некоторые подходы к атрибуции поздней меднолитой пластики
В последнее бремя у коллекционеров и любителей старины бодрое интерес к предметам русской меднолитой пластики XVIII—XX веков, которые были широко распространены в старообрядческой среде. То, что раньше считалось второстепенным, ширпотребом и тиражированным искусством, сейчас занимает достойное место в ряду других произведений русского декоративно-прикладного искусства.
Сегодня уже ясно, что в свое время существовали самобытные литейные центры, более четко определены категории (типы) литья (поморское, гуслицко-загарское, погостское), однако до сих пор неизвестно, например, какие отличительные особенности характерны для так называемого «анцифоровского литья», которое в начале XX века стоило в полтора-два раза дороже, чем загарское. Кроме того, мало сведений о владельцах и мастерах-литейщиках «медных заведений» Москвы конца XVIII — начала XX столетия, не говоря уже о поморских (выговских) мастерах. Такая ситуация отчасти обусловлена тем, что на протяжении почти 300 лет производство и бытование старообрядческих меднолитых крестов, икон и створ (складней) были вне закона — указы Петра! от 1722, 1723 годов предписывали: «...резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять ... не держать, ... и оных икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить...». В соответствии с ними меднолитые предметы, кроме крестов-тельников, отбирали, они шли на церковные нужды, то есть в переплавку.
Чтобы понять, с какими трудностями приходится сталкиваться при атрибуции предметов меднолитой пластики, когда нет ни дат, ни имен литейщиков, ни данных о месте производства, можно обратиться к нумизматике: мы не знаем, например, точных тиражей монет Российской империи первой половины XVIII века — а ведь это официальная сфера, жестко контролируемая государством.
Иногда попадаются предметы медного литья (меднолитой пластики), на которых есть даты или монограммы мастеров-литейщиков (несколько чаще — на предметах XIX века), что, конечно же, помогает при атрибуции. Изредка встречаются датированные памятники XVIII века. Но в целом ситуация довольно сложная — четких критериев для атрибуции и последующего применения их в практике немного. Иногда специалисты да и коллекционеры в качестве датирующих признаков, наряду с технологическими, иконографическими и палеографическими, используют такие характеристики, как толщина отливки, цвет патины, характер обработки ушек, наличие в них отверстий и т.д. Поэтому одним из наиболее перспективных подходов к решению этой проблемы представляется построение типологических рядов, основанных на сравнительно большом количестве однотипных предметов, позволяющих, с одной стороны, классифицировать, систематизировать эти предметы по типам и разновидностям, а с другой — проследить изменения модели (или воспроизводимого образца) и создать шкалу относительных датировок.
На примере малых поморских складней XVIII — XIX веков с изображением поясного «Деисуса» предлагается подход к построению типологического ряда по морфологическим признакам.
Композиция с изображением «Деисуса» занимает особое место среди памятников поморского искусства XVIII — XIX веков. Неслучайно на внешней стороне врат Выгорецкого общежительства была трехчастная живописная композиция с изображением «Деисуса». Есть сведения о том, что в часовнях и скитах Выгорецкой обители находились многочисленные и разнообразные по размерам меднолитые складни с изображением Деисуса. Более того, известны имена некоторых мастеров Тагозерского скита, отливавших медные створы: «...м-Едник новгородецъ посадскш челов’екъ Василш Петровъ, сынъ Лобковъ, который льетъ створчатые дванадесятые праздники; тако жъ и малые модные съ финифтью и безъ финифти, в которыхъ изображается образъ Всемилостиваго Спаса и Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи и другихъ святыхъ...». Эти письменные источники свидетельствуют о почитании староверами меднолитых створ с изображением «Деисуса».
Среди старообрядцев-поморцев широкое распространение получили два типа складней «Деисус»:
с изображением Спаса на престоле с предстоящими и избранными святыми на боковых створках, по определению известного исследователя поморской культуры В.Г. Дружинина, названный «Девятка» (по количеству изображенных фигур);
с поясным изображением Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи.
Среди предметов малого поясного «Деисуса» в отличие от складней «Девятка» датированные памятники неизвестны, а атрибуции зачастую носят произвольный характер. Попытки разобраться в этой группе памятников, как это было сделано для «Девятки» В.Г. Дружининым и Э.П. Винокуровой, не предпринимались.
Представительную выборку, насчитывающую более 50 предметов XVIII — XIX веков, исследовали по следующей схеме:
1) выявляли группы сходных предметов, оценивали степень изменчивости и значимости признаков. Группы составляли, исходя из особенностей изображения фигур (низкорельефные или объемные), декоративных элементов фона, рамки, надписей и т.д.;
2) в каждой группе на основании изменения морфологических признаков, отражающих этапы правки модели или воспроизводимого образца, предметы располагали по принципу «раньше — позже», что позволило получить относительные датировки внутри каждой из групп. Следуя той же логике, группы/подгруппы предметов располагали относительно друг друга по времени появления;
3) оборотная сторона первой створки складня с изображением восьмиконечного Голгофского креста, в случае, если ей свойственны уникальные морфологические признаки (например, дефекты отливки), позволяет выявить близкие по времени изготовления («одновозрастные») предметы среди складней разных групп и изводов и расположить их на схеме на одном уровне. Идентичные детали и дефекты отливки, таким образом, рассматриваются как значимый признак при выявлении «одновозрастных» предметов. Такой подход в отдельных случаях позволяет определить ассортимент литейного центра с одной или несколькими мастерскими.
По особенностям изображения фигур среди предметов малого поясного «Деисуса» можно выделить два класса:
I — фигуры плоские, графичные; II — фигуры объемные, контуры мягкие.
Класс I (группы 1 — 4)
Группа 1. Предметы этой группы, по нашему мнению, относятся к наиболее ранним: створки у них широкоформатные, изображения не «опираются» на нижнюю рамку, фон «гравированный», с изображением растительного орнамента, венцы гладкие. Фигуры и лики детально проработаны. Надписи крупные. Пятипетельные, безэмальные (табл. I, илл. 1, 2).
Группа 2. Размеры створок по высоте и ширине уменьшились, изображения не «опираются» на рамку; расстояние от нижнего края изображения фигур до рамки меньше, чем у предметов предыдущей группы; фон и венцы гладкие. Изображения фигур и надписи, как у предметов 1-й группы. Семипетельные, безэмальные. Известные нам отливки — грубее, со следами правки (табл. I, илл. 3).
Группа 3. Ширина створок складней этой группы незначительно уменьшилась, а высота не изменилась. Изображения «опираются» на нижнюю рамку; фон с рельефными звездами, кружочками. Венцы Богоматери и Иоанна Предтечи с лучами, на венце Спасителя — стилизованные розетки. Монограммы IC ХС — такие же, как у предметов предыдущей группы. В среднике фрагменты надписи «Гдь вседе//ржи тель», располагающиеся справа от Спасителя, примыкают вплотную к фигуре, что, по-видимому, объясняется сокращением ширины створки. Надпись «Сты 1оан Предтеча» — трехстрочная; «Сты 1оан» — мельче, ее начертание отличается от описанных ранее; надпись «Предтеча» — наоборот, крупнее и располагается справа и слева от фигуры.
Пятипетельные, эмальные. Фигуры и лики — графичные, сухие, грубоватые, но в целом обнаруживают основные признаки предыдущих групп (табл. I, илл. 4; Гнутова С.В., Зотова Е.Я., М., 2000, илл. 228; Gnutova et al., 2005, figs. 146 a,b).
Появление рельефных декоративных элементов фона, характер расположения надписей обусловлены применением эмали.
Группа 4. С двойными «скаными» кружками на рамке (глазковый орнамент) и одиночными линзовидными элементами в ее углах. Изображения фигур «опираются» на нижнюю рамку. Справа и слева от фигуры Богоматери располагается по одной группе из трех крестовидных звездочек; на венце — розетки кружочков. Начертание надписей отличается от описанных ранее групп. Пяти-, иногда трехпетельные, эмальные. Фигуры и лики — графичные, сухие, грубые (табл. I, илл. 5, 6).
Предметы этой группы носят подражательный характер, образцами служили, по-видимому, предметы 3-й группы, с которыми обнаруживается наибольшее сходство в изображении фигур и исполнении надписей. Вместе с тем, судя по всему, мастеру были известны предметы следующей, 5-й группы — с глазковым орнаментом рамки, который и был воспроизведен на предметах. Таким образом, в этом классе предметов можно наблюдать постепенные изменения модели или образца.
В ряду групп 1—2—3—-4, сопровождающимся постепенным снижением уровня исполнения (табл. II), исходными и, соответственно, наиболее ранними являются предметы 1-й группы, которые можно датировать 20—30 годами XVIII столетия. Во всяком случае, малые складни с изображением поясного Деисуса уже бытовали в первой трети XVIII века, о чем нам известно, в частности, из опубликованных материалов следственного дела старовера Круглова, у которого обнаружили именно такой складень.
Косвенным свидетельством более раннего появления предметов этой группы может быть и то обстоятельство, что формат створок и размеры целого складня повторяют ранние складни «Девятка», среди которых известны датированные памятники 1719—1721 годов.
По видимому, для складней «Девятка» и складней с изображением поясного Деисуса изначально использовался единый формат (стандарт). Впоследствии формат створок складня с изображением поясного Деисуса уменьшился, и именно этот вариант в дальнейшем получил широкое распространение.
Предметы II класса — самые многочисленные, среди них выделяются следующие основные группы:
Группа 5. Створка — широкоформатная. Изображение Богоматери «опирается» на рамку с глазковым орнаментом. Пятипетельные, эмальные. Эти памятники, по-видимому, тоже относятся к числу ранних (табл. III, илл. 8).
Группа 6. Изображения «опираются» на нижнюю рамку с редкими элементами орнамента. Ширина створок по сравнению с предыдущей группой несколько уменьшилась, а высота идентична предметам 2-й группы. Справа и слева от фигур Богоматери и Предтечи — шестиконечные звезды с углублением в центре. Надпись «Иоанн Предтеча» — трехстрочная, как у складней следующих 7-й и 8-й групп. Пятипетельные, эмальные (табл. III, илл. 9).
Группа 7. Створки — узкие; уменьшение их формата произошло за счет орнаментированной рамки. По бокам от фигур — крупные и/или мелкие скопления точек. Надпись «Иоанн Предтеча» — трехстрочная.
Изображения фигур и декоративные элементы фона, а также наличие идентичных дефектов отливки позволяют сделать вывод о том, что для изготовления всех предметов этой группы использовалась одна модель. Идентичные элементы фона и дефекты отливки представлены на табл. IVa. Впоследствии в результате правки модели мелкие скопления точек убрали, а число точек в крупных скоплениях сократили. Редукция декоративных элементов (в этих местах эмаль зачастую утрачена и видны следы проработки модели чеканом) позволяет выявить этап правки модели и определить внутри группы более ранние предметы — с мелкими скоплениями точек (табл. IV, IVa).
Кроме того, анализируя эти предметы, можно сделать ряд наблюдений о применении золочения, о разных способах наложения эмалей и их цветовой гамме.
Поскольку в группе встречаются складни со всеми вариантами обработки ушек — как сверлеными, несверлеными, так и без них, то можно сделать вывод о невозможности использования этого признака в качестве датирующего.
Обороты первых створок этих предметов, включая и характер их обработки, идентичны оборотам некоторых складней «Распятие Христово. Ветхозаветная Троица. Богоматерь Знамение». Это позволяет выявить «одновозрастные» предметы и определить ассортимент литейного центра (или мастерской) на определенном этапе существования.
Группа 8. В ее состав включены узкие (табл. V, илл. 16—18; Сиротников, 2004, илл. 30) и широкие складни (табл. V, илл. 15; Неизвестная Россия, 1994, кат. № 5), а также «мощевики» (табл. V, илл. 14) — предметы с лопастным «сканым» орнаментом фона и дугой над венцом Предтечи, дефектами в надписи «Иоанн Предтеча» (табл. VII, илл. Ь).
Центральная часть створки «мощевика» с изображением фигуры Богоматери (илл. 14) идентична изображению на створке узкого складня (илл. 16). Цветовая гамма эмалей этих предметов тоже сходна. Дефекты отливки оборота «мощевика» такие же, как у широкоформатного складня из собрания ГИМ (илл. 15). Эти особенности, возможно, указывают на одновременное использование одной модели для их производства. Более того, у некоторых предметов этой группы оборот первой створки складня идентичен оборотам некоторых складней следующей — 9-й группы (табл. VIII, илл. 25 и 26). Это позволяет с большей уверенностью говорить о близком времени их производства, дает возможность выявить ассортимент литейного центра и расположить группы предметов относительно друг друга по времени их создания.
Появление на широких «мощевиках» и складнях полукруглых «сканых» элементов вдоль вертикальной рамки обусловлено увеличением формата створок и необходимостью удерживать эмаль.
Такие характеристики предметов этой группы, как ошибки в надписи «Иоанн Предтеча» (табл. VII, илл. Ь) и наличие лопастных «сканых» элементов фона, располагающихся в местах, где у складней предыдущей группы происходили утраты эмали (табл. IV, илл. 12, 13), указывают на «вторичность» и несколько позднее появление предметов группы.
К этой же группе формально отнесены московские складни конца XIX — начала XX века с поперечной насечкой на внутренней рамке (табл. IX), прототипом для которых послужили складни 8-й группы.
Группа 9 (табл. VI, илл. 19—24; Нячаева, Лявонцева, Шклярау, 2001, илл. 63; Сиротников, 2004, илл. 29). Створки — узкие, со «скаными» «булавами», «кринами», «завитками», «овалами»; надпись «Иоанн Предтеча» — двустрочная, компактная, иногда трехстрочная.
Подгруппа 9 а (табл. VI, илл. 19; Нячаева, Лявонцева, Шклярау, 2001, илл. 63; Сиротников, 2004, илл. 29). Справа и слева от фигур Богоматери и Иоанна Предтечи располагаются «булавы», а у верхней рамки — попарно собранные завитки. Справа и слева от нимба Спасителя — криновидные завитки. На всех створках под «булавами» и криновидными завитками по сторонам от фигур — по одиночному завитку; в нижней части — горизонтально расположенные «перекладины». Около кисти правой руки Предтечи расположен кружок — элемент, встречающийся только в этой подгруппе. Монограммы Богоматери и Спасителя мельче, чем у предметов 6-й группы, начертание надписи «Господь Вседержитель», как у складней 5-й и 6-й групп. Надпись «Иоанн Предтеча» — двустрочная, буквы — мелкие. Эти складни наиболее ранние в группе.
Подгруппа 9 с. Последующая правка модели изображения на створке с Предтечей привела к утрате кружка и замене «булав» на криновидные завитки. Надпись «Иоанн Предтеча» — двустрочная, буквы крупнее, чем у предшествующей подгруппы. Створки с изображением Богоматери и Спасителя сохранили в основном орнамент предшествующей подгруппы (табл. VI, илл. 20).
Подгруппа 9 d. Предметы этой группы продолжают ряд: сложные «булавы» на створке с изображением Богоматери заменены простыми «овалами», криновидные элементы и завитки средника редуцированы до точек или отсутствуют вовсе, как у предметов следующей подгруппы (табл. VI, илл. 21, 22).
Криновидные элементы, одиночные (у боковой рамки) и попарно соединенные (у верхней рамки), завитки на створке с изображением Иоанна Предтечи, выявленные у предметов 9 а и 9 с групп, у складней этой подгруппы редуцированы до: попарно соединенных завитков (центральные каплевидные элементы «кринов» убраны), кружочков у боковой рамки (убрана ножка завитка), точек у верхней рамки соответственно (илл. 21, 22).
Иллюстрацией одного из возможных вариантов дальнейшего преобразования модели может служить отдельная створка с изображением Иоанна Предтечи (илл. 23), на которой можно наблюдать последующую редукцию декоративных элементов фона — попарно соединенные завитки, располагающиеся справа и слева от фигуры Иоанна Предтечи, редуцированы до кружочков; кружочки у боковой рамки убраны полностью, а в местах утрат эмали видны следы правки. На изображениях лика и фигуры также обнаруживаются следы правки модели.
Основанием для более поздней датировки предметов подгруппы 9 d по отношению к предметам подгруппы 9 с являются следы правки непосредственно центрального изображения фигуры Спасителя и Евангелия — фигура Спасителя уже, объем блока книги не показан (убран), а на некоторых предметах в местах утраты эмали заметны следы правки.
Подгруппа 9 е. У предметов этой подгруппы на всех створках элементы фона представлены простыми и технологичными «овалами» и «перекладинами». Надпись «Иоанн Предтеча» — трехстрочная. Эти предметы наиболее поздние в группе, их можно датировать XIX веком (табл. V, илл. 24).
В целом у складней этой группы наблюдается постепенная замена сложных элементов, наблюдаемых у ранних предметов, на более простые и технологичные у более поздних.
Проанализировав основные описанные группы складней, можно сделать ряд выводов:
— уменьшение формата створок характерно для более поздних складней;
— сложные элементы лицевой стороны — «сканые» «булавы», «крины», группы точек — заменяются более простыми и технологичными;
— правка модели или воспроизводимого образца, как правило, приводит к упрощению и огрублению изображений и надписей.
1. Следы правки и рудиментарные элементы, выявляемые на более поздних предметах, позволяют не только определить исходный тип, но и расположить предметы по времени их появления. Это дает основания для относительных датировок.
2. Идентичные дефекты отливки лицевой и оборотной сторон позволяют установить предметы, изготовленные по одной модели. Детали изображения Голгофского креста позволяют выявить предметы среди разных групп и изводов, изготовленных, возможно, в непродолжительный промежуток времени в одном литейном центре или в одной мастерской.
3. Характер наложения эмалей и их цветовая гамма служат дополнительным подтверждающим признаком.
Таким образом, разнообразные малые поморские складни с изображением поясного «Деисуса» были сгруппированы по типам. Внутри каждой из групп прослежены изменения морфологических признаков, отражающих этапы правки модели или образца, что позволило расположить их по времени появления.
Группы и подгруппы предметов, следуя той же логике, располагали относительно друг друга, а признаки оборотной стороны позволили выявить «одновозрастные» предметы среди разных групп складней «Деисус» и предметов других изводов.
В результате исследования была предложена открытая для дополнений шкала относительных датировок складней с изображением малого поясного «Деисуса», основанная на морфологических признаках.
Сергей АФОНИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 39 (июль-август 2006), стр.46