Появление почтовой открытки
Идея открытки, как принято считать сегодня, исходила от Генриха фон Стефана (1831—1897), высокопоставленного чиновника Прусского почтового управления (автора проекта Всемирного почтового союза). В 1865 году на германской почтовой конференции в Карлсруэ он предложил ввести карточки с уже напечатанными Почтовым управлением марками, чтобы отправлять их без конверта по сниженному тарифу. Тогда его идею не одобрили, напротив, посчитали безнравственной, потому что частная переписка могла оказаться на всеобщем обозрении.
Но от преподавателя экономики Венского военного училища Эмануэля Александра Германа (Клагенфурт, 1839 — Вена, 1902) не ускользнула убедительность его предложения. В своей статье об эффективности Почтовой службы, опубликованной в ежедневной газете «Neue Freie Presse» 26 января 1869 года, он тоже предложил использовать дешевые карточки для увеличения объема почтовых сообщений, а, следовательно, и увеличения выручки Государственной почтовой службы.
Правительство Вены, в отличие от Прусского, оказалось восприимчивым для понимания преимущества такого предложения и 1 октября того же года выпустило первые «Correspondenz-Karte». Это была картонка цвета слоновой кости, форматом 85x122 мм, с одной чистой стороной для сообщения и с маркой в 2 крейцера, на которой был изображен император, на другой стороне. На ней также были надпись «Correspondenz-Karte» и герб с двуглавым орлом. Почтовое управление Венгрии (автономное от австрийского) выпустило собственную версию открытого письма с надписью «Leveleze’si Lap» и короной святого Стефана на месте двуглавого орла. На оборотной стороне открытки писали только адрес (чтобы она выглядела, как титульный лист письма), сообщения же отправителя обязательно помещали на лицевой стороне.
Низкая стоимость и простота использования открыток обеспечили Государственной почтовой службе мгновенный успех — только в первый месяц их было продано 1,4 миллиона экземпляров.
Точно так же почтовую открытку приняли Германия (1 июля 1870), Соединенное Королевство, Швейцария (1 октября 1870), Бельгия (1 января 1871), Дания (1 апреля 1871), Канада (1 июня 1971), Голландия (1871), Великое княжество Финляндское (октябрь 1871), Россия (1872), Соединенные Штаты (12 мая 1873), Румыния (1873), Италия (1874) и Бразилия (1880). Почтовые открытки этих государств были уже с напечатанными марками. Лишь Люксембург (1870) и Франция (1873) сначала выпустили почтовые открытки с чистым местом специально для наклеивания марки.
Международное использование почтовой открытки
Первоначально почтовые открытки предназначались только для внутреннего хождения в том государстве, в котором их выпускали. С вступлением в силу Договора Всемирного почтового союза (подписанного в Берне 9 октября 1874 года двадцатью двумя государствами) с 1 июля 1875 года было разрешено международное обращение. На всемирном конгрессе в Париже в 1878 году (на котором международная почтовая организация стала называться «Международным почтовым союзом» — U.P.U.) были установлены максимальные размеры почтовых открыток, принятые в качестве стандарта: 90x140 мм.
Следует сказать, что в то время почтовая открытка была прерогативой исключительно государственной почтовой службы. Графика на открытке была сведена к минимуму простым воспроизведением марки, рамка — более или менее отработана, никаких изображений, даже национальный герб был не всегда.
Художественные открытки частного производства
Переход от почтовой открытки, выпущенной государственным почтовым управлением, к художественной почтовой открытке частного производства был постепенным и осуществлялся одинаково во всех европейских государствах.
Первыми изменились открытки, на которых в то время печатали таблицы коммерческих заказов или просто ставили штемпели фирмы производителя. Со временем штемпель обогатился виньетками, декоративными элементами, более или менее иллюстрированными коммерческими сообщениями и даже характеристиками продаваемой продукции. Естественно, это могло произойти только в пределах, допускаемых и дозволенных государственной почтовой службой.
Второе и решающее преобразование произошло с появлением памятных открыток, по большей части выпущенных той же самой государственной почтовой службой или, на основании особых разрешений, частными обществами и ассоциациями, организационными комитетами важных праздников и экспозиций.
1 июля 1872 года Германская Конфедерация официально признала хождение открыток частного производства, которые больше не воспроизводили изображение почтовой марки (ее приобретали отдельно и наклеивали на оборотной стороне).
26 октября 1875 года и во Франции были разрешены открытки частного производства, но их следовало продавать (в качестве почтовой открытки) только вместе с соответствующей маркой. Логика изменилась благодаря Международной выставке в Париже в 1889 году, когда в продажу выпустили официальную открытку с изображением Эйфелевой башни. Ее можно было отправить только в специальном почтовом отделении, устроенном на вершине той же башни, где приобреталась и марка.
В Великобритании первой открыткой с иллюстрациями стала напечатанная в 1872 году рекламная открытка, выполненная Гюставом Доре в идее гравюры (с видами собора Святого Павла, башней и мостом Лондона). В последующие годы были выпущены многочисленные официальные почтовые праздничные открытки с иллюстрациями (1890 года — по случаю 50-летия «penny black»; 1891 года — для Royal Naval Exhibition Chelsea Hospital Лондона; 1893 года — для Gardening and Forestry Exhibition Earls Court, в Лондоне). Только с 1 сентября 1894 года General Post Office разрешил использование открыток частного производства.
В 1885 году в Австрии было либерализовано частное производство художественных открыток.
В Италии в 1889 году вошли в обращение так называемые «открытки, разрешенные правительством», со сниженной оплатой за почтовую пересылку. На первых открытках, выпущенных издателем Данези из Рима, были изображены памятники и виды больших итальянских городов. Иллюстрации напечатали на оборотной стороне (оставив специальное место для адреса и наклеивания марки), лицевая же оставалась чистой.
В Соединенных Штатах в 1893 году во время World's Columbian Exposition в Чикаго в продажу поступила серия из десяти открыток с изображениями выставки, с напечатанными на оборотной стороне почтовых открыток марками стоимостью в 1 цент (типа «Ulysses Grant»). Серию выпустила American Lithographies Со в Нью-Йорке. Однако еще до окончания выставки те же самые открытки были выпущены и Girsch и Roehsler, но без напечатанной марки (на них наклеивали марки, предназначенные для писем, стоимостью в 2 цента). Разрешение на выпуск частных открыток давал документ Private Mailing Card Act от 19 мая 1898 года, о чем на них свидетельствовала надпись «Private Mailing Card» (измененная в 1901 году на «Post Card») и что позволяло пользоваться сниженным тарифом в 1 цент.
В России в 1894 году министерским указом был разрешен выпуск художественных открыток частного производства по сниженному тарифу, но только после специального разрешения цензуры.
Международная либерализация рынка
В 1897 году в Вашингтоне конгресс Всемирного почтового союза узаконил международное почтовое использование художественных открыток частного производства. Страны одна за другой устанавливали тот же сниженный тариф, что и для открыток, выпущенных государственной почтовой службой. Стало возможным свободно производить, отправлять и получать почтовые открытки во всех странах, входящих в этот союз.
Производство художественных открыток развивалось необычайно быстро благодаря действительно низкой их стоимости. Если до этого открытка была доступна узкому кругу людей выше среднего социального уровня, то либерализация художественной открытки позволяла каждому грамотному человеку вести свободную переписку.
В то же время значительно возрос интерес к такого рода коллекционированию. Привычка сохранять полученные открытки становилась все более популярной, а вскоре увеличилось и число людей, отвечающих на корреспонденцию с единственной целью — обменяться открытками. Как следствие, вышли первые журналы, посвященные художественным открыткам (в Германии и Италии — в 1898 году, во Франции — в 1899-м), с возрастающей частотой организовывались международные выставки в честь того или иного события. Летом 1899 года в Венеции прошла Всемирная выставка художественных открыток, воспринятая многими как первая такая выставка.
«Divided back»
Завершающим этапом на пути преобразования открытки в ее сегодняшний облик стало введение так называемого «Divided back», выпущенного впервые в Великобритании в 1902 году. Оборотная сорона художественной открытки была разделена по вертикали на две равные части. Правая предназначалась для адреса получателя и почтовой марки, свободное место слева — для письменного сообщения, а лицевая сторона открытки оставалась для иллюстрации. Это нововведение сразу же поддержали, в следующем году Конгрес Всемирного почтового союза его утвердил, что позволило начать международное хождение этих открыток. В 1903 году во Франции и Канаде, а позже в России (1904), Германии (1905), Италии (1906) и Соединенных Штатах (1 марта 1907 года) тоже приняли эту новую систему.
Распространение открыток в России
Статистика помогает понять динамику распространения почтовых и художественных открыток в России. Первая почтовая открытка была выпущена государственной почтовой службой в 1872 году. На ее оборотной стороне изображены марка стоимостью в 2 копейки, двуглавый орел и надпись «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО». В том же году было продано приблизительно 3 миллиона экземпляров таких открыток, но в последующие годы объемы продаж значительно сократились. До 1878 года в России почтовой переписке не придавали такого значения, как это было тогда, например, в Германии, Франции и Австрии, где открыток отправляли в 20, 15 и 10 раз больше.
Широкое использование открытки приобрело большое значение с 1895 года (через год после министерского указа о разрешении выпуска художественных открыток частными лицами), тогда распространилось около 90 миллионов экземпляров, что соответствовало десятой части всего почтового оборота, то есть почти в три раза больше, чем в предшествующие пять лет. Указ 1894 года способствовал в первую очередь выпуску коммерческих открыток разного типа, но, вероятно, он положил начало обращению в России и художественных открыток иностранного производства.
В следующем году количество открыток, находившихся в обращении, уменьшилось, но к 1897 году вернулось к постоянному и довольно значительному объему — 60 миллионов экземпляров. Отставание по сравнению с ведущими европейскими государствами сильно сократилось, однако в Германии объем обращающихся открыток все равно превышал этот более чем в два раза. Российское почтовое движение открыток в том году приблизительно соответствовало бельгийскому и голландскому, вместе взятым.
Только десятая часть обращавшихся открыток относилась к международной корреспонденции, 2/3 из них составляли открытки, присланные из-за границы. И все- таки 1897 год был поворотным: в крупных городах России рынок стал доступным для иностранных и российских издателей, выпускавших почтовые художественные открытки, что раньше трудно было представить. Несмотря на особый интерес императорской семьи к развитию этой отрасли (в том числе и к фотографии), нам не известны памятные открытки российского производства, посвященные коронации царя Николая II в 1894 году и визиту русской императорской семьи в Париж в 1896 году. Кстати сказать, благодаря российско-французскому сотрудничеству была выпущена различная издательская продукция, однако известны лишь открытки, посвященные этому событию, которые вышли в свет во Франции, разрозненно и в сериях, и только на французском языке.
Несомненно, богатые россияне, бывая в столицах и на курортах Европы, пользовались художественными открытками еще в конце 80-х годов XIX века как для переписки с друзьями и родственниками, коллекционирования, так и для того, чтобы, возвратившись из путешествия, отправлять их из России. К слову, так же поступали немцы, швейцарцы и австрийцы, посещавшие Россию, куда они привозили с собой открытки, выпущенные в собственных странах. Поскольку русских в Европе бывало всегда много, в большинстве европейских государств много лет выпускали и продавали художественные открытки с видами Санкт-Петербурга и Москвы.
Виды художественных открыток частного производства в XIX веке
Художественные открытки в стиле «Gruss»
Самая известная художественная открытка, изданная в XIX веке, повсеместно именовалась «Gruss». Это были литографические коллажи, образованные из одного или нескольких художественных видов, украшенные декоративными элементами или заключенные в витиеватые рамки. На лицевой стороне открытки оставляли широкие свободные места для текста. Впервые они появились в Конфедерации германских государств после 1876 года, на них была надпись «Gruss aus» («Привет из...»), после которой шло название местности. Впоследствии немецкие, швейцарские и австро-венгерские издатели начали выпускать такие открытки с изображениями менее значительных курортов — явление довольно необычное в издательском деле. Поскольку они предназначались преимущественно для зарождавшегоя туризма, обращение направлялось к представителям самых зажиточных социальных слоев, поэтому вначале художественные открытки в стиле «Gruss» отличались роскошной графикой и печатью (толстая бумага высокого качества, аккуратные композиции и рисунки, цветная печать). После 1890 года благодаря упомянутым издателям такой вид открытки распространился во Франции, Италии, Швеции, Бельгии, Голландии и России.
Со временем количество украшений на открытке уменьшилось или полностью исчезло, на первый план вышла репродукция одного художественного изображения большего размера. И внешний вид открытки обеднел. Впрочем, для многих открытки в стиле «Gruss» стали предметом подлинной страсти, поскольку в них отразились зарождавшиеся в искусстве тенденции, главным образом стиль модерн.
Фотографические открытки
Первая фотографическая открытка, напечатанная фототипическим способом, появилась в Германии в 1878 году, но на протяжении многих лет не выдерживала конкуренции. В 1891 году некий марселец Пьяцца напечатал первую серию фотографических открыток, но только с 1893 года парижский издатель Neurdein (ND) придумал способ уменьшения фотографического клише и положил начало огромному и успешному производству художественных открыток. Вскоре во Франции этому последовали многие другие издатели, среди которых был Ройер ди Нанси. В Германии этот вид открыток подхватили дрезденские издатели Stengel&Co. и Rommler&Jonas. Успех был незамедлительным. Фотографическая открытка передавала не рисованное воображаемое изображение, а действительное и точное и позволяла познакомиться с еще не посещенными местами в их настоящем облике. Кроме того дешевизна производства дала возможность значительно увеличить тиражи. За короткий срок фотографическая открытка в стиле «Gruss» взяла верх над художественной, поскольку пришлась по душе публике менее зажиточной, но определенно более многочисленной.
Со временем спрос на фотоизображение (объект народного интереса) повысился, поэтому фотография заняла большую часть лицевой стороны открытки. Пространство для письма сильно уменьшилось, так что отправитель зачастую был вынужден писать свое сообщение на изображении или на его части.
Поздравительные открытки
В Соединенном Королевстве они начали распространяться с 1895 года, а может быть, и раньше. Тогда они выглядели как обычные поздравительные карточки (Chrismas card или Victorian cards), известные с древних времен, которые после 1860 года стали чрезвычайно популярными в викторианской Англии, Соединенных Штатах Америки и во всех странах Британского Содружества. Их выпускали лучшие английские издательства того периода («Marcus Ward & Company», «Charles Goodall & Son», «De Rue & Co», «Raphael Tuck & Sons»), используя хромолитографический способ печатания и особые методы вырезания, рельефного изображения или изображения, появлявшегося при освещении открытки с обратной стороны. Чтобы сделать их еще более ценными, графику доверили самым лучшим британским иллюстраторам книг и журналов того времени, таким, как John Calcott Horsley, Kate Greenaway, Esther Howland, Ellen H. Clapsaddle, a также американке Frances Brundage и другим. Карточка состояла из аллегорического рисунка, занимавшего все место, и поздравления, соответствовавшего событию, темами изображений служили ежегодные праздники: от «Счастливого Рождества» или «Пасхи» до «Счастливого Нового Года», «С Днем рождения» — то есть от национальных праздников до простых поздравлений по каким-либо персональным событиям. Эти крошечные щедевры начали коллекционировать, в том числе и королева Виктория.
Чистая оборотная сторона предназначалась для даты, короткого сообщения или только подписи. Сначала карточки передавали персонально или сопровождали ими подарки, но после 1880 года их все чаще стали посылать по почте, запечатанными в конверт с маркой. Появление поздравительной открытки изменило и внешний вид поздравительных карточек. Даже позаимствовав стиль, поздравительная открытка предназначалась более широкой публике, техника печати упрощалась и дешевела, поэтому для их создания со временем стали приглашать все менее известных художников-графиков. Этот вид поздравительной открытки был одинаково распространен по всей Европе, но во Франции их издавали преимущественно с новыми для того времени фотокомпозициями. В России первые поздравительные открытки появились в 1900 году, выпустило их издательство Общины Св. Евгении при Красном Кресте.
Открытки HTL
Открытки типа «Transparency Hold-To-Light» были выпущены по патенту немецкой фирмы «Meteor». Когда изображение подсвечивалось с обратной стороны, проявлялось второе изображение или ночной пейзаж. Это была одна из форм развития художественных открыток в стиле «Gruss», которая распространилась в основном в Германии, Австрии и Швейцарии. Также были изданы открытки с видами разных европейских городов, включая английские и русские.
Открытки типа «Die cut Hold-To-Light» тоже выпустили в Германии по патенту берлинского издательства Wolff Hagelberg. Этот издатель, известный своими открытками высокого качества, был одним из немногих европейцев, допущенных на рынок Соединенного Королевства со своей продукцией оригинальнейших поздравительных карточек. Его открытки HTL состояли из трех слоев бумаги: верхний слой был изготовлен из тончайшей бумаги с прорезями, центральный слой тоже был очень тонким и полупрозрачным, третий был более плотным — для создания необходимой опоры. При подсветке с оборотной стороны части открытки, находившиеся под прорезями, блестели и казались освещенными. Прорези или отверстия были в основном на месте луны, окон или уличных фонарей для создания эффекта ночного пейзажа. Изображение было единым на основе фотографии, расположенной так, чтобы занять большую часть лицевой стороны. Такие открытки, в том числе и с видами известных европейских городов, с сомнительным успехом имитировали разные местные издатели, но не смогли превзойти настоящего изобретателя. Однако они положили начало новому виду открыток, так называемых «Moonlight», созданных на основе фотографии, на тонком картоне в сине- зеленых тонах, как дешевой версии «Die cut Hold-To-Light».
Рельефные открытки
Они появились в конце XIX века в Германии, с рамками, декоративными элементами или изображениями (фотоизображениями в том числе) с тисненым рельефом. Такой способ позволял выпускать роскошные открытки. Самыми необычными из них были открытки с выступающим рельефом («Heavily Embossed»), которые выглядели почти как папье-маше. В действительности эти открытки появились благодаря технике, заимствованной у известных английских поздравительных карточек.
Художественные открытки
У этого вида открыток два различных направления. Основное — это частное производство художественных открыток с иллюстрациями знаменитых художников. Родоначальницей стала уже упоминавшаяся открытка, выполненная в виде гравюры Гюставом Доре, появившаяся в Соединенном Королевстве в 1872 году. Но широкое распространение открыток, иллюстрированных художниками, началось там только после разрешения «General Post Office» от 1 сентября 1894 года. Предполагается, что первая серия этого вида была с видами города, выпущена она в 1895 году издательством «E.T.W. Dennis & Sons», Scarborough (Лондон).
В 1898 году венское издательство «Philipp и Kramer» выпустило художественные открытки, иллюстраторами которых стали Raphael Kirchner, Koloman Moser и Josef Hoffman, а в Бельгии издательский дом «Dietrich & Со» выпустил художественные открытки, иллюстрированные Gizbert Combaz и Henri Meunier. В том же году во Франции появились первые открытки с иллюстрациями Альфонса Мухи (напечатанные неизвестным издателем). В Италии в том же 1898 году миланский издатель «Ricordi» выпустил первые открытки с иллюстрациями Adolf Hohenstein, а в следующем году издатели «Longo е Zappelli» из Тревизо опубликовали серию художественных открыток с иллюстрациями Alberto Martini. В Германии же, напротив, несмотря на уже существовавшие художественные открытки, впитавшие аллегории стиля модерн, авторские открытки в тот период не вызывали интереса издателей. Хотя в той же Германии (как в других европейских государствах) они сопровождали развивавшуюся выставочную деятельность до тех пор, пока не стали такой же классикой жанра, как рекламный плакат. Несмотря на то, что авторские открытки отражали только одну грань стиля модерн, они все же были эксклюзивными предметами. Во всей Европе к ним возник особый интерес культурного значения, который стимулировал коллекционирование, тематические литературные издания и расширение выставочной деятельности в этом направлении.
В конце XIX века появились еще и первые открытки, воспроизводившие шедевры изобразительного искусства. Почти всегда выполненные фотолитографическим способом, они получили широчайшее распространение, поскольку позволяли знакомиться с великими произведениями искусства, хранившимися в музеях и частных коллекциях, не доступных для большей части публики. Это явление, отмеченное культурной и просветительской направленностью, с началом нового века привело на издательскую сцену известные европейские музеи, каждый из которых развивал свои тематические серии открыток собственных шедевров. В России издательство Общины Св. Евгении при Красном Кресте тоже начало выпускать этот вид иллюстрированных открыток в обоих направлениях.
Художественные открытки с видами Санкт-Петербурга
Созванный в Вашингтоне конгресс Всемирного почтового союза (он узаконил международное почтовое использование художественных открыток частного производства) способствовал тому, что на российском рынке с 1895 года началась свободная продажа открыток иностранного производства. Однако только в 1898 году этот процесс получил особенно широкое распространение. Сотни художественных открыток зарубежных издателей предлагались российскому покупателю. Немцы, швейцарцы, шведы и австрийцы имели огромный опыт производства открыток высокого качества, накопленный на родине и в других европейских странах. Они начали массовый выпуск открыток, посвященных Санкт-Петербургу, которые продавались в книжных и канцелярских магазинах и табачных лавках.
Среди них были самые известные издатели художественных открыток в стиле «Gruss», такие, как Л. Глазер из Дрездена, К. Бранде из Штутгарта, Е. Кунцли из Цюриха, Schwertdfeger & Со из Берлина, Акционерное Общество Гранберг «G.K.A.» из Стокгольма, а также такие основные немецкие издатели-литографы, как Stengel & Со и Rommler & Jonas из Дрездена, Wolff Hagelberg из Берлина и многие другие. Существует мнение, что немецкие, австрийские и швейцарские издатели, владевшие более совершенной технологией печати, имели определенное превосходство в этой области. Это так, но лишь отчасти. Думается, что они доминировали во всей Европе прежде всего благодаря более выгодным условиям внутриэконо- мической политики своих стран, что и позволило считать отрасль производства художественных открыток совершенной и высокоразвитой. В России до 1907 года разрешалось печатать не более 5000 экземпляров каждой согласованной с цензурой открытки. В конце XIX века французкие, английские и итальянские издатели увлеклись выпуском видов малоизвестных городов. Это способствовало возникновению огромного количества мелких издательств местного значения. Немецкие издатели еще в начальный период распространения открыток в стиле «Gruss» уже использовали такое «областничество», поэтому теперь могли осуществлять еще более амбициозные издательские проекты. Неслучайно именно лучшие из них подняли большинство инициатив на уровень издательств Европы и Соединенных Штатов.
Развитие производства и массовое распространение художественных открыток в Санкт-Петербурге были связаны с особенно важными событиями, например, с визитом президента Франции Феликса Фора в 1897 году (в ответ на упомянутый официальный визит российской императорской семьи в 1896 году) и 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина в 1899 году. В числе памятных публикаций в честь визита президента Фора (организованных совместно Парижем и Санкт-Петербургом) были две серии памятных открыток, выполненных в традиционном стиле «Gruss», с фотографическими видами (вероятно, обе — французского производства). Они были выпущены с надписями на французском языке, а на оборотной стороне открыток второй серии — еще и на русском.
Этому событию художественные открытки посвятили и такие русские издатели, как Артир Иванович Виль- борг, который владел одной из лучших типографий города, и Ришар Люттерманн.
С 1898 года санкт-петербургские издатели начали выпускать художественные открытки, в том числе и цветные, которые по качеству не уступали иностранным.
Среди этих издателей — Ришар Люттерманн (впоследствии — R. L., позже просто «Richard»), К. Де Кастелли и Отто Кирхнер. Последний выпустил ценную серию из 10 художественных открыток в стиле «Gruss» с видами Санкт-Петербурга и народными сюжетами, написанными акварелью известным художником Николаем Каразиным.
Успех этой серии был огромным, и в том же году российское издательство Общины Св. Евгении при Красном Кресте опубликовало серию из 4 открыток в этом же стиле на сюжеты из жизни русского народа, выполненную в акварели тем же автором. Для французского Красного Креста так же, как для немецкого или русского, использование почтовых открыток для общения со своими партнерами было не ново. Однако российский Красный Крест выпуском авторских открыток изобрел новую форму самофинансирования.
Итак, сформировалась удивительная издательская деятельность и в следующие два десятилетия было выпущено свыше 50 миллионов экземпляров открыток. Благодаря тому, что к их созданию привлекали лучших художников, фотографов и типографии того времени, на свет появилась коллекция из 6500 художественных открыток, ставшая самой крупной и выдающейся серией художественных открыток в мире. В том же году российский
Красный Крест, с самого начала выпускавший открытки для коллекционирования, издал вторую серию, в конверте, из 10 художественных открыток с акварелями на свободную тему таких знаменитых художников, как Елизавета Бем, Вилие, Визель, Константин Маковский, Илья Репин, Елена Само- киш-Судковская, Овсянников, Николай Са- мокиш, С. Соломко, выполненную хромотипическим способом в типографии Алексея Алексеевича Ильина.
В 1899 году все тот же Красный Крест к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина провел художественный конкурс, в результате чего в свет вышла очередная серия в конверте.
Именно это событие привело на петербургский рынок такого московского издателя, как Scherer & Nabholz, уже известного своими открытками, а особенно новым направлением «Русские типы», которое получило большое признание коллекционеров своего времени. Особое внимание в нем заслужила продукция Отто Ренерда из Москвы и шведского Акционерного общества Гранберг.
Первое наложение цвета на фотолитографические открытки было произведено в конце XIX века ручным кустарным способом, зародившимся во Франции. Этот вид открытки получил одобрение покупателей и ее производство продолжалось еще более 10 лет.
Так называемый «золотой период» художественной открытки начался со Всемирной Парижской выставки 1900 года. Открытка, уже зарекомендовавшая себя как уникальный способ познания и общения «без границ», стала самым распространенным в мире средством почтовой связи. Известные издатели и новички, а также современные техники печати способствовали ежегодному распространению миллионов экземпляров открыток, которое увеличивалось год от года.
Рыночная стоимость, установленная на отдельные открытки, относится только к экземплярам в отличном состоянии. Пятна и надрывы (даже незначительной части), потрепанные углы, деформированные почтовые штемпели, как на лицевой, так и на оборотной стороне, значительно ее снижают.