Живое творчество может создать нечто доброе и красивое. Книжки для детей, выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки в футуристической традиции оформления, — воплощение творческих фантазий талантливых людей. уникальная коллекция книг артели художников «Сегодня», просуществовавшей совсем недолго,все чаще притягивает внимание исследователей и коллекционеров.
Вот эти маленькие, серенькие книжки-картинки, уже не книги, но лишь тени книг, еще не книги, но лишь прообразы книг. Разоблаченные, ибо нет «обложки», нет «листов», но одно, некое неделимое, где форма и содержание, вне и внутри, «уже» и «еще» неразлучимы. И почерк знаков бледный, колеблемый, чужой всякой кристальности, будто кистью, а не резцом данный». Так писал в 1918 году критик Скальд (Греков) о книгах, выпущенных артелью художников «Сегодня».
Несмотря на короткий период существования, 1918 —1919 годы, деятельностью петроградской артели художников «Сегодня» очень интересуются исследователи и коллекционеры русской книжной графики первой трети XX века. Такие исследователи, как Е.Ковтун и В.Поляков, считают, что печатные издания артели — это продолжение футуристических тенденций в искусстве оформления русской книги. Другие, как, например, Е.Штейнер, относят их к первым опытам в становлении советской детской книги. Довольно подробно рассматривает А.Крусанов в своем историческом обзоре издательскую и театральную деятельность артели в ряду других художественных объединений и творческих групп, существовавших в 1917— 1920 годах. Книги, выпущенные артелью художников «Сегодня», находятся в крупнейших коллекциях собирателей книг русского авангарда: А.Тарасенкова, М.Лесмана, М.Раца, в центральных книгохранилищах страны. Они являются объектом собирательства крупнейших музеев мира. В частности, были представлены на выставке, посвященной русской авангардной книге, в нью- йоркском Музее современного искусства весной 2002 года. В фондах Государственного музея В.В.Маяковского хранится обширная коллекция книг этих художников, многие из них раскрашены авторами.
Артель художников «Сегодня» организована в феврале 1918 года. Ее целью было «дать читателям небольшую, но художественно изданную и дешевую книжку стихов или рассказов современных поэтов, в частности же, заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей, детской литературе».
В состав артели входили художники «левого толка» В.Ермолаева, Е.Турова, Н.Аюбавина, Ю.Анненков, Н.Альтман, Н.Аапшин и литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С.Есенин, Е.Замятин.
В течение краткого периода активной деятельности артель выпустила 13 книг. Газетные анонсы и рецензии того времени представляют интенсивный «график» выхода в свет следующих ее изданий.
В конце февраля — начале марта вышли:
Н. Венгров «Мышата» (рис. В.Ермолаевой) (детская), «Себе самому» (рис. Н.Любавиной), «Сегодня» (рис. В. Ермолаевой);
С.Есенин «Исус младенец» (рис. Е.Туровой) (детская); С. Дубнова «Мать» (рис. Н.Любавиной); А.Ре- мизов «О судьбе огненной» (рис. Е.Туровой).
В начале апреля изданы:
А.Ремизов «Снежок» (рис. Е.Туровой) (детская); Н.Венгров «Хвои» (рис. Е.Туровой) (детская); И.Соко- лов-Микитов «Засупоня» (рис. Н.Любавиной) (детская); У.Уитмен «Пионеры» (рис. В.Ермолаевой).
В конце мая вышли:
Е. Замятин «Верешки» (рис. Н.Любавиной); М.Кузмин «Двум» (рис. Е.Туровой); Ю.Анненков «1/4 девятого» (рис. автора).
В литературной хронике журнала «Книжный угол» в 1918 году анонсировалась книга Н. Венгрова «Зверушки», однако она вышла только в 1921 году в ГИЗе. В ее выходных данных значится: «рисунки и клише выполнены артелью художников «Сегодня»: Н.Альтманом, Ю.Анненковым, В.Ермолаевой, Н.Любавиной и Е.Туровой». Это издание дополняет ряд вышедших ранее книг.
По каким-то причинам не увидела свет книга С. Есенина «Овца в раю», не известны ни ее содержание, ни состав художников, работавших над ней, хотя о подготовке ее к печати было несколько анонсов.
Книги печатали в небольшой типографии на ручном станке, на бумаге светлых тонов. Иллюстрации вырезались на линолеуме. Вся печать была однокрасочной, за исключением книги Ремизова «О судьбе огненной». Здесь название, первые буквы стихотворений и отбивки строф напечатаны красной краской. Объем всех книг артели, форматом 20,4x15 см., составлял 4 печатных листа, включая обложку, скрепленных металлической скрепкой. Тираж — 1 000 экземпляров. Часть его, а именно 125 пронумерованных экземпляров, раскрашивалась от руки. На второй странице указывалось: «Раскрашено от руки 125 экз.//№....». В книге Венгрова «Себе самому» надпись «раскрашено от руки» напечатана типографским способом, а — «Нумерованных 125» — написано чернилами. На этой же странице помещался адрес типографии — «Ц. типограф. Петроград, Литейный, 58», а также сведения об авторе обложки, рисунков и клише. На третьей странице обложки размещались списки вышедших в свет и готовящихся изданий; здесь же — и адрес артели: «Басков, 4 кв. 20, тел. 54-78». Четвертую страницу обложки украшала издательская марка артели, выполненная В. Ермолаевой. Под издательской маркой указана цена в копейках — «40». На книгах, предназначенных для раскрашивания, цена не печаталась. Раскрашенные издания продавались по 2 рубля 25 копеек.
Особую ценность в серии представляют книги, в которых иллюстрации раскрашивались акварелью. Вот воспоминания тех лет: «Акварелирование оттисков делалось частью по принципу «растекающейся раскраски», вошедшему в употребление со времени появления лубков, раскрашенных таким способом». Книги, выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки, продолжают футуристические традиции книжного оформления. Ручная работа делает уникальным и неповторимым каждое издание. Они отличаются цветовой гаммой иллюстраций, элементами виньеток в тексте.
Эти и другие раскрашенные вручную книги русского авангарда все чаще попадают в зону внимания исследователей и коллекционеров. Современники высоко оценивали стремление художников в тяжелых условиях революционного времени выпускать художественно оформленные книги: «Из всякой невзгоды чистое, живое творчество может создать нечто доброе и красивое. Современная разруха печатного дела родила новый вид «кустарного» художественного издательства. В Петербурге возникла артель писателей и художников. Они сами сочиняют и делают гравюры, сами же их набирают и печатают. Любопытная деталь: гравюра вырезывается на линолеуме и с оригинальной доски, без помощи цинкографии, ручным образом отпечатывается в книге <...> Можно найти известное утешение в том, что современный кризис заставляет вернуться к ставшему теперь более дешевым старому прекрасному ручному мастерству».
Некоторые артельщики были знакомы друг с другом по работе в журнале «Летопись», издававшемся М.Горысим, а также по совместной творческой деятельности. Еще в 1915 году Ермолаева, Турова и Лапшин вместе с М.Ле-Дантю и О.Лешковой начали издавать рукописный бесцензурный журнал «Безкровное убийство». Общество «Зеленая птица», организованное Ермолаевой, Альтманом, Анненковым, Любавиной и Венгровым в марте 1917 года, вошло в состав союза «Свободу искусству!» Туда же влилось общество «Искусство — Революция!», созданное Ермолаевой, Лапшиным, Туровой и др. Художники по заказам рабочих коллективов изготавливали знамена, плакаты, лозунги.
Многие художники и писатели, члены артели, широко известны.
Организатор и руководитель артели — Вера Михайловна Ермолаева (1893—1938) активно работала как живописец, график, иллюстратор.
Она общалась с М.Ларионовым, М.Ле- Дантю, И.Зданевичем. В 1919 году Отдел ИЗО Наркомпроса командирует Ермолаеву в Витебск и назначает ректором Художественно-практического института. В Витебске она участвовала в организации УНОВИСА, в изданиях этого объединения. Возвратившись в Петроград, работала в Дет- гизе, в редакциях журналов «Еж» и «Чиж», иллюстрировала книжки обэриутов: А. Введенского, Д. Хармса, Н.Олейникова. В 1934 году была репрессирована.
О двух других художниках, проиллюстрировавших большинство изданий, сведений сохранилось крайне мало, не удалось даже установить годы их жизни.
Екатерина Ивановна Турова училась живописи в художественной школе М. Бернштейна (там же училась и Ермолаева), ставшего впоследствии ее мужем. В 1918 году их семья переехала на Украину. Работы Туровой экспонировались в 1927 году на «Первой всероссийской выставке Ассоциации революционного искусства Украины» в Харькове.
На квартире Надежды Ивановны Любавиной, проживавшей в Петрограде, бывали М. Горький, В.Мейер- хольд, Р.Ивнев, О. и Л.Брики, В.Хо- вин. Именно в этой квартире в присутствии Горького 1 декабря 1915 года В.Маяковский прочел свою поэму «Флейта-позвоночник». Турова также была знакома с Е. Гуро и являлась автором нескольких рисунков к ее книге « Шарманка» (1908).
Еще одна участница артели — София Семеновна Дубнова-Эрлих (1885—1986) посещала собрания, проходившие в «Башне» Вяч. Иванова. Первый раз к поэту ее привел К. Чуковский. Ее дебют — поэтический сборник «Осенняя свирель» — относится к 1911 году. В 1916— 1917 годах она работала в журнале «Летопись», тогда же создала стихотворный цикл «Мать». В 1918-м вместе с мужем Генрихом Эрлихом уехала в Польшу. После оккупации Восточной Польши советскими войсками и ареста мужа в 1939 году Дубнова-Эрлих жила в Литве. Оттуда эмигрировала в США. Годам тяжелой жизни она посвятила интересные воспоминания. Отец поэтессы, Семен Маркович Дубнов, известный специалист по еврейской истории, — автор перевода стихотворения Уитмена, опубликованного артелью «Сегодня». В книге указан псевдоним переводчика «М.С.». В словаре псевдонимов русских писателей Масанова инициалы расшифровываются как «С.Мстиславский» и принадлежат С.М.Дубнову.
Издания артели представляют собой воплощение единого художественного замысла. Оформление книг выполнено в одном стиле, при этом можно заметить особенности каждого автора.
Ермолаева придавала большое значение работе со шрифтом. Используя всю плоскость листа, она органически вписывала название книги и фамилию автора в композицию рисунка. Сказалось увлечение художника искусством уличной вывески. На обложке книги Венгрова «Сегодня» название занимает центральное место, выделяясь на фоне кубистических домов. В иллюстрациях Ермолаевой преобладает социальная тематика. В работе над стихотворением Уитмена «Пионеры» ей удалось подчеркнуть эмоциональную насыщенность творчества американского поэта, выразить ритм его поэзии, стремление к освоению неизвестного, к поискам нового. Строчки стихов вполне подходят и к творческим поискам петроградских художников: «Оставляем все прошлое позади. Мы прокладываем путь в новый могучий, многогранный мир. Молодо и бурно завоевываем мир труда и движения».
Религиозно-мифологическое содержание работ Туровой наиболее полно отразилось в оформлении книги Есенина «Исус младенец». Наивные лирические картинки позволяют детям проникнуть в мир сказки. Сочные отпечатки обогащены мелкими деталями. В 1921 году эта книга была переиздана в Чите издательством «Скифы», причем все иллюстрации даны в зеркальном отображении. Сейчас она является библиографической редкостью.
Рисунки Любавиной к книге Замятина «Верешки» привлекают внимание композициями изломанных линий и частей тела, это — яркий пример футуристического оформления книги. В своих работах она отделяет шрифт от контурных рисунков, оставляя свободным пространство белого листа, чтобы лучше увидеть фактуру бумаги.
Особняком стоит книга Анненкова «1/4 девятого», так как это единственное издание, написанное и оформленное одним автором. Ее можно поставить в один ряд с лучшими книгами русского футуризма. Это издание расширяет наше представление об Анненкове-иллюстраторе.
Помимо книжек артель «Сегодня» выпускала детские лубки. Они также были двух видов: черно-белые и раскрашенные от руки. Первые из них появились в конце апреля 1918 года в весьма ограниченном количестве, и сегодня они — большая редкость. На основании периодических изданий того времени можно назвать три выпущенных лубка. Это «Петух» (рис. Ермолаевой, текст Венгрова), «Баба яга» или «Как пропала Баба-яга» (рис. Лапшина, текст Любавиной), «Пюпитр» (текст Венгрова). В книге Тарасенкова «Русские поэты XX века. 1900—1955. Библиография» указана книга Венгрова «Петух» с такими же выходными данными, как и у других книг артели, та же информация содержится и в справочнике И.Старцева «Детская литература. Библиография 1918 —1931». По всей видимости, это ошибка, так как в РГБ, где хранится коллекция Тарасенкова, такой книги нет.
Члены артели, кроме издательской деятельности, организовывали театрализованные детские представления под названием «Утро маленьким», на которых исполнялись детские песенки, танцы, поэты читали свои стихи. Наиболее ярким моментом была демонстрация «самой большой книжки с картинками». Она состояла «из рам», с натянутым на них холстом. На них художниками артели — Ю.Анненковым, Н.Любавиной, Е. Туровой и В. Ермолаевой — были исполнены в красках рисунки, которые показывались детям одновременно с выполнением программы «Утра». По откликам критиков,представления вызывали большой интерес не только у детей, но и у взрослых. Газета «Новая жизнь» от 23 июня 1918 года сообщала, что артель издает «Детские песенки» композитора Ирины Миклашевской, участвовавшей в утренниках, а также о выходе в свет ее первой песенки «Радуга» на слова Венгрова.
В связи с трудностями в издательском деле артель организовала выпуск «Живого журнала» — распространенный в 1910—1920-х годах способ общения литераторов с публикой. В первом выпуске журнала предполагалось участие А.Ахматовой, М.Кузмина, В.Ховина, Б.Эйхенбаума. Организаторы исходили из того, что «слово человеческое есть звук, и художественные произведения должны «сказываться», а не читаться <...> счет страниц будет заменен счетом часов и минут прочтения данной вещи».
С середины лета 1918-го приостанавливается выход книг, а с отъездом Ермолаевой в Витебск, в апреле 1919 года, деятельность артели прекращается.
Издания артели художников «Сегодня» — важный этап в развитии отечественного искусства книги, переходное звено от футуризма к конструктивизму.
Авангард.
Дмитрий КАРПОВ
Автор благодарит А. БОРОВКОВА за помощь при подготовке материала.
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
ДЕКАБРЬ 2003