Однажды мне довелось ознакомиться с одной обширной частной коллекцией орденов, Медалей, нагрудные полковых знаков и другой доенной атрибутики императорской России. Рее предметы были б отличном состоянии, тщательно подобраны и представляли собой не только историческую, но и немалую художественную ценность. Многие из ник принадлежали членам императорской фамилии, известным российским государственным и военным деятелям.
Мое внимание привлек маленький, невзрачный на вид компас. Покрытый зеленой медной патиной, со следами былой позолоты, он явно выпадал из общего парадного блеска ювелирно выполненных предметов.
Хозяин коллекции, увидев в моем взгляде явное удивление, посоветовал прочитать надпись на оборотной стороне. Осторожно перевернув компас, я прочитал изящно выполненную гравировку: «Г-ну лейтенанту Колчаку А.В. Pro gloria et patria. Ревель FNansen 1900 г. Шхуна «Заря».
Несомненно, это был компас, подаренный выдающимся норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном молодому лейтенанту Александру Васильевичу Колчаку накануне знаменитой Русской полярной экспедиции, снаряженной Императорской Академией наук на поиски Земли Санникова.
Волнение охватило меня при мысли, что я держу в руках предмет, незримой нитью связавший не только судьбы этих выдающихся людей, но и все последующие исторические события начала XX века.
Впервые эту призрачную землю увидел сибирский купец и промышленник Яков Санников в 1809 году. С той поры она манила, лишала сна и покоя не одно поколение полярников, рисковавших жизнью в поисках недосягаемого призрака. Существует легенда, будто бы государь-император, услышав в очередной раз о гипотетической земле, заявил в сердцах: «Кто откроет эту невидимку, тому и принадлежать она будет!».
Вопрос о государственном земельном приоритете в пределах Северного морского пути к концу XIX века стоял достаточно серьезно. Некоторое преимущество в освоении Северного Ледовитого океана наметилось у скандинавов и американцев. Россия отставала в этом и только приезд в Петербург в 1898 году легендарного «полярного волка» Ф. Нансена оживил интерес русского общества к исследованиям северных широт.
В марте 1900 года президент Императорской Академии наук великий князь Константин Константинович утвердил состав Русской полярной экспедиции, начальником которой был назначен известный ученый, зоолог, геолог и путешественник барон Эдуард Васильевич Толь. Еще в 1886 году он участвовал в экспедиции на Новосибирские острова, организованной Академией наук. Тогда увидел он завораживающую картину: на горизонте, в розовой полоске восхода вырисовывались контуры четырех гор, соединенных на востоке пологой низменной землей. С тех пор открытие Земли Санникова стало жизненной задачей Э.В.Толя.
Именно от него А.В. Колчак получил неожиданное для себя предложение принять участие в экспедиции в качестве гидролога, а по совместительству — магнитолога и картографа. К тому времени он уже бывал в дальних заграничных плаваниях. В 1895 — 1899 годах на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» у берегов Кореи он начинал осваивать океанографию и гидрологию, мечтая дойти до Южного полюса.
Чтобы освоить новые специальности, А.Колчак прошел курс в Главной физической обсерватории в Петербурге, затем были три месяца практической работы в Павловской магнитной обсерватории. Перед началом экспедиции он побывал в Норвегии у Нансена, у которого обучался новым методам магнитной съемки.
Перед полярниками стояли важные задачи не только получить научные результаты, позволявшие обеспечить регулярные навигации судов вплоть до Берингова пролива, но и закрепить за Россией конкретные арктические острова Неслучайно Министерство финансов выделило на оснащение экспедиции 150 тысяч рублей золотом, которые были дополнены пожертвованиями частных лиц.
В Норвегии Э.Толь при содействии Ф. Нансена приобрел трехмачтовый барк «Геральд Харфингер». В порту Ларвик, на верфи Колина Арчера — строителя легендарного нансенов- ского «Фрама», судно полностью перестроили. Все помещения приспособили к арктическим условиям, переборки заменили, а между фок- и грот-мачтами возвели палубную надстройку с семью каютами для членов экипажа Значительной переделке подверглось также и парусное хозяйство. После этих обновлений судно стало соответствовать типу шхуна-барк или баркентина и получило новое имя — «Заря».
В октябре 1899 года норвежское бюро «Веритас» выдало «Заре» аттестат дальнего плавания. А в мае 1900 года первое русское научно-исследовательское судно пришвартовалось к набережной Васильевского острова у здания Академии наук. Незадолго до этого «Заря» сделала остановку в порту города Ревель. Именно тогда на борту шхуны передал Ф.Нансен этот компас с памятной гравировкой недавно произведенному в лейтенанты А.Колчаку. «Pro gloria et patria» — «Во славу родины» — так напутствовал выдающийся полярный исследователь своего ученика, гидрографа, отправлявшегося в составе Русской полярной экспедиции.
21 июня 1900 года моторно-парусная шхуна «Заря», оснащенная по последнему слову техники, с двадцатью членами экипажа на борту снялась с якоря в Санкт-Петербурге и отправилась к Северной Земле. Два года, 1900 — 1902, провел А.В. Колчак в Арктике в экспедиции барона Толя, которая окончилась трагически для ее руководителя. Затем, в 1903 — 1904 годах, по поручению Академии наук Колчак возглавил экспедицию по поиску и спасению Э.Толя. Сначала на шлюпках, потом на собаках он прошел маршрутом Толя, но ему удалось спасти только научные материалы.
За организацию полярной экспедиции по поиску барона Толя Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
На обратном пути в Якутске его застало известие о начале войны с Японией. По телеграфу он отправил прошение об отчислении его из Академии наук, переводе в военное ведомство и направлении в Порт-Артур к адмиралу Макарову.
В 1906 году, вернувшись из японского плена и пройдя курс лечения от тяжелого суставного ревматизма, заработанного еще в арктических экспедициях, А.В. Колчак снова вернется в Академию наук. Он обработает результаты и подготовит научный отчет по двум экспедициям, который будет отмечен высокой наградой — большой Константиновской золотой медалью Российского Императорского географического общества
Русской полярной экспедиции удалось сделать немало. Впервые в истории мореплавания «Заря» прошла в августе 1902 года проливом между островами Котельным и Бельковским, названным проливом Заря, а также проливом между Котельным и Малым Ляховским, получившим в последствии название пролива Санникова Были обследованы северо- западная часть полуострова Таймыр, Новосибирские острова, на карту положен архипелаг Норденшельда, а также нанесено около двухсот новых географических названий. Один из вновь открытых островов в Таймырском заливе получил название — остров Колчака.
Лейтенанту Колчаку так и не удалось найти Землю Санникова и стать ее хозяином, но адмирал Колчак волею судьбы стал Верховным правителем одной шестой части земли под названием Россия. В популярной песне из кинофильма «Земля Санникова» есть проникновенные слова «Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг, за него и держись. Есть только миг, между прошлым и будущим Именно он называется жизнь». Жизнь Колчака, подобно яркой звезде, единым мигом пронеслась над страной, оставив багряный след в судьбах миллионов людей и маленький остров в окраинном море Северного Ледовитого океана И только маленький медный компас, свидетель былых событий, будет вечно показывать на север, туда, где призрачной звездой мерцает несбывшаяся мечта романтика и воина Александра Васильевича Колчака.
Анатолий ВИЛКОВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.90