В словаре Владимира Даля окно — это «проем в стене для свету...». Замена в нем бычьего пузыря и слюды на стекло позволила сделать окно не только украшением здания, но и повысить его функциональность — его стали открывать для проветривания помещения.
Вот тут-то и понадобились оконные приборы: ручки шарнирные петли, задвижки для запирания — шпингалеты (от французского espagnolette), крючки для фиксации от крытых створок (в России окна открывались наружу), форточные завертки, уголки, фиксаторы вторых (зимних) рам.
Подавляющее большинство оконных приборов в до революционной России производилось в Туле. Нигде больше не было столько мастеров по металлу. Известно, что оружейное производство здесь стало развиваться с конца XVI века, а наряду с ним в городе существовал скобяной промысел, позже — самоварный и гармонный.
О скобяном производстве, истории его возникновения практически нет исследований. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России», описывая тульскую промышленность, отметил только самоварное и гармонное производства.
Принцип их организации был схож: во главе стояли крупные капиталисты, владевшие мастерскими с десятками и сотнями наемных рабочих, причем многие детальные операции выполняли рабочие на дому. Иногда у них самих были мастерские с наемными рабочими. На ряду с крупными предприятиями существовали и мелкие, а разделение труда составляло общее основание всего строя этого производства.
Скобяной промысел внимания классика марксизма не удостоился, упомянут был лишь в ссылке: «Скобяные «фабрики» Тульской губ. имеют тоже иногда рабочих на 5 стороне...». Хотя слесарными промыслами в Туле и окрестностях в 1882 году было занято от 2 до 3 тыс. рабочих, производивших изделий на сумму около 2,5 млн. рублей.
Скобяное кустарное производство по своей организации было аналогично самоварному. Те же крупные и i мелкие мастерские, именуемые «фабриками», то же разделение труда по операциям.
Нередко мастера-оружейники в свободное от работы время изготавливали скобяной товар на дому. Зимой обучали ремеслу и привлекали к производству окрестных крестьян. Можно предположить, что тульский скобяной промысел насчитывает столько же лет, сколько и оружейный. Развитие и совершенствование оружейной промышленности, появление новых технологий неизменно отражалось на развитии самоварного и скобяного промыслов, так как зачастую одни и те же мастера занимались этими работами.
Скобяной товар включал в себя великое множество всевозможных изделий: замки (дверные, амбарные, сундучные, мебельные, ящичные, тумбочные, шкатулочные, фортепьянные, для сумок, портфелей и чемоданов, висячие, с секретом), различные задвижки и щеколды, половые решетки, завертки, накладки, дверные пружины и цепи, дверные звонки и колокольчики. Особое место в скобяном товаре занимали скобы (оконные и дверные) от которых собственно и пошло название всей этой большой группы товаров.
Тульские мастера производили громадное разнообразие скоб, задвижек и крючков. Кустарное производство тульской скобянки было таким массовым, что география ее продаж простиралась на всю огромную территорию Российской империи. На Нижегородскую ярмарку 1903 года, считавшуюся немного выше средней, было привезено тульского медного и скобяного товара на 750 000 рублей.
Вряд ли производство оконной фурнитуры было самостоятельным и обособленным промыслом. Мастера, производившие ее или отдельные детали к ней, с неменьшим успехом отливали, точили, вырубали, шлифовали и полировали схожие детали для дверных или других скобяных изделий.
В наши дни оконные приборы тульских мастеров можно встретить практически по всей России, и не только на окнах старинных домов. Кто хоть немного интересовался стариной, наверняка не раз видел оконные ручки, шпингалеты и крючки на блошиных рынках, развалах всякой мелочи. Однако при кажущейся доступности этого материала серьезных коллекций оконной фурнитуры видеть не приходилось.
Просмотр нескольких сотен оконных приборов, собранных в Москве, Туле, Екатеринбурге, Тюмени и Омске, позволил попытаться систематизировать клейма тульских мастеров.
На клеймах, присутствующих на оконных приборах, можно прочитать фамилии братьев Щербаковых и Воронцовых, братьев Бодровых и Разуваевых, братьев Лялиных и Щегловых, братьев Тепловых и Воробьевых, встречались и такие фамилии, как Феттер и Гинкель, Зафрен, Синопален и Зон.
Написание клейм не было строго регламентировано и носило произвольный характер. Основные типы написания клейм: «В Туле мает. М.А. Баташев», «В Туле А.А. Вешников», «В Туле Иван Щербаков», «Тула. Бр. Воронцовы», «Заведение И.П. Гаврилова в Туле», «Домарев. Тула», «Каменев в Туле», «ТМ Павел Бривин», «Т.Г.В. Щербаков», «М.В. Журавлева», «Позняков». Многие мастера, зашифровав свои имена в аббревиатурах, так и остались для нас неизвестными: «ТБЧ», «МАБ», «ТФБА», «ФИП», «МВС», «ТИБ», «МПБ», «ТФИБ», «ТМИЕ».
Сопоставление различных клейм, позволило сделать вывод, что первая буква «Т» расшифровывается как «Тула», сочетание «ТМ» — «Тула. Мастер» или «тульский мастер». Если клеймо начинается с буквы «М», то чаще всего это означает «мастер». «ТФ» — «тульская фабрика», просто «Ф» — фабрика.
По некоторым клеймам можно попытаться выстроить хронологию семейного кустарного производства. Например, тульские мастера Щербаковы. Первым в этом ряду стояло бы более раннее клеймо — «Т.Г.В. Щербаковъ». Затем мастерская перешла сыновьям, их клейма — «Бр. Щербаковы» и «Николай и Иван бр. Щербаковы». Можно предположить, что, окрепнув и сколотив капитал, братья разделили семейное дело и стали выпускать продукцию каждый под своей маркой: «Николай Щерба- ковъ» и «Иванъ Щербаковъ».
Самые умелые мастера за свои изделия получали на выставках медали: С.Н. Чирухин, братья Воронцовы, заведение И.П. Гаврилова, фабрики Каменева, И.С. Субботина и М.И. Зафрена. Изображение медалей можно увидеть на изделиях, изготовленных этими мастерами.
Довольно широко встречаются скобяные изделия тульского мастера А.А. Королихина (клеймо — «Алексан. Королихинъ», более позднее — «Алексан. Ал. Королихинъ»). Но встречается и такое клеймо — «А.А. Каралехинъ». Что это? Ошибка в написании фамилии или два разных мастера, а может, чья-то неумелая подделка под фамилию известного мастера? Вопросов пока больше, чем ответов, которые, скорее всего, следует искать в тульских архивах.
Не гнушались заниматься скобяным производством и тульские самоварные короли Баташевы, братья Воронцовы, братья Лялины. А может быть, начав с него, они и не прекращали скобяной промысел. Надо отдать им должное — оконные приборы их производства были сделаны на совесть, как правило, с массивными литыми бронзовыми планками.
В скобяном производстве существовала специализация. Были мастера, производившие только ручки или только крючки, или только шпингалеты. К примеру, из продукции заведения И.П. Гаврилова попадаются только крючки. Фабрика И.Е. Каменева, кроме большого ассортимента оконных ручек, выпускала оконные гарнитуры — в одном стиле сделанные ручки с верхними и нижними шпингалетами. Тульские мастера Пошишолины специализировались на шпингалетах.
Кстати, о шпингалетах. Внешний вид и принцип работы некоторых видов шпингалетов очень уж напоминает оружейные затворы, что наводит на мысль о связи между оружейниками и мастерами скобяного дела.
Обычно все оконные приборы отливали как отдельные детали и затем собирали. Ручка состояла из таких деталей: планки, стойки, или опоры, тумбы и валика. Иногда стойки с тумбами делали как одну деталь. Стойки с валиком прикручивали к планке гайками. Исключение — ручки в стиле модерн, отлитые без планки и состоящие всего из одной детали — собственно скобы.
Планка обычно представляла собой металлическую пластину, обтянутую поверх тонкой листовой латунью. Для более дорогих ручек изготавливали цельнолитые бронзовые планки. Чаще всего клейма ставили на планке вверху, очень редко — в нижней части.
Случается, что на некоторых изделиях, в основном ручках и шпингалетах, отсутствует клеймо мастера. Объясняется это тем, что при массовом производстве иногда клеймили одно изделие из дюжины.
Большим разнообразием форм отличались стойки ручек и валики. Валики могли быть круглыми, гранеными, сложной формы (например, в форме лука). Они могли быть цельнолитыми или пустотелыми. Особенно эффектны ручки с хрустальными валиками: круглыми, гранеными, витыми. Встречаются круглые валики с цветными проволочными нитями в виде спирали внутри валика. Широка цветовая гамма хрустальных валиков: изумрудно-зеленые, синие, голубые, фиолетовые, прозрачные.
Оконные приборы делали на любой вкус: от самых простых — для мещанских домов до самых изысканных и стильных — для домов богатых. Каждая мастерская старалась, чтобы ее изделия отличались от других, и тут все зависело от фантазии и умения мастера.
Разнообразие форм оконных ручек породило такие их названия, как «ухо», «ухо на кнопках», «лошадь», «лук», «башмаки» и др. Довольно часто на окнах старых домов встречаются и так называемые «сквозные» ручки. В отличие от обычных их устанавливали в предварительно просверленное сквозное отверстие в оконной раме, а с уличной стороны фиксировали гайкой. К таким ручкам можно отнести: «якорек», «плечики», «костылек» и другие.
В зависимости от размера оконного прибора, будь то ручка, крючок или шпингалет, они делились по номерам: от 0 (самого крупного) до 5 (самого мелкого). Причем маркировали номер размера только на крючках. Чем больше размер ручки или другого оконного прибора, тем дороже он был. Продавались оконные приборы дюжинами и поштучно в магазинах или на ярмарках, можно было заказать их и по каталогу. В каталоге скобяных товаров Роберта Кенца, изданном в Москве в начале XX века, самая дорогая ручка, крытая медью с хрустальным валиком, при длине планки в 5 вершков, стоила 2 рубля за штуку или 17 рублей 20 копеек за дюжину. Самая простая медная оконная ручка в этом каталоге стоила 20 копеек.
Чаще всего встречаются оконные ручки простых форм — с круглым гладким валиком и прямоугольной планкой. И удивить на такой ручке может только редкое или необычное клеймо мастера. Гораздо реже встречаются ручки сложных форм («лошадь», «лук»), некоторые могут мелькнуть в единственном экземпляре и больше никогда не встретиться.
Для больших окон выпускали оконные приборы, объединившие в себе шпингалеты с ручками. Выполняя функции ручки, центральный поворотный механизм в середине окна позволял одним поворотом рукояти открывать или закрывать окно за счет перемещения длинных металлических ригелей. Особенно широкое распространение получили такие приборы в начале XX века.
Точно атрибутировать тульские оконные приборы по времени выпуска непросто, даже при наличии клейма мастера. По крайней мере, надо знать, когда работал этот мастер или фабрика. Такой способ не отличается точностью, а при условии долгой производственной деятельности мастера период может охватывать несколько десятков лет.
Более точно установить время выпуска оконного прибора можно, подойдя к решению этого вопроса с другой стороны. Надо определить время постройки здания или его последнего капитального ремонта, конечно, досоветского периода. Задача нелегкая, особенно если оконный прибор был приобретен со стороны (из другого города или у дилера). Однако более точного способа скорее всего не существует.
Так, например, удалось атрибутировать оконную ручку с клеймом тульского мастера Ивана Чижова. Ручка была установлена на окне здания, построенного в 1880 году. Позже выяснилось, что на одном здании были установлены оконные ручки мастера Ивана Чижова с двумя разными клеймами.
При строительстве этого здания было закуплено более 150 одинаковых ручек, и неудивительно, что в эту закупку попали ручки разного времени изготовления, то есть i с разными клеймами одного и того же мастера.
К концу 1880-х годов относится оконная ручка с клеймом «ФНИБ» и двуглавым орлом, сделанная на фабрике Николая Ивановича Баташева (ФНИБ), получившего в 1855 году звание «Фабрикант Двора Его Императорского Величества». Наличие двуглавого орла на клейме свидетельствовало о том, что изготовитель был поставщиком Императорского Двора. Редкой можно считать оконную ручку — свидетельницу событий июля 1918 года, снятую с подвального помещения известного дома Ипатьева в Екатеринбурге буквально накануне сноса здания.
К концу XIX — началу XX века можно отнести никелированные оконные приборы и приборы в стиле модерн. Подавляющее большинство оконных приборов, которые сегодня можно встретить на антикварном рынке или на окнах старинных домов, относится ко второй половине XIX— начала XX века. Очень редко встречаются изделия, которые с полной уверенностью можно датировать первой половиной XIX столетия, а тем более XVIII веком. Может быть, потому, что практически не осталось в России домов, построенных в XVIII— первой половине XIX века и сохранившихся в первозданном виде, без ремонтов и перестроек.
Тульский скобяной промысел до 1860-х годов не имел такого размаха ни по количеству мастеров, ни по объемам продаж. Только после реформ Александра II, подтолкнувших развитие капиталистического производства в России, с привлечением освобожденных крестьян в кустарное производство, промысел начал бурно развиваться.
В 1860-х годах в Туле было около четырех тысяч оружейных мастеров. Если предположить, что мастеров оконной скобянки работало в 10 раз меньше, чем оружейников, то их должно быть как минимум несколько сотен. И это только на тот момент. А ведь они работали и раньше, и позже.
Вот и получается, что приведенные фамилии мастеров — это только начало списка, а остальные еще ждут своих исследователей. Вообще история тульских оконных приборов пока не написана, а этой публикацией только обозначена.
Тульские мастера или владельцы фабрик оконных приборов:
|
||
Баташев А. М. |
Земцова Я.П. наследники |
Пошышолин Н.Н. |
Баташев М.А. |
Зон Б. и Я. бр. |
Разуваевы бр. |
Баташев Николай Иванович |
Каменев И.Е. |
Самсонов Н.А. |
Баташевы бр. |
Каралехин А.А. |
Свечников Василий |
Бривин И. |
Клепиковы бр. |
Свечников М. |
Бривин Павел |
Колесник И. |
Семенов С. |
Бодровы бр. |
Колотилин И. |
Синопален |
Бочаров |
Королихин Александр Ал. |
Струков Алексей |
Бровкин В. |
Крапивенцов П.П. |
Субботин И.С. и Зафрен М.И. |
Будилин А.Н. |
Куприн Николай |
Теплов В. |
Быков А. |
Левицкий |
Тепловы бр. |
Быков Василий |
Лисичкин Мак. Тим. |
Феттер Н. и Гинкель Б. |
Вешников А.А. |
Лялин |
Фолемонов В. |
Воробьевы бр. |
Лялины бр. |
Читинской Петр |
Воронцовы бр. |
Морозов А.И. |
Чижов Иван |
Гаврилов И.П. |
Мосеев П. |
Чирухин С.Н. |
Гаршков |
Никитин Б.А. |
Шелепов В. |
Глаголев Г.А. |
Оропцев Д.П. |
Щевелев М. |
Говрило И.П. |
Пастухов Н.П. |
Щеглов А. |
Деев Е.А. |
Петуховы бр. |
Щегловы бр. |
Домарев |
Позняков Александр |
Щербаков Г.В. |
Ефимов Василий |
Полукаров И.И. |
Щербаков Иван |
Журавлев В. |
Пошишолин В.Н. |
Щербаков Николай |
Сергей КУБОЧКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Обзор рынка оконной фурнитуры
В последние советские годы бронзовая оконная ручка с клеймом мастера стоила от 5 до 10 рублей, очень красивые — до 25 рублей за штуку. Такие цены были как на региональных сборах коллекционеров, так и в Москве в антикварных магазинах.
Сейчас на антикварном рынке из оконных приборов встречаются в основном оконные ручки. В настоящее время цены на них выросли значительно, достигая 100— 300 рублей за штуку. На московском Вернисаже стоимость цельнолитых бронзовых ручек в стиле модерн может достигать 1000 рублей за штуку.
Оконные шпингалеты и крючки, не обладая такой эстетикой, как ручки, и не находя утилитарного применения, большим спросом не пользуются и соответственно своими ценами не могут шокировать даже пенсионеров.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 46