На весеннем Антикварном Салоне, проходившем в ЦДХ, многие владельцы галерей и магазинов представили радличные женские крестъянско-купеческие головные уборы.
До наших дней сохранились, в основном, обрядовые или праздничные женские головные уборы, так как их надевали редко, от случая к случаю, очень берегли и передавали по наследству из поколения в поколение. Они различались по форме, материалу изготовления и украшавшему их орнаменту.
Часто женские головные уборы изготавливались в монастырях или какой-нибудь мастерицей, единственной на всю деревню, но могли быть также куплены на базаре или выполнены руками самой крестьянки. Конечно, многие сами шили себе костюмы, но изготовление головных уборов требовало специальных навыков.
Русские народные жёнские головные уборы — понятие очень широкое. Оно включает в себя все разнообразие жестких и мягких, обязательных для ношения частей женского костюма, которыми не просто прикрывали, но и украшали голову. Их формы, система украшений и дополнений складывались веками. Часто они переезжали вместе с владелицей из одного региона в другой, потому так трудно бывает определить место производства той или иной вещи.
Головные уборы бытовали в русской деревне почти до первой трети XX века (а у купчих — до середины XIX века) по всей России: от берегов Белого моря до украинской границы, от Прибалтики до Урала и Сибири (у русского населения). В прошлые века многие иностранные путешественники восхищались великолепием головных уборов русских женщин.
Новые кокошники, кички, сборники (как называлась лишь часть женских головных уборов) для следующих поколений создавались по старинному образцу, извлеченному из сундука.
В крестьянском быту второй половины XIX века платок изрядно потеснил, а кое-где и вытеснил старинные головные уборы, но, к счастью, они бережно сохранялись наследницами, и до сих пор в деревнях, у бабушек в закромах, иногда можно найти головные уборы их предков.
В музеях и в частных коллекциях, в основном, представлены головные уборы XIX — начала XX века, так как из-за специфики материала и особенностей его хранения более ранние образцы имеют совершенно не музейный и не коллекционный вид. Свежий блеск золотного шитья на головном уборе, отсутствие утрат вышивки и других материалов часто говорят о недавнем повторении старинного образца, о том, что это — новодел. Женские головные уборы — уникальные произведения прикладного искусства, аналогов которым в других странах нет, во всяком случае, их достаточно сложно найти.
Речь идет, прежде всего, о головных уборах из парчи, разного цвета бархата, галуна с применением золотно-серебряного шитья, других вышивок с вкраплением камней, стразов, стекла, с обнизью жемчугом, перламутром и бисером. Они сделаны, чаще всего, на жесткой основе, чтобы держали и сохраняли форму.Жесткой основой служили проклеенная в несколько слоев ткань- холст, картон, бумага, очень редко береста или луб.
В последнее время интерес к коллекционированию русских женских головных уборов сильно возрос. После небольшого затишья (в 1950—1970-е годы сложился круг коллекционеров, с удовольствием останавливавших свой взор на крестьянских головных уборах) появились собиратели, которые начали искать и, что самое удивительное, находить вполне сохранные головные убо- ры в разных регионах страны и даже привозить из-за рубежа, куда те попали с эмигрантами первой волны.
На последнем Антикварном салоне, проходившем в ЦДХ, многие владельцы галерей и магазинов представили различные женские крестьянско-купеческие головные уборы. Большой популярностью сейчас пользуются северные головные уборы, наверное, потому, что они имеют богатую обнизь, обильно украшены бисером и жемчугом, рубленым перламутром.
Собирать женские головные крестьянские уборы начали уже во второй половине XIX века, когда русская интеллигенция обратилась к исконно русскому искусству и решила спасти от уничтожения пришедшую из глубины веков красоту, которую сохранили крестьяне в своем костюме и быту. Благодаря известным коллекционерам русской старины Н.Л.Шабельской и М.К.Тенишевой многие головные уборы или их части дошли до I нас в хорошей сохранности. Их коллекции, переданные в музей, служат образцами при атрибуции и изучении аналогичных предметов. Когда они занялись собирательством, головные уборы уже практически не носили.
Коллекционеров, как, впрочем, и посетителей музеев, в первую очередь занимают головные уборы на жесткой основе, зашитые золотно-серебряной нитью со сложной системой различных узоров, выложенных самыми разнообразными материалами.
Головные уборы этой категории делятся на женские и девичьи. Разница в том, что в девичьих головных уборах было больше лент (в старинных уборах не сохранившихся) и верхняя часть головы оставалась открытой. Из- под головного убора выглядывала коса, могли выскользнуть завитки, отдельные пряди волос. В женском головном уборе такое невозможно было представить: он дополнялся различными подвесными частями и закрывал волосы полностью. Вся голова, волосы должны были быть полностью укрыты, чтобы не было видно ни одного волоска (вспомните поверья о колдовстве на волосах, встречающиеся в фольклоре разных народов).
В девичьих головных уборах существовала градация: убор просватанной девушки был намного богаче, чем не просватанной. Некоторые формы венца, коруны и других головных уборов носились только короткое время от сватовства до свадьбы. Девичьи головные уборы часто изготавливались в виде обруча, жесткой ленты, высота которых увеличивалась за счет широкого орнамента. Узор создавался при помощи широкого покупного галуна (Архангельская губерния), ажурной разветвленности вышивки жемчугом, перламутром или бисером на прорезной картонной основе. Девичьи уборы повязка, перевязка, почелок, венец, коруна — были разного построения, но всегда великолепны. «Воздух служил фоном для вышивки девичьего венца или коруны», — писала исследовательница народного костюма М.Н. Мерцалова.
Женские головные уборы имели форму шапочки с четко выраженными характерными отличиями, в зависимости от традиции той или иной местности, губернии. Изучать и различать формы и особенности традиционного орнамента той или иной местности, разве не это цель истинного собирателя и исследователя ? А узнавать, где и когда исполнен тот или иной головной убор, лучше всего в краеведческих музеях областных городов.
Достоверно известны основные особенности кроя головных уборов российских губерний, их характерная форма, излюбленные материалы украшений, характер шитья. Хотя есть здесь и много спорных моментов, так как случалось, что в монастырях изготавливали головные уборы для разных губерний с одинаковым орнаментом. Иногда уборы или их фрагменты покупали на крупных ярмарках. Каждая форма кички или кокошника придавала своеобразие облику женщины, создавала особый колорит костюма жительниц того или иного места.
Высокий, почти цилиндрический кокошник, равномерно украшенный мелким золотным орнаментом с обнизью из жемчужной или бисерной ажурной, спускающейся на лоб сетки носили в Новгородском крае.
Каргопольский кокошник, или, как его нередко называют, «кика с рогом» встречается наиболее часто. «Кику с рогом» вышивали жемчугом, позднее — перламутром в сочетании с золоченой битью, несколькими цветными камешками (стекляшками) и золотной нитью разных фактур. Если кика предназначалась для свадьбы, то в орнамент включали изображение птицы как символа счастья. Она имеет вид жесткой шапочки, у которой перёд «рогом» приподнят по центру, она орнаментирована по всей поверхности с доминантой на середине, надо лбом, где помещалась иногда розетка из другого материала.
Высокие кокошники, подобные наконечнику стрелы, носили в Псковской, Костромской, Нижегородской, Владимирской и Саратовской губерниях.
Самые богато украшенные женские головные уборы надевали на свадьбу, носили всего несколько лет (или до рождения первого ребенка), затем их могли доставать из сундука только в праздничные дни, а если такой традиции в данной местности не было, они так и хранились в сундуках, пока не подрастали дочери. Чем старше становилась женщина, тем проще и скромнее был ее головной убор.
Стоил он очень дорого. На севере России, где весь костюм часто шился из дорогих покупных шелков, их встречается больше. Они сохранились во многих семьях, хотя в 1960—1970-е годы, в разгар интереса к русской старине, было вывезено много разных предметов, в том числе и головных уборов.
Крестьянский женский головной убор в основе своей имел жестко проклеенный холст. Чтобы создать форму, склеивались вместе 5 — 7 полосок. На холст наклеивалась бумага, а уже поверх нее располагалась драгоценная ткань — бархат, парча. Головной убор мог быть весь конструктивно жестким или же жесткой была только его передняя часть надо лбом. Изнутри он отделывался тканью попроще — набивным или гладкоокрашенным холстом, ситцем. В некоторых районах Вологодской губернии жесткий головной убор украшали узорами и орнаментом только спереди, а боковые и задняя части закрывались при носке платком. В отдельных регионах северных губерний существовали головные уборы, украшенные золотным шитьем лишь в верхней части — на донце. А вот у вологодских сборников и кокошников все части были равномерно орнаментированы. Головные уборы делались из драгоценной покупной тесьмы — широкого галуна. Монашкам заказывали выложить по бархату драгоценный золотой или серебряный орнамент, чтобы он сочетался с покупным галуном.
Можно себе представить, как шествовала женщина в головном уборе, возвышавшемся над ее головой, словно корона, вся затканная
Шитье золотно-серебряными нитями было построено на разнообразии швов, создававших мерцание и игру фактур. Контуры отдельных узорных частей обшивались золотным шнурочком, пружинистой канителью.
Ценность головных уборов заключается не только в неповторимой интересной форме, покрытой драгоценными тканями, но, главное, — в использованной орнаментике, искусно выполненном, сложном узоре, заполняющем все части убора. В орнаментике встречаются как изобразительные, так и простые растительные мотивы. Если использовался только один материал — золотное шитье или вышивка из жемчуга (перламутра, бисера), то, как художник заполняет всю поверхность холста, мастерица заполняла всю поверхность убора сложной узорной композицией, включающей в себя все богатство русской орнаментики с элементами модных стилей (барокко, рококо). Она подсматривала узоры в церковных книжках, развязки сложных сочленений (узлов) копировала с росписи на стенах церкви, деревянной резьбы, то есть других видов искусства.
Словом, женский головной убор — это целый комплекс сохраненных традиций, стилей, техник. На головных уборах встречаются узоры с солярной и растительной символикой, «солнечная колесница», стилизованные симметричные женские фигуры у «Древа Жизни», часто фантастически барочных очертаний (их изображение проходит через все виды народного искусства), двуглавые орлы, сказочные мотивы с изображениями животных и растений, мотив цветущего дерева с птицами на ветках, встречаются лебеди, вазоны, виноградные гроздья, венки из листьев, сердцевидные фигуры. Таким образом, женские головные уборы представляют интерес как для специалистов по народному искусству, так и для коллекционеров, как предметы, несущие в себе память о глубокой самобытности и устойчивости традиций, о высоком художественном вкусе и богатстве технических приемов.
Ольга ВЛАСОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Модный магазин.
Мнение эксперта.
Антиквариат для артистов
Женские головные уборы периодически появляются на антикварном рынке. Стоимость каждого, в зависимости от сложности, количества и качества вышивки, колеблется от 300 до 1000 долларов США. Спрос на подобные предметы не особенно велик, хотя в последнее время все чаще стали опять появляться северные кокошники, но без жемчуга, с перламутром. Они находят своего покупателя: в основном, это участники фольклорных ансамблей. Собирают же головные уборы, как и народный костюм, единицы, и эти любители народной старины предпочитают сами путешествовать по русской глубинке. Поэтому те предметы, которые появляются в продаже, предназначены, скорее, для музеев, артистов, для киносъемок и театральных постановок.
В.Г.