Королевский литейный завод в Берлине, основанный в 1804 году, располагался на реке Панке перед Новыми воротами. Это был один из двух доводов, построенных согласно программе, разработанной в 1788 году, по сооружению королевских литейных, оборудованных на английский манер.
Несмотря на отдаленность от угольных и рудных шахт, завод построили в столице в силу ряда причин. Предполагалось, что он должен был играть ведущую роль в области художественного литья. В столице было легче создавать хорошие образцы и модели, которые впоследствии использовали бы другие заводы. Он был оборудован по последнему слову техники того времени и в течение первых двух десятилетий XIX века продолжал непрерывно расширяться и совершенствоваться. Очень скоро ему удалось превзойти остальные немецкие литейные заводы как по объему производства, так и по качеству продукции. Технические нововведения, прошедшие испытания в Берлине, впоследствии успешно применяли и другие заводы.
Самыми известными произведениями художественного литейного производства завода являются новогодние поздравительные открытки, или плакетки. В соответствии со старинным обычаем горняков Королевский чугунолитейный завод в Берлине в 1805 году разослал к Новому году первые отлитые маленькие прямоугольные плакетки, так называемые «Новогодние поздравительные открытки». Эта традиция сохранялась здесь вплоть до 1848 года.
Кроме художественной эти тонкие чугунные пластинки имеют и высокую документальную ценность, поскольку зачастую демонстрировали продукцию предыдущего года или изображали новые произведения искусства и архитектуры Берлина. Этим самым доку- . ментально подтверждалось движение технического прогресса, например появление паровой машины, газового фонаря на улицах Берлина или строительство новых мостов.
Выпускавшиеся поначалу как подарки высокопоставленным лицам или возможным клиентам, плакетки впоследствии стали изготавливать и как товары на продажу. Наряду с простыми в исполнении открытками, на которых отливалось изображение рельефа вместе с задним планом и небольшой рамкой, с 1820 года существовали и модели класса люкс, в которых задний план рельефа менялся на серебряную или отполированную стальную пластинку, а сама плакетка обрамлялась в серебряную рамку. Такие Новогодние поздравительные открытки в красных или синих футлярах с тисненным золотом бордюром и изображением горнозаводского герба в качестве дорогих подарков посылали к Новому году королю, в министерства и деловым партнерам. В некоторые годы подарки сопровождались информацией об изготовленных изделиях.
Художественное чугунное литье к моменту основания королевского литейного завода в Берлине, было еще молодым занятием для художественных ремесел. Переплавка чугуна, получаемого из горнопромышленных районов, позволила производить литые изделия в непосредственной близости от рынка сбыта. В столице было достаточно рабочей силы, занятой в металлообрабатывающем ремесленном производстве, к тому же в качестве центра Пруссии город был весьма привлекательным для иностранных специалистов, труд которых хотели использовать на заводе.
Модель — отправная точка каждого литого изделия — обычно изготавливалась из дерева, металла, воска или гипса. При тонкой изысканной работе модели изготавливались из свинца, олова или латуни. Большую пользу для развития художественного литья из чугуна принес опыт литья бронзовых изделий. В обоих случаях решающее значение имели три составляющие: формовка, литье и последующая обработка. Литейное , производство на заводе в Берлине было чрезвычайно новаторским, пластика из чугуна по своему художественному уровню превосходила продукцию остальных литейных заводов.
Огромное значение для развития художественного литья из чугуна, как одной из областей немецкого искусства первой половины XIX века, имело приглашение на завод в 1804 году венского медальера и скульптора Леонарда Поша. Также нельзя не отметить архитектора Карла Фридриха Шинкеля, внесшего весомый вклад в укрепление художественной репутации завода. Над изготовлением моделей берлинских новогодних открыток работали известные медальеры и скульпторы: Луис Бейерхаус, Вильгельм Аугуст Штилярский, Кристоф Карл Пфойффер, Иоган Фридрих Готлиб Мюллер.
Именно на примере новогодних поздравительных открыток можно проследить развитее литейного производства. По мере внедрения в него новаторских идей повышалась художественная ценность изделий. Эти маленькие чугунные пластины невозможно было подвергать дополнительной декоративной обработке. Чеканка и гравировка была применима только к большим предметам, таким, как бюсты или статуи.
Твердость и жесткость чугуна в случае с новогодними плакетками превращали изделия в очень хрупкие предметы. На Королевском литейном заводе был разработан определенный метод, где главную роль играли свойства формовочного песка и состав чугуна. При точном литье изделия выходили из формы в таком виде, что обработка поверхности после удаления литейных каналов была не нужна. Все, что требовалось, — это нанести защитное покрытие из черной олифы.
Наряду с Королевским литейным заводом в Берлине новогодние плакетки с 1819 до 1865 год отливал и литейный завод в Зайне. На них, за исключением двух, отражены памятники искусства и архитектуры Вестфалии или Рейнской области. Плакетки 1819 и 1821 годов исполнены согласно берлинской традиции: на одной отображены изделия собственно литейного завода, на другой — вид на металлургический завод с окрестностями. Модели для новогодних поздравительных открыток завода в Зайне выполнены работавшими здесь мастерами: Генрихом Зумпфтом, Вильгельмом Вайгельтом, Карлом Крамером, а также Леонардом Пошем, который в 1820 году сделал набросок модели открытки с видом Кёльнского собора перед началом его дальнейшего строительства. С 1823 года новогодние плакетки завода в Зайне поступили в свободную продажу. На этих экземплярах были удалены указание года и обозначение завода на лицевой стороне, на оборотной стороне выгравированная цифра «14» обозначала серию экземпляров, отлитых на продажу.
Известны также восемь новогодних поздравительных открыток, изготовленных на литейном заводе города Мэгдешпрунг, с изображениями завода и видами Гарца. Точный период, когда здесь отливали новогодние плакетки, определить трудно. На одной из них — вид на герцогский металлургический завод города Мэгдешпрунг периода 1830—1840 годов.
В 1921 году началось производство «рождественских плакеток», или «рождественских открыток», на литейном заводе в Лауххаммере. Они выполнены полностью в традиции немецкого рисунка.
14 марта 1731 года Иоганн Вильгельм Будерус основал литейный завод в местечке Хирценхайне, где отливали и до сих пор отливают памятные и юбилейные плакетки, которые сильно копируют внешнюю форму и композицию новогодних поздравительных открыток берлинского литейного завода. Сюжеты плакеток отражают памятные даты: задувка доменной печи — 1946 год, конференция—1951 год, юбилей основания завода — 1981 год, или имеют религиозное содержание, например, изображение святого Кристофера — 1952 год.
В 1848 году литье этих маленьких произведений искусства на Королевском литейном заводе в Берлине закончилось. Этому в большой степени способствовал пожар, произошедший здесь в том году. Огонь уничтожил все модели и формы. Несмотря на то, что завод восстановили и создали новый запас моделей, постепенно художественное литье из чугуна теряло прежнее значение. В силу ряда сложившихся объективных причин правительство Пруссии в 1873 году приняло решение о закрытии Королевского литейного завода в Берлине.
Новогодние поздравительные открытки выпускались литейными заводами Германии в первой половине XIX века не в таком большом количестве, как медальоны, геммы или плакетки с сюжетными картинками. Выбранные для новогодних плакеток сюжеты представляют большую документальную ценность, поскольку представляют исторические события прошлых лет, а сами изделия высокого качества демонстрируют нам искусство чугунного литья соответствующего завода. Именно поэтому новогодние поздравительные открытки превратились в отдельную, очень ценную область коллекционирования художественного литья из чугуна.
Представленная здесь коллекция является самым крупным и полным в России собранием новогодних поздравительных открыток Королевского литейного завода в Берлине первой половины XIX века. Каждый предмет — это памятник декоративно-прикладного искусства, сопоставимый с лучшими образцами из музейных коллекций Германии. Эта коллекция имеет исключительную мировую художественную и историческую ценность.
Валерий КРЕПОСТНОВ,
Юрий ПОЛЮШКИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.4