следующая всемирная выставка проходила в Париже в 1855 году, но Россия из-за Крымской войны (1853 —1856) в ней не участвовала.
1862 год. Снова Лондон
На эту выставку принимались изделия, изготовленные после 1850 года. Экспонатов насчитывалось 28 тысяч, а посетили выставку 6,25 миллиона человек.
В этот раз русская экспозиция выглядела беднее, чем могла бы быть, но тем не менее многие ее экспонаты привлекли внимание зрителей. Всего русских экспонатов в промышленном отделе было 585, из них 305 удостоились отличия, в том числе — 177 медалей. Сведений об участии России в этой выставке немного. Известно, что были представлены работы П.К.Клодта, И.Ф.Ковшенкова, Н.И.Либериха, Н.С.Пименова.
Петр Карлович Клодт фон Юренсбург (1805 — 1867) — один из самых известных русских скульпторов эпохи классицизма, наряду с монументальными работами создавший немало станковых анималистических произведений, был в числе основоположников анималистического жанра в русской скульптуре. Ему в равной степени удавалось передать в бронзе и капризный норов арабского жеребца, и покладистый характер русского тяжеловоза. Все его вещи отличаются строгой законченностью композиций, чистотой линий и продуманной уравновешенностью объемов, что говорит о приверженности мастера классическим принципам.
Заслуга Клодта в том, что он первый стал работать в этой теме, а до него лошади, собаки, все дикие и домашние животные как бы не существовали для скульпторов. Если изображения зверей и встречались у других мастеров, то сделаны они были по «образцам древности», в виде фантастических, нереальных существ. Клодт же, обладая обширными знаниями, вкусом и наблюдательностью, отразил всю красоту животного мира. Вокруг него образовалась группа учеников, посвятивших себя изучению фауны, — скульптор-любитель И.И.Юшков, Н.И.Либерих, Е.А.Лансере.
Как известно, Клодт — не только скульптор, но и мастер художественного литья — он отливал и свои произведения, и работы других скульпторов. Его творчество было признано и высоко оценено как в России, так и за рубежом — он являлся членом многих зарубежных академий художеств.
Другой участник той выставки в Лондоне — Николай Степанович Пименов (1812 —1864). Еще в 1836 году за модель статуи «Парень, играющий в бабки» он получил большую золотую медаль и право пенсионерской поездки в Италию сроком на 6 лет. Он — автор многих памятников: князю М.С.Воронцову, адмиралу М.П.Лазареву, а также фигур для малого иконостаса в Исаакиевском соборе. Среди его учеников — Ф.Ф.Каменский, Н.А.Лаверецкий, И.И.Подозеров.
1867 год. Париж
Парижскую выставку с небывалой торжественностью открыл 11 апреля император Наполеон III. За несколько месяцев до этого Марсово поле превратилось в зеленый город с аллеями, газонами, цветниками, прудами и водопадами. Была сделана первая попытка создать единый самостоятельный комплекс выставочных павильонов. Кроме главного дворца возвели еще 211 больших и малых павильонов.
Русский отдел располагался в восьми галереях: первые две показывали предметы археологии и художественные произведения, остальные — промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Было представлено 1382 экспоната. Согласно отчету о выставке, русские экспонаты получили 476 наград (из них 2 — Гранпри, 21 — золотых медалей, 93 — серебряных).
Гран-при получил выдающийся русский электротехник Б. С.Якоби — за достижения в области гальванотехники, имевшие громадный успех.
Скульптура (класс 3) была представлена двумя мастерами — Н.И.Либерихом и М.А.Чижовым.
Николай Иванович Либерих (1828 —1883) занимался в И АХ под руководством П.К.Клодта. За свои произведения был удостоен звания почетного вольного общника, академика. В 1861 году Либерих-анималист работал преимущественно в малых формах, создавая многочисленные сцены охоты, бытовые и военные миниатюры, выполнял модели для фабрикантов-бронзовщиков Петербурга — А.Н.Соколова, П.А.Овчинникова, А.И.Сазикова, отливавших их в бронзе и серебре.
На парижской выставке под порядковыми номерами 94 — 111 были представлены бронзовые фигуры и группы работы Н.И.Либериха, среди которых можно отметить:
«Е.И.В. Государь Император на медвежьей охоте»;
«Смерть польского гусара» (в каталоге Третьяковской галереи — «Смерть польского гусара в XV веке», за которую автор был удостоен звания почетного вольного общника в 1859 году);
«Струнка волка»;
«Травля лисицы»;
«Английская кобыла»;
«Убитый олень»;
«Лежащая собака» (пресс-папье?);
«Собаки с дупелем во рту»;
«Борьба двух охотников с медведем».
Все его модели приобрел хозяин петербургского заведения «Бронзовые, серебряные и золотые изделия» А.Н.Соколов. Его заслуга в том, что он одним из первых начал использовать анималистическую пластику для изделий прикладного характера. Так, например, чернильница представляла собой группу — лежащая медведица с двумя медвежатами, два подсвечника были в виде волка и волчицы, пресс-папье — лежащей собаки, колокольчик — в виде зайчика и т.д. Все эти интересные и необычные в то время произведения прикладного искусства были исполнены по моделям Н.И.Либериха.
В отзывах об отливках Соколова отмечено, что «при довольно хорошей расчеканке они не передавали, однако, всей замечательной тонкости оригинала», то есть изделия Соколова при новизне тем не отличались высоким мастерством исполнения, которое было свойственно большей части русских предприятий художественной бронзы.
Другой скульптор — Матвей Афанасьевич Чижов (1838 — 1916) представил бронзовую статую «Бегущий Киевлянин» (каталог Парижской выставки 1867 года). В 1865 году за это произведение он был награжден малой золотой и золотой медалью «За экспрессию».
1873 год. Вена
Венская выставка в 5 раз превышала размеры Парижской. 1 мая ее торжественно открыл австрийский император Франц-Иосиф. Оркестром из 170 музыкантов дирижировал Иоганн Штраус.
В российском отделе, построенном по проекту архитектора И.А.Монигетти, произведения русских художников размещались в южном павильоне на площади 380 кв. м.
Согласно программе, выставка делилась на 26 групп. В классификации русского отдела, по которой были распределены современные произведения художеств (исполненные после второй Лондонской выставки 1862 года), скульптура, в том числе и бронзовая, числилась в 25-й группе. В этот раздел, который был представлен в отдельном павильоне, входили также «архитектура» (модели, планы, чертежи), медальерное искусство, камеи, резьба по камню, чеканные работы, живопись, рисунки, миниатюры, гравирование по меди и стали, крепкой водкой, по дереву и прочее.
Из бронзовой скульптуры были представлены произведения И.И.Подозерова, И.Н.Шредера, М.А.Чижова, Ф.Ф.Каменского, М.П.Попова, М.О.Микешина, Н.А.Лаверецкого, М. М. Антокольского.
Иван Иванович Подозеров (1835—1899) работал в области монументальной и портретной скульптуры. На выставке в Вене он представил портретный бюст покойного профессора скульптуры Н.С.Пименова. Бюст был центральной частью надгробного памятника, спроектированного Подозеровым в 1870—1872 годах (он был установлен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге в 1883 году).
Федор Каменский Федорович (1836-1913), ученик И. П. Витали Н.С.Пименова, за свои произведения был награжден малой серебряной и малой золотой медалями. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго он по назначению ИАХ заведовал русским художественным отделом.
Работал не только в области портрета, но и в жанровой станковой композиции, монументально-декоративной скульптуры.
Михаил Осипович Микешин (1835 —1896) учился в ИАХ в классе батальной живописи у Б.П.Виллевальде. За картину «Граф Тилли в Магдебурге в 1636 г.» получил большую золотую медаль. Лепке обучался у скульптора И.Н.Шредера. Создав памятник «Тысячелетие России», стал заниматься главным образом проектами памятников. Был пенсионером ИАХ за границей. По его проектам созданы памятники: португальской Конституции — в Лиссабоне, Екатерине II — в Петербурге, адмиралу А.Грейгу — в Николаеве, Б.Хмельницкому — в Киеве, Ермаку — в Новочеркасске.
На Венской выставке М.О.Микешин представил бронзовую модель высотой 63 см памятника «Тысячелетие России», установленного в Новгороде в 1862 году. Вокруг державы надпись: «Свершившемуся тысячелетию Государства Российского в благополучное Царствование Императора Александра 11 льта 1862».
Существуют множественные тиражированные уменьшенные повторения памятника, выполненные в разное время и в разных размерах. За него скульптор был награжден пожизненным пенсионом. По графическим проектам Микешина над памятником работали Н.А.Лаверецкий, А.М.Опекушин, М.А.Чижов, И.И.Шредер.
1876 год. Филадельфия
Первая Всемирная выставка на американском континенте была посвящена 100-летию США. На территории около 17 га было построено 5 павильонов, в том числе и павильон изящных искусств. Для выставки в Филадельфии русские подготовили разнообразные экспонаты. Так, гальванопластическая мастерская Кронштадтского порта экспонировала образцы для наращивания и осаждения металла, полученные наращиванием слоя меди, серебра, золота и других металлов, а также коллекцию материалов, использовавшихся в этих процессах.
Выставленные предметы были разбиты на 6 групп и 394 класса. Во дворце искусств разместились произведения художников и скульпторов из 20 стран. Это была первая международная художе
ственная выставка в Америке, привлекшая к себе огромное внимание.
1878 год. Париж
Во Франции, как, впрочем, и во всей Европе, в 1873 —1879 годы наблюдались кризис и упадок. В России же начался технический прогресс, поэтому на Парижской выставке 1878 года она с блеском представила свои достижения в области электромашиностроения.
В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68 электрическими дуговыми лампочками русского изобретателя П.Яблочкова. Они были продемонстрированы еще в 1876 году в Лондоне, где получили название «русский свет», но здесь их впервые использовали на практике.
В художественном отделе России экспонировалась бронзовая скульптура М.А.Чижова, Н.А.Лаверецкого и М.М.Антокольского. Чижов был удостоен золотой медали за произведения «Игра в жмурки», «Крестьянин в беде» (мрамор), «Резвушка» (бронза), «Мать, обучающая дочь грамоте».
Статуя «Резвушка» получила широкое распространение. Чижов в автобиографии написал: «В 1873 году вылепил «Резвушку»... эта статуя отлита из бронзы для Государя Императора Александра II, находится в Ливадии; также из бронзы у И.Ф.Громова, на выставке в Париже приобретена для художественной лотереи. Эта статуя распространена в десятках экземпляров и перечислить нахождение их нет возможности».
1889 год. Париж
Декрет о проведении в Париже очередной Всемирной выставки, приуроченной к 100-летию Французской революции, был подписан 8 ноября 1884 года. Это решение оскорбило большинство монархических государств, поэтому Австрия, Англия, Германия, Италия и Россия объявили о своем отказе участвовать в новом ЭКСПО, так что пожелавшие выставить свою продукцию делали это частным образом.
Экспозиция России, которую создавали около 820 экспонентов (исключительно частным образом, но с разрешения правительства), разместилась в галерее Дворца промышленности.
Для этой выставки французы решили построить сооружение, которое могло бы стать символом технических достижений XIX столетия.
Из 700 присланных на конкурс проектов выбрали башню инженера Гюстава Эйфеля.
Россия во всех разделах была представлена слабо. Тем не менее из 818 участников 662 получили награды: 19 почетных дипломов, 128 золотых медалей, 184 — серебряных и 210 — бронзовых.
По разделу скульптуры и медальерного искусства почетным дипломом был награжден П.Н.Тургенев; серебряные медали получили — Л.А.Бернштамм и В.А.Кафка.
Почетные дипломы получили также скульпторы А.Адамсон, Р.Гедройц и И.Гинцбург. По разделу художественной бронзы золотой медалью был отмечен К.Берто, наследник Ф.Шопена, который в 1893 году стал владельцем знаменитой бронзолитейной фабрики. Изделия К.Ф.Верфеля получили серебряную медаль, изделия фабрики А.П.Морана — бронзовую.
К сожалению, в каталоге Парижской выставки не указаны названия работ, представленных в экспозиции русского отдела.
1885 год. Антверпен
В ноябре 1884 года, после официального приглашения и долгих колебаний, русское правительство все же решило участвовать в выставке и ассигновало на устройство российского отдела 200 тысяч франков. Комиссаром отдела изящных искусств был назначен живописец Ю.Ю.Клевер, профессор Академии художеств.
2 мая 1885 года король Леопольд II в присутствии многих зрителей и участников объявил выставку открытой, хотя обустройство отделов и витрин продолжалось еще целый месяц. Русский отдел — небольшой, но красиво декорированный в модном тогда псевдорусском стиле — приобрел истинно национальный вид.
Почти во всех областях производства российские экспоненты получили золотые или серебряные медали или даже почетный диплом — высшую награду на Всемирной выставке 1885 года. Отзывы бельгийцев целиком отражали традиционное западное видение России — страна пышной роскоши, с искусными мастерами, но индустриально неразвитая. Во всем этом было нечто драматическое. Молодой российский капитализм гордился своим техническим прогрессом западного образца, а искренние восторги бельгийцев по поводу национальных российских ремесел только раздражали россиян.
Из бронзовых изделий внимание многих посетителей привлекла великолепная ваза в русском стиле, которую А.М. Постников продал царю за 15 тысяч рублей.
Заведение серебряных и бронзовых изделий Постникова существовало в Москве с 1868 года. Оно относилось к числу наиболее крупных предприятий, сумма его годового оборота достигала двух миллионов рублей серебром. В 1879 году Постников выстроил специальное каменное здание с приспособлениями для исполнения больших работ. Изделия фабрики предназначались главным образом для украшения храмов и были выполнены в «русском стиле» XVII века, распространенном во второй половине XIX века. Художники и архитекторы, сотрудничавшие с Постниковым, давали готовые рисунки «в русском стиле» для изготовления изделий из бронзы и серебра. Трудно судить о качестве его бронзы, так как отсутствие клейм или надписей на изделиях в «русском стиле» (церковной утвари) затрудняет определение изделий того или иного мастера.
Многих из 225 российских экспонентов на месте представляли агенты-комиссионеры — местные или российские. От них многое зависело. Так, например, бронзовые статуэтки и минералы К.Ф.Вёрфеля из Петербурга представлял «толковый человек», поэтому только его экспонаты были полностью распроданы. Впрочем, это говорит не столько об удачной экспозиции, сколько о художественном вкусе и высоком качестве вещей фабрики бронзовых изделий Вёрфеля. Его предприятие работало в течение почти всего XIX века.
В 1860—1870 годах в ассортименте фабрики появилась мелкая декоративно-прикладная скульптура. Вёрфель стремился привлечь к производству крупных русских художников и скульпторов, конкурируя в этом с фабриками Шопена и Морана. Известны отливки его фабрики с моделей Либериха («Лошадь с седлом»), Позена, Лансере. Изделия фабрики можно разделить на два типа: различные предметы для украшения комнат и письменных столов, исполненные из твердых камней и отделанные бронзой, и изделия либо только из камня, либо только из бронзы. К числу последних относятся произведения, отлитые по моделям Грачева, Либериха и Позена. Эксперты считали, что изделия из бронзы уступают по качеству подобным вещам фабрики Шопена, изделия же из камня, оправленные бронзой, оценивались несравненно выше.
В Антверпене восхищение вызвали бронзовые фигурки казаков и других всадников. Газета «Новое время» сообщала, что даже король Бельгии во время своего второго визита в российский отдел приобрел изящную бронзовую группу «Прощание казака», выставленную Феликсом Шопеном. Автором модели был Е.Лансере.
Здесь, как и во всех скульптурах, у Лансере сохраняется единый принцип построения произведения: группа имеет овальный (или прямоугольный) постамент — землю — высотой 5 см, на котором и располагается композиция. Она целостна и компактна, фигуры коня, казака и казачки детально проработаны. Качество отливки очень высокое. Эта модель пользовалась широкой популярностью, была тиражирована разными литейными заводами, сегодня она хранится во многих музеях России и за рубежом.
На этой выставке были также представлены работы П.А.Самонова. Известно, что он родился в 1863 году, в семье военного, специального художественного образования не получил. В 1884 году самостоятельно занялся скульптурой, в 1885-м изучал произведения искусств в музеях Парижа. Следующие два года в качестве вольнослушателя посещал скульптурное отделение ИАХ. Был военнослужащим, в отставку ушел в звании полковника. Он автор памятника М.Д. Скобелеву в Москве, снесенного в 1918 году, а также жанровых скульптурных композиций и статуэток.
К сожалению, что именно из работ Самонова было представлено на выставке, не известно.
По мнению брюссельской «L’Omnibus Illustre», бронзовые сценки из русской жизни — «эти охотники на медведей или на тюленей; эти люди на коньках на льду из горного хрусталя; эти упряжки оленей или едва укрощенных коней...» — заслуживали отдельной выставки. «Присланные русскими предметы из бронзы свидетельствуют о большом художественном чувстве».
Бельгийцы считали российский отдел безусловным успехом. Король Леопольд II наградил российских комиссаров знаками «Рыцарь ордена Леопольда» — так высоко была оценена их работа на Всемирной выставке.
1893 год. Чикаго
В ознаменование 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом в Чикаго было решено устроить следующую Всемирную выставку «искусства, трудолюбия, промышленности и произведений земли, ее недр и морей». Ее так и называли — Колумбовой. Всего участвовало 60 тысяч экспонентов.
Россия представила здесь свои лучшие изделия, например витрину с экспозицией изготовления государственных бумаг, выставку мехов бронзы, фарфора, серебра.
Подготовка началась в 1891 году, со дня величайшего повеления императора о принятии участия в выставке. Согласно положению о русском отделе, выставочная площадь представлялась экспонентам бесплатно. Государство брало на себя расходы по транспортировке экспонатов и сохранению их в пути. Отдел российской экспозиции по своему убранству и художественному уровню «превзошел все русские отделы на прежних всемирных выставках!» — писали «Московские ведомости».
Всего было представлено 1033 российских экспоната.
Комиссаром художественного раздела экспозиции был русский скульптор Ф.Ф.Каменский, с 1873 года живший в Америке.
Бронзовые изделия экспонировались в отделе Н — промышленные производства.
В русском отделе были представлены изделия фабрики А. А.Мельцера, преемника Н.Ф.Штанге, сохранившего ее прежнее название (мастерская бронзовых изделий).
М.О.Микешин представил бронзовую модель (unica) в V16 величины памятника императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге.
Скульптура представляла собой бронзовую композицию на каменном постаменте. Высота — 61 см; высота постамента — 14 см. Памятник был установлен в 1873 году. По образованию Микешин был живописцем, но многие его проекты памятников победили в конкурсах работы опытных скульпторов, что свидетельствует о многогранности его таланта. И этот величественный памятник, в лице императрицы прославлявший Великую Россию, оценили по достоинству. Модель, представленная на выставке, была единственным авторским экземпляром.
К.Ф.Вёрфель (Санкт-Петербургский бронзолитейный и гранильный завод) представил на выставку бронзовые и каменные изделия.
А.Е.Федоров (Санкт-Петербургская мастерская бронзовых изделий, основанная в 1873 году) был представлен в Чикаго двумя канделябрами, двумя подсвечниками и одной чернильницей.
Больше сведений об изделиях Вёрфеля и Федорова на этой выставке нет.
Главенствующее место на выставке, без сомнения, занимали группы «из бронзы по моделям Лансере».
Евгений Александрович Лансере все свое творчество посвятил бытовому жанру в скульптуре малых форм. Уже за ранние работы он получил от ИАХ звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за бронзовые статуэтки «Царский сокольничий XVII века», «Заманчивое предложение», «Молодой линейный казак», «Подпасок» и «Абрек» был удостоен звания классного художника 1-й степени.
Лансере славился неистощимой страстью к путешествиям, к изучению жизни разных народов. Несколько раз он ездил за границу, в 1883 году — в Алжир, после чего исполнил целый ряд моделей на африканские темы. К этому периоду его творчества относятся работы «Африканский солдат на лошади», «Арабский сокольник верхом с соколом на руке», «Алжирский орел», «Маленький феллах на осле с амфорой» и другие. Скульптор ежегодно совершал поездки по России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии. Именно эти путешествия обогащали его впечатлениями, подсказывали тематику и сюжеты для его произведений.
Стены мастерской Лансере были увешаны разнообразными предметами, привезенными из этих поездок: холодным и огнестрельным оружием, седлами, нагайками, одеждами горцев и кочевников, предметами их быта. Все это служило ценнейшим наглядным материалом для его работ, в которых Лансере стремился отобразить быт простых людей, их повседневные дела. Таковы скульптуры «Кумыс», «Возвращение с поля крестьянок Рязанской губернии», «Украинец-плужник», «Деревенская няня», «Чабан» и другие.
Многие отливки по моделям скульптора были выполнены на фабрике Шопена. Их качество было весьма высоким: автор проявлял интерес к литейному делу и сам наблюдал за отливкой многих своих вещей.
В конце 1870-х годов Шопен купил у Лансере право собственности на выпуск скульптур. Известно 17 моделей, приобретенных Шопеном, среди них такие скульптуры, как «Прощание казака с казачкой», «Казак с убитой под ним лошадью», «Возвращение пахаря», «Сокольничий», «Киргиз-охотник с беркутом» и другие.
Большая заслуга Шопена в том, что он обогатил русское декоративно-прикладное искусство новым видом изделий — реалистической камерной скульптурой. За высокое качество изделий, постоянное стремление к усовершенствованию Шопен был награжден правом изображения герба на своих изделиях.
Его «замечательные произведения, которыми он более всего отличался в Москве», были сделаны в основном по моделям русских художников и скульпторов: Антокольского, Лаверецкого, Соколова, Каменского и Лансере.
Лансере же был художником, который в мелкой пластике отражал реальную жизнь, реальных людей и реальные события. Его трактовка образов, ясность замысла и оптимизм сделали произведения очень популярными.
Однако надо отметить, что Шопен, Моран, Штанге, покупая модели Лансере, субсидируя его путешествия и материально его очень поддерживая, стремились все же направлять творчество скульптора. Это выражалось не в форме прямых заказов, а в отборе произведений определенной тематики и незаинтересованности в отливке и распространении тех работ, темы и сюжеты которых казались им малопривлекательными. Этим и объясняется широкое распространение произведений Лансере, в которых воссоздавалась «экзотика» жизни горцев и кочевников. Сцены собственно бытового характера, а тем более те, где изображался труд, явно отодвигались на второй план.
Учителями Е.Лансере можно считать и П.К.Клодта, и Н.И.Либериха — скульпторов-анималистов, однако Лансере не только анималист, но и мастер бытового жанра, который он осваивал под руководством Н.Пименова, создавшего ряд жанровых статуэток.
Настоящая творческая зрелость скульптора проявилась начиная с 1876 года. Его возросшее мастерство особенно заметно на примере многофигурных произведений, отличающихся большой композиционной слаженностью, оригинальностью решений, пластической выразительностью. В 1880 году была отлита композиция «Киргизский косяк на отдыхе». Она решена очень естественно, свободно, но вместе с тем очень компактно. Фигуры людей расположены с краю. Центр композиции образуют обращенные друг к другу головы лошадей и устало вытянувшийся на земле жеребенок. Удачно найдены ритмические повторения определенных изобразительных мотивов: широкополые, остроконечные шапки киргизов, три опущенные вниз и две поднятые вверх головы лошадей. Лансере очень точно передает спокойные позы и движения людей и животных, отдыхающих после долгого и тяжелого пути.
Наблюдательный художник и тонкий знаток лошадей, Лансере создал целую серию их статуэток самых разных пород: и выносливых башкирских лошадок, и кабардинских лошадей, и арабских скакунов, и русских рысаков.
Е.Лансере создал около 400 произведений.
Незадолго до смерти скульптора, 15 февраля 1886 года, в Петербурге открылась его выставка, где были также представлены работы другого анималиста и мастера жанровых композиций — А.Л.Обера.
Скульптурные группы и статуэтки Лансере отливали не только из бронзы, но и из чугуна на знаменитом Каслинском чугунолитейном заводе на Урале. Его работы воспроизводили и спустя много лет после кончины мастера они и сегодня популярны и пользуются большим спросом на антикварном рынке.
1894 год. Антверпен
Число подданных Российский империи, присутствовавших на этой выставке, по сравнению с 1885 годом, было значительным. Фактически экспонентов было 372, в каталоге русского отдела появилось много новых имен. Ветеранов Антверпена-1885 приехало немного, и среди них был Карл Вёрфель. Сам король Леопольд II заходил полюбоваться бронзовыми фигурками Вёрфеля. Сведения об этой выставке практически отсутствуют в доступной для нас литературе.
1900 год. Париж
Всемирная выставка на рубеже веков вызвала особый интерес. Ее называли международным праздником труда, прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств, и среди них Российская империя, устроили свои национальные павильоны. В них сосредоточили все, что характеризовало и отличало страну, — исторические памятники, предметы искусства. Это был парад искусства, науки и техники. Эта Всемирная выставка стала крупнейшей из всех проведенных до этого. Все экспонаты были разбиты на 18 групп и 12 классов.
Экспозиция России размещалась в нескольких международных павильонах и национальном павильоне, было представлено 2500 экспонентов. Награды получили — 2710, из них 224 — Гранпри. В русских экспозициях на выставке, как обычно, большое место отводилось предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней. Художник К.А.Коровин, по проекту которого была выстроена улица русской деревни в кустарном отделе, за оформление этой экспозиции получил орден Почетного легиона.
Произведения искусств входили во 2-ю группу, класс 9, который включал в себя скульптуру, резьбу по камню и медальерное искусство. Участвовали 26 скульпторов из России, и 15 из них представили бронзовую пластику. М.М. Антокольский выставил 23 вещи, и среди них — бюсты императоров Александра I, Александра III, Петра I, Николая I, а также в бронзе: «Голова Иоанна Крестителя», «Сатана», «Спящая красавица», « Сон», « Нимфа», «Вечный жид».
Марк Матвеевич Антокольский справедливо признан крупнейшим русским скульптором второй половины XIX столетия. Он — центральная фигура в отечественной скульптуре того времени, мастер европейского масштаба, связавший достижения академической школы с реализмом. Самые знаменитые статуи Антокольского еще при его жизни были приобретены для Эрмитажа, откуда в 1897 году их передали в Русский музей императора Александра III.
В 1862 году он был принят в И АХ вольнослушателем, занимался под руководством Н.С.Пименова, который хвалил его за лепку и рисунок. После смерти Пименова в 1864 году учился у И. И. Реймерса — скульптора, медальера и живописца. В Рисовальном классе познакомился с И.Е.Репиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В 1864 году скульптор получил малую серебряную медаль за горельеф «Вечерний труд старика» («Еврей-портной»), а в 1865 году — большую золотую медаль за горельеф «Скупой, считающий деньги» («Еврей-скупой»).
Созданная Антокольским в 1871 году и выставленная на Всемирной выставке в Париже в 1878 году статуя «Иван Грозный» принесла художнику известность, славу и звание академика.
Сюжеты из русской истории волновали Антокольского на протяжении всего его творчества. Конец 1880-х и 1890-е годы ознаменовались крупными произведениями: «Несторлетописец», «Ермак», а также «Петр I». Эту скульптуру мастер и представил на выставке в Париже.
Благодаря пластической выразительности, простоте и монументальности она была неоднократно отлита
из бронзы и установлена в Петергофе (1883), Петербурге (1909), Таганроге (1903) и Архангельске (1911).
Еще в 1871 году Антокольский уехал в Риме, а с 1877 года постоянно жил в Париже. С.И.Мамонтов, видя тяжелое материальное положение семьи Антокольского, открыл художнику кредит в счет оплаты за заказанную статую. Скульптор посвятил ему одно из лучших своих произведений — «Христос перед судом народа». Исполненная в мраморе фигура в рост была выставлена на Всемирной выставке в Париже 1878 года. «Вещь вышла в самом деле замечательная, остается позавидовать Мамонтову, которому эта статуя будет принадлежать», — сообщили из Рима П. М. Третьякову.
Двадцать пять лет жизни Антокольского были неразрывно связаны с Парижем. В 1878 году за участие в организации экспозиции отдела скульптуры и за представленные там свои произведения скульптор был удостоен высшей награды и ордена Почетного легиона, избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств. В 1880 году состоялась персональная выставка работ Антокольского в Санкт-Петербурге. В Академии художеств экспонировались 33 его работы, ему присвоили звание профессора 14АХ.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Антокольский был удостоен «Высшей оценки» за художественную деятельность и большую организационную работу.
Большинство произведений скульптора в мраморе и бронзе сохранилось до наших дней. Произведения из бронзы Антокольский отливал во Флоренции в мастерской Galli, в Париже — в Gruet, Thiebaut, Barbedienne. Выполненные этими фирмами отливки характеризуются высоким качеством художественного литья. Бронза имеет благородный теплый цвет, воспроизводит особенности лепки, ее фактуру, детали тонко прочеканены.
Большая заслуга скульптора — в создании реалистической скульптуры, соединившей в себе достижения русской классической школы и новые черты пластики начала XX века.
Еще один участник выставки — скульптор Леопольд Бернштам (1859 — 1939), мастер портретного жанра — представил 20 произведений, в том числе портреты Рубинштейна, Флобера, Ростана, Коклена (актера).
На Парижской выставке 1900 года свои работы экспонировали и такие российские скульпторы, как А.Валльгрен, В.Валльгрен, П.Велионский, И.Гинцбург, О.Мечникова, Н.Аронсон, князь П.Трубецкой, П.Тургенев, А.Обер. Кроме этого, в классе 97 (художественные изделия из бронзы, чугуна и железа) были представлены изделия фабрики К.Берто, наследника Ф. Шопена. Ю.Н.Бразоль показал бронзовый канделябр, а К.Ф.Вёрфель — изделия из твердых камней: нефрита, горного хрусталя, малахита, а также художественную бронзу.
Свои изделия из бронзы — лампы, бюсты, подсвечники, письменные приборы — показали на выставке и братья Вишневские, фабрика которых в Москве просуществовала до 1917 года. Она изготавливала самые разнообразные изделия из бронзы, начиная от бронзовых люстр, канделябров, часов, кончая церковной утварью: паникадилами, иконостасами и т.д.
Несмотря на отсутствие самостоятельности в темах и композициях, бронза Вишневских имела большой успех на выставке, где предприниматели получили золотую медаль.
Е.Е.Корзинин из Санкт-Петербурга тоже представил изделия из бронзы (какие — в отчете о выставке 1900 года не указано), А.М.Постников (Товарищество фабрики металлических изделий) — бронзовую высеребряную группу «Колесница Венеры». Заведение серебряных и бронзовых изделий Постникова существовало в Москве с 1868 года.
Среди награжденных на Парижской выставке был и Артемий Лаврентьевич Обер (1843 —1917), отмеченный серебряной медалью. В 1865 —1870 годах он обучался в Париже у известного анималиста Антуана Луи Бари, который считается основателем анималистического жанра в скульптуре. Обер был автором и жанровых композиций малых форм, известны его работы в монументальных формах, а также в керамике и майолике. В 1886 году в Петербурге состоялась его совместная с Е.Лансере выставка. А.Л.Обер был членом-учредителем художественного объединения «Мир искусств» (1910).
Одним из интереснейших скульпторов того времени, представивших работы в Париже, был Павел Петрович Трубецкой (1866 —1938). С 1886 года он начал выставляться, лепил животных, выполнил несколько портретов, участвовал в конкурсах на памятники. В 1897 году он приехал в Россию из Америки, в 1898 — 1906 годах преподавал скульптуру в Московском училище живописи и ваяния. Правда, появлялся он там редко — преподавание не было его сильной стороной. Он с трудом изъяснялся по-русски, но для многих начинающих художников его произведения стали великолепной школой. Полурусский, полуамериканец, большую часть жизни проведший в Италии, П.Трубецкой в отечественном искусстве совершил то, что Роден в европейском, — ввел реальность, современность в скульптуру, сделал пластику интересной обществу. Артистичность, блеск исполнения, благородство и жизненность композиций Трубецкого околдовали не только публику, но и профессионалов.
Он первым показал, что только в движении тела, в ритме линий и игре мускулов кроется красота. Импрессионизм в скульптуре следовал с некоторым опозданием за живописью. Это Трубецкой вызвал в России интерес к передаче мгновенного впечатления, непосредственность и прелесть живых форм. Всем захотелось воспеть жизнь, бьющую ключом; люди, как говорится, ловили мгновение на лету, стараясь удержать движение времени. Человек живой, энергичный, стал предметом культуры.
С 1899 года П.Трубецкой работал над памятником императору Александру III в Петербурге, который был установлен в 1909 году.
На выставке 1900 года в Париже он получил Гранпри за представленные 13 произведений из бронзы. Из них — 2 портрета Л.Н.Толстого, портрет князя Голицына, «Мать с ребенком», «Лошадь с жеребенком», «Извозчик», «Эскимос», «Корова», «N.N.», «Девочка с собакой».
Ирина ПАЛЬЦЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.32