Два редкие предмета выгорецкой пластики, по-видимому, являются ранними образцами или прототипами для двух типов изделии, прочно вошедшие в канон старообрядческой пластики и в дальнейшем воспроизводившиеся огромными тиражами среди большинства староверческие согласий. Интересны эти образцы прежде всего потому, что они демонстрируют процесс оформления двух этих знаменитые типов.
Речь идет о складне «Двунадесятые праздники» и о нательном старообрядческом женском кресте, отличавшемся от «мужского» варианта специфической формой.
Приведем стандартный образец складня (илл. 1). Нам представляется понятной логика расположения клейм с изображением праздников в стандартном складне. В первых трех створах (слева направо) последовательно отражается хронология новозаветных событий. Богородичная створа помещается справа.
А вот ранний образец складня (илл. 2). Там богородичная створа помещается слева (вероятно, как и богородичная икона нередко помещается слева от Царских врат в местном ряду иконостаса). А компоновка праздничных клейм каждой из створ не совпадает ни с одной праздничной створой стандартного складня. Выяснить и описать логику такой компоновки остается задачей исследователя. Возможно, для этого будет уместен анализ праздничных рядов иконостасов. Мы же просто рады предложить вниманию читателей этот ранний нестандартный экземпляр, который, как самые ранние образцы, при закрытии плотно замыкался с помощью крючка, располагавшегося на торце правой из двух внутренних створ. Отдельный интерес может представлять палеографический анализ нашего экземпляра, в шрифтах которого есть изображения букв, имеющие параллели в скорописи XVII столетия.
Из представленных шести нательных крестов в верхнем ряду находятся два креста XVII — начала XVIII столетия и типичный мужской старообрядческий тельник XIX века.
В нижнем ряду представлены женские кресты (слева направо): выгорецкий крест с «просечным» орнаментом, а справа от него — два стандартных женских старообрядческих креста второй половины XVIII — начала XIX века. Мы считаем возможным высказать предположение, что возникновение «женского» типа креста-тельника в старообрядчестве может быть напрямую связано с художественной разработкой Выга, которую демонстрирует наш экземпляр.
Дмитрий КАНАЕВ