В 2009 году Весь православный Мир торжественно отметает 100-летие со дня блаженной Кончины Святого праведного Иоанна (Кронштадтского и 180-летие со дня его рождения.
1 ноября в Свято-Иоанновском ставропигиальном женском Монастыре г.Санкт-Петербурга состоится праздник «Прииди и вииждь», посвященный этому событию. Праздник получил благословление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Святой праведный пастырь родился 19 октября (по старому стилю) 1 ноября (по новому стилю) 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного причетника Ильи Михайловича Сергиева (1808—1851) и жены его Феодоры Васильевны (1808—1871). При крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Святою Церковью празднуемого. Отец с раннего детства постоянно брал сына в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Грамота вначале давалась ему с трудом. Иоанн в молитвах обратился за помощью к Вседержителю, и произошли перемены. За короткое время он продвинулся вперед настолько, что перестал быть последним учеником в Архангельском приходском училище. В 1851 году Иоанн Сергиев уже в числе первых учеников окончил Архангельскую Духовную семинарию, а затем в 1855 году и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Ему было предложено вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К.Н.Несвитского (Несвицкого) Елизаветой Константиновной (1829— 1909) и принять сан священника для служения в этом соборе. 12 декабря 1855 года совершилось посвящение Иоанна Сергиева в священники. С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в Андреевском соборе города Кронштадта и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, учреждает в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков. Вся жизнь отца Иоанна и его более чем полувековая пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие и называли его «Кронштадтским».
Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце быстро распространилась по всей России. В Кронштадт потянулись десятки тысяч богомольцев. «Всероссийский батюшка» (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. В дни пребывания в Кронштадте отец Иоанн почти ежедневно совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за огромного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон.
Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных дневников. Они составили собой целую книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». В полном собрании сочинений отца Иоанна издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает три тома объемом более чем в тысячу страниц. Замечательным памятником святой личности отца Иоанна и неисчерпаемым материалом для назидания являются также три тома его проповедей, содержащих до 1800 страниц.
В ноябре 1904 года отец Иоанн тяжело заболел и стал готовиться к кончине. 10 декабря 1908 года он отслужил свою последнюю Литургию и в последующие дни причащался дома. 20 декабря Святой праведный Иоанн Кронштадтский отошел к Господу. Его похороны состоялись при совместном молении множества епископов, священников и стотысячной народной толпы. Чин отпевания совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (А.В.Вадковский) (1846—1912). Мощи праведника почивают в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже Свято-Иоанновского женского монастыря «на Карповке», который он в свое время основал.
Архиерейский Собор Зарубежной Церкви 5/18 июня 1964 года постановил совершить торжественное прославление святого Иоанна Кронштадтского, которое было назначено на день памяти преподобного Иоанна Рыльского, имя которого носил святой Иоанн Кронштадтский.
В Русской Православной Церкви отец Иоанн был канонизирован на Поместном Соборе 7 — 8 июня 1990 года, и память его было установлено совершать 20 декабря (по старому стилю) 2 января (по новому стилю) — в день блаженной кончины святого праведника.
Невозможно описать все случаи чудотворений, избавления от болезни, помощи, которые происходили и происходят по молитвам святого пастыря. Они начались при жизни отца Иоанна, продолжались после его кончины и продолжаются сейчас.
Девиз праздника в Свято-Иоановском ставропигиальном женском монастыре, посвященного Святому праведному Иоанну Кронштадтскому, можно расширить словами «Приди и покажи». Мы хотим показать и рассказать о находящихся в частном собрании как прижизненных, так и более поздних по времени изготовления работах с изображением Великого Молитвенника Земли Русской, а также других святых для всех православных предметов, имеющих отношение к отцу Иоанну Кронштадтскому.
В конце XIX — начале XX века на Кусинском заводе отлили из чугуна барельеф, а на Каслинском заводе — медальон с изображением отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Барельеф «Отец Иоанн Кронштадтский» (илл. 1), отлитый на Кусинском заводе, известен в единичных экземплярах и является крайне редким в коллекционном плане предметом. Автором модели барельефа был Илья (Элиаш) Яковлевич Гинцбург (Гинзбург) (1859— 1939). Он родился в Гродно в семье иудейского богослова. В детстве резал из точильного камня различные предметы. Эти первые работы в 1870 году увидел М.М.Антокольский (1843—1902) и взял юного самоучку к себе в Санкт-Петербург. И.Я.Гинцбург с 1878 по 1886 год учился в Императорской Академии художеств у А.Р. фон Бока (1829— 1895), Н.А.Лаверецкого (1837—1907) и И.И.Подозерова (1835—1899). Одновременно посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников. В 1886 году за барельеф на тему из Ветхого Завета «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. В 1911 году был удостоен звания академика. Работал преимущественно в малых формах скульптуры. Проявляя особый интерес к портретному жанру, И.Я.Гинцбург увековечил в небольших скульптурных фигурах и бюстах известных людей своего времени: М.М.Антокольского (1843—1902), И.К.Айвазовского (1817—1900), В.В.Верещагина (1842— 1904), Д.В.Григоровича (1822—1899/1900), И.Н.Крам- ского (1837—1887), Д.И.Менделеева (1834—1907), И.П.Павлова (1849—1936), И.Е.Репина (1844—1930), A. А.Рылова (1870—1939), В.С.Соловьева (1853—1900), B. В.Стасова (1824—1906), В.И.Сурикова (1848—1916), Л.Н.Толстого (1828—1910), И.И.Шишкина (1832—1898) и многих других.
Сотрудничество И.Я.Гинцбурга с Кусинским Казенным заводом Златоустовского горного округа началось, по-видимому, сразу после Всемирной выставки в Париже, в которой Кусинский завод принимал участие. В 1900— 1910 годах И.Я.Гинцбург выполняет модель барельефа «Отец Иоанн Кронштадтский», который отливается из чугуна на Кусинском заводе. Этот предмет под номером 9 включен в «Прейскурант литья Кусинского завода Златоустовского горного округа на 1911 год». На странице 27 прейскуранта имеется иллюстрация этого предмета. С нашей точки зрения, этот барельеф является одной из лучших портретных работ, которые выполнялись на чугунолитейных заводах в России в XIX—XX веках. В конце XIX века портретные барельефы, медальоны и плакеты, превышающие размеры обычных медалей, становятся привычной деталью интерьера кабинетов и библиотек. Барельеф работы И.Я.Гинцбурга, с его подчеркнутой монументальностью и поразительной передачей психологии образа, стал бесценным вкладом в иконографию отца Иоанна Кронштадтского. К сожалению, сотрудничество И.Я.Гинц- бурга с Кусинским заводом и сами его художественные работы в таком металле, как чугун, не получили освещения в имеющихся биографиях скульптора и прошли мимо внимания исследователей.
В разделе «Медальоны и медали» каталога литья Каслинского завода Кыштымского округа 1896 года под номером «А.23» указан медальон «О. Иоанн Кронштадтский» (илл. 2). К сожалению, автор модели этого предмета пока неизвестен. Своими размерами и невысоким рельефом медальон Каслинского завода существенно отличается от барельефа Кусинского завода. Однако примечательно, что медальон с изображением отца Иоанна Кронштадтского отливался на Каслинском заводе как минимум с 1896 года (с года издания каталога), т.е. еще при его жизни.
В 1909 году в Германии в г. Штутгарте была изготовлена портретная плакета «Протоирей И.И.Сергиев (Кронштадтский)» (илл. 3). Она стала прекрасным образцом россики начала XX века, показавшим связь медальерного искусства России и Европы. Фирма «Stuttgarter Metallwaren Fabrik Wilhelm Mayer & Franz Wilhelm» производила государственные награды, знаки, памятные медали и плакеты из серебра и бронзы. В 1900—1910-х годах фирма чеканила плакеты в честь великих людей ряда стран. Среди «русских» сюжетов были плакеты с изображениями вице-адмирала С.О.Макарова (1848/1849—1904), В.В.Вере- щагина, Л.Н.Толстого и Иоанна Кронштадтского. Плакета с портретом протоирея И.И.Сергиева (Кронштадтского) является самой редкой в коллекционном плане из всех выполненных «русских» сюжетов этой серии.
В собрании есть два портрета отца Иоанна Кронштадтского, выполненных красками на металле. Один из них датируется 1899 годом (илл. 4). На портрете внутри овала имеется надпись: «Одобряю. Протоирей Иоанн Сергиев. 4 авг. 99 г.». Этот портрет более широко известен, чем немного меньшее по размеру изображение отца Иоанна Кронштадтского в полный рост (илл. 5), которое является крайне редким. Оно выполнено, скорее всего, после кончины всероссийского пастыря. Святейший Синод своим определением от 15 января 1909 года постановил «...в ознаменование памяти великого светильника Церкви Христовой и молитвенника Земли Русской... приобрести и установить в духовно-учебных заведениях портреты его». А Училищный совет при Святейшем Синоде постановил: «Принять участие в признании и почитании почившего рассылкою портретов и по приходским школам». Решение Святейшего Синода и определило содержание надписи на портрете: «Великий светильник церкви православной о. Иоанн Кронштадтский».
Отдельный раздел в собрании составляют почтовые открытки и фотографии. Почтовые открытки конца XIX — начала XX века с видами Кронштадта и изображением самого святого праведного пастыря благодаря своей иллюстративности и оперативности в передаче сообщений были необычайно востребованы жителями даже самых отдаленных уголков России и зарубежных стран. Мы можем увидеть на этих старых открытках Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн Кронштадтский (илл. 6), и дом на углу Посадской и Андреевской улиц, где в квартире на втором этаже пастырь прожил более полувека (илл. 7). Редкой в коллекционном плане является открытка, на которой изображен сам отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) (илл. 8). Почтовые открытки многократно усилили прикладную роль фотографии и способствовали ее развитию.
Среди имеющихся в собрании многочисленных фотографий отца Иоанна Кронштадтского особо выделяется ряд работ. Например, кабинет-портрет протоирея Иоанна Сергиева, подписанный им 9 апреля 1897 года отцу наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Павлу (илл. 9). Отец Павел (Глебов) был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры 21 декабря 1891 года, возведен в сан архимандрита в 1896 году, 1 марта 1904 года он скончался. Кабинет-портрет отца Иоанна Кронштадтского уже в 1897 году каким-то образом перешел в руки иностранца (англичанина?), о чем свидетельствует еще одна надпись внизу фотографии. Можно сказать, что наибольшую известность по всей России отец Иоанн Кронштадтский получил по преимуществу за чудеса. И за границей слава о нем шла именно как об исцелителе, молитвеннике-чудотворце. Поэтому большой удачей явилось приобретение в собрание оригинала пастырского благословления протоирея Иоанна Сергиева от 18 октября 1888 года, в котором он пишет, что молит Бога об укреплении сил рабы Божьей Александры (илл. 10). К благословлению была приложена овальная фотография пастыря. Отец Иоанн фотографировался чаще всего в художественной фотостудии П.П.Шаумана (1844—1911) в Кронштадте. Об этом свидетельствуют штампы на обратной стороне фотографий. На портретах иногда писали внизу: «Протоирей отец Иоанн Сергиев» (илл. 11). Чаще фотографии были без подписи (илл. 12).
Несомненно, представляет интерес для всех почитателей пастыря прекрасный бронзовый бюст отца Иоанна Кронштадтского работы неизвестного автора конца XIX — начала XX века (илл. 13). В собрании находится копия этого бюста.
Уже сразу после смерти праведника изображения его многими считались за образа. Как святыни передавались предметы, которых он касался.
Следующий этап в изображении образа отца Иоанна наступил после его канонизации. Скорее всего, уже в 1990-м году в его родных местах на старой доске была написана прекрасная икона «Святой праведный Иоанн Кронштадтский» (илл. 14).
Фотографии и открытки, как ранее гравюры, представляют сейчас медальерам иконографический материал, особо ценный благодаря высокому уровню произведений мастеров русской и зарубежной художественной фотографии.
По модели А.Ф.Шамаева (р. 1935) в 2008 году на Санкт-Петербургском монетном дворе Гознака была выпущена плакета «Святой праведный Иоанн Кронштадтский» в томпаке, серебре (илл. 15) и золоте. Серебряная и золотая плакеты помещены в подарочные деревянные коробочки и имеют сеэтих плакет А.Ф.Шамаев использовал открытку с изображением иконы «Святой праведный Иоанн Кронштадтский», которая находится в Свято-Троицком ставропигиальном мужском монастыре в Джорданвилле в США (илл, 16).
Александр Федорович Шамаев — скульптор-медальер. Он окончил в 1961 году Саратовский государственный медицинский институт. Полковник медицинской службы в отставке. В 1950-1952 годах учился в Саратовском художественном училище. Окончил четырехгодичные вечерние рисовальные классы при Академии художеств. Член Союза художников России, участник российских и международных выставок.
В 2008 году А.Ф.Шамаев выполнил модель аверса медали «Святой праведный Иоанн Кронштадтский». В собрании имеется гальванокопия гипсовой модели, переданная нам самим автором (илл. 17). Медаль была отчеканена из томпака тиражом 500 экземпляров на ЗАО «Феодоровский завод АВ» в Санкт-Петербурге.
Одной из наиболее запоминающихся работ Санкт- Петербургского монетного двора является монета «Свято-Иоанновский женский монастырь», выпущенная в серии «Памятники архитектуры России» летом 2002 года (илл. 18). Ее автор — медальер С.А.Корнилов (р. 1953). ' Сергей Александрович пришел на Санкт-Петербургский монетный двор в 1973 году учеником гравера. Без отрыва от работы он окончил училище им. В.И.Мухиной и в начале 80-х годов начал работать художником. Выпуск монеты был посвящен передаче Русской православной церкви прижизненного портрета отца Иоанна Кронштадтского. Полотно известного художника Михаила Васильевича Брянского (1830—1908) было передано Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II в Москве Б.А. Иорданом (р.1966). Затем портрет был передан Свято-Иоанновскому женскому монастырю.
Спустя полгода после этого события на Санкт-Петербургском монетном дворе была отчеканена серебряная памятная монета достоинством три рубля. Ее тираж составил 5000 экземпляров, однако практически все было выкуплено представителями епархии. Работа над монетой складывалась непросто. Эскиз должен был повторять прижизненный портрет отца Иоанна Кронштадтского, но картина М В.Брянского была живописной и не слишком детальной для специфической работы над монетой. Создав несколько вариантов эскизов, С.А.Корнилов представил их на художественный совет монетного двора. В целом работа была принята. После доработки портрета он был утвержден в Москве, и монету отчеканили.
В 2008 году Санкт-Петербургский монетный двор выпустил сувенирную медаль «Свято-Иоанновский женский монастырь». Медаль диаметром 43 мм отчеканили из нейзильбера. Реверс сувенирной медали повторяет реверс серебряной монеты достоинством в три рубля «Свято-Иоанновский женский монастырь» 2002 года.
К сожалению, размеры статьи не позволяют подробно рассказать обо всех имеющихся в собрании предметах, связанных с именем Святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Любой коллекционер, а в первую очередь почитатель всероссийского пастыря, рано или поздно задумывается о дальнейшей судьбе собрания. В настоящее время силами одного из авторов этой статьи — владельца собрания — с Божьей помощью сооружается у него на родине в пос. Белые пруды Даниловского района Волгоградской области деревянный храм Святого праведного Иоанна Кронштадского (илл. 19). Лучшего места для размещения собрания, наверное, найти трудно.
Светлана АНДРИАНОВА Сергей НАЗИН
Иллюстрации предоставлены авторами.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 9 (69) сентябрь 2009 стр.80