Фаянс — материал утилитарный, предназначенный для удовлетворения, как писал современник «общей потребности» в изготовлении посуды, редко становился объектом увлеченного коллекционирования. Увидеть в этом, как может показаться на первый взгляд, грубом материале изделия из которого лишены ярких внешних эффектов, источник для создания произведений большого вкуса, изящных, изысканных, а порой даже художественно совершенных оказалось под силу немногим. Оттого особенно ценны редкие примеры включения в свои личные собрания изделий из фаянса.
Такая традиция исторически была присуща старым московским коллекционерам, хорошо разбиравшимся в этом материале, любившим фаянс и сохранившим для нас целый ряд редких, иногда уникальных изделий, в том числе малоизвестных фабрик и мастерских, к числу которых принадлежит и предприятие по выпуску фаянса Широбокова, Дипедри и Борисова.
Фабрика была основана в селе Городище Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в 1844 году и просуществовала совсем недолго. По одним сведениям — до 1854 года, по другим — всего несколько лет, до 1847 года. В специальной литературе и немногочисленных статистических обзорах мануфактурной промышленности Российской империи о ней сохранились весьма отрывочные и скудные сведения. Так, согласно данным, содержащимся в издании «Состояние мануфактурной промышленности Тверской губернии в 1845 году», в момент основания фабрики на ней работало сорок человек, имелось четыре горна и две муфельные печи. Изделия сбывались частью в столицах, частью внутри губернии на многочисленных ярмарках.
Сведения о владельцах предприятия практически не сохранились, мы знаем лишь их имена, предусмотрительно включенные в маркировку изделий. Известно, что Широбоков был местным помещиком, на землях которого и размещалась фабрика, а Дипедри и Борисов, фамилия которого в соответствии с традициями старой русской орфографии писалась с буквой «а», были, очевидно, его компаньонами.
О причинах, которые побудили этих трех человек открыть фабрику, основать новое фаянсовое дело, сегодня тоже остается только догадываться. Однако если вспомнить, что вторая четверть XIX века стала временем расцвета в России искусства художественного фаянса, то можно сделать вывод о том, что открытие нового фаянсового предприятия сулило его владельцам явный коммерческий успех.
Если внимательно провести классификацию разновидностей фаянса, производимого в России в XIX веке, станет очевидно, что основной, в чем-то даже наиболее «прогрессивной», категорией стал тогда так называемый тонкий фаянс — следующий за полуфаянсом, усовершенствованный с точки зрения технологии, более пластичный материал.
Основной продукцией фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова и были как раз изделия из тонкого фаянса. Для этого здесь использовали как обычную белую глину, которую традиционно привозили из Глухова, так и свое местное сырье, добываемое тут же, в Вышневолоцком уезде, — глину слегка желтоватого оттенка, которая из-за своего столь своеобразного цвета получила название бланжевой.
Следует отметить, что, по мнению специалистов, история тонкого фаянса целиком связана с XIX веком, промышленный прогресс которого благодаря широкой механизации производства очень скоро вытеснил ручной труд. Однако машинный способ декорирования вовсе не сделал фаянс антиэстетическим материалом, не обезличил его. Изделия из него, созданные в XIX веке, и особенно в его первой половине, сохранили значение художественных предметов. Объясняется это повсеместным использованием при декорировании фаянса печатного рисунка, отличающегося огромным разнообразием сюжетов и высоким качеством исполнения.
Техника переводной печати на фаянсе стала самым распространенным и типичным в фаянсовом производстве XIX столетия типом декора. Образцом подобных изделий традиционно выступал английский фаянс. Однако русским мастерам довольно скоро удалось создать свою неповторимую манеру печатания на фаянсе. Почти каждая фабрика имела свой почерк, была привержена к определенному ассортименту, формам, способам декорирования. Однако, являясь детищем художественной промышленности, фаянс всех фабрик нес и общие черты, присущие искусству своей эпохи.
Дешевый в производстве способ декорирования фаянса, когда с одной гравированной доски можно было получить до ста отпечатков, дал великолепные художественные результаты. Тонкие, прекрасно организованные с точки зрения композиции рисунка декоры стали своего рода энциклопедией художественных вкусов эпохи. В них нашли отражение увлечение россиян видовой гравюрой, любовь к искусству бытового жанра, увлечение литературой, и, конечно же, фантазия мастеров создавать уникальные по своему разнообразию, выдумке и богатству деталей орнаментальные и цветочные декоры.
Расцвет русского фаянса с печатным рисунком приходится на 1820 — 1830-е годы. В русском искусстве этого времени господствовал стиль классицизм. Для искусства фаянса это выразилось в приверженности его мастеров к использованию простых по форме предметов, уравновешенных пропорций и ясного классического декора, органично подчеркивающего и эти формы, и размеры, и пропорции предметов.
Первой освоила метод переводной печати Киево-Межигорская фабрика, приступившая к выпуску «опечатанных» изделий в 1813 году. Затем многочисленные купеческие и крестьянские фабрики стали очень широко применять на фаянсовых изделиях печатные рисунки.
Изделия фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова, созданные с использованием бланжевой глины, выделялись среди продукции других, в чем-то, возможно, более крупных и именитых производств. Как известно, фабрика находилась неподалеку от знаменитого завода Ауэрбаха, продукция которого была известна во всей России, однако мастера фабрики сумели найти свою манеру исполнения, не повторяя ауэрбаховских изделий.
Формы посуды, выпускаемые здесь, были достаточно просты. Это в основном столовые предметы — мелкие и глубокие тарелки с гладким краем, а также декоративные вазы. Изделия отличаются уравновешенностью пропорций и ясностью декоров. Немногочисленную группу предметов составляют произведения, исполненные в традициях английского фаянса, прежде всего знаменитой фабрики Веджвуда, украшенные рельефными декорами, отформованными в массе. Однако большая часть изделий, сохранившихся до наших дней, — это мелкие плоскодонные тарелки с нешироким, слегка вогнутым бортом, украшенные печатным рисунком. Именно они и принесли фабрике заслуженную славу художественного предприятия. Из общей массы предметов 1840-х годов тарелки выделяются своей декоративностью, основанной на сочетании темно-желтого золотистого цвета массы и тонкого кружева печатного рисунка, корректно дополненного элементами надглазурной живописи. Излюбленными сюжетами мастеров фабрики были пейзажи Петербурга и его окрестностей.
Как известно, начало XIX века — время расцвета жанра видовой гравюры. Вновь возникший после Отечественной войны 1812 года интерес к памятникам отечественной архитектуры, городскому пространству и его обитателям среди прочего привел к созданию большой серии видов императорских дворцов и парков Санкт-Петербурга и окрестностей. Ее выполняли по высочайшему заказу Павла I. Руководителем работ был назначен Сем. Ф. Щедрин (1745—1804), с 1776 года возглавлявший пейзажный класс Академии художеств. Именно по его инициативе и по указу императора для выполнения этой серии в конце 1799 года был образован специальный гравировально-ландшафтный класс. Сам Щедрин выбрал исполнителей гравюр из числа недавних выпускников гравировального класса академии. Ими стали пять мастеров: С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие и И.Д. Телегин. Наблюдение за гравированием осуществлял их учитель по академии И. С. Клаубер. Среди любимых сюжетов выделяются виды Гатчины, Павловска, Петергофа, а также Каменного острова и Старой Деревни.
Гравюры выполняли на медных досках резцом по офортной подготовке; в некоторых использовали акватинту. Над одной доской мастер работал от 1 года до 2 лет. Отпечатки с готовых досок рассматривал Совет Академии художеств, который давал им оценку и назначал их продажную стоимость. Тираж каждого эстампа был не очень велик — до 100 экземпляров. Некоторые экземпляры, предназначенные для подарков, раскрашивали.
Эта видовая сюита сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Хронологически серия охватывает период с 1800 по 1813 год, при этом большая часть листов была издана с 1802 по 1807 год. Серия включает 23 листа. Оригиналами для 21 из них послужили живописные или акварельные пейзажи Сем. Ф. Щедрина. На них запечатлены виды, некоторые из которых были перенесены на фаянсовые произведения фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова.
Все тарелки с видами Петербурга и его пригородов выполнены из бланжевой массы нежно-лимонного цвета, по борту многих из них идет «цветочный» декор в виде гирлянды из крупных цветов: мака, примулы, вьюнка; на других, напротив, «фруктовый» рисунок в виде винограда, груш, слив и персиков. Образцами для этих декоров, как и для некоторых других, которые использовались мастерами фабрики, послужили английские оригиналы.
Использование видовой гравюры с изображениями памятников архитектуры весьма характерно для фаянсового производства в России XIX века, однако большая часть подобных изделий была создана, как уже отмечалось, в 1820-х годах — в эпоху классицизма, и на таких крупных предприятиях, как Киево-Межигорская фабрика или завод Ауэрбаха. Продукция совсем небольшого с точки зрения производственных мощностей предприятия, как фабрика Широбокова, Дипедри и Борисова, относится уже к 1840-м годам, когда в искусстве русского фарфора и фаянса распространялось направление историзма. В связи с этим особенно интересно посмотреть, как мастерам удалось обыграть декоративные возможности видовой гравюры в условиях господства иной художественной ситуации.
По сравнению с изделиями со слегка дробной разделкой, характерной для 1820-х годов, изделия фабрики 1840-х годов отличаются большим мастерством в построении композиции и размещении ее отдельных элементов. Как правило, рисунок был помещен на зеркале мелких тарелок или блюд и обрамлен богатыми цветочными и растительными орнаментами, идущими по борту. Несмотря на большое количество различных деталей, включенных в композицию, мастерам фабрики удавалось всегда распределить их с большой свободой, вследствие чего изделия несли в себе черты благородных декоративных произведений, а не утилитарных предметов. Подчеркивало этот эффект умелое и всегда корректное включение в печатный рисунок элементов надглазурной монохромной живописи.
Подлинных маркированных изделий фабрики до наших дней сохранилось совсем немного. Благодаря своей редкости и качеству исполнения они представляют большой интерес для коллекционеров и специалистов. Первые попытки обратить внимание на продукцию фабрики Широбокова, Депедри и Борисова относятся к началу XX века. Так, в собрании знаменитого знатока и коллекционера русской керамики А.В.Селиванова была всего одна тарелка, исполненная из желтой бланжевой глины с маркой предприятия, и даже в этом случае он выделял изделия предприятия за их высокое качество. Сегодня в различных музейных собрания страны хранится не более полусотни изделий фабрики. Наиболее крупные их подборки находятся в музее «Петергоф», Русском музее, Тверском художественном музее, Музее керамики в Кусково, ГИМе.
В марочнике А.В. Селиванова указаны три марки фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова. М.Л. Егорова-Котлубей в издании «Русский фаянс с неизвестными марками» (Л., 1935) привела еще три. Среди основных известных вариантов марки можно указать следующие: «ШИРОБОКОВА И КОМ- ПАН1И» в тесте (марка №1); черная надглазурная марка в фигурном обрамлении в виде печатной виньетки с именами всех трех владельцев и надписью «ВЪ ГОРОДИЩЪ» (марка № 2); производными от нее являются черная надглазурная марка с фамилиями всех трех владельцев, но без обрамления и черная надглазурная марка в обрамлении с надписью «Ф/Г: широбокова/въ Городищъ», которая, вероятно, использовалась тогда, когда Дипедри и Борисов уже отошли от дел. Все эти марки опубликованы в литературе. К числу уникальных, не встречавшихся прежде марок относится не известная ранее марка в тесте в виде надписи «ШИРОБОКОВЪ ДЕПЕДРИ БАРИСОВЪ», в центре которой расположена оттиснутая в массе фигурная розетка (марка № 3).
Андрей ВОРОБЬЕВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.84