РУССКИЙ СОЛДАТ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Аплит (разновидность гранита), порфирит, халцедон розовый, яшма фисташковая, кремень, керамика, пурпурин, синтетический материал; резьба, склейка, обжиг. Высота 24.
Поступил из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1932 г.
ПГХГ, инв.№С—116.
ФИГУРКА ИНДЮКА
Санкт-Петербург, мастерская А.КДенисова-Уральского, 1914—1916.
Письменный гранит, обсидиан иризирующий, кварц молочно-белый, родонит, бронза; резьба, шлифовка, патинирование, монтировка. 11x8,9x9,5.
Поступила в 1932 г. из Минералогического музея Пермского государственного университета.
ПГХГ, инв. № С—129.
Скульптура поступила в музей в специальном деревянном (дубовом) футляре с металлической застежкой, внутри проложенном бархатом и шелком кремового цвета. На внутренней стороне крышки овальный черный штамп с надписью: A DENISSOFF-OURALSKY ST PETERSBOURK; MORSKAIA 27.
АЛЛЕГОРИЯ БЕЛЬГИИ — ЛЕВ, ГОТОВЫЙ ОТРАЗИТЬ НАПАДЕНИЕ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Раухтопаз (дымчатый кварц), морион (черный кварц), кварц жильный молочно-белый; резьба, шлифовка, полировка, полихромная роспись, монтировка.
12,6x22x15,8.
Поступила из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1932 г. ПГХГ, инв. № С—120.
Выбор для данной аллегорической скульптуры этого мужественного и храброго зверя — не случаен: лев с давних времен присутствовал на Государственном гербе Бельгии. На лицевой грани постамента помещена накладная круглая пластина из молочно-белого кварца с живописным изображением Государственного герба с надписью БЕЛЬПЯ: в черном щите — лев, герб герцогства Брабантского.
Скульптура поступила в музей в деревянном футляре.
АЛЛЕГОРИЯ БРИТАНИИ — МОРСКОЙ ЛЕВ НА ЛЬДИНЕ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Горный хрусталь, обсидиан, родонит, волокнистый кварц с хризотил асбестом, кварц жильный молочно-белый, хризопраз, стекло; резьба, шлифовка, полировка, полихромная роспись. 18,4x31,5x16.
Поступила из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1932 г. ПГХГ, инв. №С—117.
Британия, союзница России в войне с Германией, изображена в виде морского льва, который в зубах держит необычную рыбу с головой свиньи — Германию. Впереди, на основании, — накладная круглая пластина из молочно-белого кварца, с живописным бело-красно-зеленым изображением герба, с надписью черной краской ВЕЛИКОБРИТАН1Я.
АЛЛЕГОРИЯ СЕРБИИ — ОБОРОНЯЮЩИЙСЯ ЕЖИК
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Письменный гранит, кварцит плойчатый, обсидиан, сапфиры, кварц жильный молочно-белый, медь, латунь; резьба, шлифовка, полихромная роспись, монтировка.
7,8x10x11,8.
Поступила из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1932 г.
ПГХГ, инв. № С—121. Сербия, союзница России, представлена в виде фигурки ежа. На наклонном постаменте из письменного гранита — накладная круглая пластина из молочно-белого кварца с живописным изображением Государственного герба и надписью СЕРБЫ.
Скульптура поступила в музей в специальном деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ЧЕРНОГОРИИ — ГОРНЫЙ ОРЕЛ, СИДЯЩИЙ НА ВЕРШИНЕ СКАЛЫ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Изумруд в слюдите, раухтопаз (дымчатый кварц), сапфиры; резьба.
29x15,2x11,4. Поступила из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1946 г. ПГХГ, инв. № С-474.
Черногория, союзница России в войне с германо-австрийским блоком, представлена в виде орла. Орел — традиционный символ Черногории — геральдическое наследство Византии и даже Древнего Рима, в состав которых она когда-то входила..
Скульптура поступила в музей в специальном деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ФРАНЦИИ — ФИГУРА ДЕВУШКИ ВО ФРИГИЙСКОМ КОЛПАКЕ СО ЩИТОМ
Санкт-Петербург, мастерская АК.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Яшма полосатая, лазурит, морион, кварц молочно-белый, родонит розовый, обсидиан иризирующий и брекчиевидный, нефрит, халцедон, пурпурин, синтетический материал; резьба, шлифовка, полировка, роспись, монтировка. Высота с постаментом 27,5.
Поступила из Минералогического музея Пермского государственного университета в 1932 г. ПГХГ, инв. № С—119.
Франция изображена в образе девушки, которая опирается на щит с рельефным изображением «галльского петуха» — неофициальной эмблемы Франции. У подножия — накладная круглая пластина из молочно-белого кварца с изображением герба: вокруг венка развевающиеся ленты и бант, на голубом фоне монограмма R.F., ниже надпись: ФРАНЦЫ. Скульптура поступила в музей в специальном деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ИТАЛИИ - ВОЛЧИЦА,
ПОДНЯВШАЯСЯ НА ЗАЩИТУ МЛАДЕНЦЕВ
Санкт-Петербург, мастерская АКДенисова-Уральского, 1914—1916.
Мрамор белый и серый, гранит, кварц молочно-белый; резьба, шлифовка, полировка, полихромная роспись, монтировка.
26,0x19,5x13,2.
Поступила из Исторического музея Пермского педагогического института в 1934 г.
ПГХГ, инв. № С—125.
В фигуре волчицы — символе Италии — угадывается легендарная праматерь римлян, вставшая на защиту своего народа. В античной мифологии миф о волчице, вскормившей Ромула и Рема, был, по сути, своеобразным осуждением действий древнейшего узурпатора Амулия, повелевшего бросить младенцев в Тибр, в то время как волчица спасла и вскормила их. Вверху, на лицевой части постамента, — накладная круглая пластина из молочно-белого кварца с живописным изображением Государственного герба Италии (без надписи).
Скульптура поступила в музей в специальном двухчастном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ЯПОНИИ — СОКОЛ,
СИДЯЩИЙ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КУЛАКЕ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Малахит, горный хрусталь, письменный гранит, халцедон, кварц жильный молочно-белый, бронза; резьба, шлифовка, полировка, монохромная роспись. 16x9,3x8,9.
Поступила из Исторического музея Пермского педаготического института в 1934 г.
ПГХГ, инв. № С—127.
Япония — союзница России, присоединившаяся в 1914 году к Антанте, — представлена фигуркой сокола, сидящего на фрагменте руки (рыцаря?) в металлической перчатке, сжатой в кулак. Внизу — накладная прямоугольная пластина из кварца с изображением древнего символа Японии — стилизованной хризантемы в виде розетки.
Скульптура поступила в музей в специальном деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ТУРЦИИ — ЖАБА, ПЫТАЮЩАЯСЯ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СНАРЯДА ВО РТУ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Лазурит с пиритом, лабрадор, керамика, вулканическая порода, известняк, металл, синтетический материал; резьба, шлифовка, полировка, полихромная роспись, монтировка. 13x16,8x12,3.
Поступила в 1934 г. из Исторического музея Пермского педагогического института.
ПГХГ, инв. № С—126.
Турция, противница России, представлена в образе серой жабы в турецкой феске. С тыльной стороны на прямоугольной грани постамента — накладная круглая пластина (разломленная на две части) из известняка с живописным изображением черно-красно-белого герба Турции с надписью: ЕЦКАЯ ИМПЕР (более не читается).
Скульптура поступила в музей в деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ БОЛГАРИИ — ВОШЬ НА СЕРДЦЕ СЛАВЯН
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Халцедон, родонит, лазурит, турмалины, кремень, пурпурин; резьба, шлифовка, полировка, монтировка.
8,7x14,4x9,2.
Поступила в 1932 г. из Минералогического музея Пермского государственного университета.
ПГХГ, инв. № С—118.
Противница России — Болгария представлена в виде вши, пьющей кровь человека; на голове у нее — военная фуражка царя Фердинанда I Кобургского. На «сердце» из пурпурина имеется круглое отверстие, очевидно, предназначенное для крепления пластины с изображением герба Болгарии
Скульптура поступила в музей в деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ АВСТРО-ВЕНГРИИ — ИМПЕРАТОР ФРАНЦ ИОСИФ I В ВИДЕ МАРТЫШКИ НА РАЗБИТОМ КОРЫТЕ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Яшма красная, пестрая и фисташковая, халцедон, кварц водяно-прозрачный, известняк, синтетический материал; резьба, шлифовка, полировка, роспись. 13,2x25,2x12,5.
Поступила в 1932 г. из Минералогического музея Пермского государственного университета.
ПГХГ, инв. № С—124.
Олицетворением разноплеменного государства Австро-Венгрия, воевавшего против России, является мартышка, печально взирающая на разбитый герб Габсбургов в форме круглой накладной пластины с надписью АВСТР1Я. Скульптура поступила в музей в деревянном (дубовом) футляре.
АЛЛЕГОРИЯ ГЕРМАНИИ — КАЙЗЕР ВИЛЬГЕЛЬМ II ВЕРХОМ НА СВИНЬЕ
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916.
Мрамор белый, лабрадорит, черный аспидный сланец, обсидиан, кварц молочно-белый, хризопраз, раухтопаз (дымчатый кварц), яшма красная, лазурит, родонит, лимонит, бурый железняк, известняк, жемчуг, синтетический материал, серебро; резьба, шлифовка, полировка, монтировка. 36x22x52.
Поступила в 1932 г. из Минералогического музея Пермского государственного университета.
ПГХГ, инв. № С—122.
На высоком трехступенчатом постаменте с надписью WILHELM II верхом на свинье, лежащей на большой белой подушке с черными крестами, восседает кайзер Вильгельм II.
В верхней части постамента, по периметру, помещены рельефные изображения человеческих черепов и костей, на белых ступенях трона — кровавые следы из тонких пластин красной яшмы. На задней части фигуры свиньи вырезана надпись в две строки: DEUTSCHLAND UBER ALLES.
АНГЕЛ МИРА, ПОПИРАЮЩИЙ СНАРЯД И ЗМЕЮ С ГОЛОВОЙ ИМПЕРАТОРА ВИЛЬГЕЛЬМА II
Санкт-Петербург, мастерская А.К.Денисова-Уральского, 1914—1916
Гранит, полевой шпат, гребенчатый альбит, ортоклаз, пегматит, кварц жильный молочно-белый, кварцит плойчатый, родонит, известняк, серебро, латунь; резьба, шлифовка, чернение, роспись, монтировка.
Высота с постаментом — 20,5 см.
Поступила в 1932 г. из Минералогического музея Пермского государственного университета.
ПГХГ, инв. № С—128.
Изначально в правой руке Ангела была пальмовая ветвь — древнейшая эмблема мира, символ долговечности. Ангел попирает левой ногой орудийный снаряд и извивающуюся змею с лицом германского кайзера Вильгельма II, закованного в металлическую цепь с ошейником и круглой пластиной с живописным изображением герба — это одноглавый орел под короной, с надписью внизу: ГЕРМАНЫ.
Фигура ангела и змея с ошейником и цепью поступила в музей в деревянном (дубовом) футляре.
Александра ПЕСТОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 38 (июнь 2006), стр.75