Стеклоделие исламского мира представляет собой а столь же масштабное и важное явление в истории мирового искусства, как и стеклоделие Рима. Подобно тому, как римское стекло распространялось по всему западному миру, а стекольная промышленность возникла во многих провинциях империи, так же и стекло, производимое в главных странах исламского мира, продавалось не только на рынках мусульманских стран, но и во всем Средиземноморье, Скандинавии, России, на берегах Индийского океана и даже в Китае. Равно как и римский, исламский мир представлял собой унитарную культуру с единой социальной и религиозной системами. В то же время отдельные его части во многом различались, и каждая из них вносила особый вклад в общую культуру. Подобно другим искусствам исламского мира, исламское стекло почти с самого вступления ислама на арену мировой истории приобрело свой особый, ярко выраженный стиль, призванный отвечать требованиям новых правителей
Производство исламского стекла можно разделить на три периода, и наиболее ранний из них длился с VIII по XI век, когда единство исламского мира более или менее сохранялось при правлении Омейядов и сменивших их Аббасидов — оно прервалось лишь в X веке с появлением независимых династий и противоборствующих халифов. Центрами стеклоделия в этот период были главные страны исламского мира, то есть Сирия, Египет, Персия и Месопотамия. Второй период продолжался с XII по XV век, когда производство стекла сохранялось только в Сирии и Египте. В третий период, главным образом вследствие контактов со стекольной промышленностью Запада, имело место спорадическое производство стекла в Персии и Турции в XVII—XIX веках и в Индии под покровительством двора Могола в XVII—XVIII веках.
Помимо того что исламские мастера разработали яркий и узнаваемый стиль и новые формы стекла, они также внесли существенный вклад в технологию стеклоделия в виде усовершенствования техники росписи стекла золотом и эмалями. Другим замечательным достижением была рельефная резьба по стеклу — техника, известная еще римским мастерам, но возрожденная лишь в XVII веке.
Наши сведения о раннем исламском стекле целиком основаны на изделиях, найденных в ходе археологических раскопок. Масштабные археологические исследования в исламских странах начались только в прошлом веке, и можно надеяться, что мы еще увидим много открытий в этой области. В частности, выдающиеся находки в Сирии проливают свет на состояние стеклоделия при Омейядах, которые правили исламским миром из Сирии в период между 660 и 750 годами. Богатая коллекция стекла была найдена в Самарре, в Ираке, немецкими археологами. Известно, что Самарра на Тигре была временной столицей халифата Аббасидов в период с 836 по 892 год. Поскольку эти предметы были найдены в самом центре империи, можно считать, что они достаточно полно характеризуют ассортимент и уровень качества стеклянных изделий, изготовлявшихся для царского двора в IX и X веках. Прекрасные образцы роскошного персидского стекла были обнаружены американскими археологами при раскопках, проводившихся накануне Второй мировой войны в Нишапуре, в восточной Персии.
Особенно удачными были раскопки, проводившиеся американцами в Египте, в Фустате, между 1965 и 1981 годами. Фустат — ныне квартал в южной части современного Каира — был самым ранним мусульманским поселением в Египте и оставался административным и военным центром страны вплоть до основания Каира халифом аль-Муизом из династии Фатимидов в 969 году. Там было найдено большое количество стеклянных изделий, включая хозяйственные товары и предметы роскоши, относящиеся к периоду с VIII по XI век, изучение которых позволило существенно уточнить датировку раннего исламского стекла
Но самым выдающимся достижением археологов было обнаружение у побережья Турции, в заливе Серче- лиман, около Бодрума, затонувшего корабля с грузом из нескольких тонн стеклянного боя. После кропотливого исследования десятков тысяч осколков и соединения смежных фрагментов было воссоздано множество сосудов. Судя по найденным на корабле монетам, он погиб вскоре после 1036 года. Его маршрут точно не установлен, но можно предположить, что груз взяли на борт в каком-то сирийском порту, а корабль направлялся в какой-то северный порт на Черном море.
Тем не менее, в наших сведениях о стекле этого периода еще много пробелов. Например, мы очень мало знаем о производстве стекла в Магрибе, то есть в провинциях Северной Африки, и в Андалузии, как стали называть Испанию после арабского завоевания в VIII веке. В исламских поселениях в Испании, а также в Северной Африке найдено много стекла, но пока неясно, было ли оно произведено на месте или ввезено из Восточного Средиземноморья, Персии или Месопотамии. Нужно учитывать, что в исламском мире, как и в римском, ремесленники часто переезжали с места на место и устраивали мастерские в дальних странах, поэтому следует очень осторожно относить какой-либо конкретный вид исламского стекла к определенному центру производства. Но если какой-то вид изделий найден только в одном районе и более нигде, то это уже можно считать веским основанием связать его с данной областью.После арабского завоевания в VII веке Сирии и Египта, бывших тогда провинциями Византии, художникам и ремесленникам пришлось приспосабливаться к вкусам и потребностям новой клиентуры. На основании не многих известных нам фактов можно сказать, что накануне арабского завоевания и ассортимент, и качество производимых там стеклянных изделий были не на высоте. Но в Персии и Месопотамии прекрасное стекло делали еще до VI века н. э., и, по-видимому, именно эти регионы внесли наибольший вклад в возрождение стеклоделия в первые три века ислама. Персия и Месопотамия видели расцвет разнообразных искусств при Сасанидах (247—645 гг.), соперничавших с римскими императорами и их византийскими преемниками. Серебро, бронза и тканые шелка сасанидской Персии пользовались заслуженной славой, а археологические раскопки показали, что здесь процветала и стекольная промышленность, пережившая без каких-либо потрясений наступление исламского периода. Сасанидские мастера превосходно гранили стекло на колесе. Со стеклоделием была тесно связана резьба по камню, в частности, по горному хрусталю. Эта связь ремесел продолжалась и в исламский период; открытым пока остается вопрос: научились ли резчики по стеклу своему ремеслу у резчиков по камню?Для декора сасанидского стекла характерна нарезка граней в виде сот, когда два или несколько рядов круглых или овальных граней, часто соприкасаясь, складывались в узор на сосудах. Характерными для сасанидских мастерских были полусферические чаши особого, не встречающегося более нигде вида. Они делались из почти бесцветного стекла, достаточно толстого, чтобы выдержать давление гранильного круга. Такие чаши были редкими и очень ценились за пределами Персии; одна из них оказалась в VIII веке в Японии и была оценена столь высоко, что ее поместили в местном святилище, где она сохранилась в превосходном состоянии. Этот стиль огранки был унаследован от античного мира — грани в виде ромбов уже встречаются в сирийских и западных сосудах I и II веков н. э. Гранение присутствует и на других типичных сасанид- ских сосудах; на некоторых ромбы сочетаются с линейным резным декором в виде аркад.
Неудивительно поэтому, что на персидских сосудах эпохи раннего ислама тоже встречается огранка в сасанид- ском стиле. Известны сосуды с декором в виде сот, где грани, как и на сосудах сасанидского периода, соединены с линейным орнаментом. Но полусферические чаши исчезли — их заменили совсем новые формы. Одна из них — бутылка в форме деревянной колотушки с высокой, сужающейся кверху шейкой, увенчанной широким, горизонтально вытянутым горлышком, и слегка сужающимся книзу корпусом; шейка и корпус в ней одинаковы по высоте (илл. 9). Другой тип представлен колоколообразной бутылкой с высокой шейкой, закругленным сверху корпусом и плоским основанием. Эта форма, очевидно, была достаточно популярной, поскольку она повторяется и в бронзовых сосудах, изготовленных в восточной Персии начиная с X века. Шейки обоих типов стеклянных бутылок часто украшались вертикальными гранями, образующими многоугольное сечение. Распространена была и еще одна форма стеклянной бутыли — с высокой прямой шейкой на круглом корпусе, иногда с кольцом на основании, иногда без него. Поверхность некоторых мелких сосудов, прежде всего флаконов для притираний и благовоний, гранилась целиком. Как правило, заготовки таких флаконов изготавливались дутьем в форму.
Характерная форма кувшина, или графина, была заимствована у сасанидских мастеров- жестянщиков, которые унаследовали ее от классического прототипа. Такой кувшин имел грушевидный корпус, горлышко в виде клюва и ручку в виде перевернутой буквы «Ь», соединяющуюся с горлышком. Наверху ручки имелся вертикальный упор для большого пальца. Такая форма кувшина, типичная также и для металлических сосудов, способствовала разработке прихотливого рельефного декора В Британском музее есть два таких сосуда, из которых один украшен насечкой (вероятно, в подражание сотовому гранению) и стилизованными цветами, другой — орнаментом со стилизованным изображением птицы.
Чаще всего насечка делалась довольно грубо и не полировалась. Но для украшения сосудов рельефным узором требовался значительно более высокий уровень мастерства, поскольку в этой технике участки, окружающие элементы декора, срезаются для создания рельефа. Кромка элементов рельефного декора вырезалась либо вертикально, либо наклонно, либо с образованием острого угла. Популярным мотивом в декоре была пальметта, как целиковая, так и разделенная на части, которая впоследствии, в сочетании с ножкой или стеблем, стала арабеской — наиболее типичным исламским декоративным орнаментом. Увлечение растительными мотивами было столь велико, что даже при включении в узор живых существ части их тела могли оканчиваться пальметтой. Рельефные композиции обычно разделялись выпуклыми полосами, горизонтальными или расположенными в виде аркад, что подчеркивало форму сосуда.
Рельефный декор наносился, как правило, на сосуды из прозрачного бесцветного стекла с желтоватым оттенком Исключением из этого правила является чаша из непрозрачного стекла бирюзового цвета, хранящаяся в Сокровищнице Сан-Марко в Венеции. Кромка этого знаменитого сосуда отделана византийскими золотыми пластинами, украшена эмалями и гравировкой, а также серебряными позолоченными пластинами с драгоценными камнями. На стекло нанесен рельефный узор в виде бегущих зайцев, каждый из которых отделен рамкой, — это египетская работа X века. Стекло такого цвета встречается исключительно редко — известен еще один предмет, также египетского происхождения: это стеклянный разновес халифа аль-Азиза из династии Фатими- дов, который правил в Египте с 975 по 996 год.
Дальнейшим развитием рельефной резьбы стала окраска декора посредством наложения слоя прозрачного зеленого или синего стекла на бесцветный корпус сосуда. После наложения декоративные элементы прорезались до бесцветной основы, и в результате получался окрашенный рельефный декор на нейтральном фоне. Такая техника камейного стекла использовалась в Средиземноморье еще в I веке н. э. В исламском мире такие изделия редки, но, по-видимому, эта техника применялась в Персии и в Египте.
Насколько мы знаем, рельефная резьба и резьба внутри полости сосуда выполнялась при помощи изогнутого бурава. К нему прикреплялись сменные диски: с тонким режущим краем — для насечки или более широкие — для шлифовки. Бурав вращался в обоих направлениях движением рукояти, при этом применялся подходящий абразив. Окончательная полировка производилась на полировальном круге.
Сосуды с рельефной насечкой были драгоценной редкостью, их выделка требовала высокого профессионального мастерства. Гораздо легче было делать сосуды в формах. Технологический процесс выдувания стекломассы в форму из металла или керамики сделал возможным массовое производство, и, вероятно, формованные сосуды заменили более дорогое резное стекло. Выдувание в форму с декором в виде сотов было явным подражанием шлифованному стеклу, хотя сделанные таким упрощенным методом сосуды и не имели резкого рисунка. Популярными видами декора сосудов, изготовленных дутьем в форму, были и ряды рельефных колец или кругов в подражание работе гранильщиков стекла сасанидской эпохи, а также вертикальные или спиральные насечки, украшавшие римское стекло. На некоторых редких экземплярах вертикальные и горизонтальные рубчики образовывали исключительно сложный узор, требовавший применения последовательно двух форм.
При дутье использовались порой очень сложные декоративные формы. Например, в Британском музее хранится колоколообразная бутылка, корпус которой отлит с довольно плотным фризом из сцепленных цветочных элементов. В том же музее есть крошечный кувшинчик, основание которого украшено розеттой, переходящей в пятиконечную звезду, лучи которой заходят на боковую сторону сосуда. Более простые узоры состоят из уложенных завитками стеблей растений.
Другой техникой украшения поверхности сосуда было использование металлических щипцов, на губки которых был нанесен узор, вдавливавшийся в стекло. При этом применялись щипцы двух видов: в первом случае на поверхности одной из губок был нанесен негативный рельеф, а другая губка оставалась плоской; во втором — на одну из губок наносился негативный рельеф, а на другую — позитивный. Эта техника, судя по всему, использовалась только в исламском мире. Такой тисненый декор мог успешно применяться только на открытых сосудах — чашах и стаканах повседневного пользования. Тисненые узоры обычно состояли из простых геометрическим форм — прямоугольников или кругов, либо имени Аллаха, либо добрых пожеланий владельцу сосуда, написанных куфическим арабским письмом, характерным для арабского языка того периода. Чаша, хранящаяся в Исламском музее в Берлине, имеет тиснение в виде круга, на котором видна куфическая надпись: «Она (чаша) сделана в Миере» (Миер — арабское название Каира и Египта, но в данном случае имеется в виду Каир). Судя по большому количеству подобных изделий, найденных в Фустате, тисненый декор широко применялся египетскими стеклодувами.
Еще одним методом украшения сосудов было нанесение на их поверхность стеклянных нитей для создания ручек или рельефного декора — обычная практика римского и сасанидского стеклоделия. Эта техника впоследствии перешла в пластику. Например, в Сирии были изготовлены стеклянные реалистические фигурки вьючных животных с большим грузом.
Можно сделать вывод, что в этот ранний период стеклоделы уделяли внимание преимущественно отделке поверхности сосудов и очень редко использовали полихромный декор, который стал характерной чертой следующего периода. Тем не менее, мы можем отметить возрождение производства мозаичного стекла, которое было выдающимся достижением древнегреческих и римских стеклодувов: при раскопках в Самарре были найдены исламские образцы стеклянных мозаичных изразцов и несколько небольших расколотых чаш, изготовленных тем же способом, что и римское стекло. Полоски разноцветных стеклянных нитей связывались, сплавлялись и затем нарезались, образуя бусины, которые затем складывались в декоративный узор и сплавлялись, после чего помещались в пресс для придания им нужной формы. В завершение как внутренняя, так и внешняя поверхность сосуда полировалась на круге.
Еще одной применявшейся техникой было создание узора из золотого листа и помещение его между двумя слоями стекла. Эта техника возникла в восточном Средиземноморье до III века до н. э. и еще использовалась в IV веке н. э. в Риме и Рейнской области. Пять веков спустя она возродилась в исламском мире — археологи нашли несколько таких исламских сосудов, чаще всего в осколках. Фрагменты их были обнаружены при раскопках в Антиохии, и, судя по однородности найденной группы, вероятно, все они были сделаны в Сирии. Новой чертой этих исламских изделий является введение синих эмалевых точек. На чаше, хранящейся в коллекции Давида в Копенгагене, есть строчка, написанная псевдокуфическим шрифтом с синими точками в стиле Корана IX и X веков, где цветными точками обозначались гласные. Стиль декора всей этой группы тоже соответствует IX-X веку. Вероятно, современны этим сосудам и изразцы, сделанные в той же технике введения листа золота между слоями стекла. Золотой лист в них украшен крестами, составленными из треугольников и квадратов разного размера на фоне черной мастики. Некоторые из изразцов найдены в Сирии, где они, по-видимому, принадлежали христианским церквям византийского происхождения, однако найденные среди них исламские изделия предполагают местное производство.
В отличие от названных выше техник украшения стекла, роспись эмалевыми красками уникальна для исламского стекла. Хорошо известна керамика, декор которой выполнен в виде накладного окрашенного слоя с металлическим блеском. Эта техника широко применялась на глазурованной месопотамской керамике в IX веке н. э., но она уже была известна стеклоделам во второй половине VIII века. Технологически этот способ заключался в росписи глазури или стекла различными составами на основе серы, окиси серебра или окиси меди, разведенными в уксусе, после чего сосуд помещался в восстановительную печь, и ; нанесенный декор проявлялся в виде желтой, ярко блестящей пленки. При использовании других металлических > окислов можно получить целый ряд тонов; самые ранние изделия с эмалевой росписью были многоцветными, но к X веку были вытеснены одноцветными сосудами. Скорее i всего, эта техника была открыта каирскими стеклоделами еще в VI или VII веке, и на кубке, найденном в Фустате, есть посвящение правителю Египта, правившему в 772 году. Существуют свидетельства того, что роспись стекла эмалевыми красками производилась и в Сирии.
Среди найденного в Фустате есть и сосуды из окрашенного марганцем стекла с остатками накладного декора из какого-то светло-серого вещества. Этот пигмент, не будучи обожженным, не соединился с поверхностью стекла, что объясняет плохую сохранность декора, представляющего собой по большей части простой геометрический узор. Изделия с таким декором довольно невзрачны, но они говорят о поисках новых техник росписи по стеклу, более доступных, чем сложная техника эмалевой росписи.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 75 (апрель 2010), стр.86