Это удивительное клеймо, cоставленное иp четырех инициалов, долгое время интриговало исследователей и давало им повод для многочисленных гипотез, тем более, что оно фигурировало на самых замечательных предметах мебели периода Людовика XV.
Только в 1957 году ученик Пьера Верле в Школе Лувра, Жан-Пьер Бароли, после длительных исследований в нотариальных архивах, относящихся к пригороду Сен-Антуан, выяснил настоящую личность мастера — краснодеревщика, или скорее краснодеревщиков, которые скрывались под этой аббревиатурой. И что интересно: всех этих мастеров — отца, сына и внука звали одинаково — Бернар.
Все началось с того, что Пьер Верле — известный исследователь французской мебели, автор многочисленных трудов обратил внимание на прекрасно исполненную мебель, представленную в каталогах продаж XVIII века: в 1771 году — из коллекций художника Франсуа Буше, в 1776 году — Блонделя де Гани (Blondel de Gagny). В них предметы мебели были представлены как произведения «умелого мастера» по имени Бернар. Многие авторы тогда приписали эту мебель столяру-краснодеревщику Пьеру Бернару, но их определение относилось скорее к исключительному качеству исполнения предметов, помеченных загадочным клеймом BVRB. Оставалось найти мастера с именем Бернар, чья фамилия оправдывала бы три последних инициала: VRB. Именно такую фамилию обнаружил Жан-Пьер Бароли: она принадлежала мастеру голландского происхождения, чья фамилия была Ван Ризен Бург (Van Risen Burgh), орфография которой будет трансформироваться и превращаться в Vanrisemburgh или Vanrisamburgh. Этих мастеров было трое, но, к сожалению, данные о том, когда и где ими были получены звания мастеров, нельзя проверить. Два первых из них получили его до 1730 года, первые же документы корпорации краснодеревщиков, хранящиеся в Национальной библиотеке, датированы начиная только с 1735 года. Что касается третьего, то он вообще не будет добиваться звания мастера и после смерти своего отца продолжит работать под управлением матери, используя, согласно Уставу корпорации краснодеревщиков, семейное клеймо.
Бернар I VAN RISEN BURGH (ок. 1660 - 1738).
О первом представителе этой известной фамилии сведений очень немного. Датой его рождения считается 1660 год. Выходец из Голландии, он прибыл в Париж в 1696 году, устроился в предместье Сен-Антуан, звание мастера получил около 1720 года. Он производил мебель с набором из черепахи и меди в стиле Буля, своего современника, очень почитаемого в ту эпоху. В списке произведений, составленном после его кончины, упоминаются бюро plat, кабинеты, часовые корпуса и т.д. Можно предположить, что некоторые мебельные предметы, сегодня приписываемые мастерской Буля или его сыновьям, — действительно произведения этого мастера-краснодеревщика или его коллег, которые тогда работали в том же стиле. Кроме того, в инвентарном списке Бернара I Ван Ризен Бурга представлены модели и формы, которые служат доказательством того, что по примеру Буля, он сам изготовлял бронзовые накладки для своих предметов.
Определение этого мастера-краснодеревщика, скрывающегося под аббревиатурой BVRB, очевидно, произвольно, так как он никогда не использовал этого штампа по той причине, что употребление клейма стало обязательным только в 1743 году и ни одно из его произведений не может быть с достоверностью определено на основании клейма. Бернар I Ван Ризен Бург умер в 1738 году. Мы упомянули о нем потому, что он — отец великого BVRB.
Бернар II VAN RISEN BURGH (1700 —1765).
Старший из пяти сыновей Бернара I, Бернар II, родился в 1700 году, женился в 1730 году и родил шестерых сыновей. Один из них, Бернар III, продолжил его работу как мастер-краснодеревщик.
Вне всякого сомнения, Бернар II был самым талантливым и плодовитым из трех Ван Ризен Бургов и наиболее востребованным благодаря высокому качеству всей своей продукции. Без преувеличения, он — наиболее известный парижский мастер-краснодеревщик времен Людовика XV. Звание мастера Бернар II получил в 1722 году.
Известно, что Бернар II Van Risen Burgh работал для богатой клиентуры, прежде всего для королевской семьи (большую часть времени — при посредстве таких известных торговцев, как Хеберт, Лазар Дюво и Симон Филипп Пуарье.) Вероятно, из-за того, что его имя и длинная фамилия звучали несколько странно для французов, он решил подписывать свою мебель только первоначальными буквами: BVRB —Bernar Van Risen Burgh. Сделал ли он это до того, как использование клейма стало обязательным, или еще до того, как получил звание мастера, — неизвестно. Вполне возможно, многие из его произведений остались анонимными. Во время своих исследований в 1957году Жан-Пьер Бароли определил около ста мебельных предметов с клеймом BVRB, принадлежавших этому мастеру, и приписал ему еще около пятидесяти других, не имевших клейма.
Бернар II производил только роскошную мебель, которая пользовалась огромной популярностью в середине правления Людовика XV. Он следовал вкусу эпохи, в большей или меньшей степени пользуясь советами торговцев мебелью, которые размещали у него заказы (Хеберта, Лазара Дюво, Симона Филиппа Пуарье). Его стиль почти не отличался от стиля его многочисленных коллег, таких, как Жак Дюбуа и Пьер Руссэль, и мебель, которая выходила из его мастерской — комоды, угловые комоды, бюро plat, бюро с наклонными крышками, маленькие столики, — стилистически соответствовала той, что украшала самые роскошные жилища и замки. Однако исключительное ее качество, использование определенных сюжетов наборов, мотивов бронзового декора полностью отличают его продукцию от продукции других краснодеревщиков.
Созданные им мебельные каркасы из дуба сделаны с особенной тщательностью. Этот факт следует подчеркнуть по той простой причине, что это не было чем-то обыденным при правлении Людовика XV. Роскошная мебель, произведенная в то время, часто имеет каркас, построенный из очень посредственных сортов хвойных и лиственных пород деревьев. В этом отношении BVRB как искусный мастер представляет исключительную фигуру, такую же, как Ризенер в течение следующего периода. Исключительная пропорциональность, элегантность и плавность контуров, тонкость соединений, удивительная однородность, некое гармоничное сопряжение между формами, наборными пейзажами и бронзой — характерные черты мебели BVRB. Некоторые предметы этого мастера начального периода его творчества еще сохраняют воспоминания о вкусах эпохи Регентства, но большая часть олицетворяет изящный стиль рококо в его наиболее полном, а также наиболее законченном выражении.
Облицовка мебели Бернара Ван Ризен Бурга — совершенна и настолько разнообразна, что с первого взгляда порой трудно определить, его ли это произведение.
Фанеровка из розового или сатинового дерева, тонкого среза, в обрамлении из фиолетового или амарантового дерева на больших поверхностях чаще всего служит основой для наборов из торцевого среза древесины (то есть распиленной перпендикулярно волокнам). Эта техника позволяла добиваться наибольшей выразительности рисунка растительных орнаментов. Характерными сюжетами наборов BVRB являются большие букеты и ветви с цветами, широко расположенные, без излишеств, четко выделяющиеся на светлом поле фанеровки. Иногда к этому добавляются детали из подкрашенного рога, перламутра, меди, но мастер никогда не использует крашеное дерево. Редко он употреблял и геометрические наборы ромбовидной или кубической формы.
Мебель Бернара Ван Ризен Бурга II, украшенную очаровательными цветочными наборами, условно можно разделить на несколько групп, включающих, с различными вариантами, большее или меньшее количество экземпляров. Выгнутые комоды представляют классическую форму с двумя ящиками, без поперечной перекладины.
Два из них, очень близких по цветочному набору из торцевого среза древесины, с бронзовой рокайльной фурнитурой в виде ажурных гирлянд и накладок в виде цветов по углам, были проданы в Лондоне 24 февраля 1956 года, затем — в Париже 26 марта 1984 года. Третий комод, украшенный подобной бронзой, но фанерованный сатиновым деревом с набором в виде листьев с извилистыми отделками амарантом, из бывшей коллекции Bensimon, распроданной 18 ноября 1981 года, имеет клеймо замка Бельвю. Близкие родственники комодов, мебельные предметы d'entre-deux, тоже украшены наборами из ветвей с цветами из торцевых срезов древесины и декорированы бронзой в рокайльном стиле. Один из них, двустворчатый, принадлежит Rijks museum Амстердама. Другой, более широкий, с пятью дверцами (две из которых расположены по сторонам), поставленный французскому министру Жану-Батисту Машо д'Арнувиль в 1749 году для хранения его коллекции минералов, фигурировал в замке Thoiry (был продан в Париже в 1970 году за 7 545 000 франков, затем 15 апреля 1989 года, тоже в Париже.
Бернар Ван Ризен Бург был одним из первых, кто в облицовке мебельных предметов начал использовать севрский фарфор, вошедший в моду в период правления Людовика XV. Он сумел искусно вставить фарфоровые плакетки в оправу из позолоченной бронзы для декорирования выгнутых поверхностей великолепного комода, украшавшего в 1779 году апартаменты принца Конде в Бурбонском дворце. Сегодня этот комод исключительного исполнения принадлежит частному коллекционеру, который в 1974 году представил его под номером 431 на большой выставке, состоявшейся в отеле «de la Monnaie» в Париже и посвященной эпохе Людовика XV.
Бернар II Ван Ризен Бург тоже использовал фарфоровые севрские вставки для украшения мебели, например кофейных столиков. Столешница одного из них целиком выполнена из севрского фарфора. Элегантные и очень маленькие кофейные столики, у которых вся поверхность прямоугольной формы, реже царгового пояса, украшена цветочными наборами, являются типичными предметами творчества Бернара Ван Ризен Бурга. В центре царгового пояса, на каждой лицевой поверхности, как правило, располагается прекрасная бронзовая накладка в рокайльном стиле. Сохранилось относительно большое количество этой легкой мебели, иногда снабженной проногой.
В той же манере решено декоративное украшение письменных столов: те же сюжеты наборов и бронзовых элементов. Как правило, эти столы с выдвижным ящиком и выдвижной панелью для письма — больших размеров, для большей прочности конструкции они часто снабжены проногой.
Музею Метрополитен принадлежит интереснейший вариант письменного стола с криволинейной крышкой на гнутых ножках, в котором использованы перламутр и крашеный рог, работы Ван Ризен Бурга. Снабженный центральной выдвижной доской для письма и двумя дополнительными боковыми, этот стол украшен набором из цветочных ветвей. На всех четырех сторонах и главной выдвижной письменной плоскости — тоже такой орнамент. Стебли и ветви набора сделаны из черного дерева, а окрашенный в зеленый цвет рог подобран для листьев. Цветочный набор состоит из частей покрашенного в красный или синий цвет рога и белого прозрачного перламутра.
Немногие предметы мебели Ван Ризен Бурга включают в декоративный набор, кроме древесины, такие естественные материалы, как перламутр и рог. Можно предположить, что он перенял эту практику у своего отца, Бернара I Ван Ризен Бурга, который работал в технике «булль». В инвентарной описи, составленной после смерти последнего, указана коробка с различными типами перламутра, и это свидетельствует о том, что он в своей работе использовал части переливающейся морской ракушки.
Очень типичные для высококачественных произведений Ван Ризен Бурга II позолоченные бронзовые крепления украшают этот стол. Бронзовые накладки на шестиугольных ногах, фронтальной и задней поверхности столешницы повторяют их волнообразный характер, который воспроизводится в цветочном наборе обрамлением амаранта. Позолоченная накладная бронза, украшающая центральную часть царгового пояса прекрасными рокайльными орнаментами, дополнена изящными цветочными кулонами, декорирующими ножки стола. Мало того, что этот письменный стол очень необычен с точки зрения использования материалов, для него характерно и своеобразное решение бронзового обрамления столешницы в виде переплетающихся листьев и цветов. Сия особенность наводит на мысль, что это было сделано по заказу весьма важного клиента.
Этот письменный стол побывал в нескольких известных коллекциях, неоднократно пересек Атлантический океан, пока в 1976 году не был подарен музею Метрополитен г-ном и г-жой Wrightsman. Известно, что в 1920-е годы коллекционер Генри Уолтер приобрел этот изящный стол у парижского торговца антикварной мебелью Жака Селигмана. В отличие от основной части художественной коллекции Уолтеров, этот предмет перешел в собственность его жене, Саре Грин, с которой Генри вступил в брак в 1922 году (о чем свидетельствуют фотографии одной из главных комнат дома Уолтеров). Госпожа Уолтер продала этот стол на аукционе в 1941 году. В каталоге продаж об этом предмете было упомянуто, что он имеет клеймо BVRB, неизвестного французского мастера-краснодеревщика.
Позже этот стол, уже принадлежавший известному бельгийскому коллекционеру барону Жанну-Жермену-Леону Касселю Ван Дому и его жене Берте, был продан в Париже в 1956 году, атрибутированный как работа краснодеревщика фламандского происхождения Jacques Vlecschouwer (или Boucher — по-французски). Разгадка инициалов была найдена в следующем году Жан-Пьером Бароли, выяснившим, что буквы BVRB означают Бернар Ван Ризен Бург.
Интересную группу мебели этого мастера представляют сундучки для драгоценностей на четырех высоких кабриольных ножках (известно около пятнадцати экземпляров). Обычно они фанерованы розовым деревом, обрамленным амарантовым или фиолетовым деревом; падающая крышка некоторых из них украшена набором из декоративных ваз и цветов. Один из этих мебельных предметов, с центральным набором в виде вазы, был частью коллекции госпожи де Поль, проданной в Париже в 1927 году, затем он был в коллекции г. Антенора Патино, проданной в Нью-Йорке 1 ноября 1986 года. Несколько других экземпляров были переданы в публичную продажу в течение последних лет.
В числе самых блестящих успехов краснодеревщиков Людовика XV — создание бюро с «ослиной спинкой». Те бюро, которые сделал Бернар Ван Ризен Бург, выполнены наиболее искусно, в особенности одно из них: с цветочным набором из торцевой древесины на фоне из сатинового дерева, поставленное в 1745 году Хебертом для кабинета жены дофина в Версаль. Представленное на бьеннале в 1986 году в Париже антикваром Жаком Перреном, оно сегодня вновь заняло свое законное место в Версальском дворце.
Можно также привести описания многих других бюро с наклонной крышкой, выполненных в технике маркетри из торцевой древесины, в частности, экземпляр из бывшей коллекции госпожи де Поль, распроданной в 1927 году (последняя продажа предмета состоялась в Париже 6 ноября 1991 года). Среди этого типа бюро одно выделяется своей необычной конструкцией, превосходным качеством набора и исполнением бронзы в рокайльном стиле. Оно было куплено в 1760 году леди Элизабет Гюнинг, герцогиней d'Argylle. Это большое бюро с двумя наклонными крышками (в форме трапеции), приобретенное Полем Жетти в 1952 году, сегодня является одним из наиболее ценных экспонатов мебельной коллекции музея, который он основал в Малибу, в Калифорнии.
Нельзя не упомянуть о многочисленных маленьких секретерах, у которых верхняя часть в виде арбалета завершается профилем в форме «гуська» или «галтели» (1а doucine). Украшенные цветочным набором из торцевой древесины, они обрамлены вытянутыми бронзовыми накладками, что указывает, в принципе, на поздние работы краснодеревщика. Два предмета этого типа мебели были представлены на выставке Людовика XV в отеле «de la Monnaie» в Париже в 1974 году (№№ 428 и 429). Другие экземпляры были переданы в публичную продажу в разное время (самая старая коллекция Henry Forda II была продана в Нью-Йорке в 1978 году, затем в Лондоне 24 ноября 1988 года).
Наконец, следует отметить угловые шкафы и бюро plat, среди которых — бюро дофина, с цветочным набором из торцевого среза древесины на фоне розового дерева, поставленное в 1745 году торговцем мебелью Хебертом, которое Пьер Верле обнаружил только в 1949 году в Министерстве финансов (сегодня находится в Версальском дворце) вместе с другой незаурядной мебелью: комодом, секретером и витриной из розового дерева, украшенными набором в виде ветвей дерева (музей Mans). Это бюро, в соответствии с инвентарной описью 1776 года, стояло в апартаментах короля в Большом Трианоне.
Бернар Ван Ризен Бург превосходен также в отделке мебели в технике восточного лака. В середине XVIII века лаковые панно Дальнего Востока стали довольно известными. Les marchands-merciers привозили их из Китая и Японии для мастеров-краснодеревщиков. Бернар Ван Ризен Бург выбирал ценные японские панно черного лака с золотом и китайские, называемые Coromandel, которые он ловко крепил на своей выгнутой мебели. Последние отличаются от черного и золотого японского лака тем, что их сюжеты не нанесены на поверхность, а выгравированы и заполнены цветным лаком. Декорированные в этом стиле большие панно доставлялись в Европу с Коромандельского берега Юго-Восточной Индии, где у британской Восточной Компании были торговые представительства.
Как и в мебели, украшенной деревянными наборами, на этих предметах рокайльная бронза окружает и разделяет экзотические переливающиеся пейзажи.
Выпуклые комоды, облицованные японскими или китайскими лаковыми панно, представлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Paul-Getty Museum в Малибу, в английских королевских коллекциях во дворце Buckingham, во дворце Quirinal в Риме, Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке и т.д. В Лувре с 1988 года находится комод с японскими лаковыми панелями и отделкой в технике vernis Martin, украшенный рокайльной бронзой по центральной раме. Номер на его задней части позволил обнаружить в журнале Garde-Meuble Двора дату поставки этой мебели в замок Фонтенбло для кабинета королевы: 26 сентября 1737 года. Речь идет об одном из самых первых примеров с отделкой мебели, где использовано панно в технике японского лака, выполненных во Франции. Другой лаковый комод с позолоченной бронзой редкой виртуозной работы, проданный в Монако 19 июня 1999 года, достиг рекордной цены — более чем 15000000 франков (около 2 286 000 евро).
В коллекции Metropolitan Museum находится комод, имеющий клеймо с инициалами BVRB, работы Бернара II Ван Ризен Бурга. Представляя замечательные образцы этого вида мебели, Лазар Дюво продал восемь эксклюзивных комодов Coromandel в период между ноябрем 1748 года и августом 1753 года. Один из них купила маркиза де Помпадур (1721—1764), фаворитка Людовика XV (1710—1774), покровительница искусств и любительница роскошных предметов.
Делая этот комод, Бернар Ван Ризен Бург, должно быть, руководствовался размерами лаковых панно Coromandel, соответствовавшими конструкции создаваемого предмета, так же, как и формой золоченого бронзового декора. Он, по-видимому, тщательно подбирал части лаковых панно с интересными художественными сюжетами, чтобы использовать облицовку для центральной части и боковых сторон. Изображение с пятью фигурами, например, было выбрано для центральной части фасада. Панели были урезаны горизонтально и слегка выгнуты, чтобы соответствовать фронтальным выдвижным ящикам комода.
Можно предположить, что лаковые панели, получаемые с конца XVII столетия в виде комнатных ширм Coromandel, были скорее высоки, чем широки. Возможно, этим объясняется, почему разрознены фигуративные сцены, а также урезаны и изогнуты части ширм, использованные для облицовки центральной поверхности. Прямоугольные части лаковых панно с фантастическими животными на фоне живописных пейзажей выбраны для боковых криволинейных сторон. Эти фрагменты панно были недостаточно большими, чтобы покрыть всю сторону, поэтому их дополнили черными лаковыми поверхностями, выполненными в европейской технике братьев Мартэн (vernis Martin). Эти части мастер выкрасил в соответствующей китайскому лаку цветовой гамме. Кроме того, он очень реалистично воспроизвел цветочные мотивы китайских панно, нарисованных с имитацией потрескавшегося лака.
Изящные завивающиеся бронзовые накладки тоже играли важную роль в художественном образе предметов Бернара Ван Ризен Бурга. Их изгиб определял форму выдвижных ящиков, фронтальной части и центральных орнаментальных накладок, составленных из рокайльных С и перевернутых С — мотивов, визуально разделяющих фасад комода на три части. Вполне вероятно, что мастер использовал уже имевшиеся у него бронзовые элементы, которые в определенной степени повлияли на композиционное и художественное решение комода.
Интересно, что ящики этого комода — без ручек, их невозможно открыть без ключа. Это было довольно непрактично, если принять во внимание, что предмет обозначен мастером как комод, то есть «удобный». Такая деталь свидетельствует о том, что комоды в середине XVIII века стали очень фешенебельными предметами обстановки и скорее служили показателем благосостояния владельца, чем использовались по своему функциональному назначению.
С обратной стороны комода можно четко увидеть тщательно выполненный фигурный каркас с заключенными в конструкцию панелями. Этот тип конструкции характеризует высококачественную работу краснодеревщика.
Комод, хранящийся в Metropolitan Museum, с крышкой алепского мрамора, соответствует двум комодам с лаковыми панно Coromandel, которые Лазар Дюво продал мадам де ла Рейн (в 1748 и 1753 годах). Комод из музея, судя по стилю, выполнен в 1740 — 1745 годах и мог быть одним из тех, что купила мадам де ла Рейн (второй комод, возможно, находится в частной коллекции). До приобретения этого комода мистером и миссис Лесли Шафер в Нью-Йорке в 1947 году он находился в двух известных парижских коллекциях Антуана-Альфреда Ажено, герцога де Грамон (1851—1925) и барона Эдмонда Ротшильда (1845—1934).
Бернар III VAN RISEN BURGH
Сын Бернара II, Бернар III Ван Ризен Бург, работал сначала с отцом, а после его смерти продолжил его дело под руководством матери, которая унаследовала все имущество и права мужа и использовала то же клеймо, — это разрешали корпоративные правила. Бернар III никогда не добивался звания мастера. Несколько предметов периода правления Людовика XVI с клеймом BVRB — комоды, высокие буфеты массивных форм, бюро-цилиндры — могут рассматриваться, как принадлежащие Бернару III Ван Ризен Бургу.
В 1780 году, после кончины матери, Бернар III оставил дело краснодеревщика, чтобы посвятить себя скульптуре. Умер он в 1800 (1799) году.
Нина ГАНЦЕВА, Андрей МАШАКИН
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 54 (январь-февраль 2008), стр.30