Франция — страна с богатейшими традициями медальерного искусства, которое достигло расцвета уже в конце XV — первой половине XVI века. С этого времени и до начала XVIII века Франция, наряду с Италией, стала законодателем моды в области мемориальной и художественной медали.
Великая французская революция конца XVIII века подчинила политической пропаганде все виды искусства, в том числе и медальерного, что, естественно, привело к некоторому снижению его художественного уровня. Традиции старой школы продолжали известные медальеры Б.Дювивье и Ф.Дюпре. Молодые художники также пытались выразить новые социальные идеи традиционными художественными средствами, однако это им не всегда удавалось. Нужно отметить, что в это время в искусство медали были привнесены новые содержательные моменты — революционный пафос, стремление к изображению массовых сцен, прославляющих победу народа.
Уже в начале революции французские медальеры разделились на два лагеря — художников, работавших на родине, и художников, вынужденных эмигрировать за границу. Да и в самой Франции, особенно на первом этапе революции, еще сохранялась вера в короля, что нашло свое отражение и в памятной медали.
Такова художественная медаль, созданная в 1790 году медальерами Руссо и Симоном (илл. 1). На ее аверсе — пеликан, кормящий собственной плотью птенцов: аллегорическое изображение короля с его детьми — французским народом. Пеликан с птенцами эмблема самопожертвования, родительской любви, возникшая еще в эпоху раннего христианства. Вверху по кругу текст: «FRANQAIS SOUS СЕТ EMBLEME ADOREZ VOTRE ROI» («Французы, под этой эмблемой обожайте своего короля»), ниже: «HOMMAGE DE LA GARDE NALE / DE VERSAILLES / LE 6 FEVRIER» («Дань уважения Версальской национальной гвардии. 6 февраля» ). На реверсе медали в лавровом венке (лавр символ славы) цитата из речи Людовика XVI в Национальном собрании 4 февраля 1790 года: «Этот добрый, столь дорогой мне народ, который, как меня заверяют, когда хотят меня утешить в моем горе, любит меня». (Здесь и далее — тексты в переводе). Король еще рассчитывает на мирное развитие событий, верит в любовь народа, свою неприкосновенность.
В вихре революционных событий рождались новые революционные праздники, что также нашло отражение в искусстве медали. 14 июля 1790 года, в первую годовщину взятия Бастилии, на Марсовом поле в Париже впервые состоялся грандиозный праздник революции — Праздник Федерации. В нем приняло участие более 400 тысяч человек.
Этому событию посвящены две медали с одинаковым рисунком: настольная — из красной меди (илл. 2) и нагрудная — из светлой бронзы. В центре лицевой стороны
Фригийский колпак — символ свободы и равенства — занимает особое место в ряду эмблем революции. Корни этой эмблемы уходят в античную историю. В Древней Греции и Риме рабы ходили с непокрытой головой. При освобождении раба ему надевали на голову красный колпак как знак свободы (его называли фригийским, так как такой колпак носили жители области Фригия в Малой Азии). В революционной Франции он становится как бы государственной эмблемой — его изображают на печатях, государственных документах, знаменах. Одновременно возникают и другие эмблемы, в их числе — пика, с которой шли на штурм Бастилии. Этот образ был настолько популярен, что его именем называли площади, поселки и даже новорожденных.
Слева — женщина в длинных одеждах с жезлом Меркурия и рогом изобилия, из которого сыплются на землю плоды и цветы — эмблема процветания. Справа — женская фигура с короной на голове, опирающаяся на ликторский пучок и указывающая рукой на книгу, по всей вероятности, свод законов — она символизирует порядок и законность. Вверху, в солнечных лучах, парит обнаженная женщина — олицетворение Свободы. На втором плане слева и справа — толпы людей, что указывает на масштабность события, в которое вовлечены широкие массы народа. Внизу текст: «Париж. 14 июля 1790 г.».
На реверсе в лаврово-дубовом венке крупная надпись: «Конфедерация французов». В рисунках и надписях — идея объединения всех французов во имя революции, свободы, укрепления законности, процветания Франции. Медаль невелика по размеру, поэтому стремление мастера изобразить массовые сцены на небольшой поверхности привело к сглаженности рельефа и нечеткости изображения.
Выпуск этой медали был приурочен к Празднику Федерации, делалась она по политическому заказу, и попытка выполнить этот заказ вступила в противоречие с возможностями медальеров.
В истории Великой французской революции навсегда осталось имя ее идеолога графа Мирабо (1749—1791), выдающегося оратора, яркой личности. В начале революции он смело обличал абсолютизм, пользовался огромной популярностью в народе, играл ведущую роль в Национальном собрании. Именно по его инициативе была создана Национальная гвардия. Современники сравнивали его с величайшим оратором античности Демосфеном. Впоследствии он стал приверженцем конституционной монархии, перешел на сторону Двора. Несмотря на это его авторитет в народе оставался очень высоким. Мирабо умер 2 апреля 1791 года, а уже на следующий день Национальное собрание утвердило медаль в его честь
(илл. 3). На аверсе медали — рельефное изображение головы Мирабо в лавровом венке и надпись: «Французский Демосфен». На реверсе текст: «Медаль памяти Рикетти Мирабо за заслуги перед нацией — великим людям, которые хорошо послужили Родине».
Уже на следующий день после взятия Бастилии во Франции началась первая волна эмиграции. Уезжали принцы королевской крови, представители высшей аристократии. Они бежали в Пруссию, немецкие княжества, Англию, Бельгию и другие страны. Будучи за пределами родины они, как могли, сопротивлялись революции, организовывали контрреволюционные мятежи, пытались создать коалицию европейских государств для подавления революции.
Французские эмигранты также выпускали медали, посвященные революционным событиям, но, естественно, с совершенно другой оценкой. Они воспринимали революцию как кровавый террор, а не как торжество свободы и справедливости. Медали, выпущенные в революционной Франции и эмигрантами за ее пределами, отражали одни и те же события с разных позиций. Иногда они посвящались одному и тому же человеку. Такова памятная медаль, изготовленная в честь первого мэра Парижа Жана Сильвена Байи.
В 1789 году в революционной Франции была выбита памятная художественная медаль, авторами которой были известные французские медальеры Б.Дювивье (аверс) и Ф.Дюпре (реверс). Ее выпуск связан с учреждением мэрии Парижа, нового органа власти, рожденного революцией, и избранием первым мэром французской столицы Жана Сильвена Байи. Это событие произошло 15 июля 1789 года, уже на следующий день после взятия Бастилии.
Ж.С.Байи — известный французский ученый, астроном, член Парижской Академии наук (1763 год), первый председатель Национального собрания (июнь— июль 1789 года), был мэром Парижа в 1789 —1791 годах. В период якобинской диктатуры 11 ноября 1793 года был казнен по приговору революционного трибунала.
На аверсе медали (илл. 4) — высокорельефный портрет Людовика XVI и надпись: «Людовик XVI король Франции, г. Париж». На реверсе — аллегорическое изображение Франции в виде женщины в античных одеждах с короной на голове и пикой, увенчанной фригийским колпаком, в руке. Она опирается на колонну, на фоне которой — ликторский пучок. Слева от нее изображены знамена, ладьи, свитки, шпаги, справа — колосья, рог изобилия, фрагменты пушечного лафета. Текст, выбитый на реверсе, гласит: «Основание мэрии Парижа. Сильвен Байи первый мэр избран 15 июля 1789 г.». Медаль выполнена известными мастерами в лучших традициях французской художественной медали.
После казни Ж.С.Байи французская эмиграция выпустила медаль в память о нем (илл. 5). На ней — портрет первого мэра Парижа и надписи: «Жан Сильвен Байи, рожденный в Париже в 1736 г., обезглавлен в 1793 г.», «Первый президент Национального собрания, первый мэр Парижа погиб, к прискорбию, на эшафоте жертвой неблагодарного народа».
Медали, выпущенные в эмиграции, поневоле отражали события революции. Так, создание Национальной гвардии было отмечено выпуском медали, посвященной генералу Лафайету. Национальная гвардия родилась уже в первый день революции, 14 июля 1789 года, в день штурма Бастилии. Ее командующим стал генерал Лафайет, маркиз Мари Жозеф Поль Ив Рок Жильбер Мотье, герой Старого и Нового Света. В 20 лет в войне за независимость Северной Америки он сражался в рядах американских колонистов, в 23 года стал бригадным генералом американской армии. По возвращении во Францию в 1789 году он был избран в Генеральные штаты, 14 июля того же года стал командующим Национальной гвардией. Его популярность в начале революции была очень велика. Во время войны, которую вела революционная Франция против объединенных сил европейских монархий, он командовал одной из армий. Лафайет был сторонником конституционной монархии. Народное восстание 10 августа 1792 года против королевской власти напугало его. Уже на следующий день, 11 августа, он обратился к своей армии с воззванием, в котором призывал сохранить верность Конституции и выступить против мятежников. Армия его не поддержала. И тогда Лафайет бежал в Австрию, где пробыл в плену до 1797 года, затем вернулся во Францию. Во время июльской революции 1830 года вновь стал командующим Национальной гвардией. Умер в 1834 году. Он один из немногих деятелей Великой французской революции, который не погиб под ножом гильотины.
На медали, посвященной генералу Лафайету (илл. 6), его портрет и надпись: «Генерал Лафайет, рожден в 1757 г., командующий Национальной гвардией Парижа». Текст на реверсе указывает на то, что медаль выпущена в эмиграции: «Предмет одновременного обожания и ненависти. Сегодня вспоминаются его несчастья и служение во имя свободы обоих миров».
Также в эмиграции была выпущена медаль, посвященная еще одному герою Старого и Нового Света, виконту Александру де Богар- не. Он, как и Лафайет, был участником борьбы за независимость Северной Америки. Во время Великой французской революции А.Богарне — депутат Генеральных штатов, одним из первых выступил за отмену дворянских привилегий. В марте 1793 года он — временный главнокомандующий Рейнской армией революционной Франции.
13 июня 1793 года Конвент избрал его военным министром, но уже 16 июня Богарне письменно отказывается от этой должности. Его постигла трагическая судьба многих деятелей Французской революции — 23 июля 1794 года (5 термидора 2 года республики) он был казнен как дворянин по обвинению в измене после поражения его армии при Майнце.
Имя Богарне получило широкую известность еще и потому, что его вдова Жозефина стала впоследствии женой Наполеона Бонапарта, а сын Евгений — полководцем наполеоновской армии. На медали памяти А. Богарне его портрет и надпись: «Александр Богарне, генерал-аншеф Рейнской Армии. Родился 12 мая 1761 г. Казнен 5 термидора 2 г.» (илл. 7).
Важнейшим событием революции стало крушение монархии в результате народного восстания 10 августа 1792 года. Король и королева были арестованы и вместе с наследником заключены в тюрьму Тампль. В 1793 году Людовик XVI и Мария-Антуанетта были казнены по приговору революционного трибунала, дофин Луи Шарль умер в 1795 году при неясных обстоятельствах.
Сцены казни очень натуралистичны. Так, на обороте бронзовой медали на казнь Людовика XVI (илл. 8) — изображение гильотины, тело короля на плахе, его голова в руках палача, дата казни: «21 января 1793 г.», на лицевой стороне — сдвоенный портрет короля и королевы и надпись: «Людовик XVI король Франции и Наварры. Королева Мария-Антуанетта Австрийская. Роковая несправедливость». На обрезе портрета клеймо медальера: «СНК». Медаль отличается высоким качеством исполнения.
На серебряной медали на казнь короля (илл. 9), выпущенной в Берлине в 1793 году французскими эмигрантами из армии Конде, — портрет Людовика XVI, плачущая у урны женщина, поверженная корона, разбитый топором ликторский пучок, дата казни и текст: «Людовик XVI, король Франции, убитый мятежниками. Оплакать и отомстить за него». На медали авторское клеймо: «F.L.».
Памяти казненной королевской четы посвящена также выпущенная в Пруссии серебряная медаль с текстом на немецком языке о народе-чудовище, совершившем казнь (илл.10). И на этой медали-гильотина, 2 палача, солдаты с ружьями, даты казни: «21 января», «16 октября», «1793».
Потрясает своим трагизмом медаль на казнь Марии-Антуанетты (илл.11): королева с непокрытой головой (знак величайшего унижения), со связанными за спиной руками в повозке, везущей ее к месту казни. Рядом — ликующий народ: женщина со знаменем, увенчанным фригийским колпаком, ребенок, в восторге подбрасывающий вверх шляпу, толпы, стекающиеся к гильотине, — все это вновь вызывает мысль о народе-чудовище, о жестокости революции. Драматичность сюжета усиливают надписи, рассказывающие об этапах жизненного пути королевы Франции: «Мария-Антуанетта Австрийская, королева Франции и Наварры. Родилась 2 ноября 1755 г. Жена Людовика XVI с 25 мая 1770 г., коронована 11 июня 1776 г.» и дата казни: «16 октября 1793 г.».
Памяти наследника престола дофина Луи Шарля посвящены 2 медали, выпущенные в эмиграции в 1795 году, — в меди и серебре. На медной медали (илл. 12) — портрет юного дофина и текст: «Луи Шарль, дофин. Родился 25 марта 1785 г. Умер в Тампле 7 января 1795 г.» На оборотной стороне — женщина в античных одеждах, у погребальной урны, и надпись: «Жертва революционной подлости». Дата и место смерти указаны на медали неточно.
На серебряной медали, выпущенной французскими эмигрантами в Берлине (илл. 13), дата обозначена правильно: «8 июня 1795 г.». На аверсе ее — портрет дофина и текст: «Людовик, второй сын Людовика XVI, родился 27 марта 1785 г.», на реверсе — аллегорическое изображение ангела смерти в виде крылатого юноши, сидящего на саркофаге и пишущего на скрижали: «Вновь стал свободен 8 июня 1795 г.».
Смерть была освобождением для этого ребенка, ставшего наследником престола после смерти его старшего брата в 1789 году, накануне революции. Известно, что 10 августа 1792 года вместе с родителями он был заключен в тюрьму Тампль. После казни Людовика XVI французские эмигранты провозгласили его королем Людовиком XVII. Однако ему не довелось вступить на французский престол. Постановлением Конвента в июне 1793 года Луи Шарль был отдан на воспитание сапожнику- якобинцу. После смерти дофина распространилась легенда, что он жив, появились самозванцы, выдававшие себя за Людовика XVII.
Все медали, выпущенные в эмиграции, отличаются выразительностью, высоким исполнительским мастерством, тщательной отделкой деталей.
Зеркало Эпохи.
Розалия ГУРЕВИЧ
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
ДЕКАБРЬ 2003