Где друзья минувших лет,
Где гусары коренные... ?
Денис Давыдов, 1817 год
В последнее время нередко выходят статьи о призовых часах в Российской императорской армии. Если часы подписаны, то есть надежда найти информацию об их владельце. В этой статье, рассказывая о владельце часов, я хотел бы восстановить память о некоторых частях Русской императорской гвардии, а именно Лейб-Гвардии
Гродненском гусарском полку. Больше века прошло с тех пор, как были выданы призовые часы, а история полка началась гораздо раньше.
В рескрипте императора Александра I от 19 февраля 1824 года, направленном на имя Великого князя Константина Павловича, было указано: «Поручаю Вашему Императорскому Высочеству сформировать четырех-эскадронный гусарский полк молодой гвардии, коему именоваться лейб-гвардии Гродненским и состоять в гвардейской кавалерийской дивизии резервного корпуса, находящегося под начальством Вашего Императорского Высочества» (штабс-ротмистр Елец Ю. «История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка», т.1, СПБ, 1890 г., стр.17).
Полк начал формироваться г. Седлеце из польских уроженцев, служивших в полках 1-й, 2-й и 3-й Гусарских и Литовской Уланской дивизий. Первым командиром полка стал генерал-майор Карл Густавович Штрандтман. Вскоре полк был переведен в Варшаву и находился рядом с Уланским Его Императорского Высочества полком. Полковой праздник — 11 июля, в день Святой блаженной Княгини Ольги. Название новый полк получил от Гродненского гусарского полка, сформированного в 1806 году. Вот что пишет штабс-ротмистр Елец, автор «Истории Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка»: «Под именем Гродненского полк просуществовал недолго и в 1824 году уже был переименован в Клястицкий. Но в этот короткий срок полк столько раз отличался на полях сражений всей Европы, явил миру так много легендарных подвигов..., что имя «Гродненский» сделалось дорогим для русской армии. Когда по причинам, которые будут выяснены далее, полк был переименован в Клястицкий, имя это в том же 1824 году перешло ко вновь формировавшемуся гвардейскому гусарскому полку. «Мы вам дали», говорил в 1831 году командир Клястицкого полка полковник Ильинский командиру лейб-гвардии Гродненского полка, «то, что было для нас драгоценнее всего — доброе имя. Носите его, как мы носили!»
В 1830—1831 годах полк принимал участие в борьбе с польскими мятежниками. «6 декабря 1831 года состоялся Высочайший приказ, которым в ознаменование подвигов и отличной храбрости, оказанных полком в продолжение войны с польскими мятежниками, Всемилостивейше пожалованы были лейб-гвардии Гродненскому гусарскому полку права и преимущества, присвоенные полкам старой гвардии. — Мы не ошибемся, если скажем, что полк представляет таким образом единственный пример столь кратковременного пребывания в молодой гвардии» (Елец, «История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка»).
Гвардией традиционно называли отборную, привилегированную, лучше других обученную и экипированную часть войск. Это было ядро армии, отряды, состоявшие непосредственно при монархе, часто выполнявшие функции его личной стражи. Русская Гвардия была учреждена в начале царствования Петра Великого из Преображенского и Семеновского полков. До 1722 года гвардия не имела в чинах никаких преимуществ, но 22 января того же года была утверждена Табель о рангах, по которой офицеры гвардейских полков получили старшинство двух чинов против армейских. В 1813 году лейб-гренадерский полк, Павловский гренадерский полк, лейб-кирасирский Его Величества полк за отличия в Отечественной войне были присоединены к гвардии и переименованы в лейб-гвардии Гренадерский, лейб- гвардии Павловский и лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк. Гвардейским офицерам дано преимущество одного чина перед армейскими; полки эти образовали новую, или Молодую гвардию, в отличие от прежних гвардейских полков, которые стали называться Старой гвардией.
Нижние чины Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка комплектовались темноволосыми бородатыми мужчинами. Общая полковая масть коней — караковая (у трубачей без отметин). Масти лошадей различались и по эскадронам: 1-й эскадрон — караковые; 2-й эскадрон — караковые белоногие; 3-й эскадрон — караковые со звездой; 4-й эскадрон — караковые; 5-й эскадрон — светлокараковые; 6-й эскадрон — караковые белоногие со звездой. (Ж.Горохов «Русская Императорская Гвардия», Париж, 1986 г., Москва, 2006)
В 1831 году полк перевели в Селищенские казармы Новгородской губернии, деревня Селище (ныне Чудов- ский муниципальный район Новгородской области). Расположена деревня в 48 км севернее Великого Новгорода, на правом берегу реки Волхов. Полковые казармы были построены по проекту знаменитых зодчих Стасова и Карбонье в 1825 году и являлись, пока были целы, великолепным образцом утилитарного классицизма. Вот эти казармы сейчас (см. фото).
26 февраля 1838 года в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк прибыл служить корнет М.Ю. Лермонтов.
Нагрудный полковой знак утвержден 26 июня 1910 года. Он представляет собой крест польского ордена “Virtuti Militari”, золоченый с черными ободками. В центре знака, окруженном венком из посеребренных лавровых листьев, на малиновом фоне изображен серебряный всадник, скачущий по зеленому полю (эмблема Литвы). На лучах креста надпись “Virtuti Militari”.
В 1863 году полк был срочно отправлен обратно в Варшаву для подавления очередного польского восстания, где и находился, пока не был расформирован 4 марта 1918 года. Гродненские гусары с 1919 года входили в состав сформированного Сводно-гусарского полка, где были представлены эскадроном. С 30 декабря 1919 года взвод и эскадрон полка входили в Сводную кавалерийскую бригаду, с начала января 1920 года — в Сводногвардейский кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии, а по прибытии в Крым с 16 апреля 1920 года составил и половину 7-го эскадрона Гвардейского кавалерийского полка.
Но вернемся на 118 лет назад, в 1891 год. Командиром полка с 21.9.1884 г. по 7.01.1892 г. был генерал-майор Всеволод Матвеевич Остроградский. 23 июня 1891 года издан приказ командира Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка № 174, где в параграфе 3 было написано: «Завтра в 8 часов утра, я произведу на Мокотовском стрельбище призовую стрельбу нижним чинам полка. Для чего к 7 3 час. прислать от каждого эс-на (эскадрона, прим, автора) по 10 человек лучших стрелков. Форма одежды в гимнастических рубахах, стреляющим при боевой аммуниции, присутствующим Г.г. Офицерам в кителях при оружии. Для оцепления местности прислать от каждого эс-на по одному конному рядовому к 7 часам утра, коим и прибыть к вышеуказанному месту» (РГВИА, ф. 3551, оп.1, д. 33). Получается, что в состязаниях по стрельбе принимали участие 60 человек.
27 июня 1891 года вышел приказ № 178, в котором были подведены итоги стрельб. Привожу копию этого приказа (см. параграф 6), в котором указаны победители. В числе шести человек, получивших 1-й приз в виде часов, есть унтер-офицер 3 эскадрона Абрам (Авраам) Швед. (РГВИА, ф. 3551, оп.1, д. 33).
Эти часы — перед вами. Серебряные часы изготовлены торговым домом Павел Буре, на верхней крышке нанесено штампованное изображение винтовок и надпись «за отличную стрельбу». На циферблат наклеена фотография императора Александра III.
И вот что примечательно. На этих стрельбах Абрам Швед получил еще и третий приз — 3 рубля. Его сослуживец по эскадрону ефрейтор Дмитрий Телешевский получил сразу два вторых приза по 5 рублей. Как такое могло произойти?
Возможно, меткость и скорость стрельбы оценивались отдельно.
Если внимательно прочитать параграф 7 настоящего приказа, то мы узнаем, что Абрам Швед два года подряд состоял в 1 разряде по стрельбе, а этим приказом был переведен в разряд отличных стрелков и получил знак за отличную стрельбу. Удалось найти еще один документ, относящийся к владельцу часов. Думаю, читателям будет интересно познакомиться с еще одним свидетелем истории.
На фотографии видно, как мог выглядеть унтер-офицер Абрам Швед, если он остался на сверхсрочную службу. Но история не сохранила нам его облика.
Владимир ЮДКЕВИЧ
Фотографии нижних чинов полка взяты из труда Ж.Горохова «Русская Императорская Гвардия», Париж, 1986 г., Москва, 2006. Фотография полкового знака любезно предоставлена М.С. Селивановым.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 70 (октябрь 2009), стр.118