В России крайне, редко встречаются предметы, принадлежавшие людям, участвовавшим в Белом движении в годы Гражданской войны. В связи с этим исключительный интерес представляет серебряный портсигар с дарственной надписью в память о бронепоезде «Генералъ Шкуро».
В Гражданскую войну в России бронепоезда использовали очень часто, так как боевые действия носили маневренный характер и велись в основном вдоль железнодорожных магистралей, служивших главными коммуникациями для всех участников. При поддержке бронепоездов решали много тактических задач, в том числе прорывали фронт противника, поддерживали наступление пехоты и кавалерии, преследовали отступавшего врага и тд. В то время бронепоезда строили быстро, без каких-либо чертежей, из имевшихся подручных материалов.
В мае 1919 года генерал-лейтенанта Андрея Григорьевича Шкуро назначили командующим 3-м конным корпусом, в который входили 1-я Кавказская и 1-я Тверская дивизии, а также 2-я Кубанская и 1-я Тверская пластунские бригады. В этот период Добровольческая армия, в состав которой входил 3-й конный корпус, начала контрнаступление на Украине.
Корпус Шкуро, участвуя в боях в Северной Таврии, 23—25 мая разгромил формирования Махно, заняв село Гуляй-Поле, а затем захватил важный железнодорожный узел Синельникове. Здесь 15 июня 1919 года была уничтожена боевая база снабжения красного фронта, а части 1-й Кавказской дивизии захватили бронепоезд «Товарищ Ворошилов».
По приказу генерал-лейтенанта А.Г. Шкуро на базе захваченного бронепоезда был сформирован легкий бронепоезд, названный «Генералъ Шкуро», командиром которого назначили подпоручика Лагутина. В команде было 11 человек. Боевая часть состояла из поезда и одной броне площадки с двумя трехдюймовыми орудиями образца 1902 года, расположенными на открытых установках с круговым обстрелом, и четырьмя пулеметами.
16 июня 1919 года белые части заняли Екатеринослав. Население города восторженно встречало кубанцев и терцев. В храмах пели «Многия лета Партизану Земли Русской воину Андрею» (генералу А.Г. Шкуро). На всех участках фронта успех сопутствовал белым. Был взят Харьков, пал Царицын. Открылись «условия для дальнейшего наступления — похода на Москву». 20 июня 1919 года во время парада в Царицыне генерал Деникин объявил «Московскую Директиву». Уже в середине июля корпус Шкуро был переброшен на главное московское на правление.
15—23 июля бронепоезд участвовал в наступлении 1-й Кавказской дивизии на Пятихатки; 23 июля у станции Граново, на линии Верховцево — Пятихатки, между красными и белыми бронепоездами завязался упорный бой, во время которого несколько вагонов бронепоезда «Генералъ Шкуро» сошли с рельсов, но он продолжал отстреливаться даже под сильнейшим артиллерийским огнем бронепоезда противника. Позже сошедшую часть поставили на рельсы с помощью двух подошедших паровозов.
Во второй половине июля 1919 года войска Добровольческой армии и ее бронепоезда намного продвинулись на левом фланге, к западу от Днепра. 2 августа 1919 года команда бронепоезда получила приказ направиться в Елисаветград, где ее восторженно встретило население, мало того — два человека — офицер и солдат — из числа жителей города пополнили ее состав.
4 августа 1919 года вместе со своим вспомогательным поездом бронепоезд участвовал в восстановлении взорванного моста у станции Цибулево, принял бой с двумя бронепоездами красных у станции Фундуклеевка.
5 августа 1919 года бронепоезд, продолжая участвовать в боях, на запасном пути захватил эшелон с трехорудийной гаубичной батареей, конским составом, пулеметными повозками и другим имуществом. За этот бой всему экипажу бронепоезда была объявлена благодарность в приказе по 3-у конному корпусу, офицеров же представили к присвоению следующих чинов.
Во второй половине августа, нанеся серьезное поражение двум дивизиям красных в районе города Короча и захватив в плен около 7000 человек, 3-й конный корпус вышел на воронежское направление. В боях 10—11 сентября он разгромил сильную пехотную группировку, в результате чего 8-я армия красных была отброшена за Дон. Бронепоезд участвовал в наступлении от узловой станции Валуйки на узловую станцию Касторная, где вел бой с двумя батареями противника.
Именно в эти трудные дни командиром бронепоезда «Генералъ Шкуро» был назначен лейтенант флота Чижов. Артемий Петрович Чижов родился в 1894 году, в 1914 году окончил Морской корпус мичманом. С 19 января 1919 года — лейтенант в Добровольческой армии.
В результате стремительного штурма, предпринятого 17 сентября 1919 года, белым удалось полностью овладеть Воронежем и занять важный Лискинский железнодорожный узел. Участвуя в этой операции, бронепоезд «Генералъ Шкуро» занимал важную позицию у взорванного моста через реку Воронеж, обстреливая занятую противником равнину.
Несколько недель продолжалось противоборство конных группировок Шкуро и Мамонтова, удерживавших Воронеж, с конницей Буденного. Однако после начавшегося общего отступления Добровольческой армии от Москвы, удержать Воронеж не удалось. В ночь на 11 октября конный корпус Шкуро покинул город, отойдя за Дон. К этому времени мост еще не был восстановлен. Поэтому командир корпуса генерал Шкуро приказал командам бронепоездов отступить за Дон вместе с другими частями.
Бронепоезд «Генералъ Шкуро» ушел со станции Воронеж последним, прикрывая отступавшие части. С боевых площадок были сняты пулеметы, прицелы и орудийные панорамы. После этого боевой состав бронепоезда сбросили в Дон, а команда отбыла в город Нижнедевицк, что в 25 верстах от Воронежа.
Лейтенанту Артемию Чижову было приказано отправиться вместе с командой в Харьков — для формирования нового бронепоезда «Слава Кубани», командиром которого его уже назначили. В память о совместной боевой службе на погибшем 11 октября 1919 года бронепоезде офицеры и решили преподнести своему командиру серебряный портсигар.
Лицевая и оборотная стороны портсигара украшены рельефом в виде восходящего солнца, символизирующего освобождение России. Портсигар был изготовлен в Петрограде в ювелирной мастерской Карла Г. Томсона после 1908 года, о чем свидетельствует клеймо мастерской «КТ», а также пробирное клеймо Петроградского пробирного управления. Выполнен портсигар из серебра 84 пробы, его размеры — 102x88 мм.
На внутренней стороне крышки — гравированная надпись «Лейтенанту Чижову/ на добрую память/ оть офицеровъ бронепоезда/ Генералъ Шкуро/ 11 окт. 1919г.» На лицевой стороне — золотые накладные вензеля офицеров бронепоезда, преподнесших командиру портсигар. На оборотной стороне — золотой накладной вензель АЧ (Артемий Чижов), накладные серебряные изображения государственного герба России с пробирным клеймом частного изготовителя периода Гражданской войны, серебряного погона мичмана флота с одной звездой и красной выпушной, серебряного погона лейтенанта флота с тремя звездами и накладное золотое изображение скрещенных артиллерийских стволов. Внешнее оформление портсигара накладными деталями и гравировкой, вероятно, выполнено в харьковской ювелирной мастерской в октябре 1919 года.
Портсигар представляет собой уникальный памятник времен Гражданской войны в России, связанный с участием в ней бронепоездов.
Анатолий ВИЛКОВ
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность М.С. Селиванову за активную помощь в подготовке данной статьи.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 50 (сентябрь 2007), стр.22