В предыдущем номере журнала (№ 71, ноябрь 2009 г.) мы рассказали, по каким характерным утратам на нереставрированном предмете мебели можно определить, отделан ли он шпоном, или же полностью выполнен из массива ценной породы дерева.
Наиболее подвержены разрушению столешницы в центральной части (илл. 1), ребра сопряженных поверхностей (илл. 2), а также нижняя часть предметов, долгое время хранившихся в сыром помещении.
В разные времена существовали различные способы восполнения утрат шпона. В XIX веке маленькие дефекты восполняли разогретым сургучом или заливали расплавленным шеллаком. Большие площади утраченного шпона фанеровали, а затем подрисовывали текстуру красками и затемняли, чтобы замаскировать границу между текстурами. До середины XX века вставочки делались в виде ромбиков или треугольников (илл. 3). В наше время реставраторы не удаляют старые вставки и не заменяют их новыми, так как следы прошлых реставраций подтверждают подлинность и возраст предмета (илл. 4). Новый шпон при ремонте и реставрации подбирался по направлению волокон и тонировался (илл. 5). При этом надо учитывать, что рисунок дерева неповторим, как отпечатки пальцев. Даже в одном стволе уживаются участки древесины разного цвета и текстуры. Со временем, в зависимости от условий хранения, предмет может выгореть и сделаться светлее или, наоборот, под воздействием содержащихся в нем химических веществ потемнеть. Деревья одной и той же породы, в зависимости от химического состава почвы, на которой они произрастают, могут давать древесину разных цветовых оттенков. Из этого следует, что даже самая грамотная вставка остается заметной. Особенно сложно подобрать шпон для реставрации утраты на светлом гладком дереве.
В особых случаях, когда рисунок шпона уникален и определяет композицию всего предмета, реставраторы применяют довольно сложную технологию. На скрытых участках предмета снимают часть шпона и переносят его на места утрат лицевой и фасадной поверхностей. Затем донорские участки заново фанеруют новым подходящим шпоном. Подобная операция требует высокой квалификации реставратора и применяется только в исключительных обстоятельствах.
В настоящее время при восполнении утрат фанеровки принято совмещать стыки нового шпона с направлением волокон родной фанеровки. Вставки приобретают вытянутую вдоль волокон, линзовидную форму, принимая вид слегка изогнутых полос и треугольников, иногда весьма затейливой конфигурации, и после окончательной отделки малозаметны (илл. 6).
Мелкие вмятины и трещинки заделываются специальными мастиками и прозрачными грунтовками, выравниваются и подновляются шеллачной политурой (илл. 7).
В процессе реставрации, как правило, предмет подвергается расчистке химическим или механическим способом. Это наиболее ответственная операция, в ходе которой необходимо снять тончайший слой загрязнений, не повредив при этом шпон. После неоднократных расчисток шпон становится настолько тонким, что сквозь него просвечивается столярный клей в виде темного пятна. В таком случае, как правило, принимается решение оставить утрату как она есть и не стараться сделать ее незаметной (илл. 8 и 9).
При принятии решения о будущей реставрации нужно исходить из того, что все частичные поверхностные утраты антикварной мебели не разрушают целостность ее конструкции и не снижают историческую и художественную ценность предмета.
Но существует вид повреждения, внешне неприметный, но способный нанести непоправимый урон и даже привести к гибели предмета столярно-мебельного искусства — это повреждение древесины жуком-точильщиком (илл. 10 и 11).
Этот вид повреждения угрожает мебели, которая хранится в сыром и теплом помещении, где редко проветривают и убирают. Такие условия способствуют размножению жука-точильщика. Самка жука откладывает яички в какую-нибудь щелочку в мебели, обычно ближе к полу. Из них выходят личинки и начинают питаться древесиной, из которой сделана антикварная мебель. Личинка прогрызает в дереве ходы, превращая его в труху, а весной покидает свое убежище через летное отверстие. О степени зараженности предмета жуком-точильщиком можно судить по количеству летных отверстий.
В старое время, когда большинство построек в России выполнялось из дерева, при малейших признаках присутствия вредителя в мебели ее сжигали, так как жук мог перейти в деревянные стены и перекрытия жилища и оставить без крова всю семью. Заражение дома жуком-точильщиком или домовым грибом приравнивалось к стихийному бедствию, строение было обречено на уничтожение.
В настоящее время существуют средства борьбы с древоточцем и способы укрепления поврежденной древесины, но эти операции потребуют дополнительных затрат на реставрацию и повлекут снижение стоимости предмета при его продаже, так как многие коллекционеры стараются не приобретать предметы с риском заражения своей коллекции древоточцем.
Как правило, конструктивно несущая часть предмета выполняется из простого дерева (сосны или ели), плоские и изогнутые поверхности фанеруются шпоном ценных пород, а детали, которые невозможно фанеровать — опоры, локотники, ажурные спинки стульев и кресел, точенки, штапики, раскладки вокруг столешниц, вазоны — выполняются из массива той же породы, что и отделочный шпон. Таким образом, при описании предмета указывается преобладающая отделочная порода дерева, например, кресла ореховые (илл. 12) или прилавок черного дерева (илл. 13).
Рассмотрим внешний вид древесины. Казалось бы, с этим все ясно: красное дерево имеет красный цвет, орех — желто-коричневый, эбеновое — черный. Но обработка поверхности дерева может значительно ее улучшить. Чтобы подчеркнуть природный цвет древесины, сделать ее более выразительной и яркой, применяются особые вещества: натуральные водные или спирторастворимые морилки (илл. 14, 15 и 16).
Морение — это способ обработки древесины, придающий изделию из дерева желаемый цвет. Порошкообразный натуральный краситель разводится в горячей воде. Раствор наносится на чистое, хорошо вышлифованное дерево и придает ему нужный оттенок или цвет. После морения дерево необходимо хорошо просушить и покрыть лаком. Путем такой обработки белой древесине совсем не ценной березы можно придать благородный цвет ореха, зачерненная груша выглядит как эбеновое дерево, а скромной липой легко имитируют массив махагони.
На иллюстрации 17 представлено три предмета из разных пород дерева. Слева направо: гостиное кресло выполнено из ореха, чайный столик имеет фанерованную орехом столешницу и березовые ножки, для изготовления второго гостиного кресла был применен бук.
Отличить простое мореное дерево от ценного можно, только зная особенности текстуры различных пород дерева. Текстура — это рисунок внутренней структуры древесины. Цвет имитировать легко, но текстуру подделать невозможно. Неценные породы дерева, применяемые для имитации ценных, как правило, светлые и однородные.
Одна из наиболее широко используемых для изготовления мебели и подделываемых дорогих пород дерева — орех. Он имеет красивейшую цветовую палитру: от светло-бежевого до темного зелено-коричневого. Особенно ценится корень ореха — он прочный, твердый, хорошо режется и полируется (илл. 18).
Вот ореховый письменный стол, все раскладки которого выполнены из массива европейского ореха (илл. 19), и только одна деталь, скорее всего новая, — бортик на столешнице — выполнена из березы (илл. 20). Сравнивая две породы дерева, березу и орех, легко заметить разницу в рисунке текстуры.
В конце XIX века, особенно в Европе, был широко распространен прием, когда плоские детали предмета фанеровались орехом, а резьба выполнялась машинным способом из бука и затем тонировалась под орех (илл. 21).
При знании особенностей текстуры различных пород дерева и внимательном рассмотрении всего предмета эксперт может определить, из одной или нескольких пород дерева изготовлен данный предмет, все ли детали «родные», был ли предмет как-либо реставрирован, и в конечном итоге определить цену предмета.
Елена ЖИАИНА (Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.64