История этой картины началась для Меня 35 лет назад, когда я решил создать в своей квартире старинный интерьер. Во-первых это было необычно, а потому престижно, и во-вторые я уходил от стандартные Модерновые интерьеров, существовавшие почти во всех советские семьях.
Должен вам сказать, что пример старинного русского интерьера был у ближайших друзей нашего дома — театральных художников Валентины Федоровны Кривошеиной и Евгения Кондратьевича Коваленко, работавших еще в Камерном театре с А.Я.Таировым и Алисой Коонен. Мой отец учился и дружил с ними еще в Художественном институте, и дружба эта сохранилась на всю жизнь. В дальнейшем я тоже подружился с Валентиной Федоровной и смело могу назвать ее моей крестной — это во многом благодаря именно ей я стал коллекционером антиквариата. В моем собрании есть эскиз костюма Эммы Бовари для спектакля «Мадам Бовари» Флобера, со зданный В.Ф.Кривошеиной для Алисы Коонен в 1939 году и преподнесенный мне автором с дарственной надписью: «Юре Журавицкому с очень нежной любовью в день рождения, 1981 год.». Но это уже тема для другой статьи...
Я начал активно изучать литературу по искусству и покупать русскую ампирную мебель. И вот как-то зашла к нам в гости соседка, жившая этажом ниже. Увидев мои приобретения, она вспомнила, что у нее в кладовке лежит какая-то старинная картина, которую и предложила мне посмотреть. Картину эту вместе с теннисной ракеткой подарил ей некий юноша, ухаживавший за ней. Когда картину извлекли из кладовки, я увидел профессионально написанное полотно, на котором была изображена молодая женщина с гранатом в вытянутой руке и три младенца на фоне пейзажа. На оборотной стороне от руки было написано: «M.Franceschini» и «Kreizermuseum». Мы быстро договорились о цене, и я, счастливый, унес покупку к себе. Вече ром к нам в гости пришла Валентина Федоровна, и я решил похвастаться своим приобретением. Гостья моментально определила, что картина принадлежит кисти Маркантонио Франческини из Крайцермузея (видимо, где-то в АвстроВенгрии). Фамилия этого художника была мне знакома, так как я с детства собирал открытки с репродукциями живо писных полотен и в моей коллекции была открытка с репродукцией его картины из Ленинградского Эрмитажа. Я знал о нем только, что это итальянский художник Болонской школы XVII века. Интересно, что раньше авторство этой эрмитажной картины приписывали знаменитому итальянскому художнику Гвидо Рени, но позже экспертысошлись во мнении, что полотно принадлежит кисти Map кантонио Франческини. Картины этих двух художниковчасто путали. Забегая вперед, расскажу о том, что произошло у меня в доме гораздо позже. Мой друг, проживающий в Германии, как-то приехал в Москву вместе с очень извест ным немецким экспертом искусства и аукционатором. Когда они пришли в гости, я решил проверить специалиста на профпригодность, для чего попросил его определить автора нашей картины. Он долго смотрел на нее, боясь оплошать, и... назвал имя Гвидо Рени. Я был в восторге!
Приобретенная мной картина, реставрированная еще в музее, была в очень хорошем состоянии, несмотря на то, I что долгое время пролежала в кладовке. Так началась ее новая жизнь. Однажды в антикварном магазине на Арбате я рылся в большой папке «Шедевры мировой живописи», в которой были гравюры, сделанные со всемирно известных картин в XIX веке. Можете представить мое изумление, когда, перелистывая страницу, я увидел гравюру, сделанную с моей картины. Под гравюрой значились автор картины — Маркантонио Франческини и ее название — «Charity» (Carita — по-итальянски). Для меня это была еще одна победа: я уже знал название картины. Конечно, я не преминул похвастаться своей находкой перед своим другом, известным московским «бумажником» (антикварным дилером, занимающимся раритетами на бумаге) Сашей Беловым. Осмотрев находку, Саша резонно заметил: «Находит тот, кто ищет; кто не ищет — тот не находит». Эта крылатая фраза стала моим девизом на всю жизнь.
Дальнейшие события развивались стремительно. Попав в 1991 году в Нью-Йорк, я стал завсегдатаем городских библиотек по искусству, собрал обширное досье на картину М.Франческини «Милосердие». После Москвы я был потрясен обилием материалов и их доступностью в ньюйоркских библиотеках. Мне казалось, что я попал в страну чудес. Тогда же, узнав, что главный в мире специалист по творчеству М.Франческини — доктор профессор Дуайт СМиллер, проживающий на западном побережье Америки, я послал ему широкоформатный, профессионально сделанный слайд «трансперенси» с изображением моей картины и попросил его высказать свое мнение о ней. Видимо, слайд произвел на эксперта сильное впечатление, потому что ответ от Миллера пришел довольно быстро. В письме было сказано: «Уважаемый Мистер Журавицкий, Ваша картина является вариантом картины Франческини из коллекции Художественно-исторического музея в Вене с отличиями в пейзаже и добавлениями драпировок на младенце слева... С уважением, Дуайт С.Миллер».
Из собранных в библиотеках материалов я узнал, что Маркантонио Франческини (1648—1729) — известный итальянский художник Болонской школы периода барокко, был учеником Карло Синьяни (Carlo Signani), с которым расписывал фрески Дворца Джардино в Парме (1678—1681). Франческини декорировал также Дворцы Рануцци (1689) и Марескетти Брацетти (1682) в Болонье.
Долгое время он писал полотна на религиозную и мифологическую темы для различных заказчиков из Европы. Среди его наиболее известных шедевров можно назвать серию фресок из церкви Corpus Demini в Болонье (1688— 1694) и San Bartolomeo (1690), а также Sala d'Onore и во дворце Ducal в Модене. Он расписывал алтарь в Duomo di Finale и полотна в San Carlo и в церкви с таким же названием в Модене.
В 1692—1700 годах он написал 26 полотен на мифологические сюжеты для князя Лихтейнштайнского в Вене. Расписывал дворцы Spinola и Pallavicini Podesta (1715) в Женеве. Его произведения с изображениями четырех сезонов (1716) недавно найдены в Пинакотеке в Болонье, а в Пинакотеке B.P.E.R. находятся две его картины «История Речель».
Все картины ему помогал писать его младший коллега, тоже известный художник, Донато Крети (Donato Creti), чей стиль часто классифицировали как смесь барокко и рококо, но многие считали, что его традиции барокко восходят корнями к неоклассическому влиянию французских художников.
Как уже было сказано, большинство своих картин Франческини писал по заказам князя Лихтенштайнского Джоанна Адама Андреаса (1657—1712). Из переписки Франческини с князем (письма, датированные 22 июля, 5 августа, 21 декабря 1693 года, 17 февраля, 20 марта 1694 года в Лихтенштайнской корреспонденции) стало известно, что интересующая нас картина была им написана по собственной инициативе в малом формате в 1693 году. Как видно из регистрации его работ, отмеченных в библиотеке Лихтенштайна, художник получил за нее от князя золотую медаль весом 6 унций. Сегодня уже невозможно выяснить, где находится эта картина, поэтому могу предположить, что у меня — именно первый вариант «Charity».
Картина князю понравилась и он заказал художнику еще одну, с тем же названием, но большего размера — 157x222 см. Франческини, внеся некоторые изменения, написал ее в 1694 году, и сегодня она находится в Художественно-историческом музее в Вене.
Оказавшись в Италии в первый раз, я, конечно, сразу же отправился в Болонью, где в местном музее увидел серию прекрасных произведений Франческини и был счастлив, что у меня тоже есть одно из его творений.
А дальше события развивались так.
Два года тому назад я зашел в Сотбис и взял небольшой каталог дилерского аукциона, название которого можно перевести как «Лучшие находки года». В него были включены примерно 20—30 лучших картин года, предлагаемых к продаже на аукционе Сотбис, в том числе и картина М.Франческини, написанная на мифологический сюжет. В аннотации к ней в качестве источника информации о художнике и его произведении была указана монография: «Маркантонио Франческини» Дуайта СМиллера, Артема, 2001, Италия. Заказав по Интернету, а затем спустя несколько дней получив эту роскошно изданную монографию, состоящую из 439 станиц текста с иллюстрациями изумительного качества, на странице 275 я нашел фотографию и описание картины «Charity» из собрания Художественно-исторического музея в Вене. И вдруг, о чудо, в конце статьи о ней сообщалось, что вариант картины «Charity» размером 41x48 см находится в коллекции Журавицкого, Форест Хиллс, Нью-Йорк. Оказывается, доктор Дуайт СМиллер не забыл о слайде, который я послал ему много лет назад, и решил, что картина из моего собрания достойна быть упомянутой в монографии о великом итальянском художнике эпохи Барокко.
В заключение приведу примеры наиболее удачных продаж картин Маркантонио Франческини на мировых аукционах искусства. Согласно данным, приведенным на сайте Artprice.com, картина «Христос и Самаритянин» была продана 25 января 2007 года на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за $300 000; «Пасторальная сцена с молодой матерью» была продана 26 января 2006 года на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за $420 ООО; «Материнское Милосердие» было продано 11 июля 2001 года на аукционе Бонамс Найтбридж в Лондоне за 220 000 фунтов стерлингов ($435 600).
Юрий ЖУРАВИЦКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 7-8 (49) июль-август 2007 стр. 30