В фонде ценных и редких изданий РГБ хранится газета «Народный Мститель», напечатанная на березовой коре. Наборщик и печатнику партизанской типографии П.ф.Кирюшин сберег эту реликвию времен Великой Отечественной войны и передал в дар Музею книги.
Газета «Народный мститель» от 20 августа 1943 года с его автографом представлена в основной экспозиции музея. Береста четко хранит строки военных лет. «Каждая буква вдавилась, как в древних новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки типографской краской».
Использовать бересту для печатного издания предложил партизанам наборщик Петр Федорович Кирюшин. Печать партизанских отрядов и подпольных партийных организаций на оккупированных территориях представляет значительный интерес. Как и вся фронтовая печать, подпольные и партизанские газеты призваны были «...пропагандировать великие традиции русского народа, упорно и всерьез заниматься тем, что нужно было для победы» («Красная звезда», 30 мая 1941 г.). В силу сложных условий многие партизанские и подпольные газеты не сохранились, поэтому большое значение приобретают исследования и анализ не только имеющихся изданий, но и других косвенных свидетельств, отражающих факты выхода газеты, продолжительности издания, количества номеров. Газеты часто выходили без указания места печати, меняли названия. Непростым вопросом является установление преемственности между подпольными газетами, выходившими на той же территории до оккупации и после освобождения районов.
Газета «Народный мститель» — орган Дятьковского окркома и РК ВКП(б), выходила с 22 февраля 1942 года по 14 сентября 1943 года (до июля 1944-го Дятысовский район входил в состав Орловской области, затем — Брянской). Газета выходила под несколькими названиями. С № 1 (22 февраля 1942 г.) по № 89 (4 июля 1942 г.) она называлась «Фокинский рабочий», а с № 90 (5 июня 1943 г.) по № 154 (1 сентября 1942 г.) выходила под названием «Партизанская правда». В выпусках 1942 года (с № 1 от 22 февраля по № 154 от 1 сентября) газета имела подзаголовок: орган Дятьковского РК ВКП(б) и райсовета. В июле — августе 1943 года, в промежутках между выходом основных номеров газеты, — издавался «Бюллетень» газеты «Народный мститель». В изданиях, посвященных партизанскому движению на Брянщине, указывается о выпуске в области 14 газет (по состоянию на первую половину 1943 г.); «Фокинский рабочий», «Партизанская правда» и «Народный мститель» описываются как разные издания. В мемуарной литературе иногда трудно определить, о каком именно издании шла речь, когда упоминалась «Партизанская правда», — о клетнянском или орловском. Необходимо отметить, что название газеты «Народный мститель», отражавшее дух времени и характер публикаций, давалось многим газетам, и почти все они выходили без указания места печати, в партизанских типографиях. Под названием «Народный мститель» выходила газета 2-й партизанской бригады Ленинградской области, газеты в Октябрьском, Житковичском, Ивенецком, Каменецком районах Белоруссии, в отрядах под Киевом, в Слуцке, в Новгородской области — всего более 15 изданий.
Под своим первым названием — «Фокинский рабочий» — газета издавалась типографским способом, выходила ежедневно, размером в одну восьмую централь ной газеты, печаталась на двух полосах. Редактором был Е.А. Кустов. Полного комплекта выпусков газеты нет ни в одном хранилище. Большая часть номеров хранится в архивах Брянской и Смоленской областей. Более 24 номеров не найдены, в том числе первый номер, № 4 (2 февраля), №№ 8, 9,13, 14, 15, 21 (все без даты), № 39 (без даты) за апрель, № 77 (без даты, вероятно, 21 мая 1942 г.) Последний номер газеты под названием «фокинский рабочий» вышел 22 мая 1942 года (№ 78). Остальные майские и июньские номера не найдены.
14 февраля 1942 года партизаны заняли город Дятьково. Несколько раньше Бытышский отряд выгнал немцев из своего поселка, и вскоре весь Дятьковский район был освобожден от захватчиков. Название газеты «Фокинский рабочий» подчеркивало возвращение района к нормальной жизни. Печатали газету на типографском оборудовании, которое партизаны перед оккупацией закопали в землю. 6 июля 1942 года вражеские войска, после многодневных бомбежек Дятьково, силами двух дивизий с танками и артиллерией начали наступление на партизанский район. Сотрудники редакции и типографии отступали, увозили с собой типографское оборудование, но печатная машина осталась в городе. Выпуск «Фокинского рабочего» был прекращен. Как вспоминал заместитель редактора П.А. Лучин, работники сдали редакционный радиоприемник, по сообщениям которого готовили передовые статьи, и ушли в партизанский отряд. Вскоре, 7 июня 1942 года редактор Ефим Арсентьевич Кустов начал выпуск газеты под новым названием — «Партизанская правда».
«Партизанская правда» — орган Дятьковского РК ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, издавалась с июня по август 1942 года в лесных кварталах Дятьковского района. Она продолжила нумерацию газеты «Фокинский рабочий», изготавливалась и типографским способом, и машинописным. Номера с 111 по 123 — машинописные. Формат газеты менялся от размера листа школьной тетради до увеличенного вдвое. Тираж составлял 100—150 экземпляров. Выходила газета ежедневно и реже. Издано около 65 номеров. Несколько номеров вышло на березовой коре — № 139 от 11 августа и № 147 от 19 августа 1942 года. Об этом сохранились сведения в материалах научной конференции и в библиографическом указателе, тогда как о выпуске на березовой коре газеты «Народный мститель» упоминаний не было (в кн.: «Шли на битву партизаны». Сб. материалов научной конференции о всенародной борьбе в тылу врага на оккупированной территории Брянщины в период Великой Отечественной войны 1941—1943гг. — Брянск, 1972, с. 131—159; Литература о Брянской области. Библиографический указатель. — Брянск, 1970, с. 144—146). Далеко не все номера газеты уцелели. Большая часть хранилась в Брянском партийном архиве (ныне Государственный архив Брянской области), в краеведческих музеях Брянской, Смоленской, Орловской областей. На первой странице печатали сводки Информбюро, на второй — местные материалы. Первые номера «Партизанской правды» печатались на машинке, но лента изнашивалась, заканчивался запас копировальной бумаги, в результате текст становился неразборчивым. Печатникам приходилось менять места стоянок, сутками сидеть в засадах, вести бои. Типографские шрифты, наборные кассы пришлось закопать в лесу. В начале июля в типографии появился старый тискальный станок, он был покрыт ржавчиной, но наборщики Кирюшин и Новиков смогли его восстановить. На партизанскую базу доставили и другое оборудование, завезли бумагу. В середине июля 1942 года был отпечатан типографский номер «Партизанской правды».
В конце августа 1942 года в отряде кончились запасы бумаги. Разведчики приносили в редакцию по 10—15 школьных тетрадей, но это не решало проблемы. Тираж резко падал. В этот период гитлеровцы нанесли редакции тяжелый удар. В начале августа бывший работник типографии Игнатов был направлен в Дятьково, чтобы откопать спрятанную бумагу и переправить ее в подпольную типографию. Он оказался предателем, сообщил врагам о месте нахождения редакции. На рассвете 2 сентября партийный лагерь, где была редакция, был окружен. Кустов с товарищами приняли неравный бой и погибли. Из огненного кольца чудом удалось спастись наборщикам Кирюшину и Новикову. Издание «Партизанской правды» прекратилось.
С декабря 1942 по сентябрь 1943 года в лесных кварталах Дятысовского района газета продолжила издание под названием «Народный мститель». Газета — орган Дятысовского окружкома и райкома ВКП(б). Редактором был А.З. Окороков (в мемуарной литературе указывался и П.А. Лучин). Газета печаталась типографским способом, формат изменялся от 1/16 до 1/8 размера центральной газеты, тираж колебался от 150 до 200 экземпляров. Выпущено около 36 номеров. С 21 декабря (№ 155) 1942 года по январь 1943 года газета выходила ежедневно. Выпуски, изданные с 24 января по 25 февраля 1943 года (№№ 183—205), не найдены, как и апрельские №№ 218—221 (после 7 апреля по 27 апреля). Перерывы в издании были с 20 мая до 24 июня 1943 года, с 21 июля 1943 года до начала августа, в августе вышло лишь пять номеров: 1 августа — № 72 (237), 10 августа — № 73 (237), 15 августа — № 74 (237), 20 августа — № 75(237), 25 августа — № 76 (239). Последний номер вышел 1 сентября 1943 года (№ 77 (240). В картотеке подпольных и партизанских газет на Брянщине в годы Великой Отечественной войны, составленной М.Ф. Шапкиным, сведений о выпуске «Народного мстителя» на таком особом материале, как береста, не содержится, но указываются места хранения уцелевших экземпляров (см.: Литература о Брянской области. Библиогр. указатель. — Брянск, 1970, с. 138—179).
Осенью 1942 года в Дятьковских лесах действовало более 20 партизанских отрядов, объединенных в три бригады. Боевой деятельностью партизан руководил Дятьковский окружком партии, его возглавлял Сергей Гаврилович Туркин, он и предложил П.А. Лучину начать издание «Народного мстителя». В отряд на самолете доставили походную типографию: печатный станок, наборную кассу со шрифтом, запас краски и бумагу. Наборщики Кирюшин и Новиков быстро освоили новую технику, могли осуществлять набор в любых условиях. На подготовку требовалось не более 20 минут, на свертывание типографии — 2—3 минуты. В походах Кирюшин нес типографскую кассу со шрифтом, Новиков — печатный станок, краску и бумагу, Лучин — радиоприемник с комплектом питания и материалы редакции. 21 декабря был издан первый номер газеты, ему присвоили 155-й порядковый номер. Таким образом, «Народный мститель» стал преемником «Фокинского рабочего» и «Партизанской правды». Заголовок вырезали из дерева, позднее из обкома партии прислали заголовок, изготовленный способом цинкографии. Формат газеты иногда увеличивали, по праздникам выпускали четырехполосную газету большого формата. К набору приступали с рассветом, когда в редакцию приходили связные. Они приносили бумагу и просили «добавки». Печатники старались тиснуть на 100 экземпляров больше, особенно когда газета сообщала радостные вести о победах Советской Армии и партизан.
Прочитав газету во всех взводах, политруки отдавали ее разведчикам для отправки в Жуковский, Дубровский, Рогненский, Людиновский и другие районы. Немцы пытались найти подпольную типографию. В пунктах, где появлялась газета, производились облавы, обыски, допросы населения. За сотрудничество с партизанами гитлеровцы сжигали целые деревни, подвергали людей невероятно тяжелым пыткам. Они не раз заявляли, что уничтожили всех партизан, но газета «Народный мститель» вновь распространялась, появлялась, как и листовки, на стенах домов, заборах, на бортах машин. В конце июля 1943 года «Народный мститель» выпускал оперативный «Бюллетень», содержавший сводки Совинформбюро и материалы ТАСС о положении за рубежом. Изменился внешний вид газеты, в ней стало помещаться больше иллюстраций, появились карикатуры. Большой интерес вызывала карикатура, на которой была изображена Орловско-Курская дуга: конец дуги, распрямляясь, бьет по зубам ошалевшего от страха Гитлера. Этот рисунок и клише изготовил партизан Скрыпник. С середины сентября Дятьковский район был полностью освобожден от немцев. За время войны редакция «Народного мстителя» выпустила 253 номера газеты, около 40 номеров «Бюллетеня», около 30 листовок общим тиражом 50— 60 тысяч экземпляров.
Берестяная газета поступила в фонд Музея книги в конце 80-х годов XX века. О том, что столь необычное, раритетное издание, пережившее военные годы, сохранилось в личном архиве печатника, узнали случайно, из телесюжета. В те годы была популярна телевизионная передача «От всей души». В одном из ее выпусков рассказывалось об участниках партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, и житель города Дятьково упомянул об уцелевшем номере газеты, напечатанной на березовой коре. Без сомнения, место такой газете — в музее. И начались поиски. Удалось установить имя печатника — Кирюшин Петр Федорович. Вскоре, узнав адрес, я ему написала. Каково же было удивление, когда в музей пришел скромный человек, сказал, что его фамилия Кирюшин и что он привез в дар Музею книги свою реликвию — берестяную газету. Газета была бережно вмонтирована в изготовленный владельцем футляр из двух прозрачных пластмассовых пластин.
Газета невелика по размеру. На первой полосе статья «За действенную, эффективную помощь Красной Армии». Под рубрикой «На фронтах Отечественной войны» напечатан обзор военных действий с 15 по 20 августа 1943 года: на Брянском направлении советскими войсками освобождено свыше 20 населенных пунктов. Под рубрикой «Сильные удары по тылам врага» помещена информация, например, «Взорвали мост». Авторы подписывались инициалами: «Партизан П.». Типичный номер партизанской газеты печатал сводки с фронтов, рассказы очевидцев о зверствах оккупантов на захваченных территориях, отчеты о диверсионной работе в тылу, информационные материалы, принятые по радио из центра, — радиоприемников у местного населения практически не было.
В истории отечественной журналистики описаны примеры, когда в партизанских типографиях при нехватке краски использовали для печати черничный сок. Нехватку бумаги восполняли общими усилиями местных жителей — те срывали со стен своих домов обои и передавали для печати. Использовали и накрахмаленную холстину, склеенные листы школьных тетрадей, оберточную бумагу, бланки и, наконец, березовую кору. Использовать бересту в отряде предложил П.Ф. Кирюшин.
Весной 1943 года после тяжелых ожесточенных боев враг оттянул от фронта большие силы на уничтоже ние партизан. В партизанской типографии кончилась бумага, самолеты с Большой земли не могли ее доставлять. «Газета была в тот момент нужна как воздух, — вспоминал Петр Федорович. — Я понимал, какая сила заложена в печатном слове, но выпустить газету не мог. И вот вышел из землянки, закурил и задумался, что же предпринять? А вокруг стоят и белеют березы, чистенькие такие. Подошел я к первой из них, посмотрелна нежную белую, как бумага первый сорт, кору, и вдруг меня осенило — не попробовать ли? Осторожно сделал надрез, и молодая кора хорошо сошла. Я прибежал с ней, свеженькой, в землянку, примерил к ранее сверстанному набору, положил на печатный станок и тиснул. Вышло отлично!» Конечно, выпускал газету целый коллектив. Первым редактором был Е.А. Кустов, погиб в 1942 году, секретарем — П.А. Лучин, в лесной типографии работали наборщик-печатник И.С. Новиков, радиотехник В.С. Пискунович и старший по типографии, наборщик, метранпаж и печатник П.Ф. Кирюшин.
Высокая печать с литерного набора позволяла получить очень четкий оттиск. Тираж газеты на бересте был небольшой — до 50 экземпляров. Распространяли газету по партизанским отрядам разведчики В. Сизнев, Т. Панков, Т. Лукашева и другие. Газета поступала в пять оккупированных немцами районов.
Один из первых номеров «Народного мстителя», напечатанных на березовой коре, переправили в Москву и показали Сталину. Иосиф Виссарионович сказал: «Это хорошо, что нашли выход из положения и не сорвали выход партизанской газеты, но враг может подумать, будто у нас нет бумаги». Бумагу прислали.
В романе-эссе «Память» Владимир Чивилихин, рассказывая о памятниках истории и культуры, описывает имевшийся у него уникальный экземпляр берестяной газеты. Считалось, что этот выпуск партизанской газеты, переданный писателем в ГИМ, — единственный сохранившийся экземпляр из всего тиража. Сравниваю издания: даты совпадают, газета вышла 20 августа 1943 года. Речь шла об одном и том же выпуске газеты! Вот строки из романа: «В лесу выходила газета «Народный мститель». Один из ее номеров за 20 августа 1943 года лежит под стеклом моего письменного стола». Далее В. Чивилихин приводит свой телефонный разговор с директором Государственного Исторического музея, в фонды которого собирался передать партизанскую газету: «...когда я, получив ее, позвонил директору Государственного Исторического музея Левыкину, он помолчал и произнес с заметным волнением в голосе:
— Что-то не верится.
— Да нет, Константин Григорьевич, вот она передо мной, и я вам ее, конечно, передам.
— Будем очень благодарны. И немедленно в основную экспозицию. А знаете, я ведь освобождал те места и был там ранен... Только, пожалуйста, сберегите эту драгоценность!
И я снова почувствовал, что Левыкин волнуется. Еще бы! Сохранились, наверное, тысячи экземпляров партизанских газет времен второй, Отечественной войны, но такой нет даже в главном Историческом музее страны, сохранившем миллионы бесценных экспонатов... Дело в том, дорогой читатель, что этот экземпляр «Народного мстителя» был напечатан на бересте!»
Теперь берестяную газету можно увидеть и в Музее книги РГБ. Она отражает прекрасные человеческие черты: непобедимую веру в победу, бесстрашие и жизнелюбие людей, ее издававших и сохранивших.
Ольга ШКАБЕЛЬНИКОВА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 1-2 (73) январь-февраль 2010 стр. 130