Роль Арктики в жизни Российской федерации огромна и многопланова. Для экономики России значение Арктического региона состоит, прежде всего, в наличии здесь огромных запасов полезных ископаемых определяющих возможности экономического развития страны в настоящее время и в ближайшей перспективе. Транспортная связь с обширными и богатейшими арктическими районами с давних пор осуществляется по национальной арктической транспортной магистрали России — Северному морскому пути, кратчайшему пути между европейскими и дальневосточными портами и устьевыми участками сибирских рек.
Освоение северных краев русскими началось еще в XI веке. В конце XII века русские поморы появились на Шпицбергене, или Груманте, как его тогда называли. На своих кочах и ладьях они плавали и на восток, к Новой Земле и далее. Активное изучение арктических морей и освоение Северного морского пути на государственном уровне началось с конца XVII века. За мужество и стойкость, проявленные в экспедициях, участники награждались дополнительным жалованием, чинами, а позднее орденами. Знаки появились лишь в XX веке. Первый знак, посвященный плаванию в арктических морях, был Высочайше утвержден 12 ноября 1915 года (илл. 1). Он был вручен участникам гидрографической экспедиции на ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр», которые впервые в истории прошли по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск за две навигации. 20 июля — 29 октября 1924 года на мореходной канонерской лодке «Красный Октябрь» была совершена Особая гидрографическая экспедиция Дальнего Востока на остров Врангеля, в ходе которой 20 августа 1924 года там был поднят Государственный флаг СССР. Все участники экспедиции были награждены от имени Дальревкома серебряными знаками «За экспедицию на остров Врангеля» (илл. 2). В 1928 году появился еще один «полярный» знак. 25 мая 1928 года, возвращаясь из района Северного полюса на Шпицберген, потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Некоторые члены экипажа погибли, остальные, во главе с У. Нобиле, остались на дрейфующей льдине. На поиски экипажа были организованы две экспедиции — на ледоколах «Красин» и «Малыгин». Главную роль сыграла спасательная экспедиция на «Красине». Для награждения непосредственных участников спасения потерпевших крушение итальянцев Центральным советом Осоавиахима был учрежден знак «Участнику спасательной арктической экспедиции на ледоколе «Красин» (илл. 3).
В новейшей истории страны начало активному периоду освоения Арктики положили в 1932 году героический поход ледокольного парохода «А. Сибиряков» и ряд других экспедиций. Декретом №1606 и Постановлением Совнаркома СССР №1873 от 17 декабря 1932 года было учреждено Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР (ГУСМП). Новому органу была поставлена задача: «...проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
Постановлением Совнаркома СССР №866 от 2 августа 1938 года был учрежден значок «Почетному полярнику» (илл. 4—7). 15 августа 1938 года начальником ГУСМП О.Ю. Шмидтом было утверждено Положение об этом знаке. Через год Главное управление возглавил И.Д. Папанин, и 15 ноября 1939 года он повторно утвердил Положение.
Значком «Почетному полярнику» награждались: «а) за активное участие в социалистическом соревновании и достижение наиболее высоких показателей в выполнении производственных программ;
б) за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;
в) за длительную, преданную работу по освоению Арктики;
г) за смелость, самоотверженность и героизм;
д) за проведение технических усовершенствований и за изобретательскую деятельность;
е) за заслуги в научно-исследовательской работе в Арктике;
ж) за предотвращение аварий с судами, самолетами, агрегатами или предотвращение срыва производственных заданий».
Награждение знаком осуществлялось приказом начальника ГУСМП. Вместе со знаком выдавалось и удостоверение с подписью (либо факсимиле) начальника Глав- севморпути.
На знаках, выпущенных в 1938—1962 годах, было помещено изображение ледокола «И. Сталин». Это был первый ледокол отечественной постройки. Он был головным в серии из 4-х ледоколов 51-го проекта и был спущен на воду в Ленинграде 14 августа 1937 года. Интересный факт: свой первый рейс «И. Сталин» совершил 23 августа 1938 года, т. е. уже после учреждения знака. В июле— сентябре 1939 года он впервые в истории совершил двойной рейс по Северному морскому пути из Мурманска до бухты Провидения за одну навигацию, а знаменитым на всю страну стал зимой 1940 года, когда вывел из ледового плена ледокольный пароход «Георгий Седов». За эту спасательную операцию ледокол был награжден орденом Ленина (Указ от 3 февраля 1940 года).
Первые значки изготавливались из серебра, с накладным изображением серпа и молота (илл. 8а, 86, 8в, 8г). Их было выпущено около 1000 экземпляров. С конца 1942 — начала 1943-го начали изготавливать значки из бронзы, тогда же исчезла и накладная деталь, а значок стал цельноштампованным (илл. 9а, 9в). Бронзовый вариант значка имел две разновидности: с контррельефом на обороте (илл. 96) и с гладкой обратной стороной (илл. 9г).
15 марта 1953 года при объединении Министерства морского флота СССР и Министерства речного флота СССР в Министерство морского и речного флота СССР Главное управление Северного морского пути было выведено из подчинения Совета министров СССР и переведено в новое министерство. С этого времени награждение значком стало производиться приказом министра, чья подпись появилась и на удостоверении к значку. 25 августа 1954 года при разделении нового министерства на два старых ГУСМП вошло в состав Министерства морского флота СССР на правах Главка. Через 10 лет, в 1964 году оно было и вовсе упразднено.
Значок «Почетному полярнику» — одна из немногих наград, которой коснулся процесс десталинизации. 25 февраля 1956 года по докладу Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» было принято постановление, осуждавшее культ личности И.В. Сталина. Через 5 лет, после XXII съезда КПСС, по всему Советскому Союзу прокатилась волна переименований. 24 ноября 1961 года ледокол «И. Сталин» был переименован в «Сибирь». Во внешний вид значка были внесены изменения. На нем появилось изображение ледокола «Ленин» (илл. 10а, 106, 10в). Первый в мире атомный ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 20 декабря 1959-го он вступил в строй и на долгие годы стал флагманом Арктического флота СССР.
Среди первых награжденных были: полярные капитаны Г.В. Драницын и Н.И. Хромцов, гидрограф-навигатор А.Г. Ефремов и другие. Обладателями этой почетной награды были знаменитые полярные капитаны: В.И. Абоносимов («Адмирал Лазарев», «Адмирал Макаров», «Сибирь»), В.А. Голохвастов (а/л «Арктика»), капитан «А. Си- бирякова» в его героическом бою с броненосцем «Адмирал Шпеер» А.А. Качарава, 1-й капитан атомного ледокола «Арктика» В.К. Кочетков, Ю.С. Кучиев (а/л «Арктика»), А.А.Ламехов (а/л «Россия»), капитан дизель-электрохода «Обь», совершивший на нем кругосветное плавание, трижды ходивший к берегам Антарктиды, ИА.Манн, Б.М. Соколов (а/л «Ленин»), М.Я. Сорокин («Красин», «Ермак»), Г.А.Улитин (а/л «Арктика»), Ю.К. Хлебников («А.Микоян», «Капитан Белоусов»; в 1948—1956 годах находился в заключении), знаменитые капитаны гидрографических судов П.И. Котцов и А.В. Марышев, многолетний начальник Гидрографического предприятия A. К. Жилинский, директор ЦНИИ Морского флота B. И. Пересыпкин, гидрографы Ю.М. Бабаев, В.И. Воробьев, И.А. Долгушин, В.З. Миролюбов, Л.И. Сеньковский и другие.
Среди женщин, награжденных значком, инженеры- гидрографы: К.А. Вакула, А.Е. Высоцкая (первая женщина-гидрограф), Г.Ф. Евдокимова, участница 18-ти гидрографических экспедиций К.Б. Заикина, Л.М. Катранова, А.А. Селезнева, инженер-гидролог Г.И. Крымская, переводчица иностранных языков Гидрографического предприятия Н.И. Локканен, геодезист, инженер-капитан 2-го ранга Т.И. Спевак и другие.
Среди немногих военных Почетных полярников — флагманский штурман-подводник флотилии АПЛ Северного флота, участник похода на Северный полюс (1980)капитан 1-го ранга А.П. Бурсевич, гидрограф, начальник Северной гидрографической экспедиции капитан 1-го ранга Н.К. Тимошенко.
Почетной наградой был отмечен труд ряда ученых. Среди награжденных: океанолог и гидробиолог, член- корреспондент АН СССР В.Г. Богоров, выдающийся полярный исследователь, участник и руководитель свыше 50-ти арктических экспедиций профессор П.А. Гордиенко, океанограф профессор Д.Б. Карелин. Значок был вручен заместителю главного конструктора а/л «Арктика» В.Я. Демьянченко, принимавшему участие в первом в истории походе а/л «Арктика» к Северному полюсу (1977).
Почетным полярником был многолетний министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко. В 1977 году он возглавил переход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу.
В числе отмеченных значком дважды: старейший работник Гидрографического предприятия Б.Е. Хавкин (1985,1995).
Среди награжденных были и те, чья трудовая деятельность не была связана с освоением Арктики. 12 апреля 1955 года на дрейфующей станции «Северный полюс-4» был дан концерт для полярников. Выступала бригада артистов ЦДРИ: конферансье Борис Брунов, артистка Рина Зеленая, композитор Леонид Черный и арфистка Вера Дулова. Все они были награждены значком «Почетному полярнику».
В связи с прекращением существования СССР 26 декабря 1991 года Министерство морского флота СССР было ликвидировано, а его функции переданы Министерству транспорта РСФСР/РФ. К этому времени было выдано около 7000 значков. В дальнейшем до середины 90-х годов вручались значки советского образца с красным флагом и серпом и молотом. При этом использовали старые советские обложки удостоверений с новыми российскими вклейками (илл. 11а, 116). Нумерация значков была продолжена. Однако его статус был понижен, право награждения было предоставлено директору Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ. В середине 90-х годов флаг СССР на значке был заменен российским флагом, исчезли серп и молот. Кардинальные изменения значок претерпел в 2005 году. Приказом Министерства транспорта РФ №130 от 18 октября 2005 года «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» был учрежден Я ряд ведомственных наград, в т.ч. и знак «Почетный полярник». Тогда же были утверждены Положение и описание знака. Российский триколор был заменен флагом министерства, на месте серпа и молота появилась золотистая лавровая ветвь. И главное — знак стал безномерным. Но это уже другая история.
Михаил МУЗАЛЕВСКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 71 (ноябрь 2009), стр.108