В последней четверти XIX — начале XX Века Джон Сингер Сарджент (1856—1925) считался одним из наиболее прославленных американских художников.
Александр Бенуа отмечал, что характерные приемы Сарджента принесли ему «совершенно исключительную славу и полную победу над конкурентами в изображении всего, что было в его времени самого видного, значительного, родовитого в Англии и на континенте». Однако в эпоху торжества авангардных течений манера письма Сарджента значительной частью публики стала восприниматься не достаточно современной, ассоциируясь с понятием эстетствующего и не глубокого салонного искусства. Вновь по-настоящему популярным его творчество стало ближе к последней четверти XX века.
В настоящее время имя американского живописца уже смело можно назвать культовым, а его персональные выставки проходят с неизменным успехом. Работы Сарджента пользуются активным спросом и на антикварном рынке. В 2004 году по рейтингу авторитетного аналитического ресурса artprice, com Сарджент вошел в число наиболее востребованных авторов. Его картина «Группа с зонтами. Сиеста» (1905) на аукционе Sotheby’s (Нью-Йорк, 1.01.2004, лот № 7) была продана за 21 миллион долларов, портрет писателя Р.Л. Стивенсона с женой (Sotheby’s, Нью-Йорк, 19.05.2004, лот № 12) — за 7 миллионов 850 тысяч долларов.
Джон Сингер Сарджент родился во Флоренции 12 января 1856 года в семье американского хирурга Фитцуильяма Сарджента и акварелистки-любительницы Мэри Ньюбольд Сингер. Очень рано у мальчика проснулся интерес к изобразительному искусству и музыке. В 1874 году по достижении восемнадцати лет он приехал в Париж и стал посещать модную школу Ш.Э.О. Каролюса-Дюрана, сразу приметившего талантливого студента. Безусловно, его уроки оказали воздействие на формирование стиля Сарджента. Не выходя за рамки реалистического метода, Дюран учил начинающих живописцев обращать внимание на тонкие градации цвета и света, создавать контуры цветными мазками, работать на полутонах, трансформировать личные эмоции в физическое движение кисти на холсте. Особое внимание он уделял изучению творчества старых мастеров, в первую очередь Веласкеса.
Сарджент обучался в мастерской четыре года, в качестве дипломной работы выполнив портрет с благодарственной надписью Каролюсу-Дюрану (1879, Sterling and Francine Clark Art Institute). В 1876 году Сарджент впервые посетил родину отца — Соединенные Штаты (родители предпочитали жить в Европе). В 1879 —1881 годах он также предпринял ряд поездок: побывал в Испании, Марокко, Нидерландах, Великобритании и Италии. В Лондоне Сарджент, увлекавшийся искусством художников-прерафаэлитов, посещал мастерскую Э. Берн- Джонса и внимательно изучал творчество одного из основоположников английской портретной школы А. Ван Дейка. За время заграничных путешествий Сарджента также покорили произведения Ф. Хальса, Д. Эль Греко и Д. Веласкеса. Начинающий автор нередко копировал работы своих выдающихся предшественников, в том числе знаменитые «Менины» последнего живописца.
По возвращении во Францию, Сарджент сблизился с кругом импрессионистов, главным образом Э. Мане и К. Моне. Как и импрессионисты, Сарджент любил писать широким, свободным мазком, экспериментировать с колоритом и освещением. Многие работы художника, особенно выполненные им на пленэре небольшие пейзажные этюды или картины (например, «Клод Моне, пишущий у края леса», 1885, галерея Тейт, или «Группа с зонтиками. Сиеста», 1905, частное собрание), были созданы в стилистике этого направления. Но хотя импрессионизм заметно обогатил манеру живописца и нашел отражение в значительном количестве полотен, магистральная линия искусства Сарджента была в большей степени сориентирована на развитие традиций старых мастеров, с их вниманием к психологической компоненте и сохранению формы.
Карьера Сарджента развивалась успешно. Широкой известностью пользовались жанровые картины «Халео» («Андалузский танец», 1882, Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне), «Собиратели устриц в Канкале» (1878, Художественная галерея Конкоран, Вашингтон). В 1880 году в Салоне Сарджент экспонировал работу «Пары амброзии» (1880, Sterling and Francine Clark Art Institute), на которой представил марокканку в белом одеянии на фоне белой стены с колонной, вдыхающую ароматы из серебристой курильницы. Близкий друг Сарджента — американский писатель, романист Генри Джеймс — восторженно писал, что не знает, правдива ли картина с точки зрения этнографической и религиозной, но она завораживающе красива, утонченна и демонстрирует блестящее живописное умение мастера.
Успешной была и портретная деятельность Сарджента. Его изображение мадам Рамон Саберказо (1880—1881, частное собрание) в Салоне 1881 года удостоилось медали, портрет Ш.Л. Буркхардт («Дама с розой», 1882, музей Метрополитен, США) в следующем году в Салоне был признан талантливым и оригинальным. Французская критика пророчила Сардженту великое будущее. Скульптор Огюст Роден, портрет которого Сарджент написал в 1884 году (музей Родена, Париж), нарек его «Ван Дейком эпохи». В портретной живописи он стремился представить моделей разнообразно, хорошо подмечал индивидуальность каждого и в ряде случаев мог позволить иронический взгляд на портретируемое лицо. Его быстрая кисть легко передавала фактуру ткани — шелка, бархата, атласа, кружев, сверкание драгоценностей, игру световых бликов.
Художник к этому времени вполне сформировался как зрелый, оригинально мыслящий, глубокий мастер. Характеризуя авторскую манеру Сарджента, искусствовед Р. Розенблюм писал о его выставке 1987 года в Музее американского искусства Уитни: «Зрительская аудитория была ослеплена великолепием и разнообразием живописных приемов этого мастера, владеющего кистью с виртуозностью искусного фехтовальщика, и одновременно заворожена его умением мгновенно схватывать все детали объектов изображения, будь то люди или вещи, обнаруживая и фиксируя характеристики давно уже не существующего социума». Виртуозность письма Сарджента во многом достигалась специфической творческой манерой, при которой он буквально с разбега наносил кистью на холст резкие, но неизменно точные мазки.
В 1884 году в жизни Сарджента произошли перемены, вызванные скандалом в Парижском салоне. Поводом для порицаний послужил портрет эксцентричной американки Вирджинии Готро, супруги богатого парижского банкира (Метрополитен, Нью-Йорк). Произведение экспонировалось в Салоне в 1884 году как «Портрет мадам X». Сарджент изобразил госпожу Готро в шикарном черном платье с тонкими бретельками и оголенными плечами и руками. Голова модели резко повернута в профиль. Портрет был найден вызывающим и дерзким. С.Н. Рерих посвятил этому произведению следующие строки: «Лабайте вспомним великий портрет мадам Готро кисти Саргена, который многими и им самим считался шедевром. Но шум, поднятый вокруг этой картины, когда она впервые была выставлена в Парижском Салоне, был настолько велик, что Сарген был вынужден покинуть Париж и уехать в Лондон. Такова была его реакция, как мы знаем... Прошли годы, и портрет мадам Готро стал гордостью Музея Метрополитен в Нью-Йорке, данью мастерства Саргена».
В Лондоне на первых порах Сарджент чувствовал себя неуверенно. В основном он писал небольшие заказные работы, изображения родственников (особенно младшей сестры Вайолет) и друзей. К таковым относится портрет прохаживающегося по комнате писателя Р.Л. Стивенсона и его жены, запечатленной в экзотическом индийском одеянии, (1885, частное собрание). Видевший эту картину А. Бенуа сожалел, что подобные «непосредственные изображения» действительности исключение в творчестве Сарджента, оговариваясь, впрочем, что мастер был «одним из крайне немногочисленных художников, кто в XIX веке справлялись с труднейшей задачей создавать для замков и дворцов нечто вполне достойное».
Одним из постоянных заказчиков Сарджента стало семейство английских предпринимателей Викерс. Композицию художника «Сестры Викерс» (1884, Городская художественная галерея, Шеффилд) отличает тонкая художественная интрига. Найденное расположение моделей на холсте, музыкальная красота плавных, круглящихся линий, выхваченная «молниеносным» мазком из полумрака комнаты мерцающая серебряная чаша, игра света и тени позволяют создать изысканное и оригинальное полотно. В этом же году Сарджент написал портрет Дороти и Винсента Викерс («Дети Викерс в саду», 1884, Flint institute of Arts, Мичиган). Брат и сестра запечатлены в саду среди стилизованных белых лилий. Приглушенные зеленые тона сада, нежные цветы на тонких стеблях, задающие ритмический узор полотну, плоскостность и лаконичность композиции близки изысканной японской эстетике и несут в себе черты ар-нуво. Однако декоративность произведения сочетается с индивидуальной характеристикой детей, образ которых вполне конкретен и написан с большим авторским участием.
В настоящее время особой зрительской любовью пользуется и другая, посвященная детской теме, картина Сарджента «Гвоздика, лилия, лилия, роза» («Китайские фонарики», 1885—1886, галерея Тэйт). «Я пробую написать чарующую сценку, которую наблюдал вчера вечером. ф,ве маленькие девочки в саду, среди цветов, освещенных зажженными бумажными фонариками. Знаю, эта картина потребует много времени, но я не откажусь от задуманного», - сообщал Сарджент в сентябрьском письме к Эдвину Расселю.
Приступив к созданию данного произведения осенью 1885 года, мастер смог закончить его только через год. Дело в том, что Сарджент писал с натуры лишь в те короткие предвечерние мгновения, когда начинающиеся сумерки ненадолго создавали нужное освещение. Характерно, что в сезон, когда садовые цветы не цвели, из дома выносили лилии и розы, специально выращенные для этого в горшках. В итоге мастеру удалось создать декоративно-изысканное полотно, передающее мировосприятие ребенка, в котором есть место «волшебным открытиям» прекрасного окружающего мира.
В 1888и1889 годах Сарджент провел персональные выставки в Соединенных Штатах, пользовавшихся огромным успехом. Сарджент воспринимался местной публикой утонченным представителем европейского шика, являясь одновременно с тем гражданином Америки. В числе поклонниц Сарджента была и знаменитая И. Гарднер, на базе коллекции которой в Бостоне был основан музей. Ее оригинальный портрет в темном платье на золотистом узорчатом фоне (1888, музей Изабеллы Гарднер, Бостон) Генри Джеймс назвал «византийской мадонной».
В 1890-е годы известность мастера являлась настолько широкой, что некоторые заказчики вместо портрета маслом были рады удовлетвориться рисунком, лишь бы написал его «сам Сарджент». Однако надо отдать должное американскому автору, который был прекрасным графиком, умело работая углем, мелом, карандашом и тушью. В 1894 году Сарджента избрали членом Королевской Академии художеств в Лондоне. Часто его работы критика сравнивала с произведениями корифеев английской живописи: Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдса, Т. Лоуренса. И Сарджент действительно писал многие портреты в том «высоком стиле», о котором ностальгировали современники.
В 1896 году Сарджент выполнил портрет русской заказчицы — княгини С.И. Демидовой, урожденной Воронцовой-Дашковой (Толидский художественный музей, Огайо, США). Модель была супругой первого секретаря русского посольства в Лондоне князя Демидова Сан- Донато и считалась одной из наиболее утонченных и образованных женщин высшего общества. Художник запечатлел княгиню на фоне одной из принадлежащих ему китайских лакированных ширм с богатым орнаментом.
Сарджент нередко использовал в портретах приобретаемую им мебель и предметы интерьера, крайне внимательно относясь к аксессуарам и деталям обстановки, помогавшим создать требуемое настроение, передать индивидуальные качества и статус изображаемого лица.
С.И. Демидова была не единственной русской моделью Сарджента. Знаменитая балерина Т.П. Карсавина посвятила художнику следующие строки: «Он сделал мой портрет в роли Тамары., и этот рисунок в паре с головой Нижинского также работы Сарджента леди Рипон повесила у себя в комнате в Кумбе. С тех пор Сарджент рисовал меня ежегодно до тех пор, пока временно не прекратила поездки Русского балета в Лондон. Он щедро дарил мне свои рисунки... Сардженту оченъ хотелось, чтобы я ценила достоинства его работы. Рисуя, он беспрерывно говорил и хотел, чтобы и я говорила...»
Закулисный мир был очень интересен Сардженту, большому поклоннику театра и балета. Его кисти принадлежит много изображений выдающихся актеров и актрис, в том числе Элен Терри в образе леди Макбет (1889, галерея Тейт). Сам «роковой» облик актрисы, ее белая кожа, кроваво-красный рот, трагический излом бровей, сочетание оранжево-золотистых и зеленоватых оттенков — не только отражение трагической роли, но и дань мастера стилю ар-нуво. Трудясь над произведениями, Сарджент всегда отталкивался от статуса и личности модели, в зависимости от этого меняя манеру исполнения. Например, строгий, «консервативный» портрет Дж. Чемберлена (1896, Национальная портретная галерея, Лондон) удивительно подходит к деловому и сосредоточенному образу политика, министра колоний Великобритании.
Еще в отроческие годы Сарджент любил работать акварелью. Особенно часто к этой технике он прибегал во время своих путешествий, используя преимущества, которые эта техника предоставляла ему «в дорожных условиях». Значительное число акварелей мастера приходится на XX век, когда Сарджент стал постепенно отходить от занятий портретной живописью, делая немногочисленные исключения для интересных ему людей.
Акварели Сарджента отличаются прозрачным колоритом, мастерским штрихом и отсутствием предварительного наброска. Художник в них нередко экспериментирует с оптическими эффектами: игрой оттенков, бликов, светотени, передачей отражений. Написанные в быстрой манере акварели Сарджента обладают большой жизненностью и выполнены с большим авторским участием. Художник выбирал самые разнообразные сюжеты. Так, он любил изображать интерьеры («Испанский интерьер», 1903, частное собрание), городские виды («Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», 1904, Бруклинский художественный музей, «Школа св. Роха», 1903, частное собрание), сады и парки. Значительное место среди его работ акварелью занимают фигурные сценки («Бедуины», 1905— 1906, Бруклинский художественный музей, «Симплон Пасс: урок», 1911, Музей изящных искусств, Бостон).
Сарджент внес значительный вклад и в развитие монументальной живописи. Мастер написал три большие серии фресок. Над первой серией («Триумф Веры» для Публичной библиотеки в Бостоне) он работал с 1890 по 1916 год. Также им была создана серия аллегорических и мифологических сцен для Музея изящных искусств в Бостоне (начата в 1916-м и закончена в 1925 году, незадолго до смерти художника). Третья работа — это две большие фрески («Приход американцев», «Смерть и Победа», 1921—1922) для Библиотеки Вайденера в Гарвардском университете. Последние росписи Сарджент посвятил памяти студентов и выпускников университета, погибших в годы Первой мировой войны. Фрески Сарджент преимущественно писал в своей лондонской мастерской. Затем их перевозили к месту назначения. Самый большой проект художника в монументальном жанре — фрески для библиотеки в Бостоне — перевозились по частям в США на пароходе. Каждый раз Сарджент вместе с написанными фресками пересекал океан, чтобы присутствовать при их установке.
Трагические события Первой мировой войны нашли значительные отражения в жизни и творчестве Сарджента. В 1916 году английское правительство направило группу художников, в числе которых был Сарджент, во Францию, в зону боевых действий. Увиденное на фронте потрясло мастера и буквально перевернуло его мировосприятие. Сарджент создал множество рисунков, акварелей и набросков маслом, посвященных военной тематике. В 1918—1919 годах художник написал знаменитое полотно «Пораженные газами» («Газы», Имперский военный музей, Лондон). На нем он запечатлел ослепленных горчичным газом солдат, многие из которых лежат на земле.
Две группы солдат с повязками на глазах, опустив головы, держась друг за друга, идут по пыльной дороге, озаренной лучами заходящего солнца, в полевой госпиталь. Действие этой картины выдержано в классической традиции и развертывается перед зрителем наподобие древнегреческого фриза. В 1922 году Сарджент также выполнил масштабный групповой портрет прославившихся боевых командиров (Национальная портретная галерея, Лондон).
Пожилые годы Сарджент встретил, находясь в зените славы. Он был почетным членом трех университетов — Кембриджского, Оксфордского и Йельского.
В 1919 году ему было предложено занять пост президента Королевской Академии художеств, от которого он отказался. 15 апреля 1925 года Сарджент умер в Лондоне, не дожив год до своего семидесятилетнего юбилея.
Сарджент оставил после себя разноплановое и богатое творческое наследие — от монументальных росписей до небольших набросков акварелью неизменно высокого качества исполнения. Он любил писать жанровые сцены и пейзажи. Широкую славу снискали его портреты, которых за свою жизнь Сарджент создал более восьмиста. Элегантной романтическо-реалистической манере письма, обогащенной в ряде случаев открытиями импрессионизма и модерна, мастер оставался верен на протяжении всей жизни. Свойственные Сардженту проницательность, безупречный вкус, умение виртуозно решать на холсте сложнейшие художественные задачи позволили ему написать самые разнообразные произведения, сделав каждое из них уникальным.
Екатерина КЛЕМЕНТЬЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.14