Грянул турецкий барабан, запели трубы, и на перроне стамбульского вокзала началось радостное оживление. Красавец-поезд сиял на сентябрьском солнце до блеска начищенными вагонами. По красной дорожке направились к поезду пассажиры, а вдоль состава выстроились в ряд начальник поезда, его помощники, работники кухни во главе с шеф-поваром, одним из лучших в мире. Через несколько минут, как и сто лет назад, знаменитый «Восточный экспресс» (Orient Express) отправится из Стамбула.
Поезд-символ, как неотъемлемая часть ушедшей эпохи напоминает нам о той жизни начала XX века. Но не просто напоминает, словно запыленный музейный экспонат — он живет и движется, он сохранил свой неповторимый дух и помогает нам окунуться в атмосферу ушедшего века. Он дает нам возможность ощутить ту эпоху или хотя бы приблизиться к ней, на какое-то время забыться в удобных купе роскошно отделанных вагонов и почувствовать себя если уж не королевской особой, то, во всяком случае, особой, немного причастной к тому времени.
Декору вагонов легендарного «Восточного экспресса», в частности маркетри, посвящена эта статья. Представьте только: Рене Пру (Rene Prou), Пол Нельсон (Paul Nelson), Рене Лалик (Rene Lalique) и другие известные художники 20-х и 30-х годов XX века занимались декорированием каждого вагона Какое мастерство, сколько фантазии! Сохранившиеся вагоны дают нам уникальную возможность вжиться на несколько коротких дней в роль путешественника в практически нетронутой обстановке первой четверти XX века.
Кроме «Восточного экспресса», самого знаменитого состава, по наиболее популярным маршрутам Европы в период до Второй мировой войны ходило несколько роскошных поездов. Они будоражили воображение многих творческих людей. Голубые вагоны экспресса Париж Кот д’Азюр, запущенного в 1922 году, видимо, и вдохновили нашего знаменитого соотечественника Сергея Дягилева и его друзей на создание в 1924 году балета «Голубой поезд». Либретто к нему написал Жан Кокто, декорации — Пабло Пикассо, а костюмы придумала Коко Шанель. Балет был о молодости, уносящейся в голубом поезде на Лазурный берег. Для них все было романтично и символично, и они сами часто путешествовали этим экспрессом.
Но не только на романтический лад настраивали знаменитые поезда. «Восточный экспресс» вдохновил Агату Кристи на создание романа «Убийство в «Восточном экспрессе». В 1938 году Альфред Хичкок снял фильм «Дама исчезает», где действие происходило в вагоне поезда. Позднее в «Восточном экспрессе» разворачивался сюжет одного из фильмов о Джеймсе Бонде — «Из России с любовью» с участием Шона Коннери. В 1974 году режиссер Сидней Люмет снял фильм по роману «Убийство в «Восточном экспрессе», а в 1976 году биографический фильм «Агата» об Агате Кристи режиссера Майкла Аптеда тоже не обошелся без участия легендарного поезда.
Новая концепция путешествия в спальных вагонах начала претворяться в жизнь к началу Серебряного века. Ощутимая роскошь, элегантность, красота и совершенство во всем привлекали богатых пассажиров. В вагонах «Восточного экспресса» совершали путешествия особы королевской крови, знаменитые артисты, музыканты, писатели, бизнесмены, политики. За свою более чем вековую историю он повидал огромное количество разных людей. И пока новые пассажиры занимают свои места в поезде и только начинают проникаться его атмосферой, совершим небольшой экскурс в историю.
Основатель компании Wagons bits — Жорж Нагель- макерс (Georges Nagelmakers) родился в 1845 году в Льеже в богатой семье банкиров (банк Нагельмакерсов был основан еще в 1747 году) (илл. 1). В 1967—1968 годах Нагельмакерс совершил путешествие в Америку. Его там поразили пульмановские вагоны класса «люкс» Джоржа Мортимера Пульмана — создателя таких вагонов. В 1874 году Нагельмакерс основал Compagnie Internationale des Wagons-Lits (CIWL) в Льеже. В 1876 году компания от- крыла представительство в Брюсселе. Нагельмакерс заказал и построил множество вагонов: во-первых, для специальных поездов, состоявших только из спальных вагонов и вагонов-ресторанов, во-вторых, отдельные спальные вагоны, прицеплявшиеся к разным поездам. Традиционным цветом вагонов на континенте был и остается синий с золотом. На вагонах красовались бронзовые гербы с геральдическими бельгийскими львами. Король Леопольд II позволил CIWL использовать королевские символы на вагонах экспресса. Они до сих пор украшают «Восточный экспресс» (илл. 2—3).
В феврале 1883 года в Константинополе состоялась конференция, на которой было принято решение о начале железнодорожного сообщения между Парижем и Константинополем, а в октябре 1883 года первый поезд Express d’Orient отправился с Восточного вокзала в Париже. Позднее, в 1891 году, поезд был переименован в Orient Express. Интерьер украшали красные плюшевые кресла, восточные ковры, бархатные шторы. Поезд состоял всего I из двух спальных вагонов, курительной комнаты, туалетных комнат, будуара с мозаичными полами. В составе первого поезда также был вагон-ресторан, вагон, где располагалась кухня и багажное отделение, а также почтовый вагон. Поезд доходил до болгарской границы, там пассажиров пересаживали в другой менее комфортабельный поезд, который доходил до порта Варны, и на пароходе они уже добирались до Константинополя.
Существовали и другие маршруты спальных поездов. Nord Express курсировал от Санкт-Петербурга до Парижа, Sud-Express — от Парижа до Лиссабона Объединенный маршрут Nord-Sud Express был запущен в 1887 году из России в Португалию. Это был самый востребованный маршрут в период до Первой мировой войны, и он имел большое значение. Даже Королевская почтовая служба Великобритании подстраивала время отправления своих почтовых пароходов к расписанию этого поезда. Часть вагонов CIWL использовалась в России на Транссибирской магистрали. Также к концу XIX века CIWL построила для своих пассажиров несколько отелей в разных городах и странах.
В 1919 году в связи с открытием альпийского туннеля Simplon появилась возможность ввести более южный маршрут в Стамбул через Милан, Венецию и Триест. Именно этот маршрут известен как Simplon Orient Express (SOE). После подписания Версальского договора по итогам Первой мировой войны SOE стал широко популярен. Маршрут из Парижа через Лозанну, Милан, Венецию, прописанный в Версальском договоре, гарантировал безопасность железнодорожного сообщения между Западной и Восточной Европой, минуя Австрию и Германию.
В 30-е годы широко использовались три параллельных маршрута: Orient Express, SOE и Arlberg Orient Express, который пролегал через Цюрих и Инсбрук (илл. 4).
Во время Второй мировой войны разная участь постигла вагоны «Восточного экспресса», о судьбах многих из них будет сказано ниже. Некоторые вагоны были уничтожены, движение «Восточного экспресса» прекращено. После войны CIWL возобновил сообщение, хотя и с некоторыми сложностями из-за закрытия и открытия границ между странами. С 1961 года завершили свое существование маршруты Orient Express и Arlberg Orient Express, ас 1971 года CIWL полностью прекратил сообщение и начал распродавать свои вагоны.
В 1982 году образовалась новая компания Venice Simplon Orient Express (VSOE), которая, начиная с 80-х годов, выкупала вагоны, построенные в начале XX века в Англии или во Франции, пульмановские и континентальные, и реставрировала их, давая им вторую жизнь. Движение поезда было возобновлено (илл 5).
Итак, теперь уделим внимание пульмановским вагонам. В конце XIX и в начале XX века, параллельно с континентальными спальными вагонами, в Англии строились так называемые пульмановские вагоны по американскому образцу. Цветом их был выбран кремовый с коричневым. Первый такой вагон под названием «Юпитер» был собран на фабрике в городе Дерби в 1875 году из частей, привезенных в Англию из Америки. Пульмановские вагоны входят в состав вагонного парка компании VSOE, но курсируют по территории Великобритании. Они используются для коротких поездок на один день или на выходные с остановкой на ночь в отелях, так как переделаны из спальных вагонов в вагоны-рестораны.
В отличие от континентальных вагонов, которые числились под номерами, пульмановским вагонам присваивались собственные имена: Одри, Сигнус, Карина, Ибис, Иона, Минерва, Персей, Феникс и другие. У каждого вагона своя история, своя судьба, свое лицо.
Рассмотрим интерьеры нескольких пульмановских вагонов, выкупленных и отреставрированных VSOE. Например, вагон «Ибис», построенный в 1925 году, был особенно любим пассажирами за его отделку. Бледно-голубые стены вагона украшали медальоны, выполненные в технике маркетри, с танцующими гречанками (илл. 6). Большинство маркетри пульмановских вагонов, в том числе и «Ибиса», были выполнены Альбертом Дюнном (Albert Dunn). Его фирма была основана 1895 году в Лондоне как компания Dunn and Son с целью работы в области искусства маркетри и Boulle. В 1934 году Роберт, сын Альберта, стал партнером фирмы, а после смерти отца в 1987 году уже его сын и внук основателя фирмы Боб продолжил семейные традиции, возглавив фирму. Кроме железнодорожных вагонов, маркетри этой фирмы украшали, например, трансатлантические лайнеры «Лузитания» и «Титаник».
Сразу после завершения строительства «Ибис» был продан компании Wagons bits и перевезен на континент. . Он находился в составе SOE. В 1927 году он был одним из вагонов «Довиль-экспресса». Позднее «Ибис» возвратился в Великобританию, где его ввели в состав поезда «Золотая I стрела» и вернули ему его имя. В 1981 году VSOE выкупил : его у Бирмингемского железнодорожного музея. Реставрацию маркетри осуществил Роберт Дюнн. Он обнаружил оригинальные эскизы в архиве своего отца. Каждый кусочек шпона вручную был приведен в порядок. Чтобы создать трехмерное изображение, некоторые из элементов шпона делались выпуклыми, для чего под него помещали подкладки, отсюда такая игра света и тени.
Великолепный вагон-салон первого класса «Люсиль» был построен для поезда «Queen of Scots» в 1928 году. Декор вагона украшали прекрасно выполненные маркетри в форме греческих урн работы Альберта Дюнна (илл. 7). В1967 году «Люсиль» приобрел коллекционер-любитель железнодорожного транспорта Е. Льюис-Эванс, который жил в нем следующие шестнадцать лет. После распродажи S его коллекции, компания VSOE купила «Люсиль» и восстановила вагон. Он был отреставрирован семейной фирмой «Дюнн» с использованием оригинального зеленого шпона.
Вагон «Одри» сильно отличается от других пульмановских вагонов VSOE. Его украшают яркие хромированные элементы отделки, открытые потолочные лампы и двенадцать панелей маркетри, изображающих пейзажи (илл.8—9). Вагон был построен в 1932 году как вагон первого класса с кухней. В 1940 году он был поврежден бомбой во время воздушного налета, после отреставрирован, и часто использовался членами королевской семьи Великобритании. В 1980-е годы «Одри» приобрела компания VSOE у профессора Итонского колледжа.
Вагон «Персей», выпущенный в 30-х годах, был введен в состав поезда «Золотая стрела» в качестве участника Фестиваля Британии. Декор его состоял из тщательно подобранных ясеневых панелей, элегантных светильников и бронзовых полок для багажа. В 1956 году в нем начал свою десятидневную поездку по Британии руководитель СССР Н.С. Хрущев. «Персей» входил в состав похоронного поезда Сэра Уинстона Черчилля, а также принимал участие в съемках фильма «Агата». Позднее он был выкуплен компанией VSOE.
Из всех пульмановских вагонов маркетри вагона «Зена» наиболее ярко воплощает стиль ар-деко, доминировавший в 20-х годах XX века (илл 11). Однако декоративные элементы в виде маркетри выполнялись и в других стилях. Вагон «Минерва», построенный в 1927 году, декорирован изысканным эдвардианским маркетри (илл. 10), а вагон «Иона» 1928 года выпуска отделан панелями из капа тиса и фризом маркетри в викторианском стиле (илл. 12).
Вагон «Вера», построенный в 1932 году, в 70-е годы был куплен Деборой Тернер и установлен около пруда в ее саду. К счастью, в 1985 году компании VSOE удалось выкупить его и отправить на реставрацию. Панели маркетри по дизайну Н.Н. Martyn and Со, исполненные Альбертом Дюнном, были восстановлены по заказу VSOE мастерскими Дюнна. Интерьер вагона «Вера» декорирован панелями в форме бриллианта, с использованием сандалового дерева и махагона. На вершине каждой панели изображена стилизованная газель в профиль между двумя пальмами (илл. 13).
Чтобы ознакомиться с убранством континентальных вагонов компании VSOE, вернемся в «Восточный экспресс», который уже начал свой путь по маршруту Стамбул — Бухарест — Будапешт — Вена — Венеция. Наше путешествие начинается в уютном купе вагона № 3482. Это спальный вагон класса «люкс», построенный в 1929 году в Бирмингеме. Дизайн декора был разработан Моррисоном в виде абстрактного геометрического рисунка «Трапеция», маркетри выполнены Альбертом Дюнном. Этот вагон изначально числился в составе Train Blue (Голубого поезда), а в 1937 году был переведен в «Северный экспресс», курсировавший из Парижа в Ригу. Во время Второй мировой войны он использовался в качестве отеля в Лионе, потом опять был включен в Train Blue, затем введен в состав SOE, и вот теперь выполняет маршрут Стамбул — Венеция
В каждом купе всех вагонов поезда, кроме спального места, имеются деревянный полированный откидной столик, который фиксируется на деревянной подставке с пружинным механизмом, и небольшая настольная лампа с тканевым абажуром на металлической подставке. Каждое купе оснащено отдельной нишей с умывальником, которая закрывается дверями, украшенными маркетри (илл. 14—17).
Спальные вагоны №3483 и №3473 также были построены в 1929 году в Бирмингеме, но декорированы по-разному. Вагон №3483 украшают тонко выполненные маркетри с разными по форме корзинами с цветами по дизайну Моррисона, а вагон №3473, тоже по дизайну Моррисона, декорирован гирляндами из цветов, которые зигзагом проходят по верхнему фризу в каждом купе и вдоль общего коридора Считается, что маркетри этих вагонов выполнены Альбертом Дюнном (илл 18).
Следующие несколько вагонов были построены во Франции и декорированы Rene Prou (Рене Пру) — одним из ведущих дизайнеров периода ар-деко. Рене Пру родился в Нанте в 1889 году, обучался в Париже, где он разрабатывал свой собственный стиль для интерьеров и мебели, который отличался активным использованием орнамента Его стиль был очень хорошо принят изысканной французской публикой 20-х годов благодаря сочетанию мастерства, современных техник и необычных материалов. Его работы с успехом выставлялись на Парижской выставке декоративного искусства в 1925 году, а в 30-х годах мастер имел уже международное признание. Он декорировал интерьер универмага «Мицубиси» в Токио, обеденный зал «Уолдорф-Астории» в Нью-Йорке, комнату Совета для Лиги наций в Женеве, разрабатывал дизайн интерьеров лайнеров и спальных вагонов для компании Wagons Lits. Самый старый из сохранившихся спальных вагонов №3309, построенный в 1926 году в Бельгии, был декорирован Рене Пру орнаментом из стилизованных растений в технике маркетри с использованием различных пород дерева (илл. 19—20). Каждое купе нескольких следующих вагонов (№3525, №3543, №3544) украшают инкрустации в виде орнаментов на растительную тему, выполненных не из дерева и не из слоновой кости, а из искусственного материала — парижской штукатурки, которая с годами покрылась трещинами. Такая техника известна как паркет- ри (илл 21—24).
Еще три спальных вагона класса «люкс» (№3552, №3553 и №3555), построенных в 1929 году во Франции, декорированы по дизайну Поля Нельсона. Внутри купе украшают деликатные маркетри из «тигровых лилий», а снаружи на дверях купе выполнены в овале стилизованные цветы на длинных ножках. Видно, что сверху маркетри более светлое, солнечное, внизу более темное. Хромовые полки для багажа в этих вагонах тоже с цветочным мотивом, что хорошо гармонирует с маркетри (илл. 26—27).
Кроме спальных вагонов, багажного вагона, кухни, вагона для персонала, в поезде есть еще Л три вагона-ресторана и вагон-бар. Вагон-бар был построен в 1931 году во Франции. В его -5 декоре нет маркетри. Жерар Галле, главный дизайнер реставрации всех вагонов VSOE, оформивший интерьер вагона-бара в стиле ар-нуво, справился со своей задачей изящно, лаконично и просто (илл. 25). Также по дизайну Жерара Галле была сделана фарфоровая и стеклянная посуда для ресторанов.
Прежде чем говорить об интерьерах вагонов-ресторанов, необходимо заметить, что в поезде действуют некоторые требования к одежде. На ужине необходим смокинг или костюм для мужчин и вечернее платье для женщин. Более того, внутри поезда не разрешается ходить в джинсах или шортах, дабы не нарушать образ ушедшей эпохи. Итак, облачившись в вечерние наряды, идем в ресторан.
Первый вагон-ресторан №4110 «Etoile du Nord» был построен в 1927 году в Англии. Вагон украшен панно с маркетри в виде ваз с цветами тонкой и изящной работы Альберта Дюнна (илл. 28). Когда «Etoile du Nord» был выкуплен VSOE, вагон и в частности маркетри сильно нуждались в реставрации. К счастью, был еще жив Роберт Дюнн. Он осуществил реставрацию маркетри, нашел в архивах своего отца оригинальные рисунки и точно подобрал шпон, с которым работал его отец в 20-е годы. Лепестки цветов выполнены из различных пород дерева. Здесь использовалась сердцевина сикоморы, орех, светлый бразильский махагон, китайская крапива (ramie), падук африканский, который по цвету может варьировать от кроваво- ' красного до темно-коричневого с красными штрихами. Падук хорошо поддается механической обработке и полируется, а после высушивания не коробится. Некоторые кусочки шпона с помощью горячего песка тонировали, придавая им различные оттенки, а также чтобы уйти от плоскостного изображения. Одну панель в этом вагоне пришлось полностью сделать заново, однако сейчас даже трудно сказать какую — так искусно она воссоздана (илл. 29).
Что касается полировки панелей маркетри вагонов VSOE, она делалась на фабрике в Ланкастере, в Англии, специальными мастерами. Кроме того, панели покрывали пятью слоями специального современного противопожарного шеллака.
Два других вагона-ресторана не оформлены в технике маркетри, но обойти их вниманием никак нельзя. Второй вагон-ресторан №4095 построен в 1927 году в Бирмингеме и входил в состав различных поездов. Первоначально это был кухонный вагон, то есть с отдельной кухней, двумя купе-салонами и одним простым купе. Его интерьер напоминал интерьер предыдущего вагона-ресторана, но с менее выразительным маркетри. Когда его выкупила компания VSOE, интерьер был заменен. Вагон украсили черные расписанные лаковые панели в стиле шинуазри, найденные в Мадриде Джеймсом Шервудом, владельцем VSOE (илл. 30). Эти панели, которые сейчас определяют интерьер китайского вагона, были взяты из другого вагона-ресторана, сделанного во Франции.
Наконец, третий вагон-ресторан №4141, построенный в 1929 году, декорирован Рене Лаликом, удивительным мастером, у которого чудесным образом сочетался талант художника и предпринимателя. Он начинал как ювелир, потом стал мастером по стеклу, основал завод по изготовлению художественного стекла, проводя с ним различные эксперименты. Рене Лалик изготовлял осветительные приборы для морских лайнеров, украшал интерьеры знаменитых домов моды, делал витражи для церквей,радиаторные заглушки для автомобилей. В 1925 году он участвовал в Международной выставке декоративного искусства в Париже, создавал фонтаны из стекла на улицах города Жорж Нагельмакерс пригласил Рене Лалика украсить вагоны «Восточного экспресса». По всему поезду были установлены светильники «тюльпан» по проекту Рене Лалика, где он использовал матовое стекло с перламутровой основой (илл 31). Вагон-ресторан №4141 он украсил стеклянными панелями «Вакханки», встроенными в махагон вагона В голубоватом светонепроницаемом стекле отчетливо видны обнаженные, как бы танцующие, человеческие фигуры с гроздьями винограда (илл 32). Интерьер этого вагона-ресторана — классический пример стиля ар-деко. В 1981 году, на момент приобретения вагона-ресторана компанией VSOE, он сильно нуждался в реставрации, для чего панели Лалика были из него вынуты. Но буквально за шесть недель до провозглашения начала деятельности VSOE, в мае 1982 года, половина панелей была украдена из хранилища, поэтому первый год вагон-ресторан был только наполовину украшен прекрасными вакханками. Недостающие панели впоследствии были воссозданы, но где находятся подлинники — неизвестно. Может быть, они украшают чей-то особняк или хранятся в частной коллекции? Время покажет, и однажды, будем надеяться, они появятся на антикварном рынке.
Итак, мы ознакомились с декоративными маркетри спальных вагонов и вагона-ресторана №4110, а также с оформлением интерьеров вагона-бара и вагонов-ресторанов №4141 и №4095. В вагонах поезда, украшенных разнообразными, яркими работами лучших мастеров своего дела, незаметно прошло и наше путешествие. Мы покидаем уютные купе «Восточного экспресса», но, несомненно, еще долго будут радовать и восхищать пассажиров мастерство и изысканный вкус художников, их высочайший профессионализм, основанный на таланте и любви к своему делу, словом, настоящее искусство, с каким выполнены интерьеры легендарного поезда.
Светлана ПШЕНИЧНАЯ
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 71 (ноябрь 2009), стр.26