Традиционно культура считалась сферой высоко одаренных одиночек или небольших часто подвижнических групп. В XX веке происходит тотальная индустриализация области искусства. В литературе, живописи, театре, кино - производство новых шедевров поставлено на поток. Особым случаем потребления культурных благ является приобретение предметов искусства как объектов для инвестирования. Рост стоимости отдельных произведений искусства, как правило, имеет не столько субъективные причины (осознание эстетической ценности конкретным потребителем), сколько социальную природу (например, владение картиной придает ее обладателю определенный статус). Важно не только собрать коллекцию, но и сберечь ее. Кроме того, предметы коллекции должны «работать», а не лежать бесполезным грузом.
Формирование российского арт-бизнеса (именно — бизнеса, а не рынка, так как наш арт-бизнес вырастает из нашего арт-рынка, который зарождался на подпольных сделках в СССР) пришлось на начало 1990-х годов. Однако 1998 год привел к закрытию большей части из 300 галерей. Пять лет назад рынок стал формироваться фактически заново, и только недавно был создан альянс экспертов, оценщиков, страховых компаний и банков, предоставляющий комплексные услуги по проведению экспертизы, оценке, страхованию, хранению и обороту произведений искусства, а также кредитованию под их залог. При этом специалисты отмечают, что российский рынок постоянно растет, а это влечет за собой увеличение числа оказываемых сервисных услуг не только арт-дилерами, аукционными домами и галереями, но и банками. О повышении спроса на предметы искусства свидетельствует и заинтересованность крупнейших мировых аукционных домов. Так, например, за последние два года оборот русского отдела аукционного дома Sotheby s последовательно увеличивался вдвое. Да и в России отмечается создание большого количества галерей и салонов, появление новых профессиональных ассоциаций.
Что касается российского собирательства предметов старины и произведений искусства, то оно успело пережить несколько этапов. Моду на корпоративные коллекции, большинство из которых было распродано после череды банковских кризисов и дефолта. Бум интерьерного коллекционирования, когда главное требование к картине — чтобы она гармонировала с обстановкой квартиры. Среди собирателей встречаются и по-настоящему увлеченные интеллигентные люди, и снобы, желающие выглядеть аристократами. Но и те, и другие все больше начинают относиться к покупке произведений искусства не как к разорительной причуде, а как к бизнесу. Приобретая новую вещь, прикидывают, сколько она будет стоить через 5, 10 лет, и вернут ли они свои деньги, если понадобится продать коллекцию.
Есть в истории разные сюжеты: продавцы с Арбата помнят, как года три назад здесь ходил человек и предлагал «всего» за полмиллиона долларов сумочку австрийской герцогини. Сумочка была расшита бисером и «драгоценными» камнями. И хотя с первого взгляда становилось ясно, что ни одна герцогиня не взяла бы в руки такую торбу, продавец предъявлял всем любопытным свидетельство о подлинности предмета. Документ был подписан экспертом с внушительным перечнем научных титулов.
Ни для кого не секрет, что для воров-профессионалов в наше время нет технических преград. В церквах крадут иконы, в провинциальных музеях подменяют современными поделками старинный фарфор, у наследников перекупают по дешевке драгоценные коллекции... Это считается если не нормой, то не предосудительными поступками — надо же как-то наполнять рынок антиквариата, в который последние годы вовлекается все больше средств, на котором обращается большое количество произведений «средней руки», откровенных подделок и вещей с плохой атрибуцией. Причем наполняется не только российский рынок.
За рубежом на антикварном рынке существует неписаное, но строгое правило: продавец должен быть уверен, что не торгует краденым, а покупатель — что ему предлагают предмет, который не находится в розыске. К сожалению, мы должны признать, что подобное золотое правило у нас заработает не скоро.
Собиратель или хранитель антиквариата, ценных произведений искусства постоянно рискует — и своей жизнью, и жизнью близких. Однако это людей не останавливает: ведь по самым скромным подсчетам ежегодный прирост стоимости антиквариата составляет 15—20 %. Не каждый банк может обеспечить такие проценты по вкладу. Именно поэтому собрание антиквариата — высокодоходный способ размещения капитала, и есть уверенность — приобретенная вещь не обесценится. По данным международного каталога искусства Hislops 2003 Price Guide, за период с 1997 по 2002 год стоимость некоторых произведений выросла на 700%. Если говорить в целом, то сегодня при удачных инвестициях в антиквариат можно заработать до 30% годовых в валюте.
Согласно данным компании Art Market Research, за последние 30 лет наиболее выгодным размещением ка
питала стали вложения в западноевропейскую живопись и скульптуру — при инвестициях в высшую ценовую категорию доход может составить 10—15% годовых. Раритетные художественные и исторические фотографии приносят около 9,3% годовых. Пользующаяся спросом старинная мебель (например, французская мебель XVIII века) дает доход в размере 8,5% годовых. Меньше выгоды можно извлечь из китайского фарфора (6,7% годовых) и скульптуры (3,2% годовых).
Самым же прибыльным сегментом рынка сегодня являются плюшевые мишки Викторианской эпохи. Эти милые создания находятся на пике моды, но из-за недолговечности материала и небольшого «тиража» предложение их весьма ограничено. Известно, что не так давно один медвежонок был продан на аукционе за $300 тыс.
На отечественном рынке наибольшей популярностью традиционно пользуются вложения в русскую живопись. Высоким уровнем надежности отличаются Саврасов, Малевич, Кандинский, изделия Фаберже. Достаточно интересны сегодня и вложения в старые монеты, особенно петровского периода — они стабильно повышаются в цене и приносят не менее 30 % годовых. За рубежом большой спрос на все те же пресловутые яйца Фаберже и предметы обихода российских императоров.
Пожалуй, самую высокую доходность дает раритетное оружие. Эксклюзивные экземпляры дорожают примерно на 15 — 20% в год, на зарубежных рынках за последние два года стоимость шпаг, сабель и пистолетов середины XIX века увеличилась примерно на 40—60%.
Эксперты утверждают, что арт-рынок России будет эффективным и надежным, если станет прозрачным, ликвидным и доступным. До последнего времени в нашей стране не было не зависимых от воздействия антикварного рынка организаций, которые могли бы давать научно обоснованные заключения на подлинность предметов. А это, в свою очередь, серьезно дискредитировало авторитетность рыночных продаж и не давало никакой мотивации ценообразования. Хорошо, что в министерстве культуры России был создан федеральный регистр, который объединяет сведения о движении культурных ценностей любого вида. И не обязательно похищенных. Теперь коллекционеру проще выяснить, что именно он собирается приобретать, а владельцу антикварного салона — что он собирается продавать.
До сих пор мы говорили о профессионалах, человеку же, волей случая вовлеченному в перипетии антикварного рынка, найти правильное решение еще сложнее. Кому-то по наследству досталась коллекция монет, у кого-то хранится старинная бронза, кто-то владеет напольными часами середины XIX века... Сразу заметим, что таких людей вовсе немало. При желании или необходимости избавиться от вещей, в общем-то, совершенно им ненужных, они понимают, что такие предметы антиквариата имеют определенную цену на рынке, но какую? К кому обратиться, чтобы выявить степень редкости предмета и его стоимость; а если он окажется действительно ценной вещью, то где хранить? Как продать, чтобы не нарваться на криминал или обман?
Впрочем, подобные вопросы нередко встают и перед коллекционерами, много лет занимающимися собирательством: где получить авторитетную экспертизу предмета, где хранить раритеты и, наконец, где в форс-мажорных обстоятельствах взять деньги на пополнение коллекции? Нехватка резервных сумм на приобретение коллекционной вещи, связанная с этим беготня по знакомым и неизбежная утечка конфиденциальной информации нередко сопровождают собирателей.
Основная часть произведений искусства и антиквариата во всем мире реализуется на аукционах, кроме того, произведения искусства можно продать в антикварном салоне и галереях старинной и современной живописи, организованных при аукционных домах. На российском рынке самым крупным и постоянно действующим аукционным домом является «Гелос», есть еще чуть более молодое антикварно-художественное объединение «Магнус Арс», которое тоже регулярно проводит аукционы. Есть и частные галереи (например, самая первая и авторитетная с 1992 года — галерея Айдан Салаховой, занимающаяся современным и актуальным искусством, и галерея «Дача», где можно приобрести и продать антикварную и дизайнерскую мебель, уникальную посуду и ковры, а также живописные произведения XIX — начала XX века). Произведения искусства можно продать и через арт-дилеров (на них приходится 49% объема мирового рынка искусства). Правда, как правило, арт-дилеры работают по определенным направлениям в искусстве, и на каждого из них приходится небольшой объем продаж.
Совершенно очевидно, что новичку в мире искусства сложно сделать правильный выбор при покупке какого-либо художественного предмета. Консультации можно получить у тех же арт-дилеров, помогают частным лицам в формировании коллекций и различные художественные объединения, консалтинговые фирмы, специализирующиеся на инвестициях в произведения искусства. Некоторые банки тоже предлагают услугу по формированию «портфеля» из инвестиций в предметы искусства, но, к сожалению, пока только своим VIP-клиентам.
Однако профессионалы обязаны не только подсказывать, в какие вещи выгодно вкладывать деньги. Должна быть развита профессиональная система экспертизы и оценки произведений искусства, а также их страхования. До недавнего времени такой экспертизой в России занимались эксперты из крупнейших российских музеев. Но музей не несет ответственности перед клиентом, обратившимся за искусствоведческим заключением. Даже если экспертная ошибка музея признана судом, клиент вряд ли сможет получить обратно потраченные деньги, ему придется удовлетвориться лишь решением о непреднамеренной ошибке эксперта. На Западе к произведениям, прошедшим экспертизу в России, зачастую относятся с недоверием — именно из-за малой ответстценности эксперта за свое заключение. Ситуация стала меняться после выхода на наш рынок компании «Арт Консалтинг» — независимого экспертного института, отвечающего как российским, так и международным нормам и требованиям. В начале прошлого года представители английского рынка перестрахования (крупнейшая компания Lloyd s) осмотрели и приняли в качестве базисной уникальную для России лабораторию технологической экспертизы, созданную этой компанией. Процедура экспертизы «Арт Консалтинга» позволила впервые в России застраховать профессиональную ответственность экспертов при работе с компанией на сумму 3 млн. долларов у российских страховщиков и перестраховать в английском Lloyd s.
Рынку нужна инфраструктура. В первом приближении она уже сложилась. Есть коллекции, есть движение предметов, есть сеть магазинов и страховых компаний. Проводятся сезонные антикварные салоны, работают эксперты и дилеры. Такая инфраструктура помогает создавать не только частные, но и корпоративные коллекции, выходить с российским антиквариатом на зарубежные аукционы, вплоть до самых престижных аукционных домов и, наоборот, пополнять российский рынок за счет зарубежных приобретений. Позволяет использовать произведение искусства как страховой, залоговый и инвестиционный инструмент.
В последние годы разработаны нормативные акты, способствующие более свободному перемещению культурных ценностей, более устойчивым связям с зарубежными источниками пополнения коллекций. Однако, по большому счету, цивилизованные отношения здесь наступят еще не скоро.
Впрочем, в последнее время даже банки перестали гоняться за сверхприбылью и занялись долгосрочными проектами, помогающими наладить цивилизованные отношения на российском арт-рынке. Появились новые услуги для частных коллекционеров: начиная от специальных хранилищ с музейными условиями и сейфами и заканчивая кредитованием под залог произведений искусства. Так, банк «Новый Символ» совместно с партнерами (страховыми, экспертными организациями) разработал инфраструктурный комплекс услуг «Хранение и оборот произведений искусства», который включает экспертизу подлинности, оценку стоимости, страхование сохранности, хранение, транспортировку, сопровождение сделок и кредитование под залог произведений искусства. Кстати, по условиям кредитования предмет залога не выводится из рыночного оборота, что предоставляет владельцу-инвестору, да и любому собирателю, дополнительную финансовую привилегию: он имеет возможность предлагать заложенное произведение искусства к продаже в течение срока кредитования и извлекать тем самым максимальную рыночную стоимость. Концепция проекта как раз и отвечает всем надеждам как профессионалов, так и новичков.
Излишне подчеркивать, что при таких условиях исчезает риск распространения доверительной информации. А это — главное, если коллекционер, инвестор, собиратель, да и любой другой человек, так или иначе пересекающийся с арт-бизнесом, не хочет попасть в поле зрения криминала или попросту быть обманутым.
Достоверных оценок российского антикварного рынка не существует. И это вполне понятно. Аналитики сходятся лишь в том, что ежегодный торговый оборот предметами антикварного искусства в России исчисляется сотнями миллионов долларов. Очевидно другое. Сегодня, по мнению экспертов, российский рынок антиквариата испытывает если не бум, то очень динамичный рост. Связано это не только с тем, что кризис 1998 года преодолен и у инвесторов появились свободные деньги. Просто в отличие от современного искусства на рынке антиквариата остается все меньше предложений. То есть сейчас уже не так много картин, скрытых в частных коллекциях и не вовлеченных в рыночный оборот. И их число конечно. Для частного инвестора это означает, что по мере увеличения количества сделок капитализация рынка антиквариата будет стремительно расти. И чем раньше удастся войти в этот бизнес, тем лучше. Стоимость антиквариата в отличие от произведений современного искусства постоянно повышается. Поэтому уже через год размер капитала, минимально необходимого для вхождения на этот рынок, будет намного больше, чем сейчас.
Среди новых объектов инвестирования повышенный интерес вызывают работы отдельных художников первой трети XX века. Специалисты неожиданно открывают новые имена, в свое время не признанные советской властью (например, Андрей Ланской). Как правило, в идеологию соцреализма не вписывались работы авангарда начала XX столетия, а также других неклассических направлений. Драматические события той эпохи и отсутствие в официальных документах упоминаний о не признанных властью художниках привели к тому, что их творчество надолго выпало из поля зрения искусствоведов. Все помнят успех Малевича и Кандинского, поэтому сегодня данное направление считается одним из самых перспективных.
Словом, сейчас частному инвестору самое время открыть для себя антикварное искусство. Пусть даже в качестве хобби. Бояться нового направления не стоит. Пока не накоплены собственные знания, можно положиться на опыт специалистов рынка антиквариата.
Виктор НОВОДВОРЦЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.16