Васютинские — русский дворянский род, восходящий к концу XVII столетия. «Иван Федоров В. в 1692 г. был стольником; младший брат его, Яков, испомещен в 1701 г. Род дворян Васютинских записан в I части родословной книги Подольской и Херсонской губерний».
Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии. ВИЗ
Медальер Антон Федорович (Антоний * Л— Афоциевич) Васютинский (1858—1935) вошел в историю искусства как честнейший художник, выдающийся русский медальер конца XIX — первой трети XX века. Развитие и процветание отечественного медальерного искусства стало делом всей его жизни: 42 года (с 1893 по 1935 год) он проработал на Санкт-Петербургском монетном дворе, с 1926 года — главный медальер. Именно благодаря талантам, стараниям и вере академика А.Ф. Васютинского традиции школы отечественного медальерного искусства после 1917 года были не только сохранены, но и приумножены и обогащены новым содержанием.
Авторский комплекс Васютинского в нумизматической коллекции музея отличается полнотой и целостностью: резцу художника принадлежат штемпеля более чем 120 медалей, в музейной коллекции — 60 медалей и плакет, созданных мастером за границей, во Франции, и в России, на Санкт-Петербургском монетном дворе. Многообразный материал музейной коллекции позволяет проследить все этапы становления художника: от конкурсных работ выпускника Академии художеств до знаковых для русской медали, удивительно свободных произведений в стиле модерн, и тех, что были созданы уже зрелым мастером, ведущим медальером Санкт-Петербургского монетного двора.
Антон Федорович Васютинский родился в г. Каменец-Подольском Подольской губернии, его дед и отец были художниками. Отец умер, когда мальчику было всего три года, семья жила трудно. «С детских лет живу собственным трудом», — вспоминал он позже. В нем рано обнаружилась страсть к рисованию, начальное художественное образование (1876—1880) он получил в Киевской рисовальной школе, основанной украинским живописцем Н.И. Мурашко. В июле 1881 года А. Васютинский подает прошение в Академию художеств, успешно сдает экзамен по рисунку, но из-за недостаточной общей подготовки не попадает в число студентов. И все-таки молодой человек добивается своего: после упорных занятий, уроков самообразования он в 1882 году поступает в Академию художеств в натурный класс исторической живописи. За время учебы (1882—1884) он достиг хороших успехов, но полуголодное существование подорвало его здоровье и на несколько месяцев студент Васютинский вынужден был вернуться на Украину — хорошо, что с разрешением преподавать рисование в училищах.
В октябре 1884 года он подает прошение в Совет Академии: «Чувствуя в себе склонность и занимаясь некоторое время резьбой по дереву, а также чеканкой по золоту, я давно уже стремился заняться медальерным искусством, но обстоятельства, независящие от меня, не дозволили мне осуществить мои стремления. Теперь же, благодаря изменившимся обстоятельствам, я имею возможность заняться давно любимым мною искусством, а посему покорнейше прошу Совет Академии дозволить мне заниматься в медальерном классе и зачислить меня в число медальеров». В том же году Антон Васютинский вернулся в Академию художеств, уже в медальерный класс, к адъюнкт-профессору академику Василию Владимировичу Алексееву. Молодой человек успешно обучался до 1888 года, получая многочисленные поощрения и награды. Так, в 1887 году за
В коллекции музея находится медаль исполненная в 1929 году в честь Антона Федоровича Васютинского. Аверс — повторение медали «Геркулес, убивающий трехглавую гидру», 1888 года. На реверсе — надпись с указанием эпизодов творческого пути ; мастера: «... [МАТРИЦА ВЫРЕЗ. ВГЛУБЬ ОТ РУКИ] / УДОСТОЕН ЗВАНИЯ ХУДОЖНИКА I СТ. БОЛЬШОЙ / ЗОЛОТОЙ МЕДАЛ. И ПЕНСИОНЕР.ЗА ГРАНИЦУ НА 4 г./ ЗВАНИЯ АКАДЕМИКА В 1908 г. ПРОФЕССОР. МЕД / ИСКУССТ. В АКАДЕМ. ХУД. С 1925 г. / НА МОНЕТНОМ ДВОРЕ ПО СВОЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / С 1893 г. / ВАСЮТИНСКИЙ / 1929 /».
По решению Совета Академии Антон Васютинский получил право на пенсионерскую поездку за границу, с условием поработать в течение одного года на Санкт-Петербургском монетном дворе, чтобы изучить там технический процесс медальерного производства.
В заграничной командировке он должен был ознакомиться с техническим оснащением монетных дворов Австрии, Германии, Франции, но главной ее целью было — постичь секреты медальерного мастерства известных художников Европы.
31 октября 1888 года Антон Федорович отправился за границу. Первой страной, которую посетил пенсионер Васютинский, была Австрия. Санкт-Петербургский монетный двор в техническом отношении был оснащен лучше многих монетных дворов Европы, в том числе и Венского, который еще не имел своей штемпелерезной машины. В Вене Антон Федорович берет уроки у известного медальера Антона Шарффа и знакомится с системой обучения в скульптурном классе Академии художеств.
Далее путь молодого художника лежал в Германию — Берлин, Мюнхен и, наконец, в Париж — общепризнанную столицу европейского медальерного искусства. Здесь произошла важная для него встреча с русским живописцем Алексеем Петровичем Боголюбовым, жившим тогда во Франции. Боголюбов не просто взял под свою опеку молодого медальера, а помогал ему в течение всех пяти лет его пребывания в Париже (1889—1893).
Пенсионерство Антона Васютинского пришлось на 1880—1890-е годы — время, когда повсеместно утвердился стиль модерн, время расцвета европейского медальерного искусства, и первенство в этом виде пластики было, несомненно, за Францией. Во французской медали в то время работали такие маститые художники, как Луи Оскар Роти (1846—1911), профессор, член Французской академии, медальер Жюль Клемент Шаплэн, скульптор Альфэ Дюбуа.
Общаясь с художниками разных стран, Антон Васютинский оказался вовлеченным в процесс творческих поисков новых пластических решений в исполнении медали, и в этой атмосфере всеобщего увлечения стилем модерн молодой художник создает свои медальоны и плакеты. Одним из первых был выполнен портрет профессора живописи А.П. Боголюбова — на медальоне 1891 года.
Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896) — внук писателя А.Н. Радищева, художник-пейзажист, профессор живописи Академии художеств. С 1870-х годов жил в Париже,
Профильная ассиметричная композиция, линейная выразительность, построение изображения на сопоставлении контрастных плоскостей — все это сообщает этому и другим образам, созданным молодым медальером в Париже, динамичность и энергию, будь то известный государственный деятель, ученый или художник.
В своем произведении — односторонней плакете «Jules Clement Chaplain» (1892, подпись «A.Wassiutinsky» и надписи под изображением по-французски) — Антон Васютинский создает экспрессивный образ своего французского учителя, у которого брал уроки портретного мастерства, работой которого в медали был восхищен и которому был многим обязан.
В музейной коллекции есть интересный комплекс медалей Ж.К. Шаплэна (1839—1909, французский медальер, преподавал в собственной студии), посвященных Всемирной выставке в Париже 1900 года. Именные медали были вручены экспонентам этой выставки Срезневскому, Фаберже, Малюшину, Виннеру — за представленные выдающиеся экспозиты из России.
В том же 1892 году А. Васютинский создает выразительный портрет русского дипломата, императорского посла в Париже — одностороннюю плакету «Барон Э.П. Моренгейм». В 1893 году — медаль «в память Помпея Николаевича Батюшкова — для рецензентов сочинений, представленных на соискание премии имени д.т.с. П.Н. Батюшкова от Императорской Академии наук». По окружности медали — замечательная надпись: «МОГУ ОШИБАТЬСЯ ОШИБАЮСЬ, НО НЕ ЛГУ НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ».
Гордость нумизматической коллекции музея — уникальные произведения, созданные Антоном Васютинским в Париже в 1890-е годы, которых нет в других музейных собраниях России.
В архивном фонде Санкт-Петербургского монетного двора, в Каталоге, включающем 119 произведений А.Ф. Васютинского, в разделе «Без даты», под №№ 103 и 104 значатся проекты медалей двух женских портретов неизвестных. Под номером «103. Проект медали с портретом неизвестной. Овальная пластина с погрудным профильным, обращенным вправо, изображением женщины с высокой прической, в платье, застегнутом у ворота брошью. Шиферная доска. 14, 0x13,5 (см)».
В коллекции Ярославского художественного музея есть односторонний медальон, описание изображения которого полностью совпадает с приведенным описанием Каталога: «Медальон односторонний. Elisabeth Bureau. 1890 г.».
Погрудное, профильное, вправо обращенное, изображение женщины с высокой прической, в платье, застегнутом у ворота брошью. По окружности, слева: «ELISABETH», справа: «BUREAU». На фоне, слева: «PARIS 1890». Под изображением: «A.WASSIUTINSKY».
Под номером «104. Проект медали с портретом неизвестной. Овальная пластина с погрудным профильным, обращенным вправо, изображением женщины с высокой прической, в платье, с наглухо застегнутым воротом. Шиферная доска. Д—13,0 (см)».
Медальон односторонний «Lydie». 1890 год.
Погрудное, профильное, вправо обращенное изображение женщины с высокой прической, в платье с наглухо застегнутым воротом. По окружности, слева: «LYDIE», на фоне, слева: «ПАРИЖ 1890». По окружности, справа, внизу: «А ВАсюТинСкiй».
Таким образом, идентифицированы два ранее неизвестных женских портрета А. Васютинского. В этих произведениях — характерный для стиля модерн интерес к определенному состоянию человеческой души: грусть, раздумье, томление и свойственная женским образам некая таинственность и очарование. В то же время художник обращается и к излюбленным мотивам стиля модерн — мифологическим сюжетам, юным героям, весеннему ветру.
Плакета односторонняя «Венера и купидон». После 1890 года.
У балюстрады, справа — изображение сидящей на скамье Венеры в длинных свободных одеждах, с высокой прической, волосы юной женщины украшены лавровым венком, в левой руке — яблоко; слева — купидон с зеркалом. На фоне, справа: «А.В.».
Плакета односторонняя с женским профильным портретом. 1892 год.
Профильное изображение женщины с длинными волосами, перехваченными лентой вокруг головы, в платье типа туники, на плече ткань закреплена пряжкой в виде змейки. На фоне, справа: «ВаСюТинСкiй / 1892 /».
Медальон односторонний «Mignon». 1890-е годы.
Профильное изображение молодой женщины с длинными волнистыми волосами, как бы ласкаемыми ветром. На фоне, справа: «MIGNON» (Милая).
По мнению профессора Ж.К. Шаплэна, талантливый пенсионер из России добился отличных успехов, его пребывание в Париже было плодотворным: многочисленные работы молодого художника, неоднократно представляемые на выставках в Париже, были высоко оценены современниками и профессионалами. В 1891 году Антон Васютинский получил «Почетный отзыв» Общества французских художников, параллельно его медали участвовали в ежегодных экспозициях Академии художеств в России. Профессор В.В. Алексеев писал: «Гальванические слепки с работ пенсионера Академии художника-медальера Васютинского мною рассмотрены, и, по моему мнению, все эти работы исполнены плоским рельефом очень хорошо как в техническом, так и в художественном отношениях» (Васютинский А.Ф. Медальерное искусство России //Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Петроград, 1911—1912).
В конце 1893 года молодой художник вернулся в Россию уже признанным и сложившимся мастером и сразу же был принят старшим медальером на Петербургский монетный двор.
Портрет своего первого учителя медальера Антон Васютинский сделал полностью в стиле своих парижских работ: композиция портрета с некоторым смещением от центра вправо придает созданному образу иллюзию движения.
Медаль «В честь медальера Василия Владимировича Алексеева». 1894 год.
Василий Владимирович Алексеев (1823—1901) — академик медальерного искусства, старший медальер Санкт-Петербургского монетного двора, где он прослужил 49 лет, исполнил штемпеля более чем для 50 медалей. В начале 1894 года в честь Василия Владимировича Алексеева его ученики и сослуживцы по Монетному двору заказали эту медаль.
Медаль «В память Н.И. Лобачевского». 1895 год.
Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) — великий русский математик, автор научных сочинений по теории пространства, астрономии, механике, теории вероятности, 19 лет был ректором Казанского университета (1827—1846). Композиция его портрета — изображение почти в фас позволяет художнику передать внутреннюю сосредоточенность портретируемого и создать образ ученого, строгий и сдержанный.
Новое пластическое звучание формы, характерное для стиля модерн, диктовало изменение традиционной, круглой, формы медали: часто молодой художник, особенно при создании мужских образов, обращался к плакете.
Плакета «В честь А.Ф. Давыдова — директора Особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов России». 1908 год.
Плакета «В честь графа В.Н. Коковцова». 1914 год.
Граф Владимир Николаевич Коковцов (1853—1943) — министр финансов России с 1904 года, с 1911 года, после убийства П.А. Столыпина, — председатель Совета министров, оба поста совмещал до 1914 года, эмигрировал во Францию в 1918 году, занимал пост в Internationale Bank of Commerce.
Медаль «Петру Аркадьевичу Столыпину — от Всероссийского Национального клуба». 1911 год.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) — государственный деятель, действительный статский советник, с 1906 года — министр внутренних дел, председатель Совета министров, с 1907 года — член Государственного Совета.
На реверсе — замечательные слова русского патриота: «НЕ ЗАПУГАЕТЕ! ИМЪ НУЖНЫ ВЕЛИКIЯ ПОТРЯСЕНIЯ, НАМЪ НУЖНА ВЕЛИКАЯ РОСCIЯ»
А.Васютинский — автор не только ярких портретов в металле государственных деятелей России, ученых, художников, поэтов, но и многочисленных медалей, выпущенных в память важных событий в истории России XIX — XX веков, например, медалей различных обществ, юбилейных медалей министерств, полков русской армии. Мастерски используя фактурные и живописные эффекты, контррельеф, он создавал интересные аллегорические и жанровые композиции. Пример тому — медали из музейной коллекции: «В память бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской», 1894 г.; «В память священного коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны», 1896 г.; «В память 100-летия Императорской Военно-медицинской академии», 1898 г.; «В память 50-летия Русского Археологического общества», 1896 г.; «В память Первой международной выставки автомобилей в С.-Петербурге», 1907 г.; «В память сооружения и открытия в г. Иркутске памятника императору Александру III», 1908 г.; «В память 100-летия Военного и Морского министерств», «100-летия Министерства финансов», 1902 г.; «В память 100-летия Императорского Никитского сада в Ялте», 1912 г. и многие другие.
В разные периоды своей жизни художник достойно представлял отечественное медальерное искусство не только на российских, но и на международных выставках: в Риме, Льеже, Турине, Париже, Мюнхене, Венеции.
В 1908 году за заслуги перед отечественным медальерным искусством Антон Федорович Васютинский был удостоен звания академика. Он посвятил всю свою жизнь созданию русской медали и страстно желал, чтобы в России медальерное искусство почиталось и ценилось так же, как в Европе. Выступая на Всероссийском съезде художников в 1911 году, он сказал: «Французы не кричат, что это большое или малое искусство, но они гордятся этим искусством наравне с другими искусствами.
Это искусство им делает честь и имеет огромное значение экономического характера. Оно дало громадный толчок мелкой промышленности, оно содействовало обновлению ювелирного дела и выпустило такие медали и плакетки, которыми весь мир восхищается и признает за ними высокое художественное значение... Медальерное искусство имеет право существовать. Это искусство самостоятельное и своеобразное. Его нужно изучать специально и пора отрешиться от идеи смотреть на это искусство как на изготовление кружков, называемых медалями, и что этим делом может заняться всякий».
Благодаря его стараниям на скульптурном факультете Академии художеств было создано медальерное отделение, где профессор Васютинский преподавал с 1925 по 1930 год. Сам талантливый художник, он воспитал не одно поколение медальеров, многие из них впоследствии работали не только в медали, но и в скульптуре. Считая медальерное дело важным государственным делом, он способствовал его развитию, особенно после 1917 года, — активно участвовал в реконструкции и техническом оснащении Санкт-Петербургского монетного двора. Академик медальерного искусства Васютинский думал не только о настоящем, но и о том, кто будет создавать русскую медаль после него, поэтому многое делал для восстановления Музея Монетного двора.
Художник творил до последних минут своей жизни, он умер 2 декабря 1935 года за рабочим столом.
Татьяна СЫЧ
Автор выражает благодарность архивариусу М.И. Смирнову за помощь в подготовке этого материала и предоставление информации из Архивного фонда Санкт-Петербургского монетного двора.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 4 (66) апрель 2009