Уже не одно тысячелетие цветные металлы играют важнейшую роль в материальном производстве, и неудивительно, что из них изготовлена существенная часть антиквариата. Знание основных свойств цветных металлов может помочь коллекционеру в определении неизвестного предмета.
Свинец
В природе свинец встречается в виде галенита (свинцовой руды). Металл из руды получают, перекаливая ее с утлем (кальцинированием). Свинец имеет серый цвет, но на свежем срезе дает серебряный блеск; он мягок и имеет низкую точку плавления — 327° С.
С древних времен свинец использовался в строительстве из-за своей пластичности, изоляционных свойств и малой подверженности коррозии. В Римской империи он широко применялся для изготовления водопроводных труб и гробов, которые обычно отливались в песчаных или гипсовых формах. В то время свинец поступал в мастерские в виде прямоугольных слитков, на которых было выбито имя правящего императора и место изготовления.
Римские водопроводные трубы имели цилиндрическую форму; их диаметр и длина были стандартизированы. На некоторых из дошедших до нашего времени труб можно различить надпись, содержащую дату производства и название рудника. Надписи рельефны, что указывает на то, что они были вырезаны в форме для отливки.
В средние века свинец также использовался весьма широко, прежде всего для изготовления церковных купелей. На удивление, большое их число сохранилось до наших дней, особенно в Великобритании. Обычно купели имеют форму цилиндрического чана с плоским основанием диаметром около 1,8 м, практически все они украшены снаружи рельефными узорами и фигурами. На купелях XII— XIII веков часто можно видеть рельефные фигуры, размещенные в декоративных аркадах с колоннами. Иногда встречаются и абстрактные узоры — растительные и архитектурные мотивы, рондели и завитки. Повторяющиеся мотивы, вероятнее всего, указывают на то, что при изготовлении форм для отливки использовались деревянные шаблоны. В ряде случаев они оставляли следы на конечном изделии в виде выпуклого шва.
При устройстве окон использовались небольшие вентиляционные решетки из свинца, обеспечивавшие доступ свежего воздуха. Они имели квадратную или ромбовидную форму и ажурный узор со сквозными отверстиями, чаще всего выполненный в готическом стиле. Такие решетки отливались в тонких песчаных формах, и по особенностям отливки часто можно определить время, место изготовления и даже мастерскую; они были широко распространены в период с XIV по XVI век.
Из свинца делали оправы для шкатулок и ларцов; несколько образцов таких оправ в готическом стиле, созданных в XIV веке и отличающихся тонкостью работы, сохранилось до наших дней. Они были ходким товаром — об этом говорит тот факт, что в разных частях Европы встречаются оправы, явно отлитые в одной и той же форме. Декоративные элементы из свинца обычно покрывались позолотой или росписью. Для нанесения росписи свинец во многих случаях предварительно покрывался слоем алебастра.
Значительное число свинцовых значков и эмблем, носившихся в период с XIV по XVI век пилигримами и сторонниками различных религиозных учений, находят на дне европейских рек. Среди наиболее распространенных — значки с изображением головы Фомы Беккета в митре, очень популярные в графстве Кентербери (Англия), и эмблемы с изображением солнца, которые носили сторонники дома Йорков во времена войны Белой и Алой роз. Огромное количество поддельных эмблем такого рода, имитирующих старинные значки, было произведено в Англии в 1840-х годах «Билли и Чарли» — Уильямом Смитом и Чарльзом Итоном, которые отливали их из свинца в алебастровых формах.
Начиная с позднего Средневековья, приобрели широкое распространение свинцовые навершия и сливные раструбы сточных труб. Они крепились на зданиях, выполняя утилитарную функцию сбора и отвода дождевой воды, и одновременно служили украшением дома, часто отличаясь тонкой художественной работой. Их покрывали ажурными или литыми узорами, на многих были отлиты даты и имена владельцев дома. Применявшиеся формы наверший широко варьировались в разные периоды — от кубов с украшениями в готическом стиле, типичных для XVI века, до ажурных колонн в стиле классицизма XVIII века, украшенных акантами, листьями и завитками. Узорами с растительными мотивами украшались обычно и свинцовые трубы водостоков, и раструбы.
Из свинца делались также баки для сбора дождевой воды — еще одна распространенная архитектурная деталь из металла. Из дошедших до нас баков самые ранние относятся к XIV веку; они, вероятнее всего, французской работы и украшены рельефными кругами. Но большинство сохранившихся баков датируются XVII—XVIII веками. В этот период они уже украшались более тщательно, в том числе рельефными узорами с человеческими и мифологическими фигурами и геральдическими элементами.
Начиная с XVII века, свинец, благодаря малой подверженности коррозии в неблагоприятных погодных условиях, стал широко использоваться для изготовления садово-парковых скульптур! и фигурных фонтанов. Такие скульптуры, будучи довольно крупного размера, отливались по частям, в несколько приемов; части скульптур затем соединялись пайкой. Лучшие образцы изделий такого рода были выполнены во Франции в конце XVII века известными скульпторами, которые по завершении работ по отливке и скреплению частей статуй обрабатывали их поверхность резцами и чеканами, чем обеспечивалась удивительная тонкость и выразительность отделки.
На старых гравюрах с изображениями мастерских по производству свинцовых изделий видны печи и ковши для разливки свинца, различные виды литых форм, а также специальные инструменты, наподобие длинных граблей, для удаления пленок шлака с поверхности расплавленного металла перед заливкой его в форму. Остывшие отливки начерно обрабатывались напильниками, лишние выступавшие части (металл, оставшийся в литках) обкусывались щипцами. В целом же пластичность и текучесть свинца практически снимала необходимость окончательной отделки при условии тщательной подготовки литой формы.
Золотых дел мастера часто делали из свинца предварительные модели для изготовления декоративных элементов кубков и чаш. Такие модели затем копировались граверами и использовались вновь и вновь. Пластичность и дешевизна свинца делали его идеальным материалом для изготовления моделей. По мере выхода из моды того или иного стиля такие модели обычно исчезали из оборота, но некоторые, наиболее удачные, употреблялись очень долго — например, части орнаментов XVIII века, разработанных для украшения футляров часов, ювелирных изделий и табакерок, иногда использовались и в XIX веке.
Олово и жесть
Олово получают при плавлении касситерита (оксида олова). Оно не тускнеет и не подвержено действию органических кислот. Его можно отполировать до серебристого блеска. Температура плавления олова довольно низка — 231,9°С, и им можно легко покрывать самые разные металлы.
Использование олова для защиты железа от ржавчины было известно еще римлянам, восточным мастерам эпохи становления ислама и европейским ремесленникам раннего Средневековья. При изучении железных оков на средневековых сундуках часто заметен слой покрывавшего их олова. Оловом также покрывались медные сосуды, чтобы они не были токсичными.
Предметы, сделанные из железа и луженные оловом, впервые в Европе появились в Саксонии и Богемии в конце XVI или начале XVII века. В XVII—XVIII веках, с созданием завода, принадлежавшего семейству Энбери, европейским центром производства таких изделий стал город Понти- пул в Южном Уэльсе, в Британии.
Важнейшей частью производства было получение тонких железных листов. Для этого железные бруски, переплавленные с древесным углем, разогревали и расковывали в плоские листы механическими молотами, приводимыми в движение силой воды. Затем листы укладывались стопкой в печь и вновь разогревались; чтобы отдельные листы не сплавились вместе, их пересыпали смесью песка и древесного угля. В результате многократно повторяющихся процессов разогрева и ковки получали тонкие пластины, которые обрезались до нужного размера. После 1728 года листовое железо стали получать также и на прокатных станах, где раскаленные железные заготовки раскатывались тяжелыми валами.
Полученные железные листы очищали песчаником и обрабатывали специальным раствором для удаления нагара. После повторной очистки их погружали в железные котлы с расплавленным оловом, которое ровным слоем покрывало их поверхность. Погружение проводили дважды для обеспечения равномерности слоя оловянной полуды. В завершение луженные оловом листы полировали опилками и толокном, получая функциональный и удобный в обработке материал — жесть.
В XVIII-—XIX веках из жести изготовлялись самые разнообразные предметы. Очень популярна была жестяная, покрытая лаком посуда, которая производилась в Понтипуле и графстве Мидленд (Англия). Большим спросом пользовались неглубокие подносы различной формы, покрытые разноцветным лаком в технике japanning («под Японию»). В то время такая отделка была очень модной; в этой технике также расписывали предметы из папье-маше.
Из жести и олова выделывали самые разные бытовые изделия — подставки под тарелки, подсвечники, кофейники и т. п. Предметы сложной формы делали по частям, из секций, которые потом соединялись пайкой. Края изделий обычно накатывали на железную проволоку, чтобы придать им дополнительную жесткость. Машинное производство изделий из жести появилось в середине XIX века.
В США сохранился довольно большой массив антикварных предметов из жести, которая широко использовалась для производства бытовых предметов. Признанным национальным центром производства жестяных изделий, как простых, так и покрытых лаковой росписью, в XIX веке был город Берлин в штате Коннектикут. Считается, что наиболее изящные изделия изготовлялись мастерами из семейства Паттисон. Еще один значительный центр производства жестяных изделий был основан немецкими колонистами в штате Пенсильвания.
Медь
Медь встречается в природе как в виде самородков, так и в составе медной руды, из которой ее извлекают плавлением. Для этого руду разогревают до температуры, достаточной для плавления меди, и расплавленный металл собирается на дне печи. На срезе меди виден ее яркий светло- красный цвет, который из-за окисления быстро превращается в шоко- ладно-коричневый.
Медь сочетает в себе достаточную твердость с хорошей ковкостью. Она плавится при 1083°С, ее легко обрабатывать, причем при холодной обработке ее твердость возрастает. Медь входит в состав важнейших сплавов, таких как латунь, бронза и пьютер, и является основным компонентом старого шеффилдского покрытия.
Наиболее ранние изделия из меди, найденные на Ближнем Востоке, представляют собой простейшие предметы — бусы, булавки, примитивные орудия и датируются 9000—7000 годами до н. э. В древности добыча и обработка меди была широко распространена в Шумерии, Египте, Израиле, Малой Азии, на Балканах и Кипре. Римляне называли ее als cyprut, что свидетельствует о значении Кипра как центра производства меди. В Средние века медь добывалась в Саксонии, Тоскане и в Фалуне, в Швеции. Рудник Стора Коппарберг («Большая медная гора») в Фалуне действовал с начала XIII века и был важнейшим источником меди в Европе; в XVIII веке довольно много меди стали завозить из Японии.
Торговлю медью в Старом Свете вели главным образом немцы. В поставках меди в Северной Европе доминировал Ганзейский союз, на юге важным центром торговли медью был Нюренберг. Богатство семьи Фуггер из Аугсбурга было в значительной степени основано на добыче и разработке минералов; эта семья фактически
монополизировала торговлю медью в начале XVI века. Немецкие шахтеры также играли ведущую роль в двух компаниях, получивших право на разработку залежей меди в Озерном крае в Британии во второй половине XVI века. В Уэльсе в 1582 году был основан завод по выплавке меди.
В 1800 году Британия стала крупнейшим поставщиком меди в мире, но в 1830-х годах первенство перешло к Чили, а затем к США и Испании. В Америке президент Бенджамин Франклин еще в 1750 году отмечал важное значение медного рудника в Нью-Джерси, принадлежавшего семье Шуйлер, а в 1798 году Поль Ревер предложил использовать медь для обшивки морских судов. В середине XIX века важным центром рафинирования меди стал Балтимор.
Производители меди вели постоянные исследования с целью совершенствования способов производства и повышения качества металла. Такие фундаментальные труды, как De Re Metallica («О металлических предметах») Агриколы, сыграли большую роль в распространении сведений о разных методах получения и обработки меди.
Для изготовления изделий из меди наиболее широко применялись: литье, штамповка, обкатка и чеканка и выколотка. Полые сосуды, изготовленные выколоткой, такие как чаши и чайники, обычно делались из сравнительно тонких листов металла, однако обладали вполне
достаточным запасом прочности, поскольку при ковке медь становится тверже. Таким образом, ковка позволяла сочетать прочность с легкостью.
В Средние века, особенно в XIII веке, значительная часть изделий из меди производилась в Лиможе, в Южной Франции. До нашего времени дошли многочисленные кресты, подсвечники, кадила и другая церковная утварь лиможской работы. Многие предметы украшались цветной выемчатой эмалью в технике champlev и рельефными фигурами, которые изготавливались отдельно, а затем припаивались или прикреплялись штифтом. Изделия лиможской работы, судя по всему, изготовлялись или литьем в грубую форму, с последующим вбиванием отливки в форму молотком, или выколоткой листа меди на форме — во всяком случае, большая часть сохранившихся предметов имеет следы обработки молотком с оборотной стороны. Затем лицевая сторона изделия обрабатывалась резцами и штихелями. На некоторых деталях видны грубо выбитые римские цифры или буквы, очевидно, облегчавшие мастеру сборку изделия. Кадила и цилиндрические сосуды из церковной утвари обычно состоят из нескольких частей, спаянных вместе. На некоторых лиможских изделиях видны следы обработки на токарном станке, вероятно, бывшей частью процесса окончательной отделки.
Перегородчатая эмаль (cloisonne) и расписная эмаль, обычные на лиможских изделиях, часто наносились на медную основу. Еще одной распространенной декоративной техникой было в Лиможе ртутное золочение, часто применявшееся в сочетании с эмалью.
Значительное число медных предметов было произведено в Италии в XVI—XVII веках — прежде всего кувшины, различного вида чаши и блюда. Они являлись дешевой заменой дорогих бронзовых и латунных изделий с тонкой гравировкой. Поверхности практически всех сохранившихся сосудов того времени украшены насечкой.
Чеканы для работы на меди обычно делались из латуни или стали. Их существовало множество разных видов: для разметки на металле основных деталей узора использовались чертилки, для чеканки высоким рельефом служили особые чеканы, были и инструменты для выравнивания и заглаживания поверхности металла. Матирующие чеканы служили для создания разного вида фактур на поверхности изделия. Опытный мастер мог нанести отчетливый элемент декора одним ударом молотка.
Кадила, жаровни и сосуды для курения благовоний обычно имели ажурные узоры со сквозными отверстиями на крышках или боковых сторонах для прохождения тепла или дыма. Отверстия пробивали особым пробойником с острым концом и, если требовалось, расширяли или меняли их форму с помощью лобзика или надфиля.
Поскольку медь — мягкий металл, она легко поддается гравировке. Рисунок обычно наносился на поверхность краской, и основные линии затем размечались чертилкой с острым концом. Для гравировки мелкие предметы закреплялись на массивной основе сургучом, более крупные укладывались на мешочек с песком. Затем намеченный узор вырезали штихелем. Фон за узором обычно покрывали сеткой из частых и тонких пересекающихся линий, которые наносились особым штихелем с узким лезвием.
Многие медные сосуды, особенно предназначенные для приготовления и хранения пищи, лудили оловом, которое устойчиво к действию многих органических кислот и поэтому предотвращало образование токсичных веществ.
Многие сосуды XVIII века — кастрюли, котлы, — которые сейчас предлагаются как медные, еще хранят следы первоначальной полуды в углах и углублениях.
Для лужения медный сосуд требовалось сначала очистить, и для этого его погружали в кислоту. Затем он разогревался до температуры выше точки плавления олова (231,9°С). Вещество, облегчавшее пайку (флюс), например, хлористый аммоний, наносилось на поверхность сосуда, после чего она натиралась бруском чистого олова, которое тотчас же плавилось и прилипало к поверхности сосуда. Другим методом лужения было погружение сосуда в котел с расплавленным оловом, что давало более толстый и равномерный слой полуды. Обычно методом погружения лудились изделия из железа.
Луженые поверхности имеют вначале не очень привлекательный тускло-серый цвет, но после полировки приобретают серебряный блеск. Особенно красивые предметы с гравировкой на луженой меди делали мастера Ближнего Востока. Гравированный узор на серой поверхности олова часто оттеняют, заполняя линии гравировки черным веществом.
Старые мастера использовали различные методы обработки меди, в том числе и химические, чтобы изменить шоколадно-коричневый цвет, который она приобретает в процессе окисления. Обработка мышьяком давала серый или черный цвет, карбонаты меди делали ее поверхность коричневой или зеленой. Яркий блеск домашней посуды поддерживался постоянной чисткой. Некоторые мастера XIX века покрывали медные изделия прозрачным лаком для защиты от окисления и сохранения натурального цвета металла.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.68