Серебро — один из самых загадочных материалов. Его магия объясняется не только мерцающим «лунным» блеском, мягкостью и пластичностью, но и замечательными антисептическими свойствами. Возможно, именно поэтому его стали использовать для производства столовой посуды.
В XIX веке ни один пир, званый обед или обычный ужин в домах аристократии не проходил без использования серебряной посуды. Об этом свидетельствует большой ассортимент различных столовых приборов и украшений для стола, предлагавшийся в то время самыми прославленными фирмами России и Европы. Не ослабел интерес к антикварному столовому серебру и по сей день. Известно, что на торгах известнейших аукционных домов мира Sothbey's, Christie's, Bukovsky, российского аукционного дома «Гелос», а также на ежегодно проводимых антикварных салонах чаще всего среди антикварного серебра широко представлены и востребованы именно столовые предметы.
Обращаясь к теме русского художественного серебра «николаевской эпохи» (1825—1855 годы), надо прежде всего отметить особенность развития его стилистики, что лучше всего продемонстрировать на примере посуды и приборов для еды и питья, а также различных украшений и осветительных приборов для стола, являющихся составной частью сервиза. Пристальное внимание к столовому серебру эпохи Николая I позволяет глубже проникнуть в историю декоративно-прикладного искусства в целом, проследить отражение эстетических идеалов в произведениях художественного серебра, а также детально изучить историю убранства парадного стола того времени.
В первой четверти XIX столетия художественные критики заявляли, что Россия не может первенствовать или хотя бы соперничать в области искусства вообще и в декоративно-прикладной отрасли в частности с другими странами, особенно с Францией, законодательницей моды и вкуса. Однако в последующие полвека русская ювелирная промышленность, включая художественное среброделие, сумела достичь европейского уровня, а о произведениях ведущих российских фирм современники стали отзываться как о вещах, которые выполнены на пределе совершенства.
Что же способствовало столь стремительному взлету?
Для серебряного дела в России время правления императора Николая I — определенная историческая эпоха, включающая неоднозначный и «поворотный» период в развитии этого вида искусства, искусства «сложного, многообразного и противоречивого XIX века», как характеризуют его исследователи.
Такая оценка восходит к появившемуся и господствовавшему с 1830-х годов стилю историзм, которому свойственно активное использование художественных форм и стилистических приемов, заимствованных у прошлых столетий, когда один стиль сменял другой, постепенно расширяя круг его приверженцев. Но предшествовавший стиль не сразу уступал свои позиции и, еще долго вызывая к себе интерес, существовал параллельно с новыми тенденциями, а нередко и переплетался с ними. Искусство николаевского времени по своим противоречивым устремлениям может быть приравнено к искусству всех остальных эпох вместе взятых, поскольку в одном экземпляре столового серебра могут гармонично сочетаться элементы различных стилей — от готики до ампира. И все эти неповторимые произведения искусства хранят память об известных людях и о событиях непростого и интересного периода российской истории.
Император Николай I — личность неоднозначная. Его государственная деятельность не всегда вызывала одобрение современников и по-разному оценивается потомками. Но его большой интерес к искусству и градостроительству, доброжелательное отношение к творческим людям оставили о нем добрую память.
Будучи большим любителем праздников и парадов, Николай I организовал блестящий центр светской жизни столицы в Зимнем дворце, где часто проводились балы, рауты, приемы, что было дворянской привилегией, неотъемлемой частью государственной службы, даже государственной деятельности. Кроме того, именно ему принадлежит идея строительства Нового Эрмитажа в 1840 году — первого «публичного музеумома» среди коллекций русских царей.
Как это ни парадоксально, но время господства в России жандармских голубых мундиров было и «золотым веком» русской культуры. 1820—1850-е годы — пора блестящих имен в поэзии, литературе, театре, музыке, живописи, зодчестве. Напрасно искать здесь закономерность, просто история не скупится на такие странные совпадения, необычные, казалось бы, стечения обстоятельств. И еще одна особенность эпохи — активное участие двора и прежде всего самого императора в тогдашней культурной жизни, сравнимое, пожалуй, только с эпохой Екатерины II.
Изучая форму и орнаментику столового серебра, можно проследить все тенденции и изменения стилистики в художественном серебре в целом, а также выявить многообразие технических и художественных приемов, использовавшихся при изготовлении домашней утвари и применявшихся в производстве других предметов. Необходимо подчеркнуть, что серебро, благодаря своей ковкости и мягкости, дает большие возможности автору для выражения его замысла, демонстрации его художественных и технических приемов.
С первой четверти XIX столетия начинается процесс укрупнения мастерских золотых и серебряных изделий. Из них выделяется ряд наиболее известных предприятий. Прежде всего Губкина, Сазикова, Овчинникова и др. — в Москве, Морозова, Фаберже, Волина и др. — в Петербурге. Нельзя не упомянуть о таких замечательных мастерах того времени, как Самуэль Арндт, Иоганн Вильгельм Кейбель, Август Холъстрем, и мастерских, как «Нико ль с и Плинке», Карла Сейпеля, фирма Павла Овчинникова и др.
В XIX веке происходило становление российской ювелирной промышленности и, в частности, художественного среброделия. Практически все мастера особое внимание уделяли производству столового серебра. Это было время, когда драгоценную утварь стали делать не только на заказ, но и на продажу для разных слоев населения. Приоритет в этом принадлежал фирме Сазикова. Он одним из первых в середине XIX века обратился к теме серебряной скульптуры. Наличие скульптурных украшений характерно для ранних работ этой фирмы, изделия которой высоко оценивали не только современники, но и нынешние почитатели художественного серебра. Единственным серьезным конкурентом Сазикова в то время был московский фабрикант Иван Губкин. Безусловно, изделия его фирмы очень самобытные, их отличает высокий художественный вкус.
Изучив целый ряд предметов столового серебра «николаевской эпохи» различных мастеров (преимущественно Москвы и Петербурга), мы можем выделить следующие атрибуционные признаки:
— изделия имеют своеобразный, ярко выраженный художественный облик, отличаются большим разнообразием орнаментации, свойственной тому или иному стилю — от ренессанса до ампира, что свидетельствует о расцвете стиля историзм;
— часто встречаются вещи в духе «второго рококо»;
— стиль классицизм в каждом десятилетии появляется в новой интерпретации, гармонично сочетаясь с другими стилистическими направлениями;
— на протяжении всего николаевского периода изготавливались изделия в стилистике ампира или с использованием отдельных его элементов;
— с первой четверти XIX века наметились тенденции к зарождению русского стиля, о чем свидетельствует, например, работа петербургского мастера — чайный сервиз с самоваром, а к концу 1840-х годов он проявлялся уже в чистом виде, но пока в единичных экземплярах;
— в изделиях 1840-х годов находим элементы ренессанса — характерной формы картуши;
— в целом каждое изделие имеет законченный художественный облик;
— наблюдается сознательное выявление природной красоты серебра, оттененной немногими элегантными деталями;
— форма изделий — часто четкая геометрическая фигура: цилиндр, прямоугольник, овал, круг, квадрат, иногда — более замысловатая;
— столовым сервизам и отдельным предметам присуща камерность. Чайно-кофейные сервизы, как правило, — небольшие, их стилистика пронизана духом романтизма. Бульотки и самовары, выполнявшие репрезентативную роль, зачастую — помпезные, что соответствовало пышному рокайльному стилю прошлого столетия;
— ручки изделий украшены различными литыми элементами: цветами, птицами (часто — лебедями), головами грифонов, с маскаронами у основания, а иногда просто листьями аканта, винограда или растительными рельефными орнаментами. Встречаются и гладкие ручки в форме рокайльного завитка, но без дополнительного декора;
— изделия с крышками тоже с литыми украшениями: декоративными кнопками или целыми скульптурными композициями на мотивы героики, а также в виде венка, цветка, шишки, бутона и т.д.;
— в орнаменте часто встречаются провисающие гирлянды, дубовые и лавровые венки, вазы с цветами;
— ножки или элементы в основании изделия — иногда в виде звериных лап, крылатых львов, орлов, изогнутых ветвей, шаров и т.д.;
— в технических приемах обработки наблюдается интерес к литью, штампу (используется при изготовлении практически каждого изделия), а также к традиционным приемам ручной обработки (в основном для доработки предмета), особенно чеканке, немного реже — резьбе. В отдельных случаях мастера готовили металл к работе путем ковки, но в целом была механизированная обработка на станках; применяли также гравировку, резьбу по кости и канфарение фона;
— вальцованные полосы орнамента делали преимущественно из пальметт, листьев аканта или с условногеометрическим рисунком, кроме того, часто встречается орнамент-жемчужник;
— все изделия отличает тщательное техническое исполнение;
— большую часть предметов покрывали позолотой сплошь или по внутренним поверхностям. Золочение внутренней поверхности изделия свидетельствует о том, что оно скорее всего выполнено в России;
— на всех изделиях имеются удостоверяющие клейма, которые несут информацию об авторе, месте изготовления, дате производства и пробе.
Совокупность особенностей представленных изделий столового серебра николаевской эпохи позволяет утверждать, что они, несомненно, имеют историко- культурную и художественную ценность как атрибутирующие памятники типичного серебра того времени.
С середины XIX века художественным серебром начала активно заниматься фирма Болина. Ее изделия имели особую, «болиновскую» стильность и превосходную отделку декора, заслужившую высочайшие оценки тонких ценителей этого вида искусства.
На рубеже XIX — XX веков ювелирные фирмы Болин и Фаберже стали самыми престижными и преуспевающими в России. Сравнивать их очень сложно, так как сохранилось мало архивных материалов о деятельности фирмы Болина. Однако неразрывная связь между стилистикой николаевской эпохи 1825—1855 годов и направлением, в котором успешно развивались обе эти фирмы много лет спустя, не вызывает сомнения.
Дизайн Болина и Фаберже пришелся по вкусу состоятельной буржуазии. Даже будучи конкурентами, эти величайшие ювелиры вместе осуществили множество проектов. Фаберже, несомненно, чаще находился в центре внимания публики, что обеспечивало ему множество публикаций в прессе, прославлявших достоинства фирмы, и выставки. Однако фирма Болина, не менее выдающаяся, чем фирма Фаберже, в истории русского и мирового художественного среброделия, единственная в России, которая могла похвастаться непрерывным служением семи российским монархам. Она и сегодня продолжает свою многовековую историю, трудясь на благо ювелирного искусства Швеции.
Говоря о фирме Фаберже, хочется еще раз подчеркнуть, что с ней сотрудничали лучшие ювелиры, такие, как Э. Коллин, М. Перхин, Г. Вигстрем, А. Хольминг, Ю. Раппопорт, С. и К. Вякева, Г. Нюкканен, А. Михельсон, В. Реймер. Именно этими мастерами был выработан особый петербургский стиль, в котором трудилось большинство фирм и мастерских.
Чтобы в полной мере оценить значимость особенностей стилистики столового серебра николаевского периода для дальнейшего развития художественного среброделия, обратимся к наследию фирм Фаберже и Болина, которые занимали одну из главных позиций среди ювелирных предприятий России конца XIX — начала XX века. Очевидно, что они очень близки еще и потому, что корни их стилистических привязанностей уходят в искусство эпохи Николая I.
Проанализировав целый ряд изделий столового серебра фирм Болин и Фаберже, изготовленных в период с 1896 по 1963 год, мы считаем необходимым отметить следующее:
— форма предметов тяготеет к четкой геометрии: овал, прямоугольник, квадрат, цилиндр. Встречается ложчатое деление на тулове или крышке изделия, но в переработанной форме.
— из технических приемов изготовления на первом месте — художественное литье, часто используются чеканка, штамп, золочение;
— в облике предметов наблюдается характерная стилистика ампира: в декорировке используются провисающие гирлянды, полосы вальцованного орнамента, жемчужник, венки, различные переплетающиеся букеты цветов;
— поверхность предметов, свободная от декора, отполирована до блеска;
— в основании изделий встречаются лапы животных, литые дельфины, орлы, сидящие на державах;
— ручки различные: декорированные в виде маскаронов, есть и чисто геометрической формы без ярко выраженного декора;
— кнопки на крышках изделий бывают в виде литых фигур, например, двуглавых орлов, а также в виде шишек или императорской короны.
Нельзя не отметить особенность некоторых изделий фирмы Болин — необыкновенно гармоничное сочетание в одном произведении переработанных элементов рококо и ампира. Несмотря на позднее время создания этих высочайших, с художественной и технической точек зрения, произведений столового серебра, в них использована вся стилистика классицизма и ампира, хотя и дополненная некоторыми новыми переработанными элементами.
Таким образом, можно констатировать, что эти изделия содержат все элементы стиля ампир, господствовавшего в 1825—1855 годах. Тот факт, что прославленные производители, вдохновляясь искусством времен правления Николая I, использовали и развивали в своем творчестве стилистику того периода, доказывает значимость и уникальность этой исторической эпохи.
Виктория ПЕРМЯКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.64