(400—1066 годы н. э.)
V век в Европе был бременем крупнейших политических преобразований, ставших следствием падения Римской империи и нашествия варварских германских племен. На Востоке в VII веке произошли еще более заметные перемены вследствие арабского завоевания. Однако с точки зрения стеклоделия общим для бесчисленных земель, образовавшихся на месте великой империи, оставалось римское наследие, хотя в них и начали складываться новые приемы ремесла.
С севера граница восточной части Римской империи проходила по Дунаю. Эта часть империи включала в себя всю современную Турцию, Грецию, Балканы, острова Эгейского моря и Восточное Средиземноморье, Сирию, Палестину, Египет и восточную Ливию. Все эти области находились под контролем императоров, престол которых теперь был в Константинополе, на месте древнего Византия (отсюда и термин «ранняя византийская» в отношении культуры этого региона в период от V до VII века, когда еще сохранялись римские традиции стеклоделия). В остальной части Северной Африки, несмотря на уничтожение римского правления вандалами, в V веке стекольные мастера продолжали работать в тех же традициях, которым следовали в Италии, точнее, в Риме в V—VI веках.
Стекло совершенно другого типа стали изготавливать в северной Италии в VI и VII веках, когда она перешла под владычество лангобардов (ломбардцев) — с 568 года н. э. и вплоть до завоевания ее франками в 774 году.
В целом изменения в технике стеклоделия в восточных и средиземноморских областях долгое время после 400 года н. э. были незначительными, и в V—VII веках общий стиль стекла, создававшегося в Средиземноморском бассейне, был примерно таким же, как и в IV веке. Египетские мастерские продолжали действовать до прихода арабов, так же, как и дальние торговые пути. В V и VI веках столовая посуда с Востока доходила до Скандинавии; фрагменты похожих стеклянных сосудов найдены в юго-западной Англии — бокалы оливково-зеленого стекла с изображением гончей и двух зайцев, украшенные тонким узором. Техника декорирования бокалов явно указывает на их египетское происхождение.
По-видимому, именно в Египте приблизительно в VI или VII веке впервые стали применять глазурование — покрытие стекла оксидами серебра и меди и последующий отжиг в печи. В результате отжига оксиды восстанавливаются до металла, и на стекле образуется блестящая янтарная или красновато-коричневая пленка. Эту новую технику впоследствии переняли исламские стекольные мастера.
Во многих восточных провинциях, а также в Северной Африке и Италии, сосуды чаще всего делали из тонкого дутого стекла различных оттенков зеленого цвета. В Северной Африке, кроме того, были по-прежнему популярны сосуды из бесцветного стекла желтоватых и зеленоватых тонов. Искусственно обесцвеченное стекло применялось редко.
Около 400 года н. э. стали популярны новые типы сосудов — бутылки с очень длинными горлышками и флаконы для мазей с высокими ручками. Эти формы стали развитием и существенным усложнением простых сосудов, делавшихся в IV веке. К большим бутылям также стали приделывать ручки. В огромных количествах производились конические и цилиндрические кубки. У некоторых, как и прежде, были простые отколотые края (их получали нанесением тонкой полоски расплавленного стекла на намеченную для края изделия линию. После этого стекло сосуда из-за возникших напряжений трескалось рядом с нанесенной полосой, образуя довольно ровный край), но теперь их стали чаще оплавлять в пламени печи, отчего края округлялись и утолщались.
В это же время распространились бокалы на ножке, очень похожие на современные бокалы для вина. Ножки были иногда прямыми и тонкими, но чаще имели декоративные расширения. В Византийскую эпоху они встречаются практически везде: в Турции, Сирии, Палестине и Северной Африке, на островах восточного Средиземноморья и в Италии. Их находят в общественных зданиях и жилищах, а также в церквях и храмах, где они, очевидно, использовались как сосуды и как светильники (в частности, лампады). Стеклянные светильники новых форм, в том числе и в виде бокалов, стали широко применяться в церквях. Иногда они делались в виде чаш с тремя маленькими ручками по верхнему краю, так что их можно было и подвешивать, и ставить на стол или алтарь. Более редкая разновидность таких светильников производилась в центральной Италии — с треугольными ручками, прикрепленными к краям чаши. Другие виды светильников делались в виде чаш на длинных ножках, полых или сплошных — их вставляли в держатели (канделябры). При производстве ажурных висячих светильников использовались вставки их цветного стекла, а их металлическая оковка изготовлялась из серебра или бронзы, что напоминало римскую технику. Целая серия таких сосудов, относящаяся к периоду начиная с середины VI века, была найдена в церковном схроне в юго-восточной Турции. Клад, вероятно, принадлежал монастырю Св. Сиона в Мире; сейчас найденные сосуды хранятся в Музее Думбартон Оукс в Вашингтоне и в Археологическом музее в Анталье.
В тот период основную часть декора сосуда выполнял сам мастер-стеклодув. Бутыли с длинными горлышками и флаконы для притираний часто украшались рельефными полосами. По-прежнему популярны были и декоративные шарики синего стекла, которые придавали цветовые акценты преимущественно одноцветным сосудам.
Особый тип сосудов из дутого в форму стекла — кувшины, кубки и бутыли с сечением в виде равносторонних четырех-, шести- и восьмиугольников — производился в Иерусалиме в течение около пятидесяти лет, начиная примерно с 675 года. Для некоторых экземпляров использовалось искусственно окрашенное стекло глубоких тонов, что было весьма необычно для этого периода. Их, очевидно, делали для пилигримов в качестве емкостей для освященного масла — большинство таких сосудов украшены иудейской или христианской символикой.
Кроме того, кое-где по-прежнему работали резчики по стеклу, украшавшие простые сосуды резными линиями. Резьба по стеклу сохранялась в Сирии, например, до VI века. Несколько найденных в Италии резных стеклянных сосудов относятся, вероятно, к V или VI веку. На двух потирах, из Сирии и Палестины, которые в настоящее время хранятся в Музее Думбартон Оукс в Вашингтоне и в Иорданском археологическом музее в Аммане, видны глубоко вырезанные узорные изображения креста.
В ранневизантийский период стеклодувы делали не только сосуды, но и, например, оконные стекла. Многие из найденных образцов, несомненно, изготовлены техникой дутья; они похожи на небольшие блюда, за которые их иногда ошибочно принимают. Их начали делать на Востоке еще в IV веке, но в то время они были редки; более распространенными они стали в V—VII веках. Чаще всего их находят в местах расположения древних церквей. В V—VII веках они появились и в Италии. Кроме того, производилась стеклянная смальта для настенной мозаики в церквях и светских зданиях; в напольной мозаике в этот период стекло встречается редко.
Особый тип стеклянных сосудов, относящихся к VI—VII векам, производился на севере Италии, который в то время был завоеван лангобардами. Наиболее распространены были глубокие чаши, кубки, рога для питья и бутыли. Рога схожи по форме с теми, что производились во франкских стекольных мастерских; кубки и бутыли подобного типа иногда встречаются в раскопках севернее Альп, но они довольно редки.
Именно многоцветье этих северо-итальянских сосудов отличает их от основной массы современных им изделий франкских и англосаксонских стекольных мастерских. Рога для питья и чаши часто делались из цветного стекла — голубого или, реже, темно-синего или зеленого цвета. На некоторых чашах нанесены по краю рельефные полосы стекла другого цвета. Декор нескольких найденных бутылей, выполненный в виде нераскатанных тонких полос белого матового стекла, схож с декором франкских сосудов, а узор на ритонах (рогах для питья), образованный полосами синего, зеленого или молочно- белого стекла, напоминает украшения низких кувшинов, производившихся в юго-восточной Англии в конце VI и в VII веке. Ряд признаков отличает стеклянные сосуды из ломбардской Италии от сосудов Северо-Западной Европы, несмотря на общее германское происхождение народа. Но важнейшая черта северо-итальянских сосудов — увлечение мастеров многоцветным стеклом — знаменует возврат европейских мастерских к цветному стеклоделию.
Технология стеклодувного ремесла этого периода более-менее известна благодаря находкам археологов. В частности, была открыта мастерская на острове Торцелло в Венецианской лагуне, действовавшая, по данным раскопок, с начала VII века и до VIII века (по другой версии, производство там началось немного раньше и прекратилось около 650 года н. э., поскольку не могло продолжаться после завершения строительства кафедрального собора рядом с мастерской). Самой важной находкой здесь стали остатки трех стекловаренных печей. По ним видно, что печь для обжига располагалась рядом с самой стекловаренной печью (а не сверху, как показано на римских иллюстрациях). Среди находок — фрагменты бокалов, схожих с найденными в ломбардских захоронениях, и свидетельства применения двухцветного декора стеклянными нитями.
Главными наследниками Римской империи на северо-западе стали франки — массив германских варварских племен, среди которых заметную роль играли тевтонцы (поэтому иногда называют «тевтонским» стекло, которое в действительности относится ко всем франкским племенам). Франки населяли территорию современной Франции и западной Германии до распада их империи в конце IX века. Одной из главных франкских династий были Меровинги (по имени полулегендарного короля франков Меровека), которые правили значительной частью Франции и Бельгии с середины V века до 751 года. В этот же период англы, саксы, юты и другие германские племена вторглись в Англию, где, после ухода римлян в 410 году, основали свои королевства. Они не объединялись в единое королевство вплоть до X века, но термин «англо-саксонский» часто используется для определения стекла, сделанного в Англии в течение всего описываемого периода.
В то же время в городах Рейнской области, Бельгии и северной Франции основанная римлянами стекольная промышленность продолжала процветать и при правлении франков. Большинство франкских сосудов сделаны из одноцветного стекла палевых, темно-зеленых и коричневых тонов. Яркие цвета практически отсутствуют, за исключением молочного белого в декоре рельефными стеклянными нитями, который часто применялся до середины VI века, после чего полоски стали делать из прозрачного стекла того же цвета, что и сами сосуды. Набор производившихся изделий был очень небольшим и сводился к сосудам для питья разных видов, чашам, бутылям и, реже, кувшинам. Ручки и накладки, украшавшие лучшие изделия позднеримского периода, как правило, отсутствуют, за исключением рюссельбехеров — кубков с полыми накладками в виде когтей, или хоботов. Весь декор сводился к тому, что мог сделать сам мастер-стеклодув: к созданию фактурных (обычно рифленых) поверхностей путем нанесения фактуры на форму для дутья, и к нанесению накладных рельефных полос. Техника эмали была, по-видимому, прочно забыта; резьба не применялась.
Типы франкских стеклянных сосудов по большей части получили названия по их внешней форме, например, рога, конические кубки, кубки-колокола и т. д. Распространены были маленькие чаши для питья без ручек, которые держали в ладони (шале). Самыми сложными по технике изготовления во франкской серии были кубки-рюссельбехеры.
В V веке количество разных типов сосудов для питья стало уже весьма значительным, при этом их связь с предшествовавшими позднеримскими формами очевидна. Например, явно напоминающие позднеримские образцы флаконы и бутыли, украшенные матово-белыми рельефными полосками, иногда образующими фестоны, с середины V века получили большое распространение в землях Меровингов, особенно к северу от Луары, и были там популярны в течение ста лет.
Вероятно, самые известные стеклянные сосуды Темных Веков — кубки-рюссельбехеры, сложная техника производства которых выделяет их из общей массы. При их создании был взят за образец один их видов позднеримских кубков, которые производились в Кельне во второй половине IV века. При их выделке на стенку выдутого сосуда наносилось расплавленное стекло, которое быстро расплавляло и саму стенку на этом участке. Затем размягчившуюся часть стенки оттягивали, опуская чуть вниз, так что образовывалась полость, похожая на коготь, — отличительная черта этого вида кубков. Типичный франкский кубок такого типа имеет ножку и рельефные полосы по краю и у основания. Точно известно, что в V и VI веках кубки с полыми выпуклостями производились в Рейнской области у Кельна и в долине Мааса около Намюра в Бельгии, откуда они вывозились в разные части Европы и, возможно, в восточную Англию. С другой стороны, нельзя исключить, что находимые в Англии кубки этого вида производились на месте уже в V веке мастерами-стеклодувами, прибывшими в Кент вместе с германцами и принесшими с собой новейшие технологии стеклоделия. В пользу этой гипотезы говорит то, что некоторые ранние образцы таких кубков, найденные в Англии, не имеют аналогов в континентальной Европе. Во всяком случае, к VII веку мастера- стеклодувы в англо-саксонском Кенте уже, несомненно, владели технологией производства таких сосудов.
Конические кубки были самыми ранними и самыми распространенными из франкских кубков. Закругленные края отличали их от римских, а узкие основания означали, что осушали их одним глотком и ставили на стол донышком кверху. Более сложными в изготовлении были изящные сосуды, украшенные стеклянными нитями того же цвета, что и сам сосуд. Эти нити накладывались длинными вертикальными петлями, образующими фестоны на нижней части сосуда; еще одна нить того же цвета обвивала горизонтальной спиралью верхнюю часть сосуда. Они изготовлялись с середины V и до середины VI века, а, может быть, и позднее. Центры их производства находились во Франции, Бельгии и Германии, а может быть, также и в юго-восточной Англии (Кенте). Кубки из очень толстого стекла с похожим декором, вероятно, делали в Скандинавии, где было найдено большинство из них. В Бельгии и северной Франции (и очень редко в Рейнской области) производились немного отличающиеся от описанных сосуды, у которых декор был образован стеклянными нитями белого цвета. Такой же декор присутствует и на флаконах из той же области. Даже по очень простой форме сосуда для питья можно видеть, что стеклоделие в областях, находившихся под владычеством франков, и в местах, захваченных другими германскими племенами, развивалось по-разному.
Форму рога для питья франки унаследовали от римлян; как мы видели, она фигурирует и среди сосудов, сделанных в северной Италии при ломбардцах. В отличие от других франкских сосудов, у этих ритонов грубые неотделанные края. Их сначала выдували как конические кубки, и потом сгибали, добиваясь, чтобы сосуд повторял форму рога животного. Вертикальные петли из стеклянных нитей уже присутствуют на ритонах III века из Кельна, а из областей за пределами Римской империи — в Швеции и Дании. На франкских изделиях, помимо этих вертикальных петель, есть и горизонтальные нити.
Колоколообразные кубки впервые появились в V веке, но в массовых количествах стали изготавливаться в VI веке. В это время продолжалось производство кубков с полыми накладками, конических и колоколообразных кубков; стали появляться чаши без ручек — фиалы, или шале. Первые такие чаши были изготовлены дутьем в форму, причем форма имела «ребра», служившие украшением. Из всех видов сосудов, популярных в VI веке, в следующем, VII веке сохранился лишь кубок-рюссельбехер, но и он стал выше и приобрел коническую форму. Зато в конце VI века появились новые виды сосудов — кубки-«мешки», низкие кувшины, простые чаши-шале и шарообразные бутыли, известные как бутылки-мешки. Из них первые два вида были распространены в основном в восточной Англии, и, судя по всему, их делали в Кенте. Низкие кувшины делались из синего стекла и украшались толстыми стеклянными нитями того же цвета, нанесенными в виде решетки. Найденные в англо-саксонском Кенте широкие кубки- рюссельбехеры свидетельствуют о том, что эта техника декорирования была освоена и кентскими мастерами-стеклодувами, которые, скорее всего, и разработали в VII веке высокую коническую разновидность этого сосуда, распространенную в восточной Англии, откуда их завозили и в континентальную Европу. Некоторые кубки сделаны из такого же синего стекла, что и низкие кувшины. Вероятно, к VII веку относятся и чаши работы бельгийских или французских стекольных мастерских, выдутые в форму с резным узором и украшенные надписями, порой бессмысленными, сделанными, по-видимому, в подражание позднеримским кубкам.
Использование синего стекла в некоторых кентских сосудах конца VI и VII века знаменует возврат западного стеклоделия к цвету после долгого периода преобладания невыразительного одноцветного стекла. В это же время был сделан кубок, найденный недавно в Англии, из голубовато-зеленого стекла со сложным рисунком из перекрещивающихся стеклянных нитей, похожим на узор на бутылках-мешках. Большинство нитей — того же цвета, что и весь сосуд, но вверху нить бледно-зеленого цвета частично накладывается на бледно-желтую, а внизу узор нанесен двухцветной нитью. Надо учесть, однако, что, хотя в Западной Европе, за исключением Италии, в период после распада империи цветное стекло редко использовалось при производстве сосудов, оно широко применялось для производства бус, и, вероятно, уже в первой четверти VII века его начали делать в Англии для использования в ювелирных изделиях.
В IX и X веках Англия подвергалась нападению викингов из Скандинавии и была ими частично колонизирована. На континенте в середине VIII века династию Меровингов сменила династия Каролингов, по имени Шарля (на латыни это имя звучит как Каролус) Мартеля (688—741), который правил всеми франками с 719 года. Самым знаменитым правителем новой династии был Карл Великий, который был помазан папой как император Священной Римской империи в 800 году, а его ближайшие преемники способствовали «каролингскому ренессансу». В его империю входили современная Франция, Бельгия, Голландия, большая часть Германии и северная Италия. Однако Западная Европа, в частности Англия, подвергалась постоянным нападениям извне, и с начала X века распалась на множество взаимозависимых княжеств, графств и общин. Только с XII века началась их консолидация.
Распространение христианства привело к тому, что с конца VII века в Британии, северной Франции и Рейнской области предметы уже не закапывали в захоронениях. Кроме того, в IX веке церковь запретила использовать при богослужениях стеклянные потиры из опасения, что они могут разбиться. Однако это запрещение не соблюдалось слишком строго, и религиозные общины продолжали использовать стеклянные изделия в качестве хранилищ мощей, которые запаивали воском с печатью, для лампад и окон.
В то же время в Скандинавии сохранялись языческие обычаи, и умерших продолжали хоронить с драгоценностями. Находки из этих захоронений дают нам информацию о стеклянных сосудах периода, который начинается в последние десятилетия VII века, и эти сведения дополняются важными свидетельствами, полученными при исследовании осколков стекла, которые находят в раскопках средневековых поселений.
Судя по многим данным, в VIII—IX веках в Британии продолжало развиваться стеклоделие, особенно на севере (в монастырских общинах) и, по-видимому, в юго-западных районах, возле Саутгемтона; в это же время, а может быть, немного раньше, производство стекла началось в Эссексе. В Йорке найдены остатки двух мастерских, где делали стекло в период викингов (IX век). В одной из них делали бусы из янтаря, а также из стекла, в другой — переплавляли обломки стекла для производства бус, оконного стекла и простых сосудов. В континентальной Европе, около Трира в Рейнской области, была найдена в раскопках стекольная мастерская IX или, возможно, X века. Примерно в это же время в большом объеме производилось оконное стекло и сосуды в бенедиктинском монастыре Сан-Винченцо в Вольтурно, в Италии. Вероятнее всего, в Европе существовало значительно больше стекольных мастерских, чем известно к настоящему времени. Это видно хотя бы по тому, что к середине X века было создано несколько прекрасных сосудов, а многие старые типы изделий сохранились, хоть и в изменившемся виде. Шире стало использоваться цветное стекло.
Тип кубка с хоботами — рюссельбехера — деградировал и превратился в кубок, украшенный гораздо меньшим количеством более мелких и плоских накладок. Очевидно, это более поздний вариант сосуда, который делали в Кенте в VII веке, и известный больше всего по находкам, сделанным в Скандинавии. Самыми популярными видами стеклянных сосудов стали низкие кувшины и чаши-шале без ручек. Кувшины такого типа встречаются практически повсюду в Европе. Форма их обычно примерно одинакова, а цвет и декор могут быть разными. Чаша-шале постепенно становилась выше и тоньше и, наконец, превратилась в воронкообразный конический кубок. Появились разнообразные новые виды чаш, равно как и бутылей и бокалов. После VII века стеклянные рога для питья встречаются редко, но и их иногда можно видеть в каролингских манускриптах IX и X веков. На большинстве иллюстраций изображены чернильницы в виде рога, и один из таких стеклянных рогов-чернильниц был найден во Франции в раскопках, относящихся, по-видимому, к IX или X веку (хранится в Музее Бретей-сюр-Нуа). Он сделан из прозрачного зеленого стекла, которое кажется матово-черным, и украшен матовой ржаво-красной рельефной стеклянной нитью, обвитой вокруг корпуса, и еще двумя скрученными вместе нитями вдоль края.
Особенностью этого более позднего периода является использование стекла разного цвета, часто яркого и насыщенного. Сосуды изготовлялись из синего, зеленовато-синего и голубовато-зеленого, темно-красного, темно-зеленого, красного и почти черного стекла. С конца VII века иногда добавляли красные, как всполохи пламени, включения в синее и зеленое стекло. Многоцветный эффект нередко достигался за счет использования разноцветных стеклянных нитей, контрастирующих с цветом сосуда. Часто эти нити были одноцветными, например, матово-желтыми, белыми, светло-синими или красными. Но большее впечатление производили нити разного цвета, иногда уложенные змейкой, как на сосудах, сделанных в Кельне в позднеримских мастерских. Нити могли быть разной толщины, в том числе и очень тонкими, одноцветными или разных цветов. Иногда они скручивались вместе в спираль; их наносили на сосуды как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Такой вид декора встречается чаще всего на сосудах, найденных в северной части Европы, в Британии и Скандинавии, хотя некоторые экземпляры были найдены гораздо южнее — на Черном море и в центральной части Италии.
Гораздо реже стеклянные сосуды украшались геометрическими узорами из золотого листа, который явно накладывался на еще горячее стекло, поскольку никаких следов клея в местах соединения нет. Подобная техника применялась в римские и еще более ранние времена. Большинство сосудов выдуты вручную, но иногда стекло выдували в форму с вырезанным в ней орнаментом. Примером может служить редкая бутыль в форме грозди винограда, сделанная в подражание римским образцам (Стокгольм, Национальный музей древностей).
В записях некоторых монастырей Северо-Западной Европы в IX и X веках упоминается frater vitrearius (брат стекольщик), который, должно быть, делал стеклянные окна монастыря, и наличие стеклянных окон в церквях Европы подтверждается многочисленными свидетельствами. Например, еще в 675 году английский епископ Бенедикт, основатель монастырей Монквермонт и Джерроу в Нортумберленде, посылал за стекольщиками из Франции, чтобы они сделали окна, а также лампы и сосуды для монастыря. Неясно, удалось ли французским мастерам обучить англосаксов своему ремеслу, но почти сто лет спустя, в 758 году, аббат из Джерроу Катберт направил срочную просьбу архиепископу Майнца в Германии, утверждая, что «мы не сведущи и беспомощны в этом искусстве». Оконное стекло было при раскопках во многих английских церквях того времени, главным образом, в северной Британии, но также и в Винчестере на юге. Доказательство того, что в IX и X веках в Англии сохранялось стеклоделие, было найдено в Гластонбери в Сомерсете (юго-запад Англии). Там были обнаружены остатки по меньшей мере трех печей, одна из которых, должно быть, использовалась для отжига, как в Торчелло. Среди находок — осколки стекла от окон и сосудов и небольшая мозаичная полоса, подобная некоторым пластинам, найденным в Монвермоте.
Все упомянутое выше стекло, за исключением фрагментов, найденных в мастерской IX или X века в Корделе Рейнской области, было сварено с использованием в качестве щелочи природной кристаллической соды. Ее использовали начиная с VII века до н. э., и тот же рецепт преобладал в римский период, хотя в Месопотамии и некоторых восточных областях империи продолжали использовать старую смесь с применением соды, полученной из растений, встречающихся на Ближнем Востоке. По письменным источникам, применялся египетский натрон — щелочь, которую чаще всего упоминали Плиний Старший и другие античные авторы, и она, очевидно, была относительно доступна. Кроме того, в северном Иране, в Македонии и во Фракии (север Греции) описаны и другие места добычи щелочного сырья. Недавно был найден источник природной соды в западной пустыне Египта, но там использование натрона в стеклоделии прекратилось не позже, чем в X веке. Значительное изменение в составе стекла, которое производилось в Европе, произошло около середины IX века, когда в качестве необходимой щелочи стекольщики стали употреблять местный поташ. Его получали из золы папоротника-орляка и других лесных растений. Однако прошло некоторое время, прежде чем этот рецепт стал широко применяться, и в течение какого-то периода использовались обе эти смеси.
С середины IX века, вследствие политической нестабильности, европейские мастерские производили лишь утилитарные сосуды нескольких типов и низкого качества. В то же время в IX, X и, возможно, XI веках восточное стекло продолжало поступать в Европу и доходило до Британии, Италии и Швеции.
Подводя итог, можно сказать, что в Европе до IX и местами даже до X века стеклянные сосуды в большинстве своем делались в соответствии с римскими техниками, как в отношении формы изделий, так и в отношении химического состава стекла. Некоторые экземпляры, сделанные в европейских стекольных мастерских в этот период, ярки и красивы, но, по большому счету, все они прежде всего утилитарны. Роскошные произведения стекольного искусства, равные по красоте и качеству лучшим сосудам ранней античности, вновь появятся в Европе лишь с наступлением итальянского Ренессанса.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.44