Почти у каждого коллекционера со стажем среди собранных сокровищ найдется один или несколько старинных бытовик предметов, назначение которых для современного обывателя является «великой» тайной. Именно с этих загадочных вещей он часто и начинает показ коллекционного материала в надежде хоть от кого-то узнать, что же это такое. Таких предметов не так уж и много, и, как правило, это весьма интересные, а иногда совершенно неожиданные по своему функциональному назначению находки.
Некоторые из них кажутся курьезными и невольно вызывают улыбку, другие удивляют до восхищения простыми, но гениальными техническими решениями. В собранной мною коллекции таких предметов более двадцати, расскажу о некоторых из них.
В быту наших соотечественников в XVII — середине XX века широко использовалось такое любопытное устройство, как мухоловка — стеклянная емкость специальной конструкции для ловли мух. В старину для этих же целей использовали банку с квасом или пивом, прикрытую сверху продырявленным ломтем хлеба, а также бумажные хлопушки с приманкой и специальные сачки на обруче с черенком. «Оказалось, что эти колпаки просто мухоловки», — объяснил Д.Н.Мамин-Сибиряк в «Сказке о том, как жила-была последняя Муха» (1896 г.). Принцип работы этого сосуда-ловушки понятен из иллюстрации 1. На небольшой плоской тарелке, где были — варенье, мед, сахар или другие сладости, разведенные водой, устанавливали мухоловку. Мухи, отведав лакомства, взлетали вверх и попадали внутрь стеклянного колпака, откуда уже не могли выбраться — там и погибали. Чтобы извлечь их из мухоловки, достаточно было открыть пробку и перевернуть сосуд. В книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» 14.Е. Забелин пишет: «В мастерскую палату отпущено 20 мухоловокъ да 5 судеекъ четвертныхъ зеленого стекла» (1677 г.). Изготавливались они на Николо-Бахметьевском заводе князя А.Д. Оболенского (село Никольское-Пестрово Пензенской губернии), Дятьковской хрустальной фабрике АО Мальцовских заводов (село Дятьково Брянского уезда Орловской губернии), на других стекольных заводах России.
Особое восхищение моих друзей и знакомых вызывают миниатюрные ложечки из металла и кости — копоушки. Это древнейшие средства личной гигиены, предназначенные для чистки ушей от серы (илл. 2). Сей предмет имеет и другие однокоренные названия, синонимический ряд которых с присущей ему добросовестностью приводит в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль: «...уховертка, ухочистка, ушекопка, ушник, вертоушка, чистоушка, копалка, лопаточка, ложечка для ушной серки». В моей коллекции их более 40. Мы не располагаем точными данными о первых копоушках, но у этого предмета солидный возраст (несколько тысячелетий), как и у других вещиц, имеющих самое прямое отношение к личной гигиене, использовавшихся человеком в далекой древности, — ножниц, ногтечисток, пинцетов, зеркал и тд. Несмотря на небольшие размеры и простоту конструкции, некоторые копоушки представляют собой высокохудожественные изделия мелкой пластики, что позволяло владельцам использовать их в качестве украшений, а нам, в свою очередь, позволяет отнести их к категории ювелирных изделий. На рукоятях этих незатейливых вещей мы видим зооморфные, антропоморфные и другие интересные изображения. Среди зооморфных наиболее часто встречается «петушок» (илл 2 а), и это не случайно. Он указывает на функциональное предназначение предмета (по ассоциативной цепочке: петух — пение — слух). То же самое можно сказать и о рукояти в виде музыканта (в нашем примере — играющем на флейте).
В Древней Руси копоушки носили как подвески в ожерельях, использовали как нагрудные украшения или подвешивали к поясу как деталь ременного набора. В гигиенических и декоративных целях некоторые копоушки золотили, серебрили или лудили. Уховертки из драгоценных металлов были известны на Руси в средние века — тогда они были обязательной частью туалетных принадлежностей состоятельных людей. Историк М.Г. Волховский, описывая быт русских царей XVI—XVII столетий, писал: «В постельной или спальной комнате... были другие принадлежности убора: бритва, ножницы, зубочистка, уховертка и др. Сохранялись они в «готовальнях», «связках» или особых ящиках». В фондах Музеев Московского Кремля есть четыре серебряные копоушки XVIII века, входящие в состав несессеров.
Весьма длительным и мучительным делом когда-то было как надевание, так и снятие сапог, голенища которых шились столь узкими, что между ногой и сапогом нельзя было просунуть даже палец. Поэтому надевали их с помощью специальной пары Металлических крючков с небольшими рукоятями, которые вдевали в «ушки» сапога, находившиеся внутри голенища, и за рукояти натягивали эту обувку (илл. 3). Внутрь сапог предварительно насыпали тальк или канифоль. Для удобства, чтобы крючки можно было носить с собой, их иногда изготавливали складными.
В армии и на флоте, чтобы снять сапоги, использовали специальное приспособление в виде дощечки с вырезом под каблук (илл. 3 а). С его помощью нога выходила из головки сапога, но застревала в подъеме голенища. Затем денщик, основной помощник в этом деле, повернувшись спиной к офицеру, начинал тянуть сапог, при этом офицер другой ногой упирался в спину денщика — так общими усилиями сапог, наконец, снимали.
Прямое отношение к обуви имел и галошный «жук» — приспособление, которое помогало снимать галоши. Изготавливалось оно из чугуна в виде жука или большого рака с длинными усами. Задняя часть галоши вставлялась между усов (клещей) и легко снималась (илл. 4). При этом самого «жука» придерживали другой ногой, поставленной ему на спину.
О галошах хочется рассказать подробнее. Эта непромокаемая верхняя обувь на сапоги, валенки, туфли и т.п. вошла в обиход в России в начале XIX века. Сначала они были кожаными, затем, во второй половине XIX века — резиновыми. Молодые люди, вернее щеголи любого возраста, предпочитали обходиться без галош, в крайнем случае носили кожаные. Офицерам в первой половине века вообще запрещалось носить галоши, во второй половине XIX века — только в строю. У офицеров галоши были кожаные, с медными задниками под шпоры. У сельского и городского простого населения галоши, особенно лакированные резиновые, считались признаком зажиточности и «культурности», их надевали в праздник, даже если в этом не было нужды: человек мог идти в церковь соседнего села по грязи босиком, но, входя в село, надевал сапоги с галошами.
В XIX веке весьма популярным и востребованным стал рожок для вскармливания младенца молоком, или кормилка (маслиничка, соска, сосулька) — сосуд в виде рожка или бутылочки конической формы, изготовленный из обработанного коровьего рога, металла, глины или стекла, с привязанным к нему высушенным соском от коровьего вымени или надетой соской (илл. 5 а). Богатые могли себе позволить заказать рожок из серебра, нередко с позолотой, эмалью или чернью, украшенный изображениями ангела-хранителя, Богоматери, Креста Господня и надписью: «Бог питаетъ и милуетъ младенцев свом. Иногда рожок подвешивался над колыбелью «от сглаза». Кормили из рожка обычно до 1,5 лет.
Еще один из таких любопытных предметов — щуп желобчатый. Это острый железный прут с желобком в передней части и небольшой фигурной рукоятью сзади. При помощи такого нехитрого и простого приспособления в старину брали пробу («на пыток») зерна, муки, сахара и других сыпучих продуктов, упакованных в мешки и кули, без их вскрытия. Протыкая мешковину заполненного зерном мешка, щуп-совок лишь раздвигал крупные нити мешковины, не повреждая саму ткань (илл. 6). Использовали его при покупке продовольствия на рынках и ярмарках, продовольственных складах, а также при досмотре грузов полицией и таможней. Кстати, в Москве до сих пор есть улица Щипок (известна с XVIII века), получившая такое название по урочищу Щупок. Вблизи Зацепного вала (за таможенной цепью) стояла изба кормчего сторожа, который длинным железным прутом-щупом проверял въезжавшие в город возы с сеном и соломой, дабы не пропустить товары, подлежавшие обложению пошлиной.
Следующий предмет уверенно можно отнести к раритетам, добавив при этом, что, конечно же, им пользовались люди обеспеченные и интеллигентные. Все мы не раз ели яйцо всмятку (в мешочек). Поставив его на подставку или на специальную рюмку, мы сначала очищаем от скорлупы его макушку, а затем чайной ложкой начинаем осторожно ее срезать. В этот момент на подставку зачастую проливается яичная жидкость. Чтобы этого избежать, наши предки пользовались специальными ножницами для срезания макушек яиц. Выполнены они из хромированной и позолоченной стали с рукоятью в виде петушка (илл. 7), что, судя по всему, должно было напоминать о назначении сего предмета.
Симпатичный страз, служащий петушку глазом, придает вещи особый изыск. Надо заметить, что такие ножницы были нескольких размеров — под различные яйца: гусиные, куриные, перепелиные и др.
Инструмент для колки пищевого льда представляет собой цилиндрический стальной стержень с одним заостренным концом. На другом конце стержня — рукоять. При нанесении ударов острием этого инструмента по льду брызги и осколки не разлетались во все стороны, во всяком случае, их было немного (илл. 8).
Не оставляют равнодушным ни одного любителя «изящных вещиц» и щипцы для поддержания длинного дамского платья или его шлейфа (удлиненного конца платья) при ходьбе (илл. 9). Дама могла сама этими щипцами удерживать платье или его шлейф, но могла и доверить это своим пажам — «мальчикам хорошего рода», служившим почетной прислугой у знатных особ. Кстати, самый большой шлейф в России был на коронационном туалете Екатерины II — его длина составляла около 70 м, ширина — 7 м, несли его 50 пажей.
Из предметов женского рукоделия интересна швейка — приспособление для ручной работы в виде металлической птички с клювом-прищепкой или коробочки с подушечкой, которые прикручивались к столу маленькой струбциной. Птичка с клювом использовалась портнихой в качестве «третьей» руки — для зажима сшиваемых кусков ткани или вышивки (илл. 106), а коробочка с подушечкой — для иголок. В деревнях чаще пользовались деревянной швейкой (илл. 10 а). Она крепилась на невысоком деревянном резном столбике, вставленном в длинную деревянную дощечку — донце, на которую садилась швея.
Сегодня благодаря усилиям пытливых собирателей и коллекционеров возвращаются из небытия многие незаслуженно забытые предметы быта. С их помощью мы восстанавливаем связь времен, без которой наша история будет неполной. За достаточно долгий срок своего существования вещи-загадки стали символами материальной культуры уходящих эпох, превратившись в редкие музейные экспонаты и предметы коллекционирования.
Сергей НЕЛЮБОВ
P.S.
Названия некоторых из представленных предметов-головоломок затерялись во времени и неизвестны автору. Буду признателен читателям журнала за любые дополнения и поправки к моему рассказу.
Электронный адрес для контактов:
ns_kaluga@rambler.ru, телефон: 8-910-911-48-48.
Автор выражает искреннюю признательность тем, кто помог приобрести эти необычные экспонаты и предоставил интересные сведения о них: Владимиру Бабаеву, Елене Безуглой, Михаилу Бычкову, Раисе Головачевой, Татьяне Городничей, Александру Днепровскому-Орбелиани, Анатолию Калинину, Виктору Козьмину, Владимиру Куденкову, Виктору Петракову, Вячеславу Рощупкину, Владимиру Ткаченко, Николаю Фетисову, Геннадию Шевченко, Сергею Щербакову, а также художнику Александру Гуслякову и фотографам Александру Гладышеву и Леониду Чиркову.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 39 (июль-август 2006), стр.40