Гравюра давно стала предметом собирательства и коллекционирования.
Как правило, любители графического искусства стремились составить собрание листов, изданных известными граверами или относящиеся к раритетам. Среди многообразия гравированных произведений можно выделить особую тему, связанную с ведутой, то есть видом того или иного архитектурного ансамбля, снятым с натуры и доработанным в мастерской. В ведуте же есть и более узкое направление — изображение монастырского ансамбля.
Гравюра не стала первооткрывателем этого жанра. С XVI века в русских иконах, посвященных русским святым, появились изображения монастырей. Преподобный предстоял Господу на фоне схематически переданного вида обители, основателем которой он был.
На протяжении двух веков Нового времени инициаторами создания изображения своего монастыря были его руководитель с братией. Цель такого заказа определялась разными задачами. Видовую гравюру могли подносить важному лицу, могли создавать в связи с каким-либо особым событием или обновлением архитектурного облика монастыря, могли делать ее и для продажи в самой обители как памятный, сувенирный лист.
Ведута во многом связана с культурой путешествий и понятием исторической достопримечательности конкретного города или места. Гравюры с видами монастырей в первую очередь появились в результате паломничества по Святым местам. В XVIII веке в эту сферу вошли и русские обители, такие, как известнейшие и крупнейшие Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры, Соловецкий монастырь.
Как самостоятельная тема монастырский вид связан преимущественно с гравюрой. В XVIII веке она редко привлекала внимание граверов. Наиболее известные ранние виды восьми московских монастырей сопровождают панораму Москвы, гравированную П.Пикартом и П.Бликландом в 1708 —1709 годах. В нижней, приклеивающейся части, в отдельных окнах, разделенных декоративными пилястрами, помещены виды Новодевичьего, Андреевского, Спасо-Симонова, Донского, Воскресенского, Спасо-Нового, Данилова и Покровского монастырей. Они продавались и как самостоятельные виды. В них впервые в русском искусстве изображение архитектурного ансамбля построено по законам прямой перспективы с развитым глубоким пространством. Наряду с этой схемой пространственного построения в гравюре использовалась и старая иконная система, в которой произошли изменения в способе передачи пространственных связей на основе прямой перспективы.
В первой трети XVIII века И.Ф.Зубов выполнил два заказных вида Троице-Сергиевой Лавры. Один из них — с предстоящими фигурами преподобных Сергия и Никона Радонежских, размером в лист — использует схему перспективного изобразительного плана, показанного с высоты птичьего полета (илл. 1). Другой, трехлистовой, представляет панораму монастыря с восточной стороны. В ней был составлен новый тип монастырской ведуты: над монастырем, в небесном сиянии, помещалась главная монастырская икона или изображение Господа Саваофа, которым на облаках предстояли основатели обители и местночтимые святые. Гравюры сопровождали тексты, помещенные в картушах, развернутых свитках и комментариях под изображением. В видах Троицкого монастыря, например, это молитвенное обращение преподобного зачинателя к братии и молитва к преподобным Сергию и Никону Радонежским о заступничестве в бедах и войнах.
Известно несколько гравюр с видом Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря на Белом море. Еще в 1686 году В.Андреев создал гравюру с видом этой обители. 1705 годом датируется вид северной обители, гравированный Леонтием Буниным. В 1744 году братья Алексей и Иван Зубовы гравируют на семи досках вид монастыря со сценой Преображения и предстоящими преподобными Филиппом, Зосимой, Савватием и Германом. Эта гравюра больше известна в переделках конца XVIII — начала XIX века. На следующий год Дмитрий Пастухов выполнил двухлистовую гравюру, в которой вид монастыря — позади молящихся Св. Зосимы и Савватия Соловецких (илл. 2). В 1768 году над большим видом Соловецкого монастыря трудился Михаил Махаев, гравировавший доску «тщанием и иждивением сия обители Архимандрита Досифея с братиею». Композиция махаевской гравюры напоминает житийную икону с клеймами вокруг средника, в которых помещены сцены из жития Св. Зосимы и Савватия. Он же вместе с В.Усачевым и С.Лапкиным в 1762 году сделал подносную гравюру с изображением Троице-Сер- гиевой пустыни под Петербургом, где изображение пустыни заключено в пышную барочную раму. Гравюра, заказанная архимандритом Троице-Сергиевой лавры Лаврентием с братиею, оформлена как прославляющий императрицу Екатерину II тезис; ее сопровождают поэтические вирши и поясняющий появление гравюры текст посвящения (илл. 3).
Две гравюры выполнил Мартын Нехорошевский вид Кирилло-Белозерского монастыря 1742 года на четырех листах и Калязинского Макарьева монастыря с предстоящим преподобным Макарием Калязинским на двух листах, изданных по заказу архимандрита Варлаама в 1759 году.
В состав серии московских ведут, гравированных офортом и раскрашенных акварелью Франческо Кампорези в 1780—1790-х годах, включен вид Спасо-Андронникова монастыря на Рогожской. Он снят со стороны старых южных ворот с надвратной Рождественской церковью незадолго до их разбора и строительства новой высокой (снесенной в XX веке) колокольни (илл. 4). Известный гравер-портретист второй половины XVIII века Иван Розонов в 1787 году по заказу благотворителей тоже награвировал редчайшую ведуту «Вид общежительного новопостроенного Рождества Пр. Богородицы Санакгарского монастыря состоящего от ограды Темникова в трех верстах...», над которой он работал по рисунку иеромонаха Филарета.
В конце XVIII и особенно в XIX веке менялась ситуация в паломнической жизни русских людей. Постепенно паломничество приобрело более мирской характер, став путешествием по святым местам не только во имя духовного обновления и просветления, но и ради повышения образовательного и культурного уровня путешественников. В связи с этим появились путеводители и исторические описания обозреваемых мест. Стремление сохранить в памяти увиденное способствовало распространению ведуты. В XIX веке уже не создавали огромные многолистовые гравюры. Размер ведутных листов становился камернее, хотя в первой половине того столетия еще выполняли видовые гравюры размером в лист. Появились маленькие или не очень большие гравюры, предназначавшиеся для книг и альбомов.
В начале XIX века, после окончания ландшафтного гравюрного класса Академии художеств, начали работать его выпускники. Наиболее известными граверами стали И.В.Ческий, А.Г.Ухтомский, С.Ф.Галактионов, И.Д.Теле- гин. Большие листовые ведуты и виды для иллюстрирования книг известны в творческом наследии И.В.Ческого и А.Г.Ухтомского. Но и в их творчестве монастырские видовые гравюры были немногочисленны. Ранняя работа И.В.Ческого с видом Коневского Рождественского монастыря, сделанная по рисунку Г.Сергеева, датируется 1812 годом (илл. 5). Ее «издал подаянием Строитель иеромонах Иларион с братиею». Используя схему перспективной панорамы, гравер передает обширный первый план берега с кулисой дерева справа, мелкую волну залива с пристанью и парусными лодками. Вдали, на холмистом острове, высится ансамбль монастыря со строгой архитектурой ограды, входных ворот с надвратной колокольней и пятиглавым огромным собором. Известны еще три гравюры И.Ческого. Он резал вид Новгородского Юрьевского монастыря для книги 1830 года «Устав Новгородского первоклассного Юрьева монастыря», изданной в Москве; по рисунку архитектора Васильева в 1841 году исполнил вид Иркутского Вознесенского монастыря со стороны реки Ангары; в следующем году он гравировал вид церкви на Голгофе, в Иерусалиме, по рисунку М.Воробьева.
Крупнейший гравер первой половины XIX века, жизненный и творческий путь которого связан с Академией художеств, А.Г.Ухтомский несколько раз выполнял монастырские заказы для подношения высоким особам. Он работал в содружестве с рисовальщиками И.К.Каулиным, М.Н. Воробьевым, Ф.Шмелевым, П.Е.Заболоцким. В 1816 году был отпечатан вид Макарьевского Желтоводского монастыря. Работа над двумя видами Кирилло-Новоезерского монастыря относится к 1820 и 1823 годам. Особенно эффектны виды Югской Дорофеевской пустыни (1824), Саровской пустыни (1834) (илл. 6) и Тихвинского Большого монастыря (1837), отпечатанные в большой лист. Обширные панорамы в работах А.Г.Ухтомского отличает глубокое уравновешенное пространство, в котором на границе земного и небесного, в тишине уединения предстает монастырский ансамбль.
Следует назвать имена граверов, которые лишь однажды работали над монастырскими видами. В совокупности их ведуты представляют значительную часть обителей России — от таких известных, как Троице-Сергиева Лавра, ло малоизвестных или забытых в наше время, как Бирлюковская и Борисовская Тихвинская пустыни (илл. 7), Новгородский Сковород- ский и Николо-Пешношский монастырь. А.Ф.Степанов, И. К. Стадлер, А.А.Осипов, С.Никифоров, И.Саблин, А.А.Флоров, А.М.Шелков- ников, Б.Г.Федоров, И.Шелковников, С.Милославский составляют плеяду граверов, воплотивших в своих листах образ православной Руси, в культуре которой монастырский пейзаж был одной из частей национального ландшафта, составляя его духовную сферу.
Более десяти монастырских видов можно насчитать в творческом наследии гравера Александра Афанасьева, работавшего в первой половине XIX века. С 1825 по 1859 год он выполнил ведуты таких известных обителей, как Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, Симонов (илл. 8) и Спас-Андронников монастыри в Москве, северный Соловецкий и южный Корсунский старообрядческий монастыри. Виды Николо- Пешношского и Стефано-Махрищского монастырей показывают обители, в создании которых участвовал преподобный Сергий Радонежский. Листы с изображениями Старо-Голутвина монастыря в Коломне, Луховицкого монастыря преподобного Тихона Луховицкого, скита Св. Иоанна Предтечи при Оптиной пустыни под Козельском передают старинные виды вновь возрождающихся духовных комплексов. Появление в начале XIX века новой техники литографии и последовавшее ее широкое распространение необычайно активизировали издательскую деятельность и в России. Различные литографские заведения включали в свои издания и монастырские виды.
Печатные заведения А.И.Абдуловской, И.П.Бегрова, В.Бахмана, М.Бергмана, А.Вафоломеева, В.Дмитриева, А.Ерина, Р.Гундризера, Лапинга, Кирстена, знаменитые типографии Поля Пети и А.Дарленга, Я.Борисоглебского — в Шуе и И.А.Голышева — в Метере, Э. Лилье, И.Медведева, А.И.Морозова, A. П.Руднева, И.Д.Сытина, Д. Сироткина, Е.И.Фесенко, К.Штремера, К.Эргот — лишь небольшая часть частных предприятий, работавших в разные периоды на протяжении столетия. Литографские мастерские создавались и при государственных учреждениях. В Управлении Главного штаба, Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, Управлении Главного штаба Восточной Сибири в Иркутске занимались изданием художественных литографий. Действовали литографские мастерские и в монастырях; в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах, Серафимо-Дивеевском и Соловецком монастырях выходили различные издания.
В многочисленных литографиях с монастырскими видами была воссоздана обширная и многоликая панорама христианского мира России. В них использовались те же системы построения пространства, которые были известны и в гравюре. Наиболее существенная проблема литографированных видов — определение авторства. Как правило, имена мастеров проставлены в надписях лишь в редких случаях. Издательские надписи включали цензорское разрешение с годом и местом издания, на изображении есть единичные подписи художников-литографов. Скорее всего, такое положение объясняется проблемами авторства в церковном искусстве. Выявить имена мастеров помогают архивы цензурных комитетов, которые давали разрешение на любое издание. В.Барвитов, П.И.Балашов, П. Белопольский, П.Боклевский, П.ф.Борелщ П.Виктор, Пашкин, И.И.Селезнев, А.Скино, П.Смирнов,
Известный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь и Всехсвятский скит (илл. 11) при нем были отлитографированы крупным мастером П.Борелем и изданы в печатне В.Дарленга в 1850 году по случаю открытия пароходного сообщения с дальним островом Ладожского озера. В больших по формату литографиях видам присуща некая молитвенная покойность уединения в торжественности природы.
Поражает величием вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии, изданный Полем Пети в 1851 году в пользу монастыря. Автор- литограф этого листа неизвестен. Вид монастыря показан в момент Крестного хода, заканчивавшегося на воде Северного Донца, в прибрежной скале которого и была основана пустынь в первой половине XIII века. Облик этого монастыря запечатлен неизвестным рисовальщиком в литографии, отпечатанной в 1865 году мастерской А.И.Руднева в Москве (илл. 12). Глубокое открытое пространство первого плана листа рождает ощущение огромности и единства природного и преображенного мира.Накануне 200-летия со дня основани Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сооруженного патриархом Никоном как Российский Иерусалим, в 1852—1854 годах над видами обители работали рисовальщик Дмитрий Струков и литограф Александр Скино. Виды, снятые с юго-западной (илл. 13), северо-западной, восточной сторон, а также сочиненный вид монастыря с похоронами патриарха Никона составили панораму удивительной местности, похожей на древний Иерусалим и преображенной по мысли и воле патриарха-реформатора в подобие христианского палестинского первообраза на русской земле.Эти два рисовальщика создали и другие монастырские виды. В изданиях «Школы рисования» 1850-х годов были помещены панорамные виды двух знаменитых пустынь — Оптиной, под Козельском, и Саровской, недалеко от Арзамаса. В 1849 году они же по заказу Троице- Сергиевой Лавры отпечатали литографию с видом лаврских церквей, показанных от Красных ворот. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, маленькая Михеевская церковь, комплекс Троицкого собора и Никоновской церкви, церковь Сошествия Святого Духа составили панораму ведуты. Подпись А.Скино стоит и на большом (1850) виде Вознесенской Давидовой пустыни, находившейся в Серпуховском уезде Московской губернии и основанной учеником преподобного Пафнутия Боровского преподобным Давидом в 1515 году. Издание было связано с завершением перестройки монастыря, в результате которой обитель приобрела новый архитектурный облик.
Многочисленны изображения Троице-Сергиевой Лавры. Над видами обители преподобного Сергия Радонежского работали не только в России. Альбомы, в которые помещали отдельные виды Лавры или которые целиком посвящали ей, издавались и в Париже. Широко известен вид, литографированный Л.П.Л.Бишебуа (илл. 14). Литография, представлявшая обитель с юго-западной стороны, была издана в 1855 году известной печатней А.П.Руднева в Москве. Самый большой комплекс ведут Лавры и расположенных вблизи Спасо-Вифанского монастыря, Гефсиманского и Черниговского скитов, Параклита и Киновии, а также Хотьковского Покровского монастыря создали мастера литографской мастерской Лавры. Они были изданы в период с 1840-х до 1880-х годов. Сейчас известны некоторые имена рисовальщиков, участвовавших в исполнении этих листов. М. Бадалов работал над некоторыми видами и обители, и скитов в 1849 —1861 годах (илл. 15). Вместе с ним литографированием занимался П.Белопольский, сделавший большой вид монастыря от Трапезной палаты. Большую часть монастырских видов, как Лавры, так и других российских обителей, выполнил И.И.Старченков, который трудился в мастерской в 1861—1883 годах. Монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским и получивший в 1744 году официальный титул Лавры, предстает на листах во всем многообразии своих ликов.
Панорамные виды с восточной, южной, юго-восточной и юго-западной сторон (илл. 16), откуда Лавра видна вознесенной на высоком холме, дополняют виды храмов внутри обители (илл. 17). Заканчивают видовой обзор святыни литографии с интерьерами Троицкого собора, Никоновской церкви, Максимовской часовни и Серапионовой палатки (илл. 18), где находились особо почитаемые гробницы известных радонежских чудотворцев и преподобных.
Ведуты более сорока монастырей выпустила литографская мастерская Троице-Сергиевой Лавры.
Виды Введенской Оптиной пустыни (илл. 19) и ее скита, Задонского монастыря, основанного Св. Тихоном Задонским, Красногорского Богородицкого монастыря в Архангельской губернии, Макарьевской Решемской пустыни в Костромской губернии, Соловецкого Спасо-Преображенского и Суздальского Спасо- Евфимиева монастырей, Корнилиева-Комельского и Павло-Обнорского, Петропавловского монастырей, Зосимовой, Исаковой и Тихвинской пустынь и многих других, в том числе Святой горы Афон и Русского Андреевского скита на этой горе (илл. 20), передавали изображения знаменитых, почитаемых, а сейчас во многих случаях забытых и даже разрушенных монастырских ансамблей России.
В Москве была хорошо известна мастерская А.И.Абдуловской. В 1873 году она издала литографию с видом знаменитого Донского монастыря в Москве, который зарисован очень тщательно и показан с высокой точки зрения по схеме изобразительного перспективного плана (илл. 21). Вид другого древнего московского монастыря — Данилова — был выпущен в 1857 году мастерской В.Бахмана. Широкая панорама монастыря предстает с юго-восточной стороны от берега Москва-реки (илл. 22).
В творческом наследии П.И.Балашова тоже есть виды монастырей. Особенно известен альбом 1862 года видов острова Валаам, Валаамского монастыря, Всехсвятско- го, Никольского и Александро-Свирского скитов, Дама- скиновой пустыни. Альбом делали по случаю посещения и присутствия на Святом острове императорской семьи Александра II, поэтому в него включены и литографии с изображениями царской семьи во время поездок по острову и пребывания на церковных службах и молебнах.
Невозможно назвать полный комплекс монастырских ведут, созданных в графике за два предреволюционных столетия. Это объясняется незначительным интересом к поиску и изучению как гравюр, так и литографий. Еще больше осложняет положение собирателей отношение к графическому материалу в прошедшие века, когда их хранили не столь бережно, как, скажем, портреты. Разошедшиеся из монастырских лавок по городам и весям России, эти листы висели на стенах до тех пор, пока не теряли своего привлекательного состояния. Но комплекс монастырских ведут обширен. В начале XX века в России насчитывалось более полутора тысяч монастырей, большая часть которых хотя бы один раз была запечатлена в гравированных или литографированных видах. Тем самым собирательская деятельность в этой теме может быть увлекательна и сопряжена с определенными трудностями и счастливыми находками.
Мастерская.
Оксана ЗАРИЦКАЯ
АПРЕЛЬ 2005
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ