Особое Место в экспозиции отведено предметам Меднолитой пластики — отлитым из Меди крестам, иконам и складням в Мастерские скитов Выгорецкий обители. Как, драгоценные реликвии не уводили с собой в отдаленные уголки страны посетители Выга.
Опираясь на древнерусские традиции изготовления меднолитых крестов и икон, пришедшие на Выг люди практически в первые же годы наладили их производство и создали удивительные, ни на что не похожие памятники мелкой пластики, по сей день не превзойденные по качеству и виртуозности исполнения.
Наиболее ранние из известных и дошедших до нас датированных памятников выговского литья несут на себе даты: гравированные — «1713», «1717», «1718», литые — «1719», «1720», «1721».
Все эти предметы отличает высокое качество формовки и литья, они украшены разноцветными эмалями и зачастую вызолочены (огневое золочение). Ранние датированные предметы выговского литья крайне редки в музейных собраниях и частных коллекциях, их можно пересчитать по пальцам. Самыми ранними из известных трехстворчатых складней являются «Деисус. Избранные святые» (девятка) с гравированной датой «1717»:. Заслуживает внимания самый ранний из известных датированных крест-распятие с предстоящими выговского литья. Он очень рельефный, лаконично украшен огневым золочением, а на обороте несет литую пятистрочную надпись с датой «1719»:, аналогичную на датированных девятках с литыми датами «1719», «1720», «1721» из собрания Эрмитажа, Русского музея и коллекции медного литья Русской Медной Компании.
Редчайшие и, по-видимому, самые ранние из предметов медного литья, исполненные на Выгу, — сравнительно небольшие, с тонкими створками двухстворчатые складни «БМ. Одигитрия. Ангел-Хранитель. Зосима и Савватий Соловецкие». Их известно 3-4 экземпляра, различной сохранности. Тонкая пластика фигур и качество исполнения надписей на правой створе складня намного качественнее и детальнее аналогичной створы даже у самой ранней датированной «девятки» 1717 года, а архаичный характер соединения створ, встречаемый у складней XVI— XVII веков, также позволяет говорить о них, как о самых ранних выговских предметах меднолитой пластики, при изготовлении которых применялись приемы XVII века.
Изредка в выгорецких литейных мастерских иконы отливались из серебра... В настоящее время известно всего лишь три таких предмета: трехстворчатый складень «Деи- сус» с гравированной датой «1718», трехстворчатый складень «Деисус. Избранные святые» (девятка) и четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники. Поклонение иконам Богоматери» 1729 года купца Ивана Большаго из собрания Эрмитажа с гравированной надписью. (Малченко, 1997).
Помимо огневого золочения и гравировки, выговские мастера украшали свои изделия многоцветными эмалями (финифтом), цвета и способы наложения которых до сих пор поражают воображение. Один из излюбленных приемов эмалевого декора — контрастные точки на поверхности эмали.
Особый интерес представляет четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники. Поклонение иконам Богоматери» с владельческой надписью 1738 года на картуше второй створы. Складень долгое время считался утраченным, о его местонахождении ничего не было известно. Он происходит из села Усть-Цильма и в свое время принадлежал его жительнице А.И. Тороповой, у которой в 1954 году его видел и снял кальку исследователь старообрядческой культуры Ф.А. Каликин.
В целом лучшие образцы ранней меднолитой и серебряной пластики Выга дают исчерпывающее представление об основных типах продукции литейных мастерских, вкусах того времени, используемых технологических приемах и способах украшения изделий, а также высочайшем уровне мастерства людей, принимавших участие в многоступенчатом процессе изготовления, — знаменщиков, чеканщиков, литейщиков, позолотчиков и других.
О произведениях меднолитой пластики выгорецких и в целом поморских литейных мастерских середины — второй половины XVIII века можно судить по сравнительно обширной группе крестов и складней. Излюбленным и широко распространенным приемом украшения, помимо огневого золочения, также является эмаль. Практически вся продукция литейных мастерских украшается эмалями. Это обусловливает подготовку соответствующих моделей крестов и створ с углублениями под финифть.
Помимо контрастных точек, широкое распространение получил прием, который небезосновательно можно назвать «северное сияние». Особенно эффектно он применен в эмалевом декоре крестов, выполненных, по-видимому, в одной мастерской выгорецкой обители во второй половине XVIII века.
Известно, что помимо меднолитых крестов и икон на Выгу отливали книжные застежки, чернильницы и прочие мелкие предметы. Такими, например, являются и меднолитые пряслица, украшенные финифтью. Небезынтересно отметить, что эмали некоторых из них идентичны по цвету эмалям, используемым при изготовлении складней.
Литье медных образов и крестов также было широко распространено во всем Олонецком крае, да и Поморье в целом Именно к ним относится группа уникальных по своему композиционному решению крестов второй половины XVIII века, напоминающих устремляющуюся ввысь ракету, на основе которых были использованы праздничные клейма и их фрагменты больших праздничных створ «Двунадесятые праздники. Поклонение иконам Богоматери».
По характеру медного сплава и качеству литья к ним примыкает уникальный датированный складень 1786 года с указанием имени мастера —. На сегодняшний день это единственный известный подписной меднолитой предмет XVIII века. К сожалению, мастер не указал места изготовления, но, возможно, работа с архивами позволит узнать что-то о нем
Среди предметов XIX века хотелось бы отметить одновершковую икону Святителя Николая Чудотворца «с травами», икону «Богоматерь Одигитрия» и иконку, врезанную в доску. Все эти предметы, несомненно, выполнены поморскими мастерами. Образок, врезанный в доску с килевидным завершением, демонстрирует бытование медного литья, которое сопровождало человека на протяжении всей жизни и после, переливаясь остатками угасших эмалей на погостах...
Сергей АФОНИН
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №87 (№6 июнь 2011) стр. 30