Отдел изобразительных материалов Государственного Исторического музея хранит самый разнообразный материал, среди которого особую ценность представляют произведения оригинальной графики, причем не только отмеченные высоким художественным уровнем исполнения, но и выполненные художниками- непрофессионалами. Раритеты собрания, несомненно, — акварели, натурные зарисовки конца Xllll века, относящиеся к экспедиции минеролога П.И.Шангина.
Алтай — одно из своеобразнейших мест России, известное не только природной красотой, но и месторождениями полезных ископаемых — полиметаллов с содержанием меди, серебра, золота, а также редких пород цветных камней. Металлургическая промышленность в крае начала развиваться с 1720-х годов, благодаря предпринимательской деятельности заводчиков Демидовых. Поиски алтайских самоцветов начались намного позднее.
В XVII веке цветной камень в России как материал для изготовления предметов декоративного и прикладного назначения был мало распространен. В первой половине XVIII века сведения о характере горных пород получали в основном, опрашивая местное население. Целенаправленные же поиски минералов путем обследования горных районов начались в годы правления Екатерины II, которая всячески содействовала этому процессу.
Грандиозное строительство в Петербурге и его окрестностях, введение поделочного камня в систему декоративного убранства дворцовых парадных залов требовали более разнообразного материала и в больших объемах. К тому времени в России работали два предприятия по изготовлению художественных изделий из цветного камня: это Императорская Петергофская гранильная фабрика, действовавшая с 1720-х годов, и Императорская Екатеринбургская, основанная в 1765 году. Камень, добывавшийся в Карелии, на Урале и доставлявшийся из-за границы, не мог полностью удовлетворить потребности производства. Это была одна из причин, ускорившая организацию ряда экспедиций для поисков месторождений каменных пород.
Генерал-майор П.А. Соймонов — знаток и страстный собиратель минералов, посланный по заданию Екатерины II на Алтай, привез прекрасные образцы порфиров, агатов и яшм, которые государыне очень понравились. В январе 1786 года последовал Указ Кабинета, которым предписывалось «прилагать старание о распространении приисков не токмо руд, но всякого рода камней и минералов полезных, назначая для одобрения сих приисков в награждение и заплату трудящимся в том до 10000 рублей из Кабинета Нашего». Екатерина II распорядилась основать на Алтае шлифовальную фабрику «для обработки колонн, вазов, столов, каминов и других им подобных приборов».
В связи с этим весной 1786 года начальник алтайских заводов Г.С. Качка снарядил и отправил в горы Алтая, в верховья рек Чарыш, Уба и Ульба, несколько партий для поиска цветного камня, у которых были при себе образцы, найденные в этих районах прежде, а также привезенные из Италии.
Один из отрядов возглавил Петр Иванович Шангин, выдающийся исследователь Алтая. Результаты его поисков, как и другого руководителя экспедиции — берггешворена Ф.Риддера, были блестящими. Шангин нашел месторождения мрамора и порфира, древовидной белой яшмы, горного хрусталя и других самоцветов.
Помимо задания выявить месторождения руд и цветных камней экспедиция должна была описать реки и их берега, провести географические наблюдения. Первое путешествие П.И. Шангина и его команды началось в мае в исключительно трудных условиях горной местности. Они побывали там, где еще не ступала нога исследователей. Часть путевых заметок под названием «Дневные записки, г. Обер-Биттенфервалтера Петра Шангина, деланные им при описании рек Ини, Чарыша, Кокусуна, Катуни, большого Хаира, Кумина и Бухтармы, со всеми впадающими в них речками» были опубликованы на немецком языке П. Палласом в 1793 году, а спустя три года, на русском языке, — в журнале «Новые ежемесячные сочинения».
В 1796 году Шангин возглавил вторую экспедицию, маршрут которой во многом повторял путь первой.
Сочинение Шангина «Дневные записки», печатный источник конца XVIII века, удачно дополняет изобразительный материал того же времени, хранящийся в собрании Государственного Исторического музея. Это группа из шести уникальных произведений оригинальной графики, которые ранее не публиковались. Их автором являет- ! ся Иван Меркулъев, принимавший участие как художник в поисково-разведочных партиях, возглавляемых П.И. Шангиным. Как правило, в состав научных экспедиций было принято включать рисовальщика, который должен был создавать топографически точные видовые изображения и снимать планы.
Все работы — подписные, исполнены с натуры и снабжены авторскими названиями: «I. Вид берегов реки Коргона», «II. Вид берегов реки Коргона», «Вид Кортонской каменоломни», «Вид озера Колывана с южной стороны», «Вид озера Колывана с юго-западной стороны» и «Вид пещеры при устье Шоры, впадающей с левой стороны в реку Томь». Пять, за исключением «Вид озера Колывана с южной стороны», приобретенного у П.Д. Эттингера в 1921 году, поступили в музей в составе собрания известного петербургского коллекционера П.Я.Дашкова в 1924 году. Очевидно, подобных изображений было больше, но нам они не известны.
Автор использовал бумагу иностранного производства с водяными знаками Van der Ley, J Honig & Zoonen, J Kool, Страсбургская лилия J H & Z, датируемую около 1769—1780-х годов. Все работы приблизительно одного размера — 30x43 см, выполнены акварелью с применением белил, пером и тушью обрисованы детали изображения.
В 1950-х годах рисунки попали в поле зрения историка искусства А.А.Федорова-Давыдова, который в своем фундаментальном труде «Русский пейзаж XVIII — начала XIX века» (М.,1953) охарактеризовал их так: «Более пейзажный характер (в сравнении с произведениями Семена Щедрина и его круга. — И.Е.) носят акварельные виды уральских (так! — И.Е.) месторождений некоего И.Меркульева «Курганская каменоломня» (Кортонская. — И.Е.) (1798), «Колыванское озеро» и др. (ГИМ). Они служили, очевидно, целям документирования, тем не менее, в них налицо известное пейзажное художественное отношение к натуре».
Свои панорамы Меркульев строит по общей композиционной схеме, с характерными для классицизма чередованиями планов, кулисой. Большое внимание уделяет художник изображению гор на заднем плане, занимающих большую часть листа. Второй план отведен водному пространству — реке или озеру. Эти части листа написаны с натуры в гамме светлых и нежных пастельных тонов. Затененный же первый план, выглядит плоскостно, рассчитан на декоративный эффект. Он включает в себя пышную растительность, разнообразные постройки, стаффаж.
Перед Меркульевым стояла непростая задача: передать своеобразие конкретного вида Алтайских гор, что для художника- непрофессионала было совсем не просто. А то, что рисунки имеют дилетантский характер, — очевидно.
Особенно это относится к изображениям озера Колывань, которое мы видим на двух листах. Озеро расположено в живописном месте на высоте 318 м над уровнем моря, в окружении береговых скал самых причудливых форм, поросших деревьями и кустарником. Работы примитивны по рисунку. Этим они значительно отличаются от остальных видов и являются, на наш взгляд, самыми ранними по исполнению. Здесь художник использует голландскую бумагу, произведенную около! 769 года. На первом плане акварели — композиция из поваленного старого дерева и разнообразных растений с крупными листьями. Оживляют пейзаж сидящие на берегу люди с удочками.
Колыванская шлифовальная фабрика была построена Ф. Стрижковым в 1802 году недалеко от озера Колывань. В XIX веке она являлась главным поставщиком прекрасных изделий декоративно-прикладного искусства для украшения общественных зданий и дворцов, выполнявшихся по проектам архитекторов Д. Кваренги, К. Росси, А. Воронихина, скульптора С. Гальберга.
Реке Коргон, впадающей в Чарыш, посвящены три листа. Именно эти произведения имеют отношение к экспедиции Шангина. Ущелье с высокими утесами самых разнообразных форм описано им очень подробно. Здесь исследователь открыл 24 месторождения порфиров разнообразных цветов, в том числе названный по месту залегания — Кортонским, а также самые причудливые по рисунку сорта яшмы.
В этих работах Меркульев достиг определенного мастерства. Ему удалось создать достоверные пейзажные композиции, в одну из которых он включил реальных лиц. Так, на акварели под авторским номером 2, расположена группа, в которой присутствуют, по-видимому, сам Шангин и Меркульев. Петр Иванович указывает художнику на противоположный берег реки, обращая его внимание на то, что он должен зафиксировать. Эти две фигуры выписаны особенно тщательно, мы можем даже видеть их лица. Во всех остальных работах художник прибегает к характерной для классицизма театральной расстановке персонажей — участников экспедиции. Они стоят на первом плане, занятые созерцанием красивого вида. Надо отметить, что в этих работах, автор достиг значительного художественного эффекта в передаче движения воды реки Коргон, стремительно несущейся по узкому руслу. Эту реку Шангин считал самой быстрой на Алтае.
Акварель с видом Кортонской каменоломни, в отличие от остальных, вырезана по изображению и наклеена на лист бумаги. Следует отметить, что А.А. Федоров-Давыдов не случайно датирует этот рисунок 1798 годом. Мы склонны считать, что все три листа исполнены между 1797—1800 годами, то есть после завершения второй экспедиции Шангина. Об этом свидетельствует ряд примет, отмеченных Меркульевым, с уже обжитыми местами: берег реки с домами, один — типа швейцарского шале с высокой крышей, другой — рубленая изба, протоптанные тропы, а также брошенный сарай без крыши и мосты в виде перекинутых через реку бревен.
Как исследователя П.И. Шангина интересовали не только поделочные камни, но и другие природные ископаемые, в частности каменный уголь, запасами которого был богат Алтайский горный округ (залежи открыты в 1787 году). С этой целью в конце XVIII века он исследует бассейны рек Томи и Ины, известные выходами каменноугольных пластов. Иван Меркульев сопровождает его в одной из этих экспедиций. В это время им исполнен рисунок «Вид пещеры при устье Шоры, впадающей с левой стороны в реку Томь». В глубине мрачной пещеры мы видим причудливые натечные образования, спускающиеся с потолка, похожие на сосульки (сталактиты), и такая же масса, возрастающая снизу вверх (сталагмиты).
О жизни Петра Ивановича Шангина (1741/1748 — 1816), одного из представителей сибирской династии ученых-естествоиспытателей, отдавших много лет изучению и освоению Алтая, Киргизской степи, известно пока еще недостаточно. Поэтому так важен для его биографов каждый неизвестный ранее документ. В данном случае это «Список чиновникам ведомства Кабинета представляемых ко всемилостивейшему награждению чинами» 1809 года из Российского Государственного архива древних актов. В нем кратко представлен 50-летний путь служебной деятельности Шангина в свете представления о пожаловании его орденом Владимира IV степени (ф.1239, оп.З, ч.109, д.52617). Приводим этот текст:
«Начальник Колывано-воскресенских заводов предо ставя мне о долговременной и ревностной службе советника тамошней канцелярии берг-гауптмана бго класса Шангина (что ныне берг рат 5го класса) просил в вознаграждение ему и в поощрение прочих горных чинов исходатайствовать от Вашего Императорского Величества пожалование ордена Святого Равноапольстольного Князя Владимира 4й степени.
Берг Гауптман Шангин с начала службы своей вступил при Колыванских заводах лекарским учеником 1758 года, и продолжал Медицинское звание в разных степенях по 1786Й год. В сие время, по особливой склонности его к Горной службе согласно желанию его помещен в штат тамошних заводов в чине маркшейдера, после чего продолжал оную в разных званиях и чинах по настоящее время в течение пятидесяти лет.
Местное начальство, усмотрев в чиновнике сем особенную склонность и знание, приобретенное долговременною деятельною службою в 1786 году отряжало его для исследования гор Алтайского хребта, где он описал все вытекающие оттуда реки и сделал карту. Он был первым открывшим при случае сем разные порфиры брекчии, агаты и яшмы, отыскав главнейшие из них по реке Коргону, где находятся и поныне Кортонские каменоломни. Открытие сие было первоначальным поводом к устроению при тамошних заводах шлифовальной фабрики, которая время от времени приходя в большее совершенство как в искусстве обработки так и отличной величине выделываемых вещей, доставили мне случай иметь щастие представлять Вашему Сиятельству об увеличении штата оной что и получило Высочайшее утверждение.
Предоставляемый чиновник в 1789м году управлял Салаирским рудником и близ лежащим от онаго Гавриловским заводом по отличной способности своей и неусыпному старанию открыл главное состояние рудника в таких местах, которые до того времени будучи почитаемы истощенными совершенно были остановлены работою. Открытием сим Шангин принес ту пользу что обработанные и в глубь простирающиеся руды, составляют надежнейшее вспомоществование главному руднику Змеиногорскому.
Отдавая с моей стороны полную справедливость беспорочной пятидесятилетней службы берг-гауптмана Шангина, его опытности неустанным трудам и важности польз доставленной им Колыванским заводам я имею щастие все это предоставить на Высочайшее Вашего Императорского Величества воззрение».
Из этого же документа следует, что чин берг-рата 5-го класса (офицерский чин горной службы 5-го класса) П.И. Шангин имел с 7 марта 1808 года. Награждение орденом Владимира IV степени давало ему право на потомственное дворянство.
Что же касается Ивана Меркульева — художника представленных рисунков, то об этом человеке, сподвижнике Шангина, никаких сведений в литературе нет. Краткие сведения о нем мы почерпнули из того же «Списка чиновникам ведомства Кабинета» 1809 года. В прошлом, 1808 году, Меркульева в числе других служащих рекомендовал к повышению чинами начальник Колыванских заводов берг-рат А.В. Беер.
Художник происходил из купеческой семьи, начал службу в горной экспедиции Колывановоскресенских горных заводов Ведомства Кабинета Ее Императорского Величества с 12 марта 1795 года. С 7 мая 1802 года Меркульев получил чин коллежского регистратора (самый последний XIV класс по номенклатуре гражданских чинов). В 1809 году он числится в штате «при чертежной» мастерской горных заводов. В том же году был повышен в чине — произведен в губернские секретари (XII класс по номенклатуре). В графе «за какое деяние представляется к повышению чинами» прописано: «за усердное отправление своих должностей, и за выслугу в сих званиях узаконенного срока» (по Указу от 16 декабря 1790 года «удостоенных поведено производить» через три года).
Таким образом, публикация архивных и изобразительных материалов, объединенных общей темой, посвященной освоению недр Алтая, представляет несомненный интерес для изучения истории горного дела, геологических поисков и разведок в России.
Ирина ЕРОХИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.58