В Зарубежных Музейных собраниях хранится изрядное количество произведений крупных европейских мастеров, в той или иной степени связанные с Россией и традиционно относимые отечественными исследователями к разделу Rossic`и. К сожалению, эти работы зачастую экспонируются и публикуются с неполными, неточными или фантастическими атрибуциями.
Яркий пример подобной ситуации можно наблюдать в Музее Бринера и Керна в швейцарском городке Винтертур, близ Цюриха. В 1998 году он получил в дар от доктора Эмиля С.Керна (Kern) коллекцию, состоящую из более чем 600 портретных миниатюр. В это собрание вошло и большое количество работ миниатюристов, творивших по русским заказам: Доменико Босси, Ивана Винберга, Жана-Батиста Изабе, Александра Молинари, Петера Эдуарда Строли и других.
Среди прочего в музее хранится подписная миниатюра известного французского миниатюриста Ансельма (Антельма) Франсуа Лагрене (Lagrenee) (1774—1832), I сына известного живописца Л.Ж.Ф.Лагрене и ученика парижского миниатюриста Ф.А.Венсана. В 1817—1825 годах Ансельм Лагрене жил в России, где исполнил много портретов представителей высшей российской арис тократии. Его творчество представлено сегодня в Эрмитаже, Третьяковской галерее и Русском музее. Миниатюра из собрания Керна была атрибутирована как пор трет прусского офицера с орденом Красного орла и Мальтийским крестом. В действительности, совершенно очевидно, что на портрете изображен русский кавалер гард, а за прусский орден Красного орла, по всей видимости, был принят российский орден св. Александра Невского. Кавалергард запечатлен в вицмундире со штаб-офицерскими эполетами и знаками отличия флигель-адъютанта. На шее у него — орден св. Анны II степени и Константиновский орден св. Георгия Королевства обеих Сицилий, на груди — ордена св. Александра Невского, св. Иоанна Иерусалимского и св. Владимира IV степени с бантом, серебряная и бронзовая медали «В память Отечественной войны 1812 года» и Кульмский крест. Столь характерный набор наград в сочетании с кавалергардским мундиром и флигель-адъютантской должностью позволяет не сомневаться, что перед нами может быть только один человек — граф Степан Федорович Апраксин (1792—1862).
Он принадлежал к старинному дворянскому роду, его отец — бригадир граф Ф.М.Апраксин, мать — урожденная Безобразова. В 12 лет С.Ф.Апраксин поступил на службу, юнкером в кавалергарды. К 1810 году он уже был поручиком. Во время Отечественной войны 1812 года граф находился «в конвое при главной квартире Его Императорского Величества». Кампанию 1813 — 1814 годов Апраксин проделал с полком: за Кульмское сражение был награжден орденом св. Владимира IV степени с бантом, а за Фершампенуаз — орденом св. Анны II степени. В 1819 году он был пожалован флигель-адъютантом, а 6 августа 1824 уже в чине полковника назначен командиром Кавалергардского полка.
В знаменитый день 14 декабря 1825 года граф Апраксин проявил себя сторонником законной власти, уговорил свой полк присягнуть новому императору, а затем отдал своим солдатам приказ атаковать восставших. Естественно, Николай I не забыл этот поступок: уже 15 декабря Степан Федорович был произведен в генерал-майоры, а в 1830 году назначен генерал-адъютантом (кстати, граф был и постоянным партнером императора по карточной игре). Под его командованием кавалергарды приняли участие и в подавлении польского восстания 1830—1831 годов. В 1833 году Апраксина на значили командующим Гвардейской кирасирской дивизией, а затем произвели в генерал-лейтенанты. 9 мая 1844 года, в чине генерала от кавалерии, граф был назначен состоять при императрице Александре Федоровне, шефе Кавалергардского полка, и пребывал в этой должности до ее кончины в 1860 году. В 1853 году граф Апраксин был назначен членом Комитета о раненых, в 1862 стал его председателем. 30 ноября 1860 года ему пожалован был орден св. Андрея Первозванного.
Портрет кисти Лагрене может быть датирован временем между 1819 годом (когда граф Апраксин получил флигель-адъютантский аксельбант) и 15 декабря 1825 года (когда он был произведен в генерал-майоры), что совпадает со временем пребывания художника в России.
Интересно, что в одном из московских частных собраний хранится копия, сделанная с апраксинского портрета Лагрене Софьей Мартыновой (картон, акварель, гуашь; 5,6x4,5 см, овал), до недавнего времени тоже считавшаяся портретом неизвестного. На мартыновской копии граф Апраксин изображен уже с эполетами генерал-майора (введены в 1827 году), но без генераладъютантского аксельбанта (то есть — до 1830 года).
Известно и несколько других портретов графа С.Апраксина работы анонимных художников, опубликованных в 4-м томе «Сборника биографий кавалергардов», вышедшего под редакцией С.А.Панчулидзева. Акварельный портрет графа кисти П.Ф.Соколова находится в итальянском частном собрании. Все эти изображения имеют несомненное физиогномическое сходство с портретами Лагрене и Мартыновой, что еще раз подтверждает верность нашей версии.
Таким образом, в швейцарском музее было найдено забытое изображение одного из значительных лиц периода царствования Николая I.
Сергей ПОДСТАНИЫКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 7-8 (49) июль-август 2007 стр. 40