Его картины вроде бы нельзя назвать работами «неизвестного» художника: те, что встречаются на антикварном рынке, подписаны — многие и датированы. Но что мы можем вспомнить о нем, прочитав в правом нижнем углу подпись «Вл.Федоровичъ» и дату «1917» ? Почти ничего. Так что, по сути, для многих Федорович остается «неизвестным» художником.
Поскольку в последние годы на антикварном рынке все чаще появляются работы таких художников, как Федорович, любая дополнительная информация об их творчестве, любые новые факты их биографии могут оказать существенную помощь антикварам и знатокам живописи в определении художественного уровня их произведений, их стоимостной оценки.
Виденная много раз, известная до мельчайших подробностей работа, подписанная Владимиром Федоровичем и датированная 1917 годом, находящаяся в частной коллекции, всегда вызывала желание узнать, кто этот художник, как он жил, в каких жанрах работал, что написал еще? Каково его место среди других мастеров живописи начала XX столетия? Какую информацию можно было извлечь из самой картины?
Выбор мотива и композиции, общий характер рисунка, выраженный в том, как написаны ветви дерева, водная гладь, чуть подернутая рябью, в сиреневатых и розоватых солнечных бликах — все говорит о связи художника со стилистикой модерна и символизма. Об этом свидетельствует и глубокий, решенный в едином цветовом ключе зелено-синий колорит. Обобщенность форм, ярко выраженная лини- арность, некая внутренняя вялость, стремление к декоративности — и есть приметы стилистики модерн. Внутренний настрой работы, задумчивость, погруженность в мечту говорят о присутствии символистических настроений. Картина выписана широкими мазками, иногда несколько пастозными: автор играет фактурой, но в то же время письмо достаточно тонкослойное: он не накладывает один мазок на другой, а кладет их рядом, один за другим. Художник создает романтический образ природы, придавая определенную интимность настроению. Он не выступает в роли исследователя, а передает свое впечатление, наслаждаясь прелестью схваченного момента, сочетая натуральность видения с декоративностью. Элегическое настроение пейзажа, минорная мечта о прекрасном — вот чему подчинены ритмика рисунка и декоративность общего решения.
Эти выводы вполне вписываются в интересующий нас временной отрезок. В 1917 году модерн как стиль уже состоялся в России, и художник в полной мере использует его приемы и особенности.
Картина выполнена в технике масляной живописи на грубом холсте простого полотняного плетения. Подпись нанесена коричневым пигментом, лежит на красочном слое под авторским лаком. Написание букв имеет ярко выраженную особенность — удлиненные вертикальные линии. На обратной стороне совершенно отчетливо можно прочесть две надписи, сделанные черным карандашом: «Куинджи общ.» — на верхней горизонтальной планке рамы и «Вл.Федоровичу 1917, № 2» — на нижней горизонтальной планке. Имя художника написано с теми же отличительными особенностями, что и на самой картине. Очевидно, что надпись сделал сам художник, и рама относится к тому же времени. Если предположить, что работа экспонировалось на выставке, то эти надписи легко объяснимы.
В справочнике по русскому искусству «Золотой век» художественных объединений в России и СССР (1820— 1932) и в «Списке русских художников», составленном С.Н.Кондаковым к 245-летию Академии художеств, удалось обнаружить краткие сведения: «Федорович Владимир Николаевич. Родился в 1871 году. Ученик А.Х. с 1894 по 1900 год. 2 (12) ноября 1900 года присвоено звание художника за картины «Лес» и «Утро».
Владимир Федорович поступил в Академию в переломный для нее 1894 год, именно тогда была проведена реформа, в частности, ее учебной части. При Академии было учреждено Высшее художественное училище с мастерскими ведущих художников. Бывшие передвижники, которые долгое время были в открытой конфронтации с Академией, стали обучать молодое поколение художников. Так, были образованы мастерские И.Г.Репина, А.И.Куинджи, А.А.Киселева, Н.Н.Дубовского и др. У кого мог учиться Федорович? Репин не вел пейзажного класса, Куинджи преподавал там не более трех лет и какое-то время мог учить Федоровича. Однако наиболее вероятно, что это был А.А.Киселев, который преподавал в Академии до 1911 года и вел пейзажный класс. Подтверждение этому нашлось в энциклопедии «Товарищество передвижных художественных выставок» 1871—1923 гг. (Г.Б.Романов. СПб., 1998), в которой сказано, что В.Н.Федорович был экспонентом ТПХВ и учился в мастерской А.А.Киселева с 1894 по 1900 год. Из состоявшихся художников, обучавшихся в Академии в те же годы и окружавших Владимира Федоровича, можно вспомнить И.С.Горюшкина-Сорокопудова (уче- ника Репина, художника исторического жанра), В.И.За- рубина (ученика Куинджи, мастера яркого романтического темперамента и декоративного дарования), Ивана Колесникова и др.
Получив в 1900 году звание художника, Федорович становится постоянным экспонентом «Весенних выставок» картин в залах Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга вплоть до их закрытия в 1918 году. Они были учреждены по инициативе А.И.Куинджи взамен ежегодных академических. Он же был почетным председателем комитета, избиравшегося из числа экспонентов, который отбирал произведения. В выставках обычно участвовали от 130 до 160 художников, среди них: К.Я.Крыжицкий, Н.К.Рерих, А.А.Рылов, М.С.Суд- ковский, К.Ф.Богаевский, В.И.Пурвит, К.К.Вроблевский и другие, в том числе и В.Н.Федорович.
С первых лет тон на выставках задавали ученики и последователи Куинджи. Из-за постоянства основного состава и устойчивого индивидуального характера выставок современники стали воспринимать «весенни- ков» как членов некоего художественного объединения. По предложению Куинджи в помещении АХ устраивали «среды», на которых могли присутствовать все участники выставок. «Среды» стали предшественниками клубных собраний возникшего в 1910 году общества им. А.И.Куинджи, в работе которого активно участвовал Федорович.
В 1904 году Куинджи пожертвовал 100 тысяч рублей на учреждение при «Весенней выставке» конкурса его имени. Согласно действовавшему законодательству, это придавало выставкам особый статус и делало их независимыми от Совета АХ (отныне ликвидировать выставку можно было только по Высочайшему указу). Целью конкурса была «своевременная поддержка талантов и поощрение к благородному соревнованию в плодотворной работе на пользу русского искусства». Претендовать на премию могли только молодые художники, «имеющие академическое звание или выставляющие свои произведения не более 15 лет». Владимир Федорович неоднократно удостаивался премий различных степеней.
Он участвовал практически во всех «Весенних выставках», кроме той, что состоялась в 1913 году в Москве, в галерее Ле Мерсье на Петровке, и была вообще малопредставительна.
На выставке 1917 года он экспонировал десять работ. Если предположить, что рассматриваемая нами картина там выставлялась, то несколько названий из списка представленных работ можно было бы отнести к ней: «На озере» (этюд), «Летним вечером» (этюд), «Тишина». Однако этюдной картину назвать нельзя — она выглядит законченной и хорошо прописанной. Скорее всего — это «Тишина». Принимая во внимание надписи, сделанные на обороте рамы, с определенной долей уверенности можно утверждать, что именно эта картина экспонировалась на выставке 1917 года под названием «Тишина». К сожалению, из-за отсутствия иллюстраций (не все экспонировавшиеся работы были воспроизведены в иллюстрированных каталогах) нельзя ни категорично это утверждать, ни полностью исключить такую возможность.
Судя по названиям картин, все они относятся к пейзажному жанру, а отследив по выставочным каталогам, начиная с 1900 года, работы Федоровича, можно с уверенностью сказать, что пейзаж — его основная тема. «Последний лист», «Первый снег», «Над рекой», «Ясный денек», «Тишина» — лишь несколько из многих названий, в коих улавливаются романтический настрой, лиризм и элегическая отстраненность как составляющие образов в его произведениях.
В каталогах «Весенних выставок» удалось найти репродукции только двух ранних произведений художника: картина под названием «Тихо», представленная в 1904 году, и «Север (Элегия)», экспонировавшаяся в 1905 году. К сожалению, черно-белое воспроизведение не может дать полного представления о работах. Однако нельзя не отметить настроения, которым пронизаны обе картины, — печаль, лиризм и задумчивость самой природы. Даже в названии отражен заложенный автором смысл — не «Тишина», а «Тихо»... Художник словно призывает зрителя остановиться и прислушаться.
Манера письма, художественные приемы, стилистика этих произведений вполне соответствуют рассматриваемой нами картине и вписываются в уже сказанное о творчестве Федоровича. Кроме того, на обеих картинах отчетливо видна подпись автора со всеми присущими ей особенностями, что не оставляет сомнений в том, что все три работы выполнены одним мастером.
Владимир Федорович был плодовитым, много трудившимся и много выставлявшимся художником начала XX века. На каждой выставке он представлял несколько своих работ, и порой их число доходило до 36, как, например, на 1-й выставке картин «Общины художников» в 1917 году, состоявшейся во Дворце искусств. Художник участвовал в ней как действительный член этой Общины.
В том же 1917 году Федорович — постоянный экспонент выставок «Товарищества передвижных художественных выставок»; он принял участие и в 45-й выставке Товарищества, проходившей в залах Общества поощрения художеств. В каталоге этой выставки удалось найти еще одно воспроизведение его работы — картины «В феврале».
По всей видимости, Владимир Федорович был довольно деятельным человеком. В разные годы он работал в различных художественных объединениях, таких, например, как «Общество взаимного вспомоществования русских художников», которое было основано в Санкт-Петербурге в 1871 году и просуществовало до 1918 года.
Также Федорович был членом-сотрудником «Товарищества художников», основанного в 1904 году группой во главе с Р.А.Берггольцем и просуществовавшего до весны 1924 года. С 1904 года Товарищество устраивало «Весенние» и годичные выставки, а с 1909-го — «Осенние», которые пользовались неизменным успехом у публики и экспонентом которых часто выступал Владимир Федорович. В числе других членов-сотрудников и действительных членов Товарищества были: Ю.Ю.Клевер (отец), Ю.Ю.Клевер (сын), И.Е.Краяновский, В.И.Зарубин, А.Ф.Белый, А.В.Маковский и другие.
Выставки проходили в залах Императорского общества поощрения художеств, на Морской, 38. На осенних выставках 1912 и 1913 годов Федорович выставил несколько этюдов. Он участвовал и в XIII годичной выставке Товарищества, которая прошла весной 1916 года в Петрограде.
Каталоги выставок позволили установить и места проживания художника. Сначала (с 1900 года) в разделе «адреса экспонентов» значилось: Новгород, Тёсово, усадьба «Сёлы», а с 1912 года были указаны различные адреса в Санкт-Петербурге, позже — Петрограде, еще позже — Ленинграде. Последний известный адрес: Васильевский остров, Тучкова набережная, д. 14, кв. 9. Имение «Сёлы» в Новгородской губернии было, возможно, его родовым гнездом, где художник родился и вырос.
Следует отметить, что среди произведений художника много этюдов. И это закономерно, поскольку начало XX века характеризуется бурным развитием этюдной живописи. Художников уже не удовлетворяла работа в мастерских, где гасли и тускнели краски, такие светлые и живые в самой природе. Они стали предпочитать работу на открытом воздухе. Отсюда постоянные разъезды художника, что видно из названий его картин — «Ясная Поляна», «Валаам», «Финляндские пейзажи», «Новгородские этюды», и это далеко не полная география работ Федоровича. Его, как и многих других живописцев, привлекало то, что лежит в пределах возможности этюдной живописи, а именно — свежесть, единство освещения и колорита, тонкая передача состояния природы. Стремясь отразить изменчивость природы на холсте, в натурном этюде, художник сосредотачивает внимание не столько на изучении отдельных предметов, сколько на передаче общего, объединяющего все компоненты состояния природы в конкретный момент. Когда вы любуетесь каким-либо пейзажем, вы воспринимаете его целиком, окунаетесь в эмоции, которые он вызывает, и вас не интересует, как выглядит отдельная травинка, или цветок, или куст, — вам важно впечатление от увиденного в целом. Это и стремились передать художники начала XX века. Этим объясняется обобщенность форм, невыписанность каждого отдельного элемента пейзажа и в работах Федоровича.
Нельзя обойти вниманием и участие художника в деятельности Общества имени А.И.Куинджи, основанного в 1909 году по инициативе и на средства Куинджи его учениками, которое должно было стать профессиональным союзом художников разных школ и направлений.
В конце 1909 года, после неудачных попыток куинджистов сформировать задуманный союз на основе «Весенних выставок», группа во главе с К.Я.Крыжицким заявила о создании Общества в честь А.И.Куинджи, который пожертвовал в пользу нового общества 150 тысяч рублей и 225 десятин земли в Крыму (Форос). В марте 1910 года, незадолго до смерти, Куинджи составил завещание, по которому в пользу Общества переходил весь его почти миллионный капитал. В 1910 годы в Обществе было от 80 до 100 действительных членов, многие из которых одновременно состояли в различных петербургских объединениях (Товарищество художников, Санкт- Петербургское общество художников и др.). Наряду с членами-учредителями видную роль в нем играли и многие другие художники, в числе которых был и Владимир Федорович.
Поскольку одной из задач Общества было оказание материальной и иной поддержки всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам, оно выдавало пособия нуждающимся живописцам и ежегодно закупало картины на выставках для безвозмездной передачи музеям. В этой связи интересны две выставки: выставка картин Общества имени А.И.Куинджи 1927 года, в Ленинграде, и Выставка живописи и акварели из фондов Краснодарского художественного музея имени А.В.Луначарского в 1955 году. На первой была представлена картина Владимира Федоровича «Утро ранней весны». В каталоге значилось, что картина — собственность городского музея г. Костромы. На другой выставке экспонировалась его «Северная элегия», которая хранилась в Краснодарском художественном музее. По всей видимости, на «Весенней выставке» 1905 года выставлялась именно эта картина, иллюстрация которой опубликована в каталоге. Сегодня, как стало известно из каталога Краснодарского музея за 1979 год, в нем хранится шесть работ художника. В городском музее Костромы — две картины.
В рамках Общества его члены собирались по пятницам. С началом Первой мировой войны «пятницы» приобрели характер литературно-художественных вечеров, целью которых был сбор средств раненым. На вечерах выступали выдающиеся артисты и литераторы того времени: А.Я.Ваганов, Т.П.Карсавина, Е.П.Корчагина-Александровская, И.И.Мозжухин, Ф.И.Шаляпин, Н.А.Теффи и др.
После революции 1917 года Общество продолжало работать. Денег, завещанных Куинджи, уже не было (в 1918 году капитал Общества был национализирован) и приходилось с трудом содержать Общество, оплачивать его небольшое помещение из средств, которые складывались только из членских взносов. Художник Аркадий Рылов в своих воспоминаниях, относящихся к послереволюционному времени, пишет, что по средам и пятницам в помещении Общества собирались художники — «худые, изможденные голодом, с опухшими лицами». И далее: «ни уличная темнота и жуть, ни шальные выстрелы, то и дело раздававшиеся в потемках, не останавливали художников, спешивших вечером в среду своих товарищей, в уютный уголок к кипящему самовару, где можно поговорить о своих изоделах, поспорить, поиграть в шахматы». Среди постоянных участников таких вечеров А. Рылов называет и Федоровича: «А вот стоит группа и в ней пейзажисты Иван Колесников и Володя Федорович, баталист Владимиров с трубкой, Першин и Белый».
Оказывая неоценимую помощь, воспоминания современников порой преподносят и сюрпризы. Так, из тех же воспоминаний Аркадия Рылова стало известно, что Владимир Федорович преподавал в знаменитой рисовальной школе Общества поощрения художеств. Как пишет Рылов, после назначения Н. К. Рериха на пост директора школы начались масштабные изменения: «талантливый и энергичный молодой Рерих сразу принялся за реформы». Например, он восстановил педагогический совет, учредил класс рисования животных, назначив руководителем А. Рылова. Каждый год в школе открывались новые классы и художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей из приглашенных выдающихся художников. Постепенно в преподавательском составе появились такие художники, как Белый, Билибин, Бобровский, Вахрамеев, Вроблевский, Клевер, Кардовский, критик С.Маковский, палехский живописец Тюлин и другие.
В 1913 году принял приглашение и Владимир Федорович. В конце 1917 года школа закрылась за неимением средств на свое содержание. Однако силами трех художников-энтузиастов, которые решили во что бы то ни стало воскресить школу, с великим трудом удавалось поддерживать ее слабый пульс. Это были А.Р.Эберлинг, В.И.Траубенберг и А.Ф.Белый. Вместе с учениками они таскали обмерзшие дрова, пилили их, сами топили печи и преподавали. Белому удалось добиться утверждения плана и программы художественно-промышленного техникума и получить ассигнование. Преподавать он пригласил нескольких товарищей, среди которых был Федорович. Приглашение приняли также Вахрамеев и Рылов. Школа ожила.
В ноябре 1917 года и мае 1918-го Общество имени Куинджи провело большие выставки, в которых участвовали почти все его члены, после чего жизнь в нем замерла. Возрождение началось с введением НЭПа. В 1922 году был утвержден новый устав, в котором провозглашались новые цели — «содействовать единению художников для развития художественно-просветительской деятельности путем устройства выставок, художественных мастерских, концертов и тем способствовать популяризации искусства среди широких масс народа».
В 1926 —1930 годах Общество ежегодно проводило большие выставки, в которых участвовал, и Федорович. Например, на выставке 1927 года художник представил 27 работ, среди которых были акварели из «путевого альбома»: «Агавы», «Кактусы» Сухумского ботанического сада «Сухумский дворик» и др., а также nature morte — « Антоновка».
В 1920-е годы в творчество художников активно вошла тема города, городского пейзажа, которая порой оттесняла сюжеты природы. Это явление не обошло стороной и Федоровича, который написал такие картины, как «Рассвет у Тучкова моста», «Улочка», «Задворки».
На выставке 1929 года художник показал несколько совсем новых для него работ: «Встреча «Красина» в Ленинграде. Ледокол «Красин» подходит к набережной Лейтенанта Шмидта 5 октября 1928 г.» или «Самолет Чухновского на палубе «Красина», сюжеты которых явно диссонируют с основной пейзажной тематикой художника, зато абсолютно созвучны его времени. Очевидно, влияние эпохи не обошло Федоровича стороной, диктуя художнику новые темы; и этими работами он пытался вписаться в новое время, найти свое место среди новых художников. Критика того времени постоянно напоминала, что «цель творчества — не только в непосредственной фиксации впечатлений, а в создании значительных по содержанию произведений, глубоко обобщающих жизненные наблюдения».
Тем временем нападки на Общество куинджистов продолжались и достигли апогея в 1930 году в связи с последней выставкой Общества, состоявшейся в залах Академии художеств. Куинджистов обвинили в «мелкобуржуазной идеологии» и «аполитичности». Летом 1930 года «левое» крыло куинджистов вместе с «Общиной художников» и «Обществом художников-индивидуалистов» организовало новое объединение — «Цех художников», в результате чего Общество имени А.И.Куинджи перестало существовать. Его имущество и великолепная библиотека перешли в собственность «Цеха», а собрание картин — в Русский музей.
Подтверждением того, что Владимир Федорович был активным экспонентом выставок различных художественных организаций и объединений, служат не только каталоги этих выставок, но и публикации того времени. Так, в статье Э.Голлербаха, опубликованной в «Казанском музейном вестнике» за 1921 год (№№ 3 — 6), имя Федоровича упоминается в связи со 2-й выставкой Общества художников-индивидуалистов, открытой в Петрограде в залах Общества поощрения художеств. Несмотря на общую негативную характеристику выставки, автор дает положительную оценку некоторым работам: «Талантливы, как всегда, портреты И.И.Бродского. Интересны работы П.П.Болотова, Р.Ленвина, В. Федоровича».
На выставке картин петроградских художников всех направлений 1919 —1923 годов, где Аркадий Рылов впервые представил публике свою картину «Свежий ветер», выступая от Общества им. А.И.Куинджи, Владимир Федорович представлял Общество передвижников работами «Жальник», «Финляндия» и «На озере».
В качестве члена ленинградской группы АХРР (Ассоциации художников революционной России) вместе с А.Ф.Белым, И.И.Бродским, А.И.Вахрамеевым, С.Ф.Колесниковым и другими Владимир Федорович принял участие в VIII Выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР», представляя Ленинград и Северо-Западную область.
Сведений о деятельности Владимира Федоровича в период с 1929 по 1935 год найти не удалось. Только на I Выставке ленинградских художников, открытой 24 апреля 1935 года в Ленинграде, снова экспонируются его работы. В Государственном Русском музее было представлено около 1000 произведений более чем 282 художников. Работы Федоровича экспонировались наряду с произведениями Ю.Ю.Клевера, И.И.Бродского. Б.М. Кустодиева и других известных художников.
На последнем, XVII Российском Антикварном салоне, проходившем с 23 по 31 октября в Центральном Доме художника, в одном из салонов Санкт-Петербурга была выставлена картина Владимира Федоровича «Над гладью вод», датированная 1910 годом и с атрибуцией Русского музея, в которой указывались годы жизни художника 1871 — 1941 (?).
В экспертном заключении говорилось о том, что был проведен сравнительный анализ данной работы с произведениями художника, хранящимися в Русском музее, из чего следует, что в собрании музея есть картины Федоровича.
В последнее время на антикварном рынке все чаще появляются его работы, все больше возрастает интерес к ним. На том же салоне были выставлены на продажу еще несколько картин художника: «На мостках» (1925), «Лесной ручей» и одна небольшая работа, выполненная на дереве, без названия. Все они представлены Санкт-Петербургскими антикварными салонами, что вполне объяснимо, поскольку Федорович был питерским художником, и совершенно естественно, что большинство его произведений находятся именно в этом городе.
Если говорить о динамике цен на работы художников начала прошлого столетия, то следует отметить неуклонный рост их стоимости, что подтвердил и последний Антикварный салон. Цены повышаются, а значит, растут инвестиционная привлекательность отечественного искусства и интерес к нему в целом. Если же учитывать разницу цен на произведения наших «первых имен» и малоизученных, малоизвестных, но объективно интересных и высокопрофессиональных художников, то потенциал для дальнейшего роста цен еще есть. Так, разброс цен на картины Владимира Федоровича на последнем Антикварном салоне был довольно велик: от 2000 у.е. — за небольшую работу на дереве до 25 000 у.е. и 75 000 у.е. — за более значительные работы. По мнению участников салона, это — не предел, поскольку все возрастающий интерес к вновь открываемым именам художников, спрос на их работы только подстегивают рыночные цены.
Светлана ВОЛКОВА
Иллюстрации предоставлены автором. Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Открытки — из коллекции С.С.Розанова.
АПРЕЛЬ 2005
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ